Барабанные тормоза – почему они всё ещё актуальны?

Новинки этой весны, Renault Logan и Skoda Rapid, оснащены "барабанами". Не нонсенс ли это, если давно доказана эффективность дисковых тормозов? Есть ли плюсы у устаревшей конструкции и почему автопроизводители не спешат от них отказываться?

Фото: wot.motortrend.com

Как они устроены?

Как нетрудно догадаться из названия, главная составляющая барабанного тормоза — это, собственно, барабан — металлическая "чашка", крепящаяся к ступице колеса. Внутри этой чашки находится один или два тормозных цилиндра. Поршни этих цилиндров, выдвигаясь, раздвигают тормозные колодки и прижимают их к внутренней поверхности барабана. Поверхность трения колодок барабанных тормозов не плоская, как на дисковых, а выгнутая, повторяющая округлую поверхность барабана.

Чем плохи барабанные тормоза?

Тормоза барабанной конструкции замедляют автомобиль хуже, чем дисковые, при прочих равных. Причем разница внушительная и в тормозном пути достигает 20%. Чем выше скорости, тем сильнее отличия. Почему так происходит? На то есть несколько причин:

Скольжение. Внутри барабана находятся продукты износа колодок — пыль с фрикционных накладок. Она попадает на поверхности трения и ухудшает сцепление.

Плохой контакт. Из-за большой площади колодки даже два поршня не могут прижать её равномерно к барабану. Как следствие — площадь контакта нестабильна, как и замедление.

Низкие предельные нагрузки. Колодки в барабанных тормозах работают "наружу", поэтому слишком сильное давление в цилиндрах может попросту "порвать" барабан. В дисковых тормозах колодки сжимают диск, и усилие на них может быть значительно большим.

2.jpg

Фото: flickr.com/photos/old_boone


Перегрев. Так как поверхности трения не обдуваются воздухом (в отличие от конструкции дисковых тормозов), то они намного хуже охлаждаются. Тут надо сказать, что температура барабанов во время экстренного торможения может достигать 500-600 градусов. В этих условиях барабан расширяется, расстояние до колодок увеличивается и педаль нужно продавливать сильнее. С перегревом барабанов пробовали бороться установкой дополнительных рёбер снаружи — они обдувались воздухом и "сливали" часть тепла. Впрочем, эта конструкция всё равно не выдерживает никакой конкуренции с дисковыми тормозами.

Есть ли у них плюсы?

При всех своих недостатках у барабанных тормозов есть и неоспоримые достоинства: Защищённость от грязи. Колодки тут работают в замкнутом пространстве, и грязь снаружи туда не проникает. Высокое тормозное усилие. Выше мы говорили о том, что эффективность барабанных тормозов и предельное давление колодок у них ниже, чем у дисковых. Однако закрытая конструкция позволяет сделать площадь трения очень большой за счёт увеличение диаметра и ширины барабана. В силу этого тормозные барабаны очень долго были безальтернативными для больших грузовиков и автобусов. Износостойкость колодок. Худшее сцепление колодок с барабаном делает своё дело: колодки изнашиваются медленнее, хоть и качество торможения от этого страдает.

Почему их всё ещё ставят?

Первые два плюса барабанных тормозов уже давно почти неактуальны. Инженеры научились делать более стойкие к износу диски и колодки, а громоздкие барабаны постепенно вышли из употребления у производителей грузовиков и автобусов. Европейские модели лишились их в конце 90-х – начале 2000-х. Впрочем, российский "Газон", например, всё ещё имеет барабанные тормоза спереди и сзади, но совсем скоро он уйдёт в историю. Что касается внедорожников, для которых грязестойкость барабанов актуальна, то дорогие модели (Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero) лишились их ещё в 80-х, а на более дешёвых, а также на пикапах, барабаны всё ещё встречаются, но только на задней оси. Почему сзади? Всё просто: потому что на задние колёса летит много грязи с передних.

10.jpg
12.jpg

Ещё одна категория "барабанных" автомобилей — небольшие "бюджетники" В-класса. Но их производители, ставя барабаны назад, преследуют другую цель — снижение стоимости владения. Колодки в барабанах ходят по 100 тысяч километров и больше, так что первый владелец о необходимости их замены часто даже не задумывается. Кроме того, барабаны сохраняются на совсем маленьких машинках А-класса, которым просто не нужны высокоэффективные тормоза, чтобы замедляться. А раз так, то к чему ставить назад диски и заставлять владельцев чаще менять колодки? Даже если речь идёт о дорогой машине вроде Smart .



Что дороже – барабан или диск?

Мнение о том, что барабанные тормоза не вымирают из-за своей низкой стоимости, ошибочное. На одних моделях барабан дороже (например, на Renault Logan он стоит 6 800 рублей против 3 000 за диск), а на других — обе "системы" стоят примерно одинаково. Например, оригинальные диски и барабаны для ВАЗ-2110 — около 800-900 рублей.

Сколько стоят тормозные колодки на диски и барабаны?

Для корректного сравнения приведём таблицу цен на оригинальные колодки автомобилей, имеющих одновременно и дисковые, и барабанные тормоза. Учитывая, что ресурс колодок в барабанах больше в 2,5-3 раза, то определённая выгода в их обслуживании всё-таки имеется.
Автомобиль Средняя стоимость барабанных колодок Средняя стоимость дисковых колодок
Daewoo Nexia 1 500 750
Skoda Fabia 4 000 2 500
Renault Logan 3 300 2 100
Citroen C1 3 000 2 800
 


Где их можно встретить сегодня?

Если говорить о первичном рынке, то автомобилей с барабанными тормозами тут немного и все они имеют барабаны только на задней оси. Внедорожники: UAZ Patriot, UAZ Hunter, Chevrolet Niva, Lada 4x4, Renault Duster, Nissan Terrano.



Пикапы: Toyota Hilux, Mitsubishi L200, Nissan NP300, Nissan Navara, UAZ Pickup, Ford Ranger, Volkswagen Amarok, Great Wall Wingle.

В-класс: Renault Logan/Sandero, Lada Priora, Lada Granta, Lada Kalina, Daewoo Nexia, Chevrolet Cobalt, Lada Largus, Nissan Almera, Volkswagen Polo Sedan, Chery Bonus, Skoda Rapid, Geely MK, Chevrolet Aveo, FAW V5, Opel Corsa, Skoda Fabia.

А-класс: Daewoo Matiz, Peugeot 107, Citroen C1, Kia Picanto, FAW V2, Lifan Smily, Chevrolet Spark, Smart.


Когда барабанные тормоза исчезнут?

Скорее всего, ещё достаточно долго эти заведомо менее эффективные, но более выносливые тормоза останутся в строю на небольших и недорогих автомобилях, просто потому, что дисковые, ценой более затратного обслуживания, им не нужны. Впрочем, вполне возможно, что автопроизводители сочтут, что выгода от продажи большого количества оригинальных колодок для дисков и дилерские цены для них важнее, чем снижение стоимости владения для клиента.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
14.03.2015 18:48
Natasha Yarova

Также следует добавить, что при перегреве барабаны теряют геометрию, после чего вернуть им первозданный вид, или хотя бы отбалансировать практически невозможно. Как следствие, биение на больших скоростях. С учетом того, что ставят из сейчас только на заднюю подвеску это не очень критично, но негатив вносит.


10.07.2014 08:22
Ramil Suleymanov

Еще минусы барабанных тормозов:

1. Увеличение неподрессоренных масс а/м

2. В случае разрушении колодок возникает большая вероятность вклинивания колес

3. Стоимость замены

4. Примерзание колодок после мойки в зимний перод


30.08.2014 09:52
Ruslan Abdrafikoff

На передней оси барабаны неудобно да и некуда размещать. Ну а сзади если не независимая подвеска так проще производителю, потому как все новые модели получаются из старых, а замена на диск это серьезная переработка конструкции, которая повлечет за собой перестройку всего конвейера, технологии производства с переоборудованием, цепочки поставщиков и т.д. и т.п., так что не каждый производитель имеет такие средства и возможности.


14.03.2015 18:48
Natasha Yarova

Также следует добавить, что при перегреве барабаны теряют геометрию, после чего вернуть им первозданный вид, или хотя бы отбалансировать практически невозможно. Как следствие, биение на больших скоростях. С учетом того, что ставят из сейчас только на заднюю подвеску это не очень критично, но негатив вносит.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings