Автотур выходного дня. Мельницы, рыба и замки озера Пейпси

3432 0 2

Совсем недалеко от Петербурга есть озеро Пейпси, или иначе – Пейпус-озеро. Стоят близ его берегов прекрасные замки, руины старых мельниц, дворянские усадьбы и рыбацкие городки. В них аккуратные домики и гостеприимные маленькие гостиницы, супермаркеты и рыбные лавки, а летом работают ухоженные пляжи, на которых (в отличие от большинства городских пляжей Петербурга) купание разрешено. Не будем дольше скрывать: это западный берег того самого озера, которое на наших картах значится как Чудское.

Край рыбаков и староверов

Собственно Чудским это озеро прозвали славяне – «чудью» называли в древности все проживавшие тут финно-угорские народы скопом: эстонцев, сету, водь, ижор… А вот почему Peipsi, никто и не помнит уже. Сегодня тут говорят по-русски, основной костяк населения составляют бежавшие от церковной реформы патриарха Никона новгородские староверы. Они и построили множество церквей, значительная часть которых существует и сегодня. Тут сохранился особый уклад жизни, конечно, далекий от древних традиций старообрядцев, но тем не менее такой, какого вы не встретите, пожалуй, уже нигде – ни в Эстонии, ни в России.


Дорога петляет между рыбацкими деревушками и небольшими эстонскими городками, и перед вами возникают то руины старой мельницы, то дворянская усадьба, то прекрасный романтичный белокаменный замок. Тут хорошо в любое время года, всегда есть что посмотреть, ну а для любителей рыбной ловли – подлинный рай. Кстати, рыбаки составляют основную часть постояльцев многочисленных местных гостиниц, хостелов и гостевых домов. А туристы тут со всего мира: голландцы, немцы, американцы… Сельские дороги прекрасно подходят для велопрогулок, и даже в небольших городках имеются велодорожки.

Муствеэ (Mustvee) переводится как «Черноводское», стоит городок на Mustvee jõgi – реке Черноводной (любители сериала «Игра Престолов» порадуются особенно). Через реку перекинуто несколько живописных висячих пешеходных мостов. Первые письменные упоминания о деревне Чорна на этом месте относятся к 1493 году. В конце 2014 года тут открылся новый пассажирский порт, построенный при финансовой поддержке Евросоюза.



Это очередная попытка возродить традиционное водное сообщение по Чудскому озеру. Еще в начале XX века сюда ходил из Пскова пароход «Царевич Александр», а в середине 1960-х годов – «Ракеты» на подводных крыльях. Увы, этим летом это будут, скорее всего, лишь каботажные рейсы в Тарту – на российской стороне озера пока аналогичной портовой инфраструктуры (да еще и с погранпереходом) не создано.

Что посмотреть?

По дороге имеет смысл осмотреть мызу Пагари, где сохранились старый парк и усадьба. Мызу эту приобрел в XVIII веке Отто Магнус фон Штакельберг, которому за верную службу Екатерина Великая пожаловала титул графа. Тут проходил старый почтовый тракт из Петербурга в Ригу, благодаря которому имение приносило неплохой доход. Pagari в переводе на русский язык означает «пекарня» или «булочная», что явно указывает на древнее занятие местного населения. Через дорогу от усадьбы, кстати, сохранились руины старой мельницы. Господский дом построен в 1870 году, интерес представляют и построенные из бута сарай и дом садовника.

В Муствеэ сохранилось четыре церкви – Святителя Николая, Троицкая Единоверческая, Старообрядческая и Лютеранская. С бытом местного населения можно ознакомиться в городском музее. Есть старообрядческая церковь и в Калласте. Название переводится как «Рыбацкое», но историческое русское название – Красная горка или Красный посад (первое упоминание относится к 1582 году).




Имеет смысл проехать или прогуляться вдоль берега Чудского озера, даже если вы не рыбак, а лето и с ним купальный сезон еще не наступили. Любителям архитектуры первой половины XX века будут интересны здания времен Первой Республики, выполненные в том числе в стиле конструктивизма.

Замок Алатскиви впервые упомянут в 1601 году, а в 1628 году шведский король Густав Адольф (основатель Тартусского университета) подарил его своему секретарю Йоханну Адлеру Сальвиусу. Однако тот перепродал замок, окончательным владельцем которого стал Арвед фон Нолькен. После путешествия в Шотландию новый владелец был восхищен ее архитектурой и постарался превратить Алатскиви в «маленькую Шотландию». Белокаменный замок построен по образцу знаменитого замка Балморал и сегодня считается одним из самых красивых зданий неоготического стиля во всей Балтии.

Тут можно прогуляться по парку, работает музей, ресторан и гостевой дом. До конца апреля музей открыт с понедельника по пятницу с 10 до 16 часов, в мае – со среды по воскресенье с 11 до 18 часов, летом – ежедневно с 11 до 19 часов. Но по предварительному заказу его можно посетить и во внеурочное время (например в выходные дни апреля).




Экспозиции посвящены дворянскому быту, легендами, которыми окутан замок (ведь это самый настоящий замок!), а также жизни и творчеству эстонского композитора Эдуарда Тубина. В советской России вспоминать о нем было не принято, поскольку в 1944 году при подходе Красной Армии директор тартуского театра «Ванемуйнэ» Эдуард Тубин бежал вместе с семьей на парусном судне в Швецию. Там он написал и наиболее известное свои произведения – оперы «Барбара фон Тизенхузен» и «Пастор из Рейги».

Как добраться?

Проезд из Петербурга через погранпереход Ивангород – Нарва, далее по Таллиннскому шоссе. В Йыхви – левый поворот на Тарту (схема поворота такая же, как на Кингисепп с Таллинского шоссе), и сразу еще один левый поворот по указателю «Tartu – Mustvee». В Йыхви – проезд через город, следите за указателями, будет две кольцевые развязки, после которых не пропустите правый поворот по светофору на Тарту.




Мыза Пагари будет по правой стороне, руины мельницы – слева. В Муствеэ можно въехать по первому указателю налево – навигатор показывает на короткий въезд с объездной, но так вы проедете по живописному берегу озера Пейпси. Не пропустите левый поворот на Калласте, иначе уедете в Тарту – прекрасный город, о котором мы поговорим в другой раз. Это будет съезд с шоссе №3 на региональную дорогу №43. Но и с нее надо будет съехать на Калласте налево – городок лежит в стороне от трассы. В Алатскиви поворот к замку направо, сразу после того, как пересечете небольшое одноименное озеро Alatskivi. Возле музея удобная парковка, но указатель на нее будет уже возле самого замка.




Из Москвы – проезд по Рижскому шоссе М-9 до Пустошки, оттуда направо по Киевскому шоссе (в сторону Петербурга) через Опочку – Остров – на погранпереход Шумилкино, далее на Тарту. С Тартуской объездной – съезд на Narva – Mustvee. Для вас маршрут будет в обратном направлении: Алатскиви – Калласте – Муствеэ – Пагари. Поездку можно совместить, например, с деловым визитом в Петербург или Таллинн.


Читайте также:



Поделиться: 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

3564 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

58216 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

12892 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1547 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1487 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2363 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47819 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17657 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15844 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69586 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14241 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11258 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49555 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26863 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8597 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

301457 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241714 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110378 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?