Фото: wot.motortrend.com
Как они устроены?
Как нетрудно догадаться из названия, главная составляющая барабанного тормоза — это, собственно, барабан — металлическая "чашка", крепящаяся к ступице колеса. Внутри этой чашки находится один или два тормозных цилиндра. Поршни этих цилиндров, выдвигаясь, раздвигают тормозные колодки и прижимают их к внутренней поверхности барабана. Поверхность трения колодок барабанных тормозов не плоская, как на дисковых, а выгнутая, повторяющая округлую поверхность барабана.
Чем плохи барабанные тормоза?
Тормоза барабанной конструкции замедляют автомобиль хуже, чем дисковые, при прочих равных. Причем разница внушительная и в тормозном пути достигает 20%. Чем выше скорости, тем сильнее отличия. Почему так происходит? На то есть несколько причин:
— Скольжение. Внутри барабана находятся продукты износа колодок — пыль с фрикционных накладок. Она попадает на поверхности трения и ухудшает сцепление.
— Плохой контакт. Из-за большой площади колодки даже два поршня не могут прижать её равномерно к барабану. Как следствие — площадь контакта нестабильна, как и замедление.
— Низкие предельные нагрузки. Колодки в барабанных тормозах работают "наружу", поэтому слишком сильное давление в цилиндрах может попросту "порвать" барабан. В дисковых тормозах колодки сжимают диск, и усилие на них может быть значительно большим.
Фото: flickr.com/photos/old_boone
Есть ли у них плюсы?
При всех своих недостатках у барабанных тормозов есть и неоспоримые достоинства: — Защищённость от грязи. Колодки тут работают в замкнутом пространстве, и грязь снаружи туда не проникает. — Высокое тормозное усилие. Выше мы говорили о том, что эффективность барабанных тормозов и предельное давление колодок у них ниже, чем у дисковых. Однако закрытая конструкция позволяет сделать площадь трения очень большой за счёт увеличение диаметра и ширины барабана. В силу этого тормозные барабаны очень долго были безальтернативными для больших грузовиков и автобусов. — Износостойкость колодок. Худшее сцепление колодок с барабаном делает своё дело: колодки изнашиваются медленнее, хоть и качество торможения от этого страдает.Почему их всё ещё ставят?
Первые два плюса барабанных тормозов уже давно почти неактуальны. Инженеры научились делать более стойкие к износу диски и колодки, а громоздкие барабаны постепенно вышли из употребления у производителей грузовиков и автобусов. Европейские модели лишились их в конце 90-х – начале 2000-х. Впрочем, российский "Газон", например, всё ещё имеет барабанные тормоза спереди и сзади, но совсем скоро он уйдёт в историю. Что касается внедорожников, для которых грязестойкость барабанов актуальна, то дорогие модели (Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero) лишились их ещё в 80-х, а на более дешёвых, а также на пикапах, барабаны всё ещё встречаются, но только на задней оси. Почему сзади? Всё просто: потому что на задние колёса летит много грязи с передних.Что дороже – барабан или диск?
Мнение о том, что барабанные тормоза не вымирают из-за своей низкой стоимости, ошибочное. На одних моделях барабан дороже (например, на Renault Logan он стоит 6 800 рублей против 3 000 за диск), а на других — обе "системы" стоят примерно одинаково. Например, оригинальные диски и барабаны для ВАЗ-2110 — около 800-900 рублей.Сколько стоят тормозные колодки на диски и барабаны?
Для корректного сравнения приведём таблицу цен на оригинальные колодки автомобилей, имеющих одновременно и дисковые, и барабанные тормоза. Учитывая, что ресурс колодок в барабанах больше в 2,5-3 раза, то определённая выгода в их обслуживании всё-таки имеется.Автомобиль | Средняя стоимость барабанных колодок | Средняя стоимость дисковых колодок |
Daewoo Nexia | 1 500 | 750 |
Skoda Fabia | 4 000 | 2 500 |
Renault Logan | 3 300 | 2 100 |
Citroen C1 | 3 000 | 2 800 |
Где их можно встретить сегодня?
Если говорить о первичном рынке, то автомобилей с барабанными тормозами тут немного и все они имеют барабаны только на задней оси. Внедорожники: UAZ Patriot, UAZ Hunter, Chevrolet Niva, Lada 4x4, Renault Duster, Nissan Terrano.Пикапы: Toyota Hilux, Mitsubishi L200, Nissan NP300, Nissan Navara, UAZ Pickup, Ford Ranger, Volkswagen Amarok, Great Wall Wingle.
В-класс: Renault Logan/Sandero, Lada Priora, Lada Granta, Lada Kalina, Daewoo Nexia, Chevrolet Cobalt, Lada Largus, Nissan Almera, Volkswagen Polo Sedan, Chery Bonus, Skoda Rapid, Geely MK, Chevrolet Aveo, FAW V5, Opel Corsa, Skoda Fabia.
А-класс: Daewoo Matiz, Peugeot 107, Citroen C1, Kia Picanto, FAW V2, Lifan Smily, Chevrolet Spark, Smart.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Также следует добавить, что при перегреве барабаны теряют геометрию, после чего вернуть им первозданный вид, или хотя бы отбалансировать практически невозможно. Как следствие, биение на больших скоростях. С учетом того, что ставят из сейчас только на заднюю подвеску это не очень критично, но негатив вносит.
Еще минусы барабанных тормозов:
1. Увеличение неподрессоренных масс а/м
2. В случае разрушении колодок возникает большая вероятность вклинивания колес
3. Стоимость замены
4. Примерзание колодок после мойки в зимний перод
На передней оси барабаны неудобно да и некуда размещать. Ну а сзади если не независимая подвеска так проще производителю, потому как все новые модели получаются из старых, а замена на диск это серьезная переработка конструкции, которая повлечет за собой перестройку всего конвейера, технологии производства с переоборудованием, цепочки поставщиков и т.д. и т.п., так что не каждый производитель имеет такие средства и возможности.
Также следует добавить, что при перегреве барабаны теряют геометрию, после чего вернуть им первозданный вид, или хотя бы отбалансировать практически невозможно. Как следствие, биение на больших скоростях. С учетом того, что ставят из сейчас только на заднюю подвеску это не очень критично, но негатив вносит.