Парковка без опаски

Парковка автомобиля порой превращается в длительную и отнюдь не безопасную процедуру, зачастую приводящую к заметным следам на его боках и бампере. Решить эту проблему помогут парковочные ультразвуковые радары.

Многоопытный наставник, обучавший меня когда-то вождению автомобиля, категорично заявлял, что движение задним ходом должно быть минимальным в любой ситуации. Однако это справедливое правило не уберегло меня, как и многих других водителей, от досадных инцидентов и столкновений с различными препятствиями. Парковка автомобиля порой превращается в длительную и отнюдь не безопасную процедуру, зачастую приводящую к заметным следам на его боках и бампере. Решить эту проблему помогут парковочные ультразвуковые радары.

В парковочных радарах используется широко известный принцип ультразвуковой локации, позаимствованный у летучих мышей. Этот принцип дает возможность как обнаружить препятствие, так и измерить до него расстояние. Наблюдая действие одной из первых моделей парковочного радара еще в 1996 году, мы были поражены, как "изящно" и надежно обнаруживался металлический столб диаметром всего 10 см. Эти приборы непрерывно совершенствовались, становились более миниатюрными и дешевыми, в них появилась удобная индикация расстояния до препятствия.

Почему же только в последнее время парковочные радары стали популярны и доступны для многих автовладельцев? Ответ прост: резкое повышение требований к автомобилю по комфортности управления и безопасности движения. Парковочными радарами вначале стали оснащаться наиболее престижные модели ведущих автопроизводителей. Тем более что внушительные габариты больших седанов и внедорожников неизбежно приводят к уменьшению обзора. Затем, как вид тюнинга, парк-радары стали широко применяться в более "скромных" автомобилях.

Как устроен парковочный радар?
В комплект парк-радара входят сенсоры, управляющий блок, звуковой и/или световой индикатор. Миниатюрные датчики (от двух до четырех) устанавливаются, как правило, на заднем бампере автомобиля, управляющий блок – в багажнике, световой индикатор – на приборной панели или на заднем стекле. Последнее расположение наиболее предпочтительно, поскольку при движении задним ходом водитель смотрит назад и одновременно может видеть индикатор и обстановку позади автомобиля.

При движении вперед парковочный радар выключен и активизируется только при включении задней передачи. Излучаемые датчиками ультразвуковые импульсы достигают препятствия, частично отражаются им и принимаются тем же самым датчиком. Управляющий блок, измеряя временной интервал между посланными и принятыми импульсными посылками, определяет расстояние до препятствия. Полученная информация представляется водителю в звуковой и световой формах (иногда еще и цифровой). Какой из них вы отдадите предпочтение, покажет практика использования радара в первые же минуты. Способы представления информации интуитивно понятны и просты. Вся зона обнаружения препятствий разбита на три диапазона: дальний (от 1.5 до 0.9 м), средний (от 0.9 м до 0.6 м) и ближний (от 0.6 до 0.1 м).

Стандартный парк-радар без светового индикатора
Главный его недостаток – он не определяет сторону, ближайшую к препятствию (т.е. где – справа или слева – находится препятствие). Будучи в дальней зоне, ваше движение относительно безопасно, звуковые сигналы радара редки. В средней зоне необходимо повышенное внимание и замедление движения, звуковые сигнала радара часты. И наконец, находясь в ближней зоне, надо остановиться, радар же в этой зоне излучает непрерывные звуковые сигналы.

Парк-радары со световым индикатором
В более совершенных моделях используется либо световой индикатор с боковыми указателями, либо две световые сегментные шкалы. Сегменты, соответствующие зонам, имеют разные цвета: дальняя – зеленый, средняя – оранжевый, ближняя – красный. Наличие двух шкал или индикаторов позволяет определить, к какой же стороне автомобиля ближе расположено препятствие и правильно скорректировать маневр. Подсвеченные сегменты показывают величину расстояния до препятствия (один сегмент соответствует приблизительно 0.2 м). Таким образом, двигаться задним ходом становится легко и безопасно.

Таблица 1
Типы индикации Определение
стороны
приближения
Оценка расстояния Уровень удобства и эксплуатации Модель/ ориентировочная цена, $
Только звуковая Нет По темпу звукового сигнала
(3 градации)
Низкий ParkMaster 2-A/$40-45
Световая с одной шкалой Нет По числу сегментов
(3-7 градаций, точность 0.2 м)
Удовл. ParkMaster 2-В-1/ $65
ROS/$65-80
Световая с двумя шкалами или указателями Есть По числу сегментов
(3-7 градаций, точность 0.2 м)
Хороший ParkMaster 2-В-2/$95
Цифровая с указателями сторон Есть С точностью 0.1м Отличный HBSS-230/ $70
HBSS-250/ $109-120
BS 3-3/ $80

Для облегчения выбора парковочного радара в таблице 1 указаны преимущества и недостатки. Цифровые индикаторы применяются обязательно в сочетании с боковыми указателями или шкалами, поскольку аналоговая информация, представляемая последними, наиболее удобна для быстрой оценки ситуации. Цифровые индикаторы могут приглянуться любителям пунктуальности и точности. Хотя их показаниям иногда не следует слепо доверять, так как они измеряют вообще наклонную дальность, которая может существенно отличаться от кратчайшего расстояния до препятствия по прямой.

Важным вопросом при выборе радара является число используемых датчиков – обычно от двух до четырех. Каждый датчик имеет определенную диаграмму направленности. При двух датчиках, устанавливаемых по бокам заднего бампера, может образоваться зона обнаружения с уменьшенной дальностью (слепая зона). При увеличении числа датчиков до трех этот недостаток исчезает. При четырех датчиках зона обнаружения имеет более равномерную чувствительность, захватывая и препятствия, находящиеся по бокам автомобиля. В зависимости от конструкции и способа установки датчики могут быть накладными или врезными. Выпускаются и датчики в комплекте с платой, устанавливаемой под номерным знаком. Недостаток таких устройств в том, что они не допускают изменения высоты установки и разноса датчиков.

Таблица 2
Число датчиков Слепая зона Уровень удобства и эксплуатации
2 Может быть Удовлетворительный
3 Нет Хороший
4 Нет Отличный

Что обнаруживает парковочный радар?
Препятствие, скажете вы, и будете абсолютно правы. Но препятствие препятствию рознь. Во-первых, надо учитывать, что расстояние обнаружения зависит от размеров препятствия и даже от его ориентации по отношению к датчику, установленному на бампере.

Начнем с крупных объектов. Так, стоящий человек "обнаруживается" на расстоянии 1.5 м от датчика, в то время как стена дома регистрировалась нашим радаром на 1.8 м. А картонную коробку размером 40Х25Х30 см, установленную прямо на земле, парк-радар начинал регистрировать с расстояния 1.35 м. А как будет радар обнаруживать стандартный кирпич, поинтересовались мы? Фактически на таком же расстоянии (1.3 м), причем независимо от его положения (вертикального или горизонтального). Однако от его положения зависит минимальное расстояние, на котором он еще обнаруживается. Так, в вертикальном положении он обнаруживался вплоть до 0.25 м, при меньшем расстоянии радар его уже не "видит". В горизонтальном положении обнаружение кирпича пропадало при приближении к нему автомобиля на 0.6 м и ближе. Причина проста: препятствие (кирпич) оказывается вне пределов диаграммы направленности датчика. Стоит заметить, что препятствием именно такой высоты является бордюр, к которому при парковке, как правило, прижимается колесо.

В качестве последнего объекта была выбрана палка диаметром 2.5 см. Радар обнаруживал ее с расстояния 0.9 м.

Проверке подвергся и радар с цифровой индикацией. Нам понравилась возможность точного (до 0.1 метра) измерения расстояния до препятствия. Но для низко и близко расположенных предметов радар показывает наклонную дальность, которая может быть существенно больше горизонтальной. В этом плане семисегментные световые шкалы представляются менее критичными, поскольку не могут ввести в заблуждение водителя.

Кстати, наличие грязи на датчике или тонкого льда снижает максимально обнаруживаемое расстояние на 20-30%.

Парковочные радары: возможность выбора
На российском рынке представлено около полутора десятка моделей, наиболее популярны из них ParkMaster, Coligen и BHSS, а также более дешевые ROS, BS 3-3, "Титан".

В каждой торговой марке можно найти модель c необходимым числом датчиков (от двух до четырех). Можно выбрать не только конструкцию датчика (накладной и врезной), но и подобрать его цвет под цвет бампера. C потребительской точки зрения наибольшее значение имеет тип индикации. Так, ParkMaster имеет световые трехцветные шкалы (раздельные или сдвоенные), состоящие из семи сегментов. Новинками этого года являются оригинальные устройства под маркой BHSS. Модель BHSS-230B4 имеет индикатор с двумя боковыми указателями с тремя градациями расстояния в каждом, между которыми находится двухразрядный цифровой индикатор. Самой продвинутой моделью в части индикации является BHSS-250A4, на экране которой изображен контур машины с угловыми сегментами, что дает наглядность в определении направления на препятствие. Все модели снабжаются звуковым сигнализатором-зуммером. Зуммер часто поставляется как отдельный внешний компонент системы (ParkMaster), в других (BHSS) он встроен в корпус индикатора.

Парковочный радар – это полезный вспомогательный прибор, но нужно помнить, что он не дает гарантии от дорожно-транспортных происшествий и тем более не снимает с водителя ответственности. Мы намеренно подробно описали наши эксперименты с радаром для того, чтобы установивший его водитель отчетливо понимал возможности и границы. Мы не будем утверждать, что такими характеристиками обладает любой радар, но его действие будет близко к описанному. При необходимости и желании каждый установивший его проведет свою проверку. Мы надеемся, что "разочарований" не будет.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings