Этот маломощный стартер: почему на пусковой ток стартера нельзя опираться при выборе аккумулятора

Для некоторых паспортная мощность стартера их автомобиля может стать неожиданным откровением. А рассчитанное из нее количество ампер, требующееся для пуска мотора, приятно удивить. Можно ли сэкономить, опираясь в выборе аккумулятора или пускового устройства на паспортный ток стартера?

Один из важнейших параметров любого аккумулятора – ток холодной прокрутки. Это ток, который батарея способна отдать в нагрузку при температуре окружающей среды в минус 18 градусов. И для продвинутых автовладельцев именно эта цифра становится важнейшей при выборе новой батареи. Но сегодня, когда даже отечественные аккумуляторы подорожали до 5-6 тысяч рублей, большинство автолюбителей вынуждены экономить и отказываться при покупке запчастей от выбора «лучшего из доступного».

У редкой машины, даже малолитражки, в наши дни стоит штатная батарея с током холодной прокрутки менее 400 ампер. А чаще всего и поболее – особенно в тех моделях авто, которые производители называют «адаптированными для России». Такими батареями оснащаются машины с моторами объемом 1,2 -1,6 литра. Однако их даже при посаженной в ноль батарее (считай, вообще БЕЗ штатной батареи) запросто пускают литий-ионные бустеры с пиковым током всего лишь в 300 ампер, а номинальным – и вовсе в 150 ампер.

Скажем больше: когда мы тестировали субкомпактный пусковой бустер с пиковым током в 300 ампер и номинальным – в 150 ампер, изначально рассчитанный производителем на моторы не более 1,6 литра, мы без труда пускали с его помощью двухлитровые двигатели. Нарушая, безусловно, инструкцию – но пускали, и уверенно! И это может навести обывателя на мысли о том, что где-то его обманывают.

И возникнет вопрос: если 300-амперного гаджета размером со смартфон достаточно с лихвой даже для пуска двухлитрового двигателя, зачем нужен пусковой ток в 500 ампер у штатного аккумулятора машины с мотором 1,6 литра в таком случае? А один наш дотошный читатель даже взялся за несложную арифметику и пришел к удивившим его выводам.

В описании любого стартера всегда присутствует параметр паспортной мощности. У большинства легковых автомобилей она находится в диапазоне от 800 до 1500 ватт. Это вовсе не секретная цифра – ее можно увидеть в описании стартера практически на всех крупных сайтах по заказу запчастей, и тем более – на ресурсах производителей.

Наш читатель нашел характеристики стартера своей вполне массовой и народной Kia Rio – в них фигурирует цифра 0,9 кВт. То есть 900 ватт. И, разделив мощность в ваттах на напряжение бортовой сети 12 вольт, он получил ток потребления стартера: 900/12=75 ампер.

Семьдесят пять ампер, всего семьдесят пять! – ликовал он. А мы-то, дураки, приобретая аккумулятор, ориентируемся в первую очередь на ток холодной прокрутки, выбирая ту модель, где он побольше! У дешевых батарей с емкостью около 55-60 ампер-часов он составляет 400-450 ампер, у дорогих и качественных при той же емкости и габаритах – 600-650 ампер. Штатная батарея Rio с завода имеет параметры 60 ампер-часов и 440 ампер пускового тока. Но зачем все это, если стартеру нужно всего 75? Ну хорошо, с учетом морозных зим пусть будет 100... Но даже в этом случае аккумулятор может быть в 2-3 раза легче, компактнее и, соответственно, дешевле, чем тот, что стоит под капотом сейчас. Можно сэкономить на покупке нового АКБ, а тем, кто заморачивается со спортивным вождением, можно выгадать килограммы, применив батарею значительно меньшей массы. То же самое и с пусковыми бустерами: если такой гаджет вдруг понадобится купить, для двигателей литров до трех можно смело брать самый маломощный, и его энергии хватит с большим запасом. Сплошные плюсы, одним словом!

Такие рассуждения приятны, но, к сожалению, ошибочны. Любой учебник по электрическим машинам (в смысле, не электрокарам, а электрическим двигателям и генераторам) говорит нам: стандартная международная система маркировки мощности электродвигателя (в том числе и, разумеется, пускового автомобильного стартера) предполагает указывание мощности, потребляемой на холостом ходу.

Указанная для стартера Rio мощность в 900 ватт (как и паспортная мощность для любого иного стартера) – это мощность, которая потребляется от батареи, если стартер крутит сами себя, без нагрузки. Иными словами, те самые высчитанные 75 ампер стартер Рио потребляет, когда лежит в гараже на верстаке и подключен проводами к аккумулятору. Да и это еще без учета тока потребления втягивающего реле (десятка полтора ампер, которые стоит приплюсовать к семидесяти пяти).

Причем в момент страгивания ротора стартера с места (опять же, без нагрузки), произойдет кратковременный всплеск тока, раза в полтора больше номинального рабочего тока – наших пресловутых 75 ампер. То есть, увидеть на стрелке (или дисплее) подключенного в цепь стартера амперметра более-менее стабильную цифру «75» можно лишь после полной раскрутки стартера.

Соответственно, под нагрузкой в виде коленвала двигателя стартер потребует от батареи (штатной или бустерной) совсем иного тока, в 2-3 раза выше номинального, в зависимости от вязкости масла и температуры окружающей среды. Плюс на реальном автомобиле, а не в лабораторных условиях, к току стартера добавляется еще и суммарный ток многочисленных электронных блоков, которые включаются в работу (или просто массово опрашиваются блоком управления) после поворота ключа зажигания. Так что, увы, обойтись аккумулятором с пусковым током в два или более раза меньше паспортного и размером с два кулака – не получится…

А ведь так хотелось!

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
31.03.2022 21:51
Дмитрий

" Любой учебник по электрическим машинам (в смысле, не электрокарам, а электрическим двигателям и генераторам) говорит нам: стандартная международная система маркировки мощности электродвигателя (в том числе и, разумеется, пускового автомобильного стартера) предполагает указывание мощности, потребляемой **на холостом ходу"

Любой учебник? Серьезно? Пруф в студию.
Указывается всегда номинальная мощность, которая соответствует номинальной нагрузке (моменту) при номинальной скорости вращения.**

1

01.04.2022 07:14
Иван

Автор, конечно, чудит. Киловатт мощности на то, чтобы впустую крутить стартер - это сильно ))) Не, ну если только втулки заклинило, тогда дааа. )))

1

11.04.2022 21:07
Евгений Балабас

Чудит автор, ой, чудит... ))

Вот только мало кто соглашается на коньячок забиться и посмотреть на простейшую схему из стартера, аккумулятора и 100-амперного амперметра, собранную на скорую руку на верстаке...
Сперва эмоций много, а как-то дела доходит - появляется у спорщиков какая-то (вполне обоснованная) настороженность и они как-то стараются поскорее все к шутке свести )))


17.03.2023 16:56
Игорь Ботов

Ну, не киловатт. Чуть побольше, да


11.04.2022 21:00
Евгений Балабас

"... Любой учебник? Серьезно? Пруф в студию. ..."

Да ради Бога )))
Хотите советскую литературу?
Пожалуйста:

Виноградов Н.В., Виноградов Ю.Н. Как самому рассчитать и сделать электродвигатель / Москва, издательство Энергия, 1974 г.

Хотите посовременнее?

Хоперскова Л.В. Электромеханические системы: Учебное пособие
Волгоград, издательство ВолгГТУ, 2002 г.


20.04.2022 21:16
Дмитрий

Где пруф на фразу: "стандартная международная система маркировки мощности электродвигателя (в том числе и, разумеется, пускового автомобильного стартера) предполагает указывание мощности, потребляемой **на холостом ходу"?

А список литературы по электромоторам... это и я вам горсть могу отсыпать.


01.04.2022 07:11
Иван

На двигателях НИКОГДА не пишут потребляемую мощность холостого хода. Хотя бы потому, что она никому не интересна. Мотор нужен не для того, чтобы впустую вращаться, а для того, чтобы совершать полезную работу. А указывают всегда НОМИНАЛЬНУЮ мощность. Говоря простым языком, номинальная мощность - это наибольшая мощность, которую электродвигатель способен развивать продолжительное время не перегреваясь.

1

28.01.2024 03:23
Максим Мороз

Мощность любого электродвигателя указывается на холостом ходу? Ого, что это за бред я прочитал? И куда же деваются эти 900 ватт при вращении стартера без нагрузки? На нагрев обмоток и преодоление силы трения подшипников? Бред абсолютный. Никого не интересует мощность, потребляемая двигателем на холостом ходу. Или же вы хотите сказать, что двигатель троллейбуса на 200 киловатт потребляет на холостом ходу 200 киловатт, а при движении троллейбуса многократно больше? Интересно, а как тогда автобусы с дизельными двигателями такой же мощности вообще ездят. Откройте документацию по любому двигателю и прочитайте, что там написано. За одно встретите там такие понятия, как часовая и длительная мощность.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings