Депрессия и надежды украинского авторынка — взгляд изнутри

 В России принято считать, что на Украине авторынок переживает катастрофу. Отчасти это так и есть, однако пока одни закрывают салоны, другие, наоборот, строят новые. О местных контрастах читайте материал нашего украинского спецкора. 
 

Фото: depositphotos.com

2014 год действительно стал очень трудным как для производителей, так и для импортеров автомобилей. Продажи этого года примерно соответствуют статистике за вторую половину 90-х годов.

И даже более того — в мае был зафиксирован абсолютный антирекорд за всю историю независимости Украины: из салонов по всей стране выехало приблизительно 3 100 автомобилей. Затем ситуация стабилизировалась, и продажи составляли более 6 тысяч новых легковушек ежемесячно. Однако даже такой уровень нельзя назвать приемлемым, ведь динамика спада катастрофическая — минус 70% к продажам прошлого года… О том, как ведет себя рынок в разных сегментах, — ниже.

Отечественное производство в коме

В связи с нестабильной обстановкой на Юго-Востоке страны и постоянными колебаниями курсов валют практически умерло всё автомобильное производство внутри. Завод в Запорожье, до недавнего времени считавшийся самым мощным в Украине, в нынешний период практически полностью остановил производство. И, тем не менее, в июле благодаря продажам запасов, ЗАЗ стал лидером с 654 проданными автомобилями, обогнав даже Toyota.

1001.jpeg
1000.jpeg


Схожая картинка и на черкасском "Богдан-Авто". Выпуск автотранспорта (автобусы, коммерческие автомобили и легковые) практически остановлен, и объемы производства на данный момент — не более 10 машин в месяц.

"Богдан" купить проще, чем "Ладу"

"Надежды на какое-то возобновление производства или хотя бы на постоянную работу конвейера есть", — утверждает представитель корпорации "УкрАвто" Виктор Козачок, работающий в автосалоне Lada. "Если клиент пришел к дилеру и сказал, что хочет "Ладу" старых моделей (2110-2111), и её нет в наличии, то мы обратимся непосредственно в Черкассы, и этот автомобиль сделают под заказ".

Что касается импортных ВАЗов из Тольятти, то они, похоже, скоро совсем уйдут с рынка. Завод в России отказывается работать по заказам от покупателей, и поставки идут с серьезными перебоями.

Из-за привязанности к курсу валюты цены фантастически взлетели вверх, а это, в свою очередь, очень ударило по продажам. То есть цена в долларах осталась прежней, а в гривнах выросла на 20-30%. Спрос упал почти на 90%. Сейчас за счастье продать 5-7 новых "Лад" в месяц. Если мы дальше будем брать кредиты на закупку партий с завода и спрос продолжит падать, то перспективы радужными не назовешь. Нераспроданные авто кредиторы заберут за долги, а автосалон просто закроют, ибо не будет даже чем платить за коммунальные услуги в помещениях.


Виктор Козачок, представитель корпорации "УкрАвто"

1003.jpeg
1004-1.jpg

Иномарки идут вперед

Пока украинские заводы простаивают, позиции на рынке ожидаемо отыгрывают иномарки. Впрочем, для импортеров еще острее стоит вопрос падения курса гривны. Например, Daewoo Matiz подорожал с 60 000 до 98 000, притом что средняя зарплата по Украине, по данным Минфина, остается на уровне 3 500 гривен.

Как говорят в салонах Ford и Renault, дополнительной проблемой стало фактическое отсутствие программ автомобильного кредитования. Сейчас банкирам невыгодно выдавать кредиты из-за увеличения количества просроченных платежей.

"Впрочем, и сейчас находятся люди, которые берут кредиты, даже невзирая на вынужденное повышение ставок на 12%. Но их существенно меньше, чем раньше", – говорит Иван Савенец из "Полесье Моторс Групп".

Несмотря на различные системы скидок, призванные привлечь покупателей, автодилеры вынуждены подтверждать пике спроса. "Если раньше из шоу-рума за месяц могло уехать до 40 новеньких "Фордов", то сейчас — не более 10. Даже при таком спросе салоны никто закрывать не планирует", — заверяет руководитель отдела продаж автосалона Ford Виктор Белоусов.

Но импортеры не склонны драматизировать ситуацию. "О том, чтобы отказываться от поставок из-за границы, никто и не думал, просто квоты достаточно сильно уменьшились и сейчас в автосалоны привозят только то количество автомобилей, которое точно будет продано", — констатирует господин Белоусов.



1006.jpg

Кто-то при этом всерьез рассчитывает на светлое будущее. Так "Полесье Моторс" строит в Житомире новый дилерский центр Hyundai рядом с собственным салоном Renault. Правда, параллельно с этим закрывается салон продаж Chery… Бывшее помещение автосалона теперь сдают в аренду.

1008.jpg

Строительство нового салона продаж Hyundai

Подержанные автомобили: в ожидании снижения пошлин

Общий спад на "вторичке" примерно равен тому, что продемонстрировал за семь месяцев рынок первичных продаж — зафиксирован обвал в 76%. Начиная с июня спрос на б/у авто резко вырос — продано порядка 17 тысяч автомобилей до начала августа.

По прогнозам и автодилеров, и перегонщиков, ожидать радикального роста в ближайшее время не стоит, так как государство удерживает сбор за первичную регистрацию на весьма высоком уровне. Этот сбор зависит от возраста и объема двигателя. Чем больше литраж — тем больше будет стоить первая регистрация. Для автомобилей возрастом до 8 лет применяют коэффициент 2, а для тех, что старше 8 лет, стоимость сбора увеличивается в 40 раз.

Впрочем, в связи с подписанием экономической части ассоциации с ЕС могут снизиться ввозные пошлины, что сделает импорт как новых, так и подержанных авто более выгодным (хотя сбор за регистрацию никто не отменял). Власти готовы пойти на это, но при одном условии: пониженная пошлина будет действовать на первые 45 тысяч ввезенных в течение года машин. При этом даже в текущем кризисном году импортеры уже успели ввезти больше… В общем, "свалкой для европейского автохлама" Украине стать не грозит, что бы ни говорили российские эксперты.


1009.jpg

Фото: depositphotos.com

Что дальше?

По прогнозам директора отделения стратегического развития компании "Атлант-М" (дилер VW) Алексея Терещенко, до конца года украинские дилеры могут продать ~90 тысяч автомобилей, учитывая коммерческую технику. Олег Назаренко более оптимистичен и надеется на то, что год завершится на уровне 120-130 тысяч авто. Согласно выводам представителей автосалонов, высокой динамики восстановления ждать пока что не стоит.

Но все прекрасно понимают, что в условиях фактически военного положения строить какие-либо внятные прогнозы сложно. Эксперты сходятся во мнении, что работать в таком же неопределенном режиме автомобильные розничные продавцы смогут не более полугода, после чего салоны придется закрывать.


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы