Читайте также

Приготовление к аварии

2890 0 0

Первопроходцем серийного внедрения новой концепции систем безопасности автомобиля, получивших название "превентивных", стал DaimlerChrysler, представивший на обновленных Mercedes-Benz S-Class систему Pre-Safe (от англ. "pre" – заранее, предварительно, и "safe" – безопасный).

 

Сегодня в мировую автоиндустрию приходят концептуально новые системы безопасности – превентивные. Во многих видах спорта уже на самых первых занятиях новичков учат правильно падать – не валиться как придется, а быть готовым к «столкновению с землей», успевая занять наименее травматичное положение. Подобному искусству – специальным образом группироваться перед «моментом Ч» – теперь решили «научить» и автомобиль. Но, разумеется, не ради него самого, а во имя спасения тех, кто находится в салоне. Последний как раз и стал местом действия новой системы: в случае возникновения угрозы ДТП салон автоматически трансформируется, создавая для водителя и пассажиров максимально травмобезопасную обстановку еще до наступления самой аварии.

Штуттгартские пионеры
Первопроходцем серийного внедрения новой концепции систем безопасности автомобиля, получивших название «превентивных», стал DaimlerChrysler, представивший на обновленных Mercedes-Benz S-Class систему Pre-Safe (от англ. «pre» – заранее, предварительно, и «safe» – безопасный).

Действие ее таково: анализируя сигналы датчиков электронной системы стабилизации движения (ESP) и системы экстренного торможения (Brake Assyst), компьютер отдает специальные команды сервоприводам – и начинается предаварийная подготовка. Ремни безопасности подтягиваются мощными электродвигателями, встроенными в натяжители; спинки сидений занимают вертикальное положение, подголовники и подушки приподнимаются, а сами сиденья несколько сдвигаются назад. Открытый люк в крыше захлопывается; рулевое колесо уходит вперед к приборной панели; к коленям пассажира придвигается особая подушка из мягкого материала, и по всему салону смещаются внутрь обивки дверей и стоек, создавая между людьми и металлом кузова энергопоглощающий зазор. А уже в самый последний момент бампер посредством срабатывания гидроцилиндров-амортизаторов сам устремляется навстречу препятствию, чтобы смягчить удар. Кроме того, помимо показаний ESP и Brake Assyst, компьютер «общается» и с системой активного круиз-контроля Distronic, который посредством коротковолнового радара определяет расстояние до впереди идущей машины и следит за заданной дистанцией. И если радар даст сигнал о грядущем столкновении с высоким грузовиком или трактором, придет в действие активная подвеска, которая максимально поднимет кузов, чтоб избежать «подката».

Необходимость в таком комплексе «подготовительных мер» штуттгартским конструкторам показали данные разнообразных краш-тестов и детальный анализ реальных ДТП, где во многих случаях раскинувшиеся полулежа на сиденьях пассажиры получали при авариях травмы более серьезные, чем получили бы, находись они в «правильном» положении. Много бед при опрокидывании способен натворить простой открытый люк: машина может «накатиться» его отверстием на какой-нибудь торчащий твердый предмет (дорожный столбик или пень), либо же сама его крышка может быть вдавлена внутрь салона. Кстати, с проблемы опрокидывания все и началось – предтечей нынешней системы стала примененная в 1989 году на родстере SL защитная дуга, автоматически выдвигавшаяся за 0.3 секунды до «переворота». Дальнейшая работа и исследования в этом направлении и привели к комплексу Pre-Safe.

Между прочим, в целом, в исторической перспективе труды конструкторов из Штуттгарта в области безопасности автомобиля стоит отметить особо – машины марки Mercedes-Benz уже несколько десятилетий оказываются первыми, где серийно внедряются все прогрессивные системы и устройства. Так, в 1951 году на автомобилях компании впервые в мире появляется система запирания дверей, предотвращающая заклинивание при аварии, в 1959-м на Мercedes-Benz применяют в силовой части кузова специальные «буферные» зоны, модель 220 SE Coupe 1961 года становится первым серийным автомобилем с дисковыми тормозами, и тогда же, в 60-х, совместно с Bosch штуттгартские инженеры разрабатывают лучшую по тем временам АБС, а в 1971 году создают наиболее совершенное устройство подушек безопасности. И вот ныне с Pre-Safe конструкторы Mercedes-Benz снова оказываются «впереди планеты всей» – на настоящий момент более ни один производитель ничего подобного в продажу пока не предлагает.

Японский вариант
Сказать, что все прочие безнадежно отстали от DaimlerChrysler, никак нельзя – на Востоке работа в области превентивных систем идет полным ходом. В частности, Toyota планирует уже в самом ближайшем будущем на автомобилях нового модельного ряда штатно устанавливать подобную систему. И даже название похоже – Pre-crash  Safety.

По «подготовке к аварии» система от Toyota в целом производит все те же действия, что и система от Mercedes-Benz, однако, в отличие от штуттгартского, японский вариант организован иначе. У Mercedes «сигналами-пускателями», на основе которых компьютер принимает решение о приведении системы в действие, служат показания устройства экстренного торможения Brake Assyst, анализируемые вкупе с данными устройств стабилизации движения ESP, а радар круиз-котроля Distronic несет больше дополняющие, информационно-оповестительные функции.

А вот конструкторы Toyota, с традиционной для японцев страстью к всевозможной «разумной» технике, решили, напротив, отвести радару ведущую роль, сделав его показания «глазами» всей системы. В тойотовской Pre-crash Safety главным источником сведений является специально сконструированный коротковолновый радар, непрерывно исследующий пространство перед автомобилем, передавая информацию на компьютер, который анализирует получаемые данные, прогнозируя поведение обнаруженного объекта исходя из его размеров, направления и скорости движения, и в случае, если столкновение с этим объектом неизбежно, запускает систему.

Еще дальше пошли конструкторы другой японской компании – Honda, представившие миру перспективную Collision Mitigating Brake System (сокращенно CMS), появление которой ожидается на новой Honda Inspire.

Система CMS, подобно мерседесовской и тойотовской, также заблаговременно натягивает ремни безопасности и устанавливает в «правильные» положения кресла, однако, как видно уже из самого названия, ее «превентивность» простирается шире. Организованная так же, как и у Toyota, по принципу «радар-компьютер», CMS от Honda наделена между тем еще одной способностью – автоматически включать тормоза. При возникновении угрозы столкновения система предупреждает водителя звуковым сигналом, а на приборной панели высвечивается слово » brake», но если сидящий за рулем не предпринимает никаких действий, CMS самостоятельно начинает торможение – сначала плавно, а если водитель по-прежнему не реагирует, система переходит в режим «педаль в пол». И это, пожалуй, уже замах на более отдаленное будущее автостроения – ведь отсюда и до полноценного «автопилота» недалеко…

Не повод для скепсиса
Главный вопрос ко всем превентивным системам: не оказываются ли они слишком «трусливы», дергая понапрасну наслаждающихся быстрой и маневренной ездой? И в целом, насколько они способны верно предугадать ДТП?

Особенно это относится к системам Toyota и Honda, ведь использование автомобильных радаров сегодня более-менее отработано разве что на тихоходных Parktronic, в остальном же эта техника еще весьма нова. Кстати, возможно, именно поэтому инженеры Mercedes-Benz решили не ставить радар во главу управления – для штуттгартской Pre-Safe однозначным сигналом к приведению в действие являются только показания Brake Assyst, запускаемой, в свою очередь, самим водителем при резком нажатии на педаль тормоза. А вот при оценке сигналов ESP компьютер ждет до нескольких секунд, определяя, произошла потеря управления или сидящий за рулем все-таки держит ситуацию под контролем. Показания же радара служат для дополнения картины и начинают обрабатываться, когда система уже пришла в действие. В то же время «японский вариант» с радаром во главе угла выглядит, можно сказать, «дальновиднее» и «самостоятельнее», и когда конструкторам удастся добиться максимальной информативности и точности оценки ситуации, именно такие системы займут в будущем  основное место.

В любом случае вопрос «ложной тревоги» для превентивных систем как на Западе, так и на Востоке решен. Если аварии не произошло и автомобиль продолжил нормальное движение, то компьютер возвращает все настройки сидений, рулевой колонки и натяжение ремней в исходное состояние, как будто никакой «перегруппировки» салона и не было. Да и, в конце концов, лучше иногда перестраховаться, чем рисковать.

Предел совершенства?
До недавних пор автомобилестроение знало две группы систем безопасности – так называемые активные и пассивные, где первые стараются предотвратить аварию, обеспечивая максимальные управляемость и замедление машины, а вторые начинают действовать непосредственно в момент ДТП. И вот сегодня в «пространство» между ними встают третьи, начинающие действовать, когда педаль тормоза уже ушла в пол, а электроника не справилась с заносом, но еще не выстрелил пиропатрон «подушки». А это в среднем 3-5 секунд, которые теперь используются также во спасение жизни.

Кстати, стоит вспомнить и про системы автоматического послеаварийного вызова «911», такие как, например Volvo on Call, которая сама посылает SMS-сообщение об аварии с указанием местоположения машины, полученного от встроенного приемника GPS. И рассматривая все четыре (в сумме) «рубежа обороны», можно сказать, что предел совершенства системы безопасности автомобиля на теоретическом уровне уже, наверное, близок. Если, конечно, не считать таких проектов, как «автокатапульта»…

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

1183 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

2151 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

4749 0 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1655 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2478 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

38242 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38426 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22844 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19231 37 7
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19733 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7283 4 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор недорогого видеорегистратора 2019 AdvoCam-FD8 RED-II: топовая съемка по цене бюджетника

Знакомьтесь: видеорегистратор от отечественного бренда AdvoCam – модель AdvoCam-FD8 RED II. Этот аппарат при цене менее 5 тысяч рублей снимает в разрешении Super Full HD, то есть 2304 на 1296 пикселей, а это примерно в…

2814 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55584 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39807 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15960 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

69241 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

53114 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

53025 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?