Дверь от Феррари, капот от Ламборгини: как собирают Fiat Ducato на заводе Sevel

2926 0 6
Колеса.ру побывали на заводе SEVEL в итальянской Атессе – крупнейшем в стране и на континенте автосборочном предприятии коммерческого транспорта, где производят Fiat Ducato, составляющий почти четверть всего парка малого коммерческого транспорта Европы. Давайте же вместе посмотрим, как собирают самый популярный малотоннажник!
 

Завод SEVEL в итальянской провинции близ города Атесса не создает впечатление промышленного гиганта в традиционном понимании многих. Невысокие, выглядящие одноэтажными неброские корпусы, нигде не вздымаются в небо монструозные башни и колонны, не дымят трубы и не грохочет железо, не видно работяг в замасленных спецовках и с суровыми закопченными лицами…. Лишь птицы чирикают в полной тишине на растущих среди газонных полей пальмах…

Однако первое впечатление обманчиво. «Прижатый к земле» SEVEL занимает площадь 1 211 345 квадратных метров, что в переводе на привычные нам гектары – около 120 га. Трудятся на SEVEL 6 300 человек, каждый день на завод приходят 500 фур и 1 железнодорожный состав с запчастями, а готовую продукцию опять-таки ежедневно вывозят 250 автовозов и 8 железнодорожных составов. День за днем ворота завода покидают 1 160 готовых машин!

О тонкостях сварки

Нынешнее поколение Ducato называется X2/90 и выпускается с 2014 года.

002

Наверное, главная гордость любого автозавода сегодня – это автоматизация производства. На SEVEL она на высочайшем уровне. Робот берет из стопки заготовок полкабины или детали рамы (если машина планируется под борт или будку) и устанавливает деталь на конвейер – это первая операция. Следующий робот подводит к основе боковинки внутренних частей порогов и приваривает их точечной сваркой в десятках точек. Попутно в строго определенных местах с точностью до 0,05 мм привариваются монтажные резьбовые шпильки, проушины, кронштейны, запрессовываются резьбовые втулки. Сотни самых разных автоматов Comau Robotics пост за постом формируют из штампованных заготовок контур будущего Ducato. На каждый кузов в конечном итоге приходится более 7 тысяч точек сварки.

003

1

Кстати, надо отметить, что Comau Robotics – это не японские промышленные роботы, как может показаться из названия марки, а итальянские. Comau Robotics – туринская компания, созданная еще в 1973 году и входящая в FCA Group. «Японское» имя на самом деле скрывает итальянскую аббревиатуру «Объединение машин и инструментов» — COnsorzio MAcchine Utensili.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Безусловно, ручные (а вернее, «полуручные») операции есть и на сборке. Некоторые кузовные элементы обваривают роботы, но первоначально позиционируют их люди. Собственно, задача человека – поставить панель на свое место (неточности и ошибки исключены, поскольку в сопрягаемых деталях предусмотрены «ключи», как в фишках «лего») и прихватить несколькими точками сварки ручным сварочным аппаратом, который спускается с потолка на тросиках с моторизованной подвеской строго в заданном месте.

011

Особая фишка роботов – постоянная самодиагностика сварных электродов. От постоянных разрядов наконечники точечной сварки теряют форму, «растаптываются». Увеличивается площадь «пятачка», а значит, падает сила тока, и соединение рискует стать менее прочным. Поэтому робот Comau после определенного цикла работы подносит наконечники к специальному сканирующему устройству. После осмотра сканер решает, что делать. Если длина позволяет, то робот опускает наконечники в специальный заточной станок, где фреза поправляет их форму до номинала. Если длина приблизилась к допустимому пределу, наконечник заменяется новым.

012

013 014
Статьи
Люди и роботы: как делают Skoda Rapid в Калуге

Человек всегда мечтал о появлении устройств, способных выполнять за него сложную работу. И вместе с этими мечтами появились и размышления о том, как же будут строиться отношения машин и человека, когда эти мечты станут...

13594 1 6

Сейчас у многих благодаря рекламе возникло ощущение, что самые продвинутые автопроизводители одним махом перешли с контактной на лазерную сварку. На самом деле это заблуждение. Да и нельзя рассматривать лазерную сварку как однозначно следующую ступень эволюции в автопроизводстве.

Лазер действительно в некоторой степени легче позиционировать, что повышает точность, но за определенным пределом точности, которым сегодня обладают все роботы контактной сварки, дальнейший рост ее не слишком осмысленен. Можно, конечно, повысить точность с 0,05 мм до «сотки» или даже до тысячной доли миллиметра, но зачем? Габариты автомобиля велики, это же не механизм наручных часов… Такая прецизионность важна в двигателе, но в кузове – хоть Дукато, хоть Феррари — рост точности выше существующих стандартов ни на что не влияет.

Касательно прочности – ровно то же самое. Технология точечной контактной сварки десятки лет назад отработалась до достижения прочности сварной точки выше прочности основного материала. Иными словами, если начать растягивать сваренное соединение, то «пятаки» сварки будут вырываться из листового металла целиком, а само соединение разорвать не удастся. Поэтому лазерная сварка – это не прорыв в плане прочности. Лазерная сварка – это в первую очередь эстетичность, не требующая дальнейшей обработки. Поэтому на сборке Ducato она применяется в основном на поверхностях, которые видны снаружи, и там, где прилегают пластиковые панели. Как правило, это зоны дверей и окон и салон. Для сварки же деталей, находящихся внутри, используется более традиционная точечная контактная сварка. И ещё применяется такой метод соединения, как автоматическая пайка тугоплавким припоем. На примере двери хорошо видны все три вида соединений:

015

2

С определенной периодичностью кузовные детали выборочно поступают на автоматический координатно-измерительный стенд, где с высочайшей точностью проверяется геометрия.

018

А человек всё-таки лучше!

После окраски кузова (на SEVEL красят в 209 различных цветов), автомобили без колес движутся по цеху либо на напольном транспортере, либо на подвесе. Ducato проходит бесчисленное множество постов сборки оборудования салона, тормозной системы и электрики.

Надо отметить, что в сборочном цехе, в отличие от кузовного и окрасочного, гораздо больше ручных операций и, соответственно, возможностей сделать ошибку. Поэтому контроль тут максимальный: рабочий каждого поста ставит штамп на сопроводительные документы автомобиля о проделанной им операции в бумажном и электронном виде.

Кстати, над многими сборочными постами конвейера установлены таблички – «Феррари», «Ламборгини» и так далее. Но имя «Феррари» над постом установки дверей не стоит воспринимать буквально. Это не дверь от Феррари, разумеется. Такие имена просто удобнее для рабочей коммуникации: их проще запомнить, чем цифры и буквенные коды. В соседнем цехе, к примеру, для того же самого используются не менее звучные названия футбольных команд!

019 020

Роботизированная тележка, везущая тормозные трубки, движется вслед за устанавливающим их оператором так, что тому не приходится делать даже один лишний шаг назад.

021

Робот-«грузчик» подносит собранное торпедо. На фотографии виден экземпляр в праворульной версии для заказчика из Великобритании

022

Ближе к концу производственного цикла машина приходит на пост так называемой «свадьбы». Снизу подъезжают две тележки. На одной лежит двигатель на подрамнике с КПП, передними стойками и рычагами подвески и бензобак, на второй — задний мост с рессорами. Сверху на них опускают кузов. После «свадьбы» автомобиль приобретает законченные очертания и передвигается по конвейеру на своих «ногах», зацепленный за ленту транспортера одним колесом.

023 024

025

Итог всех усилий закономерен: лидирующие позиции Fiat Ducato в сфере легких грузовиков…

112

А вы знали?

Ну и напоследок – несколько любопытных фактов о работе завода SEVEL.

  • Высочайший уровень техники безопасности – строго запрещенная (иначе – штраф) к снятию в течение рабочего дня спецодежда (ботинки с металлическими вставками в носах, очки, спецовки – у всех), разнообразные и многоэтапные барьеры вокруг опасных и просто подвижных механизмов, безупречное освещение повсюду, многочисленные плакаты, где в юмористической форме демонстрируются возможные ошибки, приводящие к травмам. Платить работнику компенсацию за травму на производстве и спешно менять рабочий график из-за внезапно выбывшего сотрудника гораздо дороже, чем предотвратить все это.
  • Если на каком-то посту обнаружена пропущенная на предыдущем операция, через радиотрансляцию цеха включается сигнал. Но не тревожная сирена, а… музыка. Обычно что-то из современной попсы: Luis Fonsi, Katy Perry, Sigala и т.п. Также номер поста высвечивается на всех центральных мониторах в проходах цеха, и к нему спешит тим-лидер, специалист-универсал, который устраняет недоработку члена своей бригады, не отрывая его от работы и не останавливая конвейер.
  • В сборочных цехах то и дело встречаются небольшие фуд-зоны, где стоят автоматы с легкими закусками и напитками, установлены стулья и столики. Там рабочие могут перекусить в течение дня.
  • Средний возраст работников SEVEL – 46,3 года, средний стаж работы на предприятии – 18,8 лет, доля сотрудников-женщин – 21,3%.
  • Профилактический простой завода в году – всего одна неделя. На неделю в середине августа обычно SEVEL закрывается на корпоративный отпуск.
  • Конвейеров для разных моделей нет. По общей линии непрерывно идут разные модели: высокий фургон, низкий, удлиненный, бортовой грузовик, голое шасси и так далее.
  • Второй этаж в кузовном цеху завода – для роботизированной подачи и перемещения запчастей и целых кузовов, люди там не работают. На втором этаже цеха – 16 километров транспортных линий.
  • В бак выходящего с конвейера автомобиля заливают всего 2,5 литра топлива.

11

 

Поделиться: 0 6 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

1371 4 0
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

1756 1 0
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

11807 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2411 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

3125 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3912 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

39586 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15465 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12474 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27135 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21655 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4530 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57540 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41690 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17055 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72134 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55776 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54939 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?