Дверь от Феррари, капот от Ламборгини: как собирают Fiat Ducato на заводе Sevel

2732 0 6
Колеса.ру побывали на заводе SEVEL в итальянской Атессе – крупнейшем в стране и на континенте автосборочном предприятии коммерческого транспорта, где производят Fiat Ducato, составляющий почти четверть всего парка малого коммерческого транспорта Европы. Давайте же вместе посмотрим, как собирают самый популярный малотоннажник!

Завод SEVEL в итальянской провинции близ города Атесса не создает впечатление промышленного гиганта в традиционном понимании многих. Невысокие, выглядящие одноэтажными неброские корпусы, нигде не вздымаются в небо монструозные башни и колонны, не дымят трубы и не грохочет железо, не видно работяг в замасленных спецовках и с суровыми закопченными лицами…. Лишь птицы чирикают в полной тишине на растущих среди газонных полей пальмах…

Однако первое впечатление обманчиво. «Прижатый к земле» SEVEL занимает площадь 1 211 345 квадратных метров, что в переводе на привычные нам гектары – около 120 га. Трудятся на SEVEL 6 300 человек, каждый день на завод приходят 500 фур и 1 железнодорожный состав с запчастями, а готовую продукцию опять-таки ежедневно вывозят 250 автовозов и 8 железнодорожных составов. День за днем ворота завода покидают 1 160 готовых машин!

О тонкостях сварки

Нынешнее поколение Ducato называется X2/90 и выпускается с 2014 года.

002

Наверное, главная гордость любого автозавода сегодня – это автоматизация производства. На SEVEL она на высочайшем уровне. Робот берет из стопки заготовок полкабины или детали рамы (если машина планируется под борт или будку) и устанавливает деталь на конвейер – это первая операция. Следующий робот подводит к основе боковинки внутренних частей порогов и приваривает их точечной сваркой в десятках точек. Попутно в строго определенных местах с точностью до 0,05 мм привариваются монтажные резьбовые шпильки, проушины, кронштейны, запрессовываются резьбовые втулки. Сотни самых разных автоматов Comau Robotics пост за постом формируют из штампованных заготовок контур будущего Ducato. На каждый кузов в конечном итоге приходится более 7 тысяч точек сварки.

003

1

Кстати, надо отметить, что Comau Robotics – это не японские промышленные роботы, как может показаться из названия марки, а итальянские. Comau Robotics – туринская компания, созданная еще в 1973 году и входящая в FCA Group. «Японское» имя на самом деле скрывает итальянскую аббревиатуру «Объединение машин и инструментов» — COnsorzio MAcchine Utensili.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Безусловно, ручные (а вернее, «полуручные») операции есть и на сборке. Некоторые кузовные элементы обваривают роботы, но первоначально позиционируют их люди. Собственно, задача человека – поставить панель на свое место (неточности и ошибки исключены, поскольку в сопрягаемых деталях предусмотрены «ключи», как в фишках «лего») и прихватить несколькими точками сварки ручным сварочным аппаратом, который спускается с потолка на тросиках с моторизованной подвеской строго в заданном месте.

011

Особая фишка роботов – постоянная самодиагностика сварных электродов. От постоянных разрядов наконечники точечной сварки теряют форму, «растаптываются». Увеличивается площадь «пятачка», а значит, падает сила тока, и соединение рискует стать менее прочным. Поэтому робот Comau после определенного цикла работы подносит наконечники к специальному сканирующему устройству. После осмотра сканер решает, что делать. Если длина позволяет, то робот опускает наконечники в специальный заточной станок, где фреза поправляет их форму до номинала. Если длина приблизилась к допустимому пределу, наконечник заменяется новым.

012

013 014
Статьи
Люди и роботы: как делают Skoda Rapid в Калуге

Человек всегда мечтал о появлении устройств, способных выполнять за него сложную работу. И вместе с этими мечтами появились и размышления о том, как же будут строиться отношения машин и человека, когда эти мечты станут...

11287 1 6

Сейчас у многих благодаря рекламе возникло ощущение, что самые продвинутые автопроизводители одним махом перешли с контактной на лазерную сварку. На самом деле это заблуждение. Да и нельзя рассматривать лазерную сварку как однозначно следующую ступень эволюции в автопроизводстве.

Лазер действительно в некоторой степени легче позиционировать, что повышает точность, но за определенным пределом точности, которым сегодня обладают все роботы контактной сварки, дальнейший рост ее не слишком осмысленен. Можно, конечно, повысить точность с 0,05 мм до «сотки» или даже до тысячной доли миллиметра, но зачем? Габариты автомобиля велики, это же не механизм наручных часов… Такая прецизионность важна в двигателе, но в кузове – хоть Дукато, хоть Феррари — рост точности выше существующих стандартов ни на что не влияет.

Касательно прочности – ровно то же самое. Технология точечной контактной сварки десятки лет назад отработалась до достижения прочности сварной точки выше прочности основного материала. Иными словами, если начать растягивать сваренное соединение, то «пятаки» сварки будут вырываться из листового металла целиком, а само соединение разорвать не удастся. Поэтому лазерная сварка – это не прорыв в плане прочности. Лазерная сварка – это в первую очередь эстетичность, не требующая дальнейшей обработки. Поэтому на сборке Ducato она применяется в основном на поверхностях, которые видны снаружи, и там, где прилегают пластиковые панели. Как правило, это зоны дверей и окон и салон. Для сварки же деталей, находящихся внутри, используется более традиционная точечная контактная сварка. И ещё применяется такой метод соединения, как автоматическая пайка тугоплавким припоем. На примере двери хорошо видны все три вида соединений:

015

2

С определенной периодичностью кузовные детали выборочно поступают на автоматический координатно-измерительный стенд, где с высочайшей точностью проверяется геометрия.

018

А человек всё-таки лучше!

После окраски кузова (на SEVEL красят в 209 различных цветов), автомобили без колес движутся по цеху либо на напольном транспортере, либо на подвесе. Ducato проходит бесчисленное множество постов сборки оборудования салона, тормозной системы и электрики.

Надо отметить, что в сборочном цехе, в отличие от кузовного и окрасочного, гораздо больше ручных операций и, соответственно, возможностей сделать ошибку. Поэтому контроль тут максимальный: рабочий каждого поста ставит штамп на сопроводительные документы автомобиля о проделанной им операции в бумажном и электронном виде.

Кстати, над многими сборочными постами конвейера установлены таблички – «Феррари», «Ламборгини» и так далее. Но имя «Феррари» над постом установки дверей не стоит воспринимать буквально. Это не дверь от Феррари, разумеется. Такие имена просто удобнее для рабочей коммуникации: их проще запомнить, чем цифры и буквенные коды. В соседнем цехе, к примеру, для того же самого используются не менее звучные названия футбольных команд!

019 020

Роботизированная тележка, везущая тормозные трубки, движется вслед за устанавливающим их оператором так, что тому не приходится делать даже один лишний шаг назад.

021

Робот-«грузчик» подносит собранное торпедо. На фотографии виден экземпляр в праворульной версии для заказчика из Великобритании

022

Ближе к концу производственного цикла машина приходит на пост так называемой «свадьбы». Снизу подъезжают две тележки. На одной лежит двигатель на подрамнике с КПП, передними стойками и рычагами подвески и бензобак, на второй — задний мост с рессорами. Сверху на них опускают кузов. После «свадьбы» автомобиль приобретает законченные очертания и передвигается по конвейеру на своих «ногах», зацепленный за ленту транспортера одним колесом.

023 024

025

Итог всех усилий закономерен: лидирующие позиции Fiat Ducato в сфере легких грузовиков…

112

А вы знали?

Ну и напоследок – несколько любопытных фактов о работе завода SEVEL.

  • Высочайший уровень техники безопасности – строго запрещенная (иначе – штраф) к снятию в течение рабочего дня спецодежда (ботинки с металлическими вставками в носах, очки, спецовки – у всех), разнообразные и многоэтапные барьеры вокруг опасных и просто подвижных механизмов, безупречное освещение повсюду, многочисленные плакаты, где в юмористической форме демонстрируются возможные ошибки, приводящие к травмам. Платить работнику компенсацию за травму на производстве и спешно менять рабочий график из-за внезапно выбывшего сотрудника гораздо дороже, чем предотвратить все это.
  • Если на каком-то посту обнаружена пропущенная на предыдущем операция, через радиотрансляцию цеха включается сигнал. Но не тревожная сирена, а… музыка. Обычно что-то из современной попсы: Luis Fonsi, Katy Perry, Sigala и т.п. Также номер поста высвечивается на всех центральных мониторах в проходах цеха, и к нему спешит тим-лидер, специалист-универсал, который устраняет недоработку члена своей бригады, не отрывая его от работы и не останавливая конвейер.
  • В сборочных цехах то и дело встречаются небольшие фуд-зоны, где стоят автоматы с легкими закусками и напитками, установлены стулья и столики. Там рабочие могут перекусить в течение дня.
  • Средний возраст работников SEVEL – 46,3 года, средний стаж работы на предприятии – 18,8 лет, доля сотрудников-женщин – 21,3%.
  • Профилактический простой завода в году – всего одна неделя. На неделю в середине августа обычно SEVEL закрывается на корпоративный отпуск.
  • Конвейеров для разных моделей нет. По общей линии непрерывно идут разные модели: высокий фургон, низкий, удлиненный, бортовой грузовик, голое шасси и так далее.
  • Второй этаж в кузовном цеху завода – для роботизированной подачи и перемещения запчастей и целых кузовов, люди там не работают. На втором этаже цеха – 16 километров транспортных линий.
  • В бак выходящего с конвейера автомобиля заливают всего 2,5 литра топлива.

11

 

Поделиться: 0 6 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

475 0 0
Новости / В России
Завод Peugeot-Citroen в Калуге: новая модель, двигатель на конвейере и полноприводный SpaceTourer 4×4!

О запуске новых производственных проектов на калужском заводе менеджмент ПСМА Рус официально объявит осенью. Событие, очевидно, будет приурочено к подписанию Специального инвестиционного контракта (СпИКа) с…

3299 1 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе стоит купить, Kia Rio или Skoda Rapid?

Компактные представители В-класса являются весьма ходовым товаром на первичном рынке. В битве за не самый толстый кошелёк потенциального покупателя в России сражается с десяток конкурентов. Мы уже предлагали вам…

19304 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

1707 10 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

5420 23 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Тебе повезло, ты не такой, как все: покупаем Toyota Camry XV50 за миллион рублей

Она не ломается. В 3,5-литровой ипостаси её ненавидят все бээмвэшники. Она – сбывшаяся мечта «персональщика» и сотрудников различных ФГУПов. Она, наконец, синоним престижа для всех, кто водит южнее 50-й параллели. Есть у…

11344 7 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23810 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13522 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14639 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73816 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14415 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10407 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9880 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8562 0 0
Статьи / Военная техника
Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных…

5618 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

375973 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251589 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116319 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?