Троллейбус ЯТБ-1: сорок четвертый из тридцать шестого

Портреты Сталина, дровяные сараи, строгие плакаты, развозные телеги, черные "эмки" проплывали за этими окнами. Кепки "утиный нос", котиковые шапочки, фуражки со звездами, домокрашеные платки, полинялые шляпы входили в эти двери – ленинградские пассажиры пробовали новый вид транспорта…

Троллейбус ЯТБ-1


Само слово "троллейбус" – это транслитерация английского trolleybus, происходящего от trolley – контактный провод, роликовый токоприемник, и bus – автобус. Как вид транспорта троллейбус сочетает в себе достоинства трамвая и автобуса: для него не нужно рельсовых путей, он экологичен, в эксплуатации прост и надежен. Современные троллейбусы в большинстве своем имеют двухосное исполнение с двух- или трехдверной компоновкой кузова, либо многоосное сочлененное. Основой силовой установки троллейбуса являются тяговые электродвигатели мощностью 70-120 кВт, питающиеся электроэнергией от контактной сети (550 В для России) через токосъемник на крыше. Для управления электродвигателями и скоростью движения машины служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью у водителя, аналогичной педали газа. Скорость, которую развивает современный троллейбус, составляет 70-75 км/ч и даже выше.

Троллейбус ЯТБ-1
Троллейбус ЯТБ-1


Первый троллейбус был построен еще в 1882 году в Германии и напоминал обычную для того времени повозку, только без лошади, зато с "мачтами" – токосъемниками, цеплявшимися за провода. Конструкторы первых троллейбусов-прототипов интуитивно догадывались о перспективности такого транспорта, но не могли полностью решить сложную задачу по обеспечению надежного контакта токосъемников с сетью – на булыжной мостовой и грунтовке штанги постоянно соскакивали с проводов. Дело продвинул общий технический прогресс: появление гладких асфальтовых дорог, создание пневматических шин, совершенствование конструкции подвесок – все это в сумме практически решило задачу и троллейбусы пошли в тираж.

Руководитель Троллейбусного отдела Музея городского электротранспорта СПб Алексей Гонтарев – вдохновитель и организатор работ по восстановлению машины
Троллейбус ЯТБ-1
Троллейбус ЯТБ-1


История отечественного троллейбусного транспорта начинается в 1933 году, когда в Москве была построена первая линия. Она была длиной 7.5 км и проходила от Тверской заставы до стадиона "Динамо". Для работы на ней силами нескольких заводов были построены два экспериментальных троллейбуса, названных "ЛК" в честь тогдашнего 1-го секретаря Московского комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича, выступившего инициатором строительства троллейбусной линии. Правда, по ходу подготовки к открытию движения с одной из машин случилась крупная авария, отчего на линию вышел и стал работать единственный троллейбус. В 11 часов утра 15 ноября 1933 года регулярное движение было открыто. Двумя годами позже, в 1935-м, троллейбусная линия заработала в Киеве, а еще спустя год движение троллейбусов началось в Ленинграде. И там это был ЯТБ-1, ставший первым троллейбусом города – первые четыре машины выехали на маршрут от Красной площади (сейчас Александра Невского) до площади Труда.

Кузов и внутренняя отделка из дерева. В этом салоне особенная атмосфера
Кузов и внутренняя отделка из дерева. В этом салоне особенная атмосфера


В модельном ряду ЯТБ-1 – это второй отечественный троллейбус, пришедший на смену ЛК. Выпускался он на Ярославском автозаводе, отчего и получил свое название. По сравнению с современными машинами его устройство выглядит по-архаичному просто – лишь бы ехал, и все. Однако для своего времени ЯТБ-1 выступил как довольно продвинутая машина, имеющая целый ряд прогрессивных новшеств. Можно назвать такие, как пневматическое оборудование для привода тормозов, автоматические двустворчатые двери, стеклоочистители, установка для накачки шин. Все это в усовершенствованном виде применяется и сегодня. Но вот кузов той машины сейчас смотрится по-настоящему раритетно – подобных конструкций нет уже очень давно. В его основе лежит склепанная из стандартных швеллеров рама, на которой строился полностью деревянный каркас, обшитый снаружи металлическими листами, а изнутри фанерой. В трудозатратах по постройке машины на кузов приходилась львиная доля – более чем три четверти из всего объема человеческого труда. Дерева не жалели и вкупе со швеллерной рамой троллейбус оказывался довольно тяжелым – пустая машина весила в среднем 9 тонн.

Троллейбус ЯТБ-1
Троллейбус ЯТБ-1
Жалюзи воздуховодов – один из сохранившихся оригинальных элементов


ЯТБ-1 завод производил примерно год – с 1936-го по 1937-й. Всего до начала Великой Отечественной войны Ярославский автозавод выпустил больше 900 машин ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, представлявших собой семейство моделей, объединенных общей базовой конструкцией и внешним видом. В Ленинграде работало около 130 (по одним сведениям – 127, по другим – 133) троллейбусов ЯТБ. Правда, после войны многие машины подверглись реконструкции – в них ставили новые сиденья, деревянную крышу меняли на металлическую, дорабатывали тормозную систему и электрооборудование. Последние ЯТБ ушли с городских линий в 1959 году.

На табличке – первый маршрут первого питерского троллейбуса
На табличке – первый маршрут первого питерского троллейбуса


До недавних пор считалось, что троллейбусов ЯТБ не сохранилось нигде. После списания некоторые машины оставались в парках – использовались как сараи и бытовки, но даже такую "недвижимость" повсюду безжалостно смело время. В 70-х несколько превращенных в бытовки ЯТБ еще стояли в питерском Троллейбусном парке № 1, один из которых был отреставрирован для нужд Ленфильма. Машина снялась в таких фильмах, как "Рожденная революцией", "Блокада", "Записки мертвого человека". Последняя лента стала роковой – троллейбус сгорел при съемках. Так, казалось, был утерян последний экземпляр и история подписала ЯТБ свой приговор.

Троллейбус ЯТБ-1
Троллейбус ЯТБ-1


Но произошло буквально чудо – в конце 90-х в одном из садоводств ст. Горьковское в Ленобласти был найден кузов с рамой, стоящий на дачном участке в качестве сарая. Силами питерских энтузиастов он был перевезен в город и за несколько лет отреставрирован – именно этот троллейбус на наших фотографиях.

Троллейбус ЯТБ-1
Троллейбус ЯТБ-1

Причем это не просто кузов на колесах, а полностью работоспособная машина, готовая выйти на линию. Хотя работать ЯТБ-1, конечно, уже не пойдет: теперь его предназначение – экскурсии и съемки. А может, и на оригинальную корпоративную вечеринку закатится, чтоб в салоне – портреты босса и Сталина.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings