Двигатель V6, кузов лимузин и украинское производство: мифы и факты про Skoda Octavia I

Skoda Octavia имеет все основания считаться одной из самых важных и "объемообразующих" моделей для чешского производителя. Для нас этот автомобиль примечателен еще и тем, что именно Октавия была в числе первых машин иностранного производства, попавших в нашу страну новыми, а не пригнанными из-за рубежа в десятилетнем возрасте. Нередко про Octavia первого поколения можно услышать (или прочитать) самые забавные мифы и полуправдивые слухи, среди которых и необычный тип кузова, и сверхмощные двигатели, и многое другое. Сегодня мы будем во всём этом разбираться, отделяя зёрна исторической правды от плевел небылиц и досужих домыслов.

 
МИФ 1: Имя Octavia было новым для модельной линейки Skoda

МИФ

Когда во второй половине девяностых Octavia появилась на улицах российских городов, многие впервые открыли для себя и модель, и ее имя: автомобиль под индексом Mk1 (1U) обычно называют Октавией первого поколения.

Однако Октавия (от латинского octo — «восемь») - это не только древнеримское женское имя, которое носили представительницы рода Октавиев, но и довольна старая модель Skoda, которая в январе этого года отметила своё шестидесятилетие! Здесь нет никакой ошибки - первые Skoda Octavia с кузовом тудор (двухдверный седан) под заводским обозначением Type 985 были действительно выпущены еще в начале 1959 года и продержались на конвейере в г. Млада-Болеслав до 1971-го.

Настоящая Octavia №1: двухдверный седан...
...и трехдверный универсал
На фоне пальм: первую Octavia можно было встретить далеко за пределами ЧССР

А цифра "восемь" не зря присутствует в "латинском" названии этого автомобиля. Ведь именно Octavia стала восьмой по счету моделью, выпущенной после Второй мировой войны, одновременной являясь восьмым автомобилем за всю историю чешской марки, который получил независимую подвеску. Впервые же такая конструкция на автомобилях Skoda появилась еще в 1933-м.

Когда после объединения с концерном Volkswagen Group в 1992 году начались работы по созданию принципиально новой модели, к выбору имени немецкие партнеры подошли со знанием дела. Ведь использование "исторического" имени Octavia помогло подчеркнуть длительность существования самой марки Skoda, а также стало своеобразной данью уважения историческому наследию чешского производителя.

Так совершенно новый автомобиль получил проверенное десятилетиями имя, которое, впрочем, "старым" считали разве что чешские автомобилисты старшего поколения и автомобильные историки.

История десятилетий: Октавия шуршала шинами по пражской брусчатке еще 60 лет назад!

Для большинства же имя новой Шкоды звучало совершенно современно, по-новому и свежо. Так возникла путаница с "точкой отсчета" модели Octavia, за которую многие принимают именно машину, дебютировавшую 4 апреля 1996 года - спустя три с половиной десятилетия после появления в модельном ряду марки Октавии как таковой.

На фото: Skoda Octavia (1U) образца 1996 года
МИФ 2: Автомобиль использовал новейшую платформу концерна Volkswagen

ПРАВДА

Выходу постсоциалистической Октавии предшествовала «переходная» модель Felicia, созданная совместно с немцами, но использовавшая платформу еще чешского хэтчбека Favorit, вышедшего в 1987 году. Родство Фелиции и Фаворита было очевидным внешне, и как раз оно ввело многих автомобилистов в заблуждение. Ведь у рестайлинговой Felicia образца 1998 года и дорестайлинговой Octavia, выпуск которой начался в 1996 году, было совершенно одинаковое «выражение лица».

В ходе обновления Felicia получила такой же передок, как у Octavia. Но многие почему-то считали наоборот

Избавиться от сходства со старшей сестрой Октавии удалось только после рестайлинга (автомобиль на переднем плане)

Но на этом их сходство заканчивалось! Ведь ни конструкция кузова, ни платформа, ни силовые агрегаты у этих моделей не были общими. Новая Octavia изначально была широко унифицирована с другими автомобилями концерна Volkswagen, поскольку её создали на единой платформе A4 (PQ34), разработанной специально для автомобилей гольф-класса VW Group. Интересно, что новый чешский автомобиль получил не "объедки с барского стола", а вполне современный продукт инжиниринга, поделив платформу с собратьями по концерну, которые вышли либо одновременно с Октавией (Volkswagen Golf/Bora Mk4 1J, Audi A3 Mk1 8L и Seat Leon Mk1 1М), либо даже спустя пару лет (VW Beetle и Audi TT).

Платформа PQ34 стала общей для многих автомобилей VW Group

При всей внешней несхожести с Октавией и Audi ТТ, и VW Beetle были достаточно близкими родственниками этой Skoda

Из-за выступающего багажника многие воспринимали эту модель как седан, но на самом деле Octavia была лифтбеком…
…а затем и универсалом (Combi)

Именно поэтому новый лифтбек по уровню конструкции был вполне сравним с более именитыми соплатформенными конкурентами. Исходя из внутренней «табели о рангах», Шкода была лишь чуть проще отделана и поэтому оказалась немного дешевле автомобилей из Вольфсбурга и Ингольштадта.

После рестайлинга Octavia A4 не слишком уступала Гольфам и иже с ними. А в версии RS (первое фото) выглядела и вовсе «по-взрослому»

МИФ 3: Октавия выпускалась на Украине еще несколько лет после прекращения выпуска модели в Европе

МИФ

Спустя несколько лет после начала производства в Чехии крупноузловую сборку Octavia наладили в граничащей с ней Украине, построив специально для этого завод в чистом поле у небольшого посёлка Соломоново, расположенного неподалёку от венгерской и словацкой границ. Произошло это в 2002 году, а появился завод "Еврокар" из-за того, что именно здесь действовали привлекательные для чехов условия специальной экономической зоны.

Завод «Еврокар» по сборке автомобилей Skoda открыли в конце 2001-го

Машинокомплекты прибывали на украинскую территорию по железной дороге, а близость предприятия позволяла минимизировать затраты и упростить логистику. В мае 2006 года Octavia начали производить здесь уже не SKD-способом, а перешли на мелкоузловую сборку.

Млада-Болеслав? Нет, Соломоново!

SKD+MKD – сборку Октавий на украинском предприятии осуществляли двумя способами. До полномасштабного производства дело так и не дошло

Исходя из того, что украинский автомобильный рынок в то время пребывал на подъеме, владельцы завода даже решили запустить здесь сварочные и окрасочные цеха - которые, впрочем, практически не использовались вследствие кризиса, разразившегося осенью 2008-го.

И в Млада-Болеславе, и в Соломоново "турку" (как ласково называли Октавию Mk1 украинские автомобилисты после того как она получила приставку Tour) выпускали одновременно и параллельно с новой моделью под обозначением Octavia A5, поскольку "старушка" с десятилетним конвейерным стажем по-прежнему пользовалась стабильным спросом. В Чехии производство Октавии этого поколения продолжалось вплоть до 2010 года, когда с конвейера в чешском городе Врхлаби сошла последняя Octavia Tour.

Поскольку украинцы собирали "Туры" исключительно из чешских комплектующих, то сборка Октавии в Соломоново завершилась в то же время – а точнее, еще в апреле 2010 года, выпустив в общей сложности на этом предприятии 43 485 Octavia Tour.

Для украинского рынка на «Еврокаре» выпускали и вот такие модификации «псевдо-RS» с обвесом и 150-сильным двигателем
Кроме Октавий, украинский завод выпускал и остальные модели Skoda

Некоторые ушлые владельцы до сих пор указывают в объявлениях о продаже 2011 год и объясняют это "сборкой из остатков деталей". В действительности же никаких "поздних спецсборок" этих автомобилей для украинского (или какого-либо другого) рынка не было.

МИФ 4: Несмотря на габариты, Октавия была довольно тесным автомобилем

ПРАВДА

По меркам своего времени Octavia была не такой уж и маленькой – габаритная длина кузова дорестайлингового лифтбека составляла 4 511 мм.

В ходе обновления Octavia Tour потеряла 4 мм габаритной длины

Для сравнения: аналогичный параметр соплатформенного Volkswagen Golf IV с кузовом хэтчбек достигал лишь 4149 мм.

Смотри на базу: вся разница в длине Octavia A4 и Golf MK4 приходится на задний свес!

Однако колёсная база и Шкоды, и Фольксвагена составляла абсолютно идентичные 2 512 мм – то есть, не слишком много по меркам С-класса. Исходя из расстояния между передней и задней осями простором на заднем сиденье не могла похвастаться ни «четвёрка» из Вольфсбурга, ни Skoda.

Цифры и факты: места для задних пассажиров в Октавии было не слишком много

Но поскольку вся разница в габаритах приходилась на задний свес, то багажники этих машин по внутреннему объему отличались радикально – 528 л у Шкоды и скромные 330 л у Фольксвагена.

Огромный багажник – вот главное преимущество Шкоды перед соплатформенными VW и Audi
Универсал предоставлял не только просторный «трюм», но и больше пространства для грузов выше линии стёкол

Впрочем, теснота Octavia Tour стала очевидной лишь с выходом следующего поколения этой модели, где колесную базу растянули почти на семь сантиметров (до 2 578 мм). А современникам первой машины после Фелиции или отечественной «девятки» Октавия казалась если не верхом совершенства, то все равно и просторным, и комфортабельным автомобилем.

МИФ 5: существовала серийная Октавия с VR6

миф

Время от времени на форумах всплывают слухи о существовании эксклюзивных Octavia I с двигателем VR6, которыми оснащались многие автомобили концерна, включая "родственников" вроде VW Golf или Audi A3/TT.

Три и два: в отличие от Octavia, под капотом Golf четвёртого поколения мог скрываться и «шестигоршковый» мотор совершенно «взрослого» рабочего объема

Octavia WRC летала по снегу, земле, воде и воздуху с помощью двухлитрового турбомотора

"Саги" о сверхмощной Октавии с V-образной «шестёркой» чуть позже подтверждались и видеороликами, что еще больше усиливало уверенность в том, что такая машина выпускалась.

SKODA OCTAVIA 3.2V6 4x4 BI-TURBO

Однако в реальности под капотами серийных Skoda этой модели встречались различные дизельные и бензиновые "четвёрки", мощность которых начиналась от 60-75 л.с. для самых скромных версий с 1,4-литровым мотором до 150-180 л.с., если машина оснащалась 20-клапанным турбомотором объемом 1,8 литра.

Вихри наддува: турбину получили не только дизельные, но и некоторые бензиновые моторы

С не самым «овощным» мотором Октавия не только неплохо держалась в поворотах, но и отлично разгонялась

Четыре на четыре: полный привод этой модели полагался, а вот V6 - нет

Ну а видео с "наматывающей пятаки" Octavia VR6 объясняется простым и понятным словом - "свап". То есть, вместо штатного и "чахлого" дизеля владелец установил туда фольксвагеновскую «шестёрку». Многие также просто путали заводской логотип VRS версии RS с обозначением VR6, хотя серийно такие моторы для Октавии этого поколения не предлагалась.

На фото: Skoda Octavia RS

МИФ 6: Октавия первого поколения была одним из самых «долгоиграющих», но не самым массовым автомобилем этой модели

правда

По меркам мирового автопрома Octavia I выпускалась не просто долго, а очень долго – с 1996 по 2010 год. Даже «по-настоящему первая» Октавия, вышедшая в 1959 году, продержалась на конвейере в социалистической Чехословакии на два года меньше! Ну а модели-предшественницы Favorit и Felicia выпускались по семь лет каждая – с 1987 по 1994 год и с 1994 по 2001 год соотвественно. Skoda Octavia A5 производили с 2004 по 2013 год, то есть, на пять лет меньше, чем Tour. Но при этом «турка» не была самой массовой машиной в своём семействе! Ведь за 14 лет в чешских Млада-Болеславе, Врхлаби и Квасинах, украинском Соломоново, индийском Аурангабаде и казахском Усть-Каменогорске в общей сложности было выпущено 1 442 126 таких Octavia.

Конечно, это заметно больше, чем сделали машин с тем же названием в середине ХХ века (365 400 штук), но куда меньше, чем было произведено «вторых» Octavia с индексом А5 – 2 604 100 экземпляров. Однако бесспорно, что именно Октавия без разделения по генерациям является самой массовой моделью Skoda, ведь за всё время было выпущено свыше шести миллионов (!) автомобилей под этим названием!

МИФ 7: Существовала Octavia с кузовом лимузин

и миф, и правда

Удлинённые "правительственные" версии обычных легковушек гольф-класса - отнюдь не редкость. Помнится, этим "грешили" даже отечественные ВАЗ и АЗЛК, однако в случае со Skoda Octavia I все получилось куда интереснее - такая машина действительно существовала, и этот "лимузин" был действительно сделан по правительственному заказу!

В 1999 году премьер-министр Чехии Милош Земан патриотично ездил на отечественной Шкоде, но не простой, а удлинённой. При этом прирост колёсной базы на 80 мм пришелся не на заднюю дверь, как можно было подумать, а на пространство в районе центральной стойки, которую просто "растянули" на указанную величину. Двери же остались совершенно стандартными.

Лимузин для Земана: вставка между передней и задней дверями не сильно помогла Октавии ни внешне, ни в салоне

За основу, разумеется, был взята "топовая" версия Skoda Octavia в комплектации Laurin & Klement с кожаным салоном бежевого цвета и богатым оснащением.

Дорого-богато: именно так выглядел интерьер «особенной» комплектации L&K

Однако под капотом стояла обычная 1,8-литровая «турбочетвёрка» мощностью 150 л.с. Изначально на заводе планировали выпустить партию из 250 удлинённых Октавий, однако в действительности вручную изготовили лишь 25 экземпляров таких "лимузинов".

Однако лимузином такая «длиннобазная» версия может считаться лишь условно, поскольку прибавка была слишком незначительной, а подобное изменение базы в большую сторону, как это бывает у моделей F-класса, не меняет их тип кузова по официальной классификации.

Опрос
Как вам Octavia I поколения?
Ваш голос
Всего голосов:


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
1 комментарий
05.08.2019 13:07
Царь
Всегда не нравился в Октавиях спидометр. Слишком много цифр и рисок, неудобно читать показания. А так авто нормальное за свои деньги. В ногах места мало это точно. Сидел и Octavia (1U) и в следующем поколении. У моей Тойоты Карины Е сзади в ногах куда было больше места, чем у чешки. Я тогда присматривался, что буду брать на будущее.

Новые статьи

Популярные тест-драйвы