Хозяин гарема

Коллекционеры – особое племя. В то время, как большинство среднестатистических автолюбителей за свою жизнь ездят всего-то на паре автомобилей, у них в гаражах покрываются пылью десятки машин, способных к самостоятельному передвижению, но обреченных быть заложниками страсти владельца. Марк Шустер – известный питерский коллекционер – готов рассказать нам о своем культе – культе личности автомобиля.

Коллекционеры – особое племя. В то время, как большинство среднестатистических автолюбителей за свою жизнь ездят всего-то на паре автомобилей, у них в гаражах покрываются пылью десятки машин, способных к самостоятельному передвижению, но обреченных быть заложниками страсти владельца. Марк Шустер – известный питерский коллекционер – готов рассказать нам о своем культе – культе личности автомобиля.

Марк Шустер

"Колёса": Марк, когда Вы познакомились с автомобилем как средством передвижения?

Марк: Страстно любил машины с детства: родился я в 1955 году, когда машина считалась роскошью. В 12 лет собрал мопед, точнее, велосипед с мотором – сэкономил на завтраках, а в праздники подработал на почте, разнося телеграммы, и за трешку купил у пьющего соседа разобранный по винтику мотор… Когда мне было 16 лет, отец моего приятеля отдал нам остатки 401-го "Москвича", который мы всю зиму благополучно собирали в сарае. А летом рванули на нем в Крым, где со своей собственной машиной были первыми на всем побережье! Жизнь у нее была яркой, но короткой. Мы попали в проливной дождь на серпантинной дороге и, потеряв управление, успели выпрыгнуть из машины за секунду до того, как она уехала в пропасть. Я сломал правую руку, а мой товарищ – левую ногу. А как-то раз я попал в гости к папиному другу, который получил в подарок редкий автомобиль – "Мерседес Майбах" маршала Гудериана! Знаете, мой папа почему-то всегда твердил: ты ничего не умеешь, у тебя не получится… И я решил найти ту нишу, в которой он не понимал вообще ничего! То есть автомобили.

"Колёса": С чего началась Ваша коллекция?

Марк: Я нашел невзрачный автомобиль "Адлер Триумф Юниор" и собрал его своими руками. Потом не без помощи картотеки ленинградских автомобилей у меня появился "Остин Севен", принимавший участие в съемках у Алексея Германа. Вообще, киносъемки – это отдельная история. Кстати, по образованию я кинорежиссер. Окончил Институт Культуры, много лет проработал на студии документальных фильмов, в театрах – Пушкинском и Комиссаржевке.

"Колёса": А в каких фильмах принимали участие Ваши автомобили?

Марк: У Германа в картине "Мой друг Иван Лапшин" снимали мой "Остин Севен", у Евгения Татарского в последнем детективном сериале – "Опель Адмирал" и "Фольксваген Багги Бич". Вообще, меня страшно раздражают наши фильмы. Я, конечно, понимаю, что малобюджетная картина не может позволить себе такой роскоши, как, к примеру, снимать "Мерседес 770": их почти не осталось, кроме частных коллекций. Сокуров в "Молохе" снимал "Паккард" вместо "Майбаха"… Конечно, рядовой зритель ни черта не поймет: ну, старая машина, ну, утюгообразная… Но человек мало-мальски знающий видит, что это "Паккард", и недоумевает: как же так, ведь на "Паккардах" ездил Сталин, но уж никак не Гитлер!

"Колёса": А в западном кино Вы замечали такие несоответствия?

Марк: Наиболее часто несоответствия встречаются у американцев: они, к примеру, выпустили фильм "Бешеные ноги" (в прокате он назывался "Танцуй со мной"). Вот Чикаго, например, снимали здесь, на Большой Монетной. Мы с сыном помогали в съемках и по базе искали автомобили, которые могли бы пригодиться. Так, "эмку", которая фактически является прототипом "Форда-Б", перекрашивали в yellow-cab…

"Колёса": Марк, как Вы объясняете тот факт, что в России сейчас так много старинных автомобилей?

Марк: Ну, никто же не знал в те далекие годы, что мы будем жить почти что в капитализме. И потому, наверное, что в стране было плохо с автомобильной промышленностью, здесь остались очень редкие машины. В конце 40-х – начале 50-х руководство страны запретило чиновникам и высшему офицерству ездить на машинах трофейной Германии и пересадило всех на "Победы", ЗИМы и ЗИСы. А те машины у кого-то остались стоять в гаражах и на дачах, кто-то их отдал своим водителям, кто-то денщикам. Россия, наверное, была единственной страной без автомобильных свалок! А советский человек, будучи очень талантливым, выбрасывал оригинальные двигатели и внедрял в машины всевозможные моторы и мосты от отечественных грузовиков.

Марк Шустер

"Колёса": Скажите, были ли проблемы с покупкой автомобилей в советское время?

Марк: Проблемы есть всегда! Во времена моего детства я просил отца купить 540-й "Мерседес Компрессор", который изначально принадлежал Еве Браун… Тогда ничего не получилось, и концы этой машины потерялись. Еще продавался "Гросс Мерседес 770", который принадлежал сначала Герингу, а потом Николаю Ивановичу Кондакову. Сейчас он в Америке… В то же время продавался 300-й Меrcedеs SL "Крыло чайки", который был на испытаниях в Институте аэродинамики, снимался в фильме "Мертвый сезон". И этот автомобиль ушел. Просто в то время у меня не было денег…

"Колёса": Наверное, у вас в жизни было очень много разных автомобильных историй?

Марк: Как сейчас помню, мы с друзьями на горбатом "Запорожце" прикатили на Пискаревский проспект. Там жил некий Сергей, который откуда-то с Волги привез 853-ий "Хорьх", правда, с передним мостом и мотором от 21-ой "Волги". Хотел за него 2000 рублей. Для людей, получающих по 120 рублей в месяц, это были космические деньги! От нас поступило встречное предложение: поменяться на "Запорожец", чтобы еще он доплатил нам рублей 300. Сергей сказал: нет, я готов принять этот обмен, но чтобы вы к вашему "Запорожцу" добавили еще 200! В общем, сделка не состоялась. Мы все были молодые, горячие… Кричали: "Что ты нам даешь свое кастрированное чудовище? Мы сейчас найдем себе другую машину в идеальном состоянии! "Но если представить, что сейчас горбатый "Запорожец" в идеальном состоянии стоит долларов 200 максимум, а в том худшем состоянии "Хорьх" стоит столько, сколько сейчас новая иномарка представительского класса.

"Колёса": Грустно…

Марк: Расскажу вам еще историю. На один из парадов в Ленинграде, году примерно в 1973-м, приехал очень симпатичный автомобильчик на спицованных колесах, чем-то напоминающий "фордик", чем-то – очень аккуратную "эмку". Темно-синий с черными крыльями, а на капоте – эмблема в виде грифона. И года четыре назад я отыскал хозяина того автомобиля и ужаснулся: машина без левого крыла, на котором раньше держалась фара, вся покрыта суриком… В общем, одноглазая и однокрылая, как раненая птица. Внутри тоже ничего хорошего. "Я подумал, – объяснил мне ее мудрый владелец, – что 6-цилиндровый двигатель жрет много бензина, и заменил его на 4-цилиндровый". Старый мотор был выброшен куда-то в канаву. Я говорю: "Ну, хорошо, но ведь у вас были такие замечательные колеса, их-то куда дели?" Он отвечает: "Вот не поверишь, еду я, а мужики говорят: "Яковлич, ты что, велосипедист? Ты чего на велосипедных колесах ездишь?". И так меня пристыдили, что я их тоже в канаву выбросил. Стал прилаживать диски – никак! Ну, также и мосты выкинул…" Из пропавшего крыла было сделано корыто для свиней, и, соответственно, от регулярного поливания помоями оно все проржавело. Эмблемка грифона стояла у односельчан на серванте в качестве украшения. И поскольку она падала, то для равновесия некоторые части были сломаны. В общем, я понял, что в оригинале восстановить этот автомобиль невозможно. Сделали ей кузов. Но когда открыли мотор, то увидели, что там в одном из цилиндров осы свили гнездо!

"Колёса": Много ли сложностей возникает с поиском запчастей?

Марк: Ну, например, один "мерседесовский" мотор я искал 5 лет. А потом как-то мне позвонили ночью из Москвы. Сказали: есть мотор, но за ним уже едет человек. Если ты успеешь, то… Я позвонил своему московскому товарищу, разбудил его и сказал: завтра отвези задаток, причем настолько большой, чтобы отступать хозяину двигателя было страшно. Вечером я сел в вагон "Красной стрелы" и рванул в Москву. В общем, денег за мотор я отдал столько же, сколько заплатил за всю машину! Кстати, о цене. Любая именная машина является более раритетной и дорогой, чем такая же "обычная". Расскажу вам одну историю. В одном из наших южных городов был "Мерседес 540 Компрессор", который предприимчивые люди за большие деньги купили, через Турцию вывезли, он попал в Прибалтику, а в Германии его выставили на аукцион. Хотели заработать на нем денег, продав еще дороже. И – удивительное дело – этот "Мерседес" не прошел по аукциону! Его отказались брать, впоследствии машина упала в цене…. Раньше у немцев, как и у нас, на таких открытых спортивных машинах ездил определенный слой людей: подводники, летчики – в общем, герои страны. Что касается "Мерседесов", то, подняв "амбарные" регистрационные книги, я всегда могу узнать, для кого он был сделан. Когда проверили ту машину, оказалось, что она была заказана для Совета директоров Кенигсбергского банка. То есть это была "государева машина". И к ней потеряли интерес! Если в Америке проводили аукционы, то там продавались, например, машины Чаплина, семьи Рокфеллеров…

"Колёса": То есть как бы индивидуализированные машины?

Марк: Да. И поэтому, когда я сейчас читаю в Интернете бредовые объявления типа "продается автомобиль "Адлер", служебная машина Мюллера", то я только улыбаюсь. Самое забавное: человек, который ею обладает, искренне считает, что это правда. Он никак не понимает, что Мюллер был генералом и мог ездить только на "Мерседесе", на "Майбахе", например, но никак не на "Адлере", понимаете? Или вот еще очень хорошо: "Продается машина Штирлица". Ужас! Ведь Штирлица не существовало!

"Колёса": Марк, у вас есть машина-любимица?

Марк: Прямо как будто о женах или наложницах! Видимо, я в данном случае хозяин гарема… Не знаю, для начала надо поделить их всех на жен и наложниц, а это очень сложно. Но то, что машина – существо абсолютно очеловеченное, это точно!

Марк Шустер

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings