Читайте также

Приготовление к аварии

2883 0 0

Первопроходцем серийного внедрения новой концепции систем безопасности автомобиля, получивших название "превентивных", стал DaimlerChrysler, представивший на обновленных Mercedes-Benz S-Class систему Pre-Safe (от англ. "pre" – заранее, предварительно, и "safe" – безопасный).

 

Сегодня в мировую автоиндустрию приходят концептуально новые системы безопасности – превентивные. Во многих видах спорта уже на самых первых занятиях новичков учат правильно падать – не валиться как придется, а быть готовым к «столкновению с землей», успевая занять наименее травматичное положение. Подобному искусству – специальным образом группироваться перед «моментом Ч» – теперь решили «научить» и автомобиль. Но, разумеется, не ради него самого, а во имя спасения тех, кто находится в салоне. Последний как раз и стал местом действия новой системы: в случае возникновения угрозы ДТП салон автоматически трансформируется, создавая для водителя и пассажиров максимально травмобезопасную обстановку еще до наступления самой аварии.

Штуттгартские пионеры
Первопроходцем серийного внедрения новой концепции систем безопасности автомобиля, получивших название «превентивных», стал DaimlerChrysler, представивший на обновленных Mercedes-Benz S-Class систему Pre-Safe (от англ. «pre» – заранее, предварительно, и «safe» – безопасный).

Действие ее таково: анализируя сигналы датчиков электронной системы стабилизации движения (ESP) и системы экстренного торможения (Brake Assyst), компьютер отдает специальные команды сервоприводам – и начинается предаварийная подготовка. Ремни безопасности подтягиваются мощными электродвигателями, встроенными в натяжители; спинки сидений занимают вертикальное положение, подголовники и подушки приподнимаются, а сами сиденья несколько сдвигаются назад. Открытый люк в крыше захлопывается; рулевое колесо уходит вперед к приборной панели; к коленям пассажира придвигается особая подушка из мягкого материала, и по всему салону смещаются внутрь обивки дверей и стоек, создавая между людьми и металлом кузова энергопоглощающий зазор. А уже в самый последний момент бампер посредством срабатывания гидроцилиндров-амортизаторов сам устремляется навстречу препятствию, чтобы смягчить удар. Кроме того, помимо показаний ESP и Brake Assyst, компьютер «общается» и с системой активного круиз-контроля Distronic, который посредством коротковолнового радара определяет расстояние до впереди идущей машины и следит за заданной дистанцией. И если радар даст сигнал о грядущем столкновении с высоким грузовиком или трактором, придет в действие активная подвеска, которая максимально поднимет кузов, чтоб избежать «подката».

Необходимость в таком комплексе «подготовительных мер» штуттгартским конструкторам показали данные разнообразных краш-тестов и детальный анализ реальных ДТП, где во многих случаях раскинувшиеся полулежа на сиденьях пассажиры получали при авариях травмы более серьезные, чем получили бы, находись они в «правильном» положении. Много бед при опрокидывании способен натворить простой открытый люк: машина может «накатиться» его отверстием на какой-нибудь торчащий твердый предмет (дорожный столбик или пень), либо же сама его крышка может быть вдавлена внутрь салона. Кстати, с проблемы опрокидывания все и началось – предтечей нынешней системы стала примененная в 1989 году на родстере SL защитная дуга, автоматически выдвигавшаяся за 0.3 секунды до «переворота». Дальнейшая работа и исследования в этом направлении и привели к комплексу Pre-Safe.

Между прочим, в целом, в исторической перспективе труды конструкторов из Штуттгарта в области безопасности автомобиля стоит отметить особо – машины марки Mercedes-Benz уже несколько десятилетий оказываются первыми, где серийно внедряются все прогрессивные системы и устройства. Так, в 1951 году на автомобилях компании впервые в мире появляется система запирания дверей, предотвращающая заклинивание при аварии, в 1959-м на Мercedes-Benz применяют в силовой части кузова специальные «буферные» зоны, модель 220 SE Coupe 1961 года становится первым серийным автомобилем с дисковыми тормозами, и тогда же, в 60-х, совместно с Bosch штуттгартские инженеры разрабатывают лучшую по тем временам АБС, а в 1971 году создают наиболее совершенное устройство подушек безопасности. И вот ныне с Pre-Safe конструкторы Mercedes-Benz снова оказываются «впереди планеты всей» – на настоящий момент более ни один производитель ничего подобного в продажу пока не предлагает.

Японский вариант
Сказать, что все прочие безнадежно отстали от DaimlerChrysler, никак нельзя – на Востоке работа в области превентивных систем идет полным ходом. В частности, Toyota планирует уже в самом ближайшем будущем на автомобилях нового модельного ряда штатно устанавливать подобную систему. И даже название похоже – Pre-crash  Safety.

По «подготовке к аварии» система от Toyota в целом производит все те же действия, что и система от Mercedes-Benz, однако, в отличие от штуттгартского, японский вариант организован иначе. У Mercedes «сигналами-пускателями», на основе которых компьютер принимает решение о приведении системы в действие, служат показания устройства экстренного торможения Brake Assyst, анализируемые вкупе с данными устройств стабилизации движения ESP, а радар круиз-котроля Distronic несет больше дополняющие, информационно-оповестительные функции.

А вот конструкторы Toyota, с традиционной для японцев страстью к всевозможной «разумной» технике, решили, напротив, отвести радару ведущую роль, сделав его показания «глазами» всей системы. В тойотовской Pre-crash Safety главным источником сведений является специально сконструированный коротковолновый радар, непрерывно исследующий пространство перед автомобилем, передавая информацию на компьютер, который анализирует получаемые данные, прогнозируя поведение обнаруженного объекта исходя из его размеров, направления и скорости движения, и в случае, если столкновение с этим объектом неизбежно, запускает систему.

Еще дальше пошли конструкторы другой японской компании – Honda, представившие миру перспективную Collision Mitigating Brake System (сокращенно CMS), появление которой ожидается на новой Honda Inspire.

Система CMS, подобно мерседесовской и тойотовской, также заблаговременно натягивает ремни безопасности и устанавливает в «правильные» положения кресла, однако, как видно уже из самого названия, ее «превентивность» простирается шире. Организованная так же, как и у Toyota, по принципу «радар-компьютер», CMS от Honda наделена между тем еще одной способностью – автоматически включать тормоза. При возникновении угрозы столкновения система предупреждает водителя звуковым сигналом, а на приборной панели высвечивается слово » brake», но если сидящий за рулем не предпринимает никаких действий, CMS самостоятельно начинает торможение – сначала плавно, а если водитель по-прежнему не реагирует, система переходит в режим «педаль в пол». И это, пожалуй, уже замах на более отдаленное будущее автостроения – ведь отсюда и до полноценного «автопилота» недалеко…

Не повод для скепсиса
Главный вопрос ко всем превентивным системам: не оказываются ли они слишком «трусливы», дергая понапрасну наслаждающихся быстрой и маневренной ездой? И в целом, насколько они способны верно предугадать ДТП?

Особенно это относится к системам Toyota и Honda, ведь использование автомобильных радаров сегодня более-менее отработано разве что на тихоходных Parktronic, в остальном же эта техника еще весьма нова. Кстати, возможно, именно поэтому инженеры Mercedes-Benz решили не ставить радар во главу управления – для штуттгартской Pre-Safe однозначным сигналом к приведению в действие являются только показания Brake Assyst, запускаемой, в свою очередь, самим водителем при резком нажатии на педаль тормоза. А вот при оценке сигналов ESP компьютер ждет до нескольких секунд, определяя, произошла потеря управления или сидящий за рулем все-таки держит ситуацию под контролем. Показания же радара служат для дополнения картины и начинают обрабатываться, когда система уже пришла в действие. В то же время «японский вариант» с радаром во главе угла выглядит, можно сказать, «дальновиднее» и «самостоятельнее», и когда конструкторам удастся добиться максимальной информативности и точности оценки ситуации, именно такие системы займут в будущем  основное место.

В любом случае вопрос «ложной тревоги» для превентивных систем как на Западе, так и на Востоке решен. Если аварии не произошло и автомобиль продолжил нормальное движение, то компьютер возвращает все настройки сидений, рулевой колонки и натяжение ремней в исходное состояние, как будто никакой «перегруппировки» салона и не было. Да и, в конце концов, лучше иногда перестраховаться, чем рисковать.

Предел совершенства?
До недавних пор автомобилестроение знало две группы систем безопасности – так называемые активные и пассивные, где первые стараются предотвратить аварию, обеспечивая максимальные управляемость и замедление машины, а вторые начинают действовать непосредственно в момент ДТП. И вот сегодня в «пространство» между ними встают третьи, начинающие действовать, когда педаль тормоза уже ушла в пол, а электроника не справилась с заносом, но еще не выстрелил пиропатрон «подушки». А это в среднем 3-5 секунд, которые теперь используются также во спасение жизни.

Кстати, стоит вспомнить и про системы автоматического послеаварийного вызова «911», такие как, например Volvo on Call, которая сама посылает SMS-сообщение об аварии с указанием местоположения машины, полученного от встроенного приемника GPS. И рассматривая все четыре (в сумме) «рубежа обороны», можно сказать, что предел совершенства системы безопасности автомобиля на теоретическом уровне уже, наверное, близок. Если, конечно, не считать таких проектов, как «автокатапульта»…

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Чита, Белка, Муравей: советские раритетные вагончики-легковушки

Предыдущая статья была посвящена зарубежным легковым автомобилям вагонной компоновки с обтекаемыми кузовами, задним расположением двигателей и просторными салонами. В этой же статье отдадим дань памяти советским…

5273 0 6
Статьи / История
УАЗ-300 мог стать первой «Буханкой» и даже русским Ford F, но в итоге не родился вообще…

В 1948 году Ford выпустил свой грузовичок серии F. Сегодня 13-е поколение этой модели держит первое место по продажам в США, обходя и легковые машины, и кроссоверы. Его модификация грузоподъёмностью в одну тонну,…

5678 0 2
Статьи / Финвопрос
Росстандарт не успел наложить на Chery штраф. Почему это плохо и что такое «Приложение Г»?

Chery крупно повезло, что заказанная в ноябре партия Tiggo3 на китайском заводе не успела доехать до России и не пошла в реализацию во время действия предписания Росстандарта по приостановке продаж этой модели.

3032 7 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

3264 20 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC I с пробегом: прелести безрамочных дверей и руль, который не крутится

Volkswagen давно уже перестал быть “народным”: денег за эти машины просят много. Зато доля “премиальности” в них заметно выросла. А значит, автомобили стали не только дороже и комфортнее, но и сложнее, и – что никак не…

6417 24 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS I с пробегом: хорошие старые V8, плохие новые V8 и всегда плохие V6

Мало с какими машинами возникает столько сложностей при выборе “рестайл или дорестайл”. С одной стороны, только до 2006 года на CLS ставили нормальные V8, а после с бензиновыми двигателями - сплошные беды. С другой,…

4271 9 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

32903 23 2
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

28377 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

18615 3 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28302 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16033 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

9563 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

39912 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

29047 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13371 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

40095 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

38414 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

32310 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?