Dacia 1300: французский символ румынского автопрома

9033 1 0

В конце шестидесятых СССР приобрел у итальянцев лицензию на производство Fiat 124 и построил для этого завод-автогигант, ставший бессменным лидером советского, а затем и российского автопрома. В тот же период аналогичным образом поступили поляки (с моделями 125/126), а также румыны, которые вплоть до 1968 года вообще не выпускали собственные легковые автомобили, обходясь лишь импортными поставками – в основном, из стран СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). Обо всем этом мы уже рассказывали в материале об истории румынского автопрома, но один из самых массовых и долгоживущих автомобилей – Dacia 1300 – заслуживает отдельного внимания.

 

«Автомобиль будущего» по лицензии

Руководство страны во главе с Николае Чаушеску в шестидесятые годы отличалось куда более прозападными настроениями, чем правящая номенклатура в Советском союзе и даже ПНР. И если «наши» по политическим соображениям отказались от сотрудничества с Renault в пользу итальянцев, то наследники даков, рассмотрев поначалу предложения от Fiat, Alfa Romeo, Peugeot и Austin, в итоге все же не упустили возможности и приобрели лицензию на «автомобиль будущего» – перспективную модель R12, которую на тот момент сама компания Renault еще только разрабатывала как проект R117.

Новинка должна была занять промежуточное положение в линейке Renault между моделями 8 и 16. К слову, именно на заднемоторной «восьмерке» под индексом Dacia 1100 румыны с 1968 года осваивали новые для себя технологии французского автопроизводителя. Ведь уже к 1967 году в максимально короткие сроки в небольшом городке Миовени, расположенном недалеко от административного центра Питешти, был построен современный завод Uzina de Autoturisme Pitesti (UAP).

С модели Dacia 1100 (Renault 8) началась история автозавода UAP


Выпуск новой модели должен был начаться в 1968-м одновременно и на французском заводе (как Renault 12), и в Румынии (под названием Dacia 1300). Однако из-за социальных протестов во Франции в 1968 году выпуск нового автомобиля перенесли.


Николае Чаушеску за рулем первой собранной Dacia



В 1969 году Renault 12 представили на автосалоне в Париже, а «сестру-близняшку» Dacia 1300 – на международной ярмарке в Бухаресте. Новая модель получила положительную оценку общественности и даже смогла занять третье место в конкурсе «Автомобиль года-1970». Название Dacia для румынского автомобиля выбрали по «историческим» соображениям: во времена Римской империи именно так называлась часть территории современной Румынии, на которой проживали племена даков. Производство машин во Франции и Румынии стартовало одновременно в 1969-м, но массовый выпуск Дачий румыны смогли наладить только в следующем году.



Первые Renault 12 и Dacia 1300 отличались лишь эмблемами



Интерьеры французcкого (слева) и румынского (справа) автомобилей: найдите 10 отличий!


Любимый, но не на родине



Несмотря на высокую популярность марки Renault в Европе, «двенадцатая» так и не стала бестселлером в Старом Свете. Во-первых, далеко не всем приглянулся своеобразный дизайн трехобъемного кузова с сильным наклоном капота и багажника, которые из-за своей длины и больших свесов ухудшали маневренность автомобиля на тесных европейских улочках. Во-вторых, оказалось, что из-за настроек подвески, большого клиренса и узких шин (155 мм) устойчивость Renault 12 и его «породистость реакций» не дотягивали до высоких европейских стандартов, которые уже тогда предъявлялись к новым моделям. К тому же в модельном ряду Renault вскоре после выхода двенадцатой, в конце семидесятых, появились и другие автомобили близкого назначения – например, более современные по компоновке хэтчбеки 14 и 20, а также седан 18. Впрочем, Renault 12 пользовался достаточным спросом на внешних рынках – не в пресыщенной Европе, а в странах Южной Америки и Африки, а также в Иране и Сирии. Ведь французская машина получилась просторной, достаточно вместительной и весьма выносливой.

Как и современный Логан, Renault 12 был настоящим «гражданином мира»: модель собирали не только во Франции и Румынии, но и в Португалии, Аргентине, Канаде, Чили, Колумбии, Мексике, Испании, Турции, Венесуэле и даже Бельгии! В турецкой Бурсе на заводе Oyak-Renault эту модель производили вплоть до 2000 года, а суммарный выпуск модели R12 (причем без учета Дачий!) составил два с половиной миллиона экземпляров!


Автомобиль отличался простотой конструкции. Но свесы кузова были довольно длинными



Конечно, неизбалованный румынский потребитель также оказался доволен новым автомобилем. По аналогии с нашими «Жигулями», в первые годы для сборки активно использовались импортные детали (в случае с Dacia – разумеется, французского производства), что также повышало рейтинг Дачии в глазах румынских автомобилистов. При невольном сравнении Дачии с советской «копейкой», сердце отдаёт предпочтение родным Жигулям, однако разум вынужден признать, что «автомобиль даков» был куда прогрессивнее.


Поздние Renault 12 даже оснащались автоматической трансмиссией!


Как и в случае с восточнонемецким «Траби», за Дачией почти сразу же выстроились многолетние очереди. Причем автомобиль румынского производства, представлявший собой, по сути, французскую машину, полюбили не только на «малой Родине», но и во многих социалистических странах – Польше, Чехословакии, ГДР, Болгарии… Да и не имевшие собственного легкового автопрома венгры часто отдавали предпочтение именно Дачии – во многом благодаря экономичному двигателю и простоте конструкции. Существовала и «праворукая» версия Дачии для рынка Великобритании под названием Denem – в погоне за валютой румыны старались не отставать от советских товарищей, экспортировавших на туманный Альбион свои Жигули. Правда, седаны у англичан особым спросом не пользовались, а вот коммерческие автомобили из Питешти «за Ла-Манш» поставлялись вплоть до начала девяностых годов. На некоторых рынках модель также называлась Renault Virage (Австралия) и Renault Toros (Турция)

В Советском Союзе как французский Renault 12, так и румынская Dacia 1300 были малоизвестны, поскольку в годы существования СССР не импортировались. Лишь в конце восьмидесятых годов жители западных регионов «1/6 суши» смогли не только увидеть «Дачии» в соседних Венгрии, Чехословакии, Польше и Югославии, но и приобрести их в подержанном состоянии по сходной цене. Правда, наши сограждане обычно предпочитали родные Жигули и Волги либо «настоящие» иномарки западноевропейского производства. В тот же период предприятия-экспортеры продукции из некоторых республик СССР за полученную валютную выручку приобретали новые автомобили Dacia для собственных нужд. Именно поэтому в отдельных городах в одно время встречалось немало Дачий, которые в новом веке практически полностью вымерли как из-за отсутствия запасных частей, так и вследствие банальной коррозии кузова.



Расширение модельного ряда

Практически с самого начала Dacia 1300 с 1,3-литровым двигателем мощностью 54 л. с. предлагалась в нескольких комплектациях: в обычном исполнении Standard, а также с улучшенной отделкой Lux и Lux Super. Дополнительное оборудование румынской машины включало не только радиоприёмник и обогрев заднего стекла, но и «противотуманки», два наружных зеркала и даже литые алюминиевые колеса. Правда, «роскошная» комплектация 1301 LS была предназначена исключительно для партийно-номенклатурной элиты государства, поэтому не поступала в продажу и не была доступна «простым смертным».


Передний привод на Дачии спокойно уживался с продольным расположением двигателя


В дальнейшем кузовную гамму Дачии дополнил универсал Dacia 1300 Break (1973 год), а с 1975-го начался выпуск пикапов семейства 1302 грузоподъемностью 500 кг, причем на все грузопассажирские модификации Дачии устанавливали усиленную заднюю подвеску. В этот период «люксовые» комплектации седанов начали оснащаться двухконтурной тормозной системой, благодаря чему в случае разгерметизации одного из контуров работоспособность тормозной системы сохранялась.


Renault 12, хоть и недолго, но поставлялся на североамериканский рынок


К тому времени румынам также удалось полностью локализовать производство Дачий, а срок лицензионного соглашения с Renault заканчивался. На уровне высшего руководства было принято решение не продлевать сотрудничество с французами и не осваивать какую-нибудь новую модель Renault по отработанной схеме, а продолжать выпуск Дачии уже без технической поддержки французского производителя.


Универсал Break начали выпускать в 1973 году


Напрашивается еще одна аналогия с ВАЗом и Fiat: присутствие итальянцев в Тольятти к середине семидесятых также практически полностью сошло на нет, а следующие модели на ВАЗе создавались уже без их участия. Увы, и в Советском Союзе, и в Румынии уход лицензиара означал постепенное снижение качества «самостийной» продукции. Впрочем, Дачия все равно оставалась популярной и достаточной востребованной машиной в Румынии, из-за чего годовой выпуск был увеличен с 50 тысяч автомобилей практически вдвое – до 80-90 тысяч.




Первые рестайлинги

Тем не менее, румынские конструкторы все же решили обновить модель с десятилетним конвейерным стажем и в 1979 году провели достаточно масштабную модернизацию. Внешне обновленная Dacia с индексом 1310 отличалась от первой версии автомобиля новым оформлением передней части пластиковой решеткой и четырьмя круглыми фарами в пластиковых «очках».

Увеличились и бамперы, а в салоне появилась новая панель приборов. Увы, после такого «дакийского тюнинга» бывший Renault 12 утратил ту «воздушную изящность», которой его наделили французские дизайнеры. Исходную модель с индексом 1300 в Румынии выпускали до 1981 года – интересно, что в это же время французы тоже перестали выпускать свою «двенадцатую», сняв устаревшую по европейским меркам модель с производства. Ведь в 1981 году во Франции на смену Renault 12 пришла модель 9, внешне и технически соответствующая духу начала восьмидесятых.


Dacia 1310 в исполнении для канадского рынка


Интересно, что румыны при обновлении своей Дачии косметическими доработками не ограничились: с 1981-го начался мелкосерийный выпуск «горячей» двухдверной версии Dacia 1310 Sport, получившей чуть позже индекс 1410 Sport. Исходя из законов жанра, мощность «взбодренного» двигателя объемом 1,4 литра увеличилась до 65 «лошадок», а максимальная скорость «приспортивленной» Дачии выросла до вполне приличных 150 км/ч.


Двухдверная модификация Sport внешне напоминала автомобили Saab


В этот же период на базе переднеприводного пикапа 1302 был освоен выпуск Dacia 1304 с задним приводом, рессорной подвеской и увеличенной до 1 000 кг грузоподъемностью, и модели 1305 с приводом на передние колеса.

В 1983 году решетка радиатора стала более крупной, а наружные детали вместо хромированной отделки получили модное в те времена покрытие типа «черный мат». Седан также получил 65-сильный двигатель от модели 1410 Sport в паре с пятиступенчатой коробкой и соответствующий индекс 1410.

Через годы, через расстоянья

Через пятнадцать лет после начала производства Дачий румыны собрали миллионный автомобиль. Однако конструкторы пытались не отставать от тенденций мирового автомобилестроения и освоили выпуск моделей 1320/1420 с кузовом типа хэтчбек. Впрочем, по сравнению с седанами, машин с пятидверным двухобъемным кузовом было выпущено совсем немного, а модель 1320 производилась всего-то три года.


Хэтчбек – собственная разработка конструкторов UAP


В 1989-м Дачии в очередной раз получили новое оформление передка. С 1988 по 1994 годы в Румынии выпускали и «особо экономичную» версию седана с индексом 1210. Её моторчик объемом 1,2 литра развивал всего лишь 49 л. с., а средний расход топлива, по данным производителя, составлял всего 6,6 л/100 км.

К моменту падения режима Чаушеску в конце 1989 года завод UAP находился не в лучшей форме, выпуская, по сути, бесконечные вариации на тему давно устаревшего автомобиля. Несмотря на сложные для страны времена, в 1990 году румыны запустили в производство обновленный хэтчбек Dacia 1325, получивший собственное название Liberta («Свобода»). Преобразованное в акционерное общество Automobile Dacia S.A. предприятие пыталось выжить за счет расширения коммерческого ряда: в начале девяностых в производство были запущены новые модификации пикапов 1307/1309 с двухрядной пятиместной кабиной. Интересно, что пикапы Dacia этого периода выпускались со всеми типами привода – передним, задним и полным. Одновременно с этим коммерческая линейка была переведена на тяжелое топливо: под капотом пикапов прописался 1,9-литровый дизельный двигатель.



Легковые автомобили также не остались без внимания и пережили в девяностые годы еще три (!) этапа обновления внешности – CN2 (1993 год), CN3 (1995 год) и CN4 (1998 год). Таким образом, по степени долголетия румынский автомобиль можно сравнить с нашими Жигулями.

Возвращение к Renault и закат модели

В 1999 году предприятие в Питешти приобрел «старый друг» – концерн Renault Group. Как это ни удивительно, после «второго пришествия» французов на завод выпуск бессмертной Дачии не был прекращен. Напротив, она получила систему впрыска топлива Bosch и некоторые другие доработки – в частности, детали интерьера от более новой модели Solenza и ступицы с пятью шпильками крепления колес. Двигатель объемом 1,6 литра развивал 72 «лошадки» и позволял «старушке» разгоняться до 160 км/ч.


Пикапы были востребованы как в самой Румынии, так и на внешних рынках. Именно поэтому их выпускали аж до 2006 года


Как и Жигули в России, румынский автомобиль даже спустя три десятилетия с начала выпуска оставался достаточно популярным – в первую очередь, из-за доступной цены и дешевизны эксплуатации. Увы, социалистической Дачии было не по пути со своей страной, которая к тому времени вступила в Евросоюз. Именно поэтому производство легковых модификаций прекратили летом 2004 года, когда на заводе осваивали новую «эпохальную» модель – всемирный проект Х90 под названием Logan, занявший на конвейере место своего «идейного прародителя».


Румынские дизайнеры неоднократно «освежали» внешность старушки, как могли. На фото – поздние Дачии


Последний седан модели 1310i c порядковым номером 1 959 730 отправился с конвейера прямиком в заводской музей в июле 2004 года, а пикапчики на платформе R12 выпускали еще пару лет – до конца 2006-го. Таким образом, из пяти с половиной миллионов автомобилей, выпущенных в Питешти за почти 50-летнюю историю завода, значительную часть составляют именно наследницы Renault 12, ставшие самыми массовыми машинами Румынии.



Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Эдвард Молотов

"И если "наши" по политическим соображениям отказались от сотрудничества с Renault в пользу итальянцев" - автор, хватит уже эту гаражно-пивную байку тиражировать из статьи в статью.Если поднять литературу по ВАЗовскому проекту, будет отчетливо видно, что Рено всерьез перестали рассматривать с того момента, когда стало понятно, что требование советской стороны (напомню - завод проектной мощностью 660 000 автомобилей в год) Рено не потянет в принципе. Под ключ тогда реально строить мог только ФИАТ. А.А. Житков, как участник тех событий , вот такое приводит:«Мы сравнили Fiat с Peugeot и Renault — технологию последних нам пришлось бы переработать коренным образом: она была рассчитана на меньший выпуск».Какая, к черту, политика? Хватит видеть политоту, там где ее нет, и вводить людей в заблуждение, тиражируя мифы.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Российский рынок
Правительство РФ оставило для Haval всего 3 дня. Что дальше?..

Если за оставшееся на этой неделе время в Правительстве России не утвердят проект специального инвестиционного контракта с китайским заводом «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», представительство китайской компании «Хавейл…

980 1 0
Статьи / Авто Недели
Когда выбора нет: стоит ли покупать Infiniti QX56 I за миллион рублей

Выбор очень большого внедорожника за сравнительно небольшие деньги – задача сложная, но вместе с тем интересная, ведь вторичный рынок предлагает массу разных вариантов. Недавно мы выбирали имиджевый Hummer H2 за полтора…

1412 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Новое наказание для пьяных и сбежавших виновников смертельных ДТП: что изменится с 28 июня

С 28 июня вступает в силу Федеральный закон № 146 от 17.06.2019 года, ужесточающий ответственность для нетрезвых виновников ДТП с погибшими и пострадавшими, а также тех, кто после совершения такого ДТП скрылся с места…

483 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1321 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1213 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

3064 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79298 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50113 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39305 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

37443 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24554 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6944 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60829 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16675 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15695 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110546 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77673 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

64510 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?