Пять лет минуло с тех пор, как IVECO запустила в серию городской грузовик Daily, и два года – со времени появления моторов HPI. Настал черед производства более мощных двигателей серии HPT и "автоматической" трансмиссии AGile.

Мировая премьера предыдущего поколения грузовиков Daily прошла в испанском Хересе. На то были веские основания: горы, один из самых больших рынков сбыта и т. д. На этот раз выбор места для презентации расширенного модельного ряда с воплощенными техническими инновациями был не менее мотивирован, и проходила она на Лазурном берегу, во Франции. Где, как не на узких улочках курортной зоны с бесконечными зигзагами дорог, крутыми подъемами и спусками оценивать достоинства новинок?! Но прежде нужно знать, что оценивать.
Двигатели
До настоящего времени ивековские малотоннажники предлагались на рынке с моторами HPI рабочим объемом 2.3 л и мощностью 96 и 116 л.с. Нелишне вспомнить, что именно на 2.3 HPI впервые для коммерческих автомобилей малого класса фирма предложила 16-клапанную схему с системой впрыска Common Rail второго поколения. Теперь ряд силовых установок пополнился трехлитровыми двигателями НРТ с потенциалом в 136 и 166 л.с. Новинки представляют собой рядные "четверки" с 16 клапанами и двумя распредвалами в головке блока цилиндров.
В их конструкции все так же используются гидравлические толкатели клапанов, маховик с двойным балансиром и рециркуляция картерных газов. Система впрыска common rail с одной управляющей и одной главной форсункой создает давление впрыска до 1 800 бар, что обеспечивает высокие показатели мощности и экономии топлива.
Но есть и отличия. Так, на моторах HPI установлен турбокомпрессор неизменной геометрии с перепускным клапаном, а на НРТ – с геометрией изменяемой. У двигателей рабочим объемом 2.3 л (2 287 см3) механизм газораспределения приводится зубчатым ремнем с автоматическим преднатяжителем, интервал замены составляет 240 тыс. км или 5 лет. На трехлитровых (2 998 см3) агрегатах привод ГРМ – цепной; срок службы цепи увеличен до 350 тыс. км пробега. Кроме того, новые моторы характеризуются наивысшей удельной мощностью в своем классе: до 56 л.с. на литр рабочего объема, в то время как у предыдущей серии это значение не превышало 50 л.с./л. Доступ к навесному оборудованию двигателей (а значит и ремонтные работы) упрощен. А вот и настоящий бальзам для владельцев транспортных компаний: расход топлива по сравнению с прежними моделями у новых Daily на 10% ниже, а периодичность замены масла и фильтров увеличена с 30 тыс. до 40 тыс. км.
Появление новых двигателей для Daily обусловлено, прежде всего, тем, что у европейских транспортников возникла потребность в автомобилях, занятых на перевозках тяжелых грузов. Кроме того, запас мощности необходим в сложных условиях для повышения средней скорости движения. Трехлитровые моторы будут устанавливаться на грузовые автомобили в спецификации шасси-кабина и фургоны без окон с двускатной ошиновкой задней оси.


Коробки передач
Новых коробок у Daily-2005 тоже две: 6-ступенчатая МКПП с повышающей передачей и роботизированная "механика" AGile. "Шестиступка" была разработана для максимально эффективного использования возросшей мощности и крутящего момента, а "автомат" стал ответом на растущие запросы западноевропейских клиентов.
Выигрыш от появления шестой передачи налицо: теперь машина может двигаться по автомагистрали на более низких оборотах двигателя, что весьма ощутимо экономит топливо. Благодаря новым синхронизаторам – подтверждаю на личном опыте – переключение передач заметно облегчилось и стало более четким. Приятно и то, что потребность в частом переключении передач с новыми двигателями отпала. Мотор достигает пика крутящего момента уже при 1 250 об/мин и сохраняет его до 3 070 об/мин. При такой эластичности управлять машиной – одно удовольствие.
Шестиступенчатый "автомат", разработанный совместно с компанией ZF, как уже было сказано, имеет два режима переключения: полностью автоматический или секвентальный (так называемый "ручной"). В первом случае механизм с "искусственным интеллектом" подстраивается под стиль вождения. Во втором, напротив, сидящий за рулем заставляет коробку работать именно в том режиме, который он считает наиболее оптимальным для данных условий.
В принципе, эта коробка представляет собой автоматизированную "механику". Ее электромеханический привод проще, точнее и надежнее электрогидравлического при сохранении меньшей массы и простоты в обслуживании.
Но хотите – верьте, хотите – нет, а мне лично больше понравилась чисто механическая коробка: она не такая "задумчивая" и делает езду гораздо более динамичной.


Другие новшества
Наряду с новыми моторами и трансмиссиями Daily 2005 модельного года характеризуется другими улучшениями. Среди них – посвежевший дизайн экстерьера и "макияжная" доводка внутреннего пространства. С тем чтобы акцентировать внимание потребителей на модернизации своего "коммерсанта", компания заменила решетку радиатора. Теперь "маска" выполнена в том же стиле, что и на флагманском грузовике Stralis. В активе Daily появилась система поддержания курсовой устойчивости ESP, в пользе которой убеждать никого не надо. В ней предусмотрена и функция помощи при трогании на подъеме Hill Holder. С января будущего года в сочетании с ABS она будет устанавливаться на грузовики полной массой менее 3.5 т.
В последней "редакции" Daily стал настоящим "тихоней": по сравнению с предыдущими моделями с индексами 13 и 15 уровень шума моделей 14 и 17 на максимальной скорости стал вдвое ниже! Еще более невероятной кажется работа на холостом ходу: "громкость" работающего мотора приглушена втрое! При скорости 100 км/ч уровень звукового давления в кабине упал на 50% (уровень шума понижен на 3 дБ(А).
В рамках действующей программы IVECO по развитию производства и защите окружающей среды с I квартала 2005 года на Daily 14 будет устанавливаться двигатель, соответствующий нормам Евро-4. Напомним: их вступление в силу произойдет только в IV квартале 2006 года. Для чего компании нужна пальма первенства в этом деле, думаю, пояснять излишне.


"Дорогу мне, дорогу!"
Модельный ряд Daily разделяется на три класса: L, S и C, которые и были представлены для тест-драйва по дорогам общего пользования. Класс L объединяет автомобили с разрешенной максимальной массой от 2.8 до 3.3 т с односкатными шинами на задней оси. Базовым здесь является цельнометаллический фургон с полезным объемом
7 м3 (максимально – 10 м3). Класс S включает машины полной массой 3.5 т; базовым также значится фургон с объемом кузова 7-17 м3. Наконец, класс С включает транспортные средства полной массой 3.5-6.5 т и допускает установку автобусного кузова длиной от 5 800 до 6 200 мм. Ошиновка задней оси двускатная, полезный объем фургона – до 17 м3.
Грузовики моделей Daily 14 и Daily 17 – своего рода авангард новой гаммы IVECO. Им предписано перевозить объемные грузы на дальние расстояния, доставлять скоропортящиеся товары в рефрижераторах, "пахать" на стройках. Но вот что удивительно: не все модификации получились одинаково удачными. Скажем, на автомагистрали фургон с высокой крышей приходилось "ловить" – то ли из-за большой парусности и сильного бокового ветра, то ли от неправильной загрузки. Длиннобазный бортовой грузовик тоже держал в напряжении: из-за отсутствия реактивного действия на руле на высокой скорости то и дело приходилось корректировать траекторию движения. Зато с остальными разновидностями "итальянцев" никаких проблем не было: в кабине было действительно тихо, а 136- и особенно 166-сильный двигатели порадовали своим потенциалом.
Фургоны, изначально предназначенные для экспресс-доставки, инкассации и активного отдыха, порадовали комфортными условиями в кабине и хорошим обзором по зеркалам. Они приятно удивили своей приемистостью и высокой маневренностью в городском потоке, а также порадовали возможностью ехать с высокой эксплуатационной скоростью при малых оборотах двигателя. Как и в моторах серии 2.3 HPI, в новых двигателях 3.0 НРТ экономичный режим работы приходится на тот же диапазон: 1 500 – 2 750 об/мин. Проще говоря, пересаживаясь с одного Daily на другой, приспосабливаться к мотору не нужно.
Не будем забывать и о том, что пассажирские перевозки – одно из главных предназначений Daily. Первый микроавтобус на его базе был выпущен еще до Московской Олимпиады – в 1978 году. С тех пор IVECO не только самостоятельно производит комплектные микроавтобусы, но и продает шасси под установку спецкузовов разным автобусным ателье. Завод выпускает автобусы на базе фургонов с окнами допустимой полной массой 4 500 и 5 600 кг, а также фургонов без окон массой 5 600 и 7 000 кг. К заказчику они приходят после доводки компанией Irisbus с фирменным логотипом – дельфином. Соотношение цена/качество весьма неплохое для европейского рынка, при том что у некоторых моделей уровень комфорта сравним с большим туристическим лайнером. Общая длина машин составляет 5.4-7.7 м при колесной базе от 3.0 до 4.75 м. а количество мест (не считая водителя) – в пределах 9-28 человек. Разрешенная полная масса, до 7 000 кг, позволяет оборудовать автобусы вместительными багажными отделениями, устанавливать электрические подъемники для инвалидов и переводить технику на природный газ.
По всему видно, что IVECO провела серьезную работу. Теперь она намерена пожинать плоды собственных усилий. А урожай, как считают эксперты, обещает быть неплохим. Будет ли он адекватен затратам – вопрос.



Для комментирования вам необходимо авторизоваться