«Горячая десятка»: за что все любили двухлитровый ВАЗ-21106

Недавно мы уже рассказывали о том, как непросто рождалась обычная тольяттинская «десятка». Конструкторы ВАЗа всегда мечтали о какой-то более мощной, "приспортивленной" модификации в стиле немецких GTI. Изначально в планах по семейству 2110 была именно такая модификация – трехдверный хэтчбек 2113 (не путать с Самарой-2 с таким же индексом!).
 

Однако "особо мощная десятка" появилась при участии других тольяттинских энтузиастов: на МИМС-96 был представлен концепт-кар "Жёлтая акула", который являлся совместным проектом АВТОВАЗа и фирмы "Мега-Лада". Для чего понадобилась "сверхдесятка"? Ответ очень прост для омологации в группе WRC было необходимо определенное количество "окологражданских" версий. Кроме того, в конце лихих девяностых в РФ уже существовал спрос на подобные "горячие" версии ВАЗов. Ведь «заряженная» подобным образом «десятка» позволяла владельцу потешить своё эго и самолюбие, «наказав» со светофора какой-нибудь «бумер».

Два литра

Чем же отличалась "сто шестая" от обычной модификации ВАЗ-21103 с шестнадцатиклапанным полуторалитровым мотором 2112? Прежде всего горячим и бойким "сердцем": под капотом появился опелевский бензиновый мотор объемом 2,0 литра. В зависимости от модификации он развивал от 136 до 150 л.с. не бог весть что по меркам действительно заряженных автомобилей, но совсем не мало для обычной "десятки" с учетом её веса. Интересно, что силовой агрегат (в сборе с КПП) поставляло спортивное отделение Vauxhall английского филиала General Motors.

lada_110_wtcc_4.jpg


Шестнадцатиклапанный двухлитровый мотор Opel в версии С20ХЕ развивал полтораста "лошадей" и почти 200 Нм крутящего момента. Такие показатели обеспечивали автомобилю завидную динамику около 9 секунд до сотни и свыше 200 км/ч "максималки", причем не теоретические, а полученные в ходе практических замеров. Из интересных конструктивных особенностей мотора C20XE кованая поршневая группа и отдельный масляный радиатор.

К слову, серийность мотора очень помогает немногочисленным владельцам тольяттинского эксклюзива "если что", можно приобрести большинство деталей двигателя и узлов навесного оборудования.

Акулы бывают разные

Существовало несколько различных "генераций" ВАЗ-21106, которые отличались и внешне, и "начинкой". Первая версия и была той самой "Желтой акулой", показанной на МИМС-96, причем на выставке машина была признана лучшим экспонатом и получила соответствующую награду журнала «За Рулем». Она оснащалась двигателем Opel С20ХЕ мощностью 150 л.с., задними дисковыми тормозами, амортизаторами фирмы Koni и гидроусилителем рулевого управления фирмы ZF. Кроме того, по желанию клиента автомобиль комплектовался кондиционером и спортивным салоном. Такой вариант выпускался до 2000 года.


lada_110-06_zheltaya_akula_1.jpg



Вторая версия была более "овощной" и бюджетной. Устанавливался менее сильный двигатель C20SEL серии ECOTEC, задние барабанные тормоза, амортизаторы Торгмаш. Такая "сто шестая" также отличалась дизайном аэродинамического обвеса с развитыми колесными арками и выпускалась до 2003 года. Кстати, мотор получился менее удачным – он боялся перегревов и некачественного бензина.




Третий вариант "сто шестой" внешне имел еще меньше отличий от обычного ВАЗ-2110. Технически машина была близка ко второй итерации: двигатель C20SEL, задние барабанные тормоза, ГУР фирмы ZF, но амортизаторы Асоми.

Кроме АВТОВАЗа и "Мега-Лады" к истории "акулы" имела отношение и компания "Арсенал-Авто". Как водится, фирме удалось остаться на плаву ценой нескольких банкротств, сменой названий ("Лада-Тул", затем "Моторика") и последующим вхождением в состав компании "Супер-авто".

Фактически ВАЗ-21106 выпускался до 2004 года, но встречаются и автомобили более позднего выпуска видимо, произведенные АВТОВАЗом или "Моторикой" по штучному заказу "особых" клиентов. Часть четырехдверных "сто шестых" поставлялась в ГИБДД, но срок их службы ввиду сложностей конструкции автомобиля был относительно недолгим.

Тест-пилоты, да и простые владельцы отмечали не только улучшенные динамические характеристики, а также управляемость и устойчивость, но и более высокую пассивную безопасность автомобиля. Это достигалось как заметно более жестким кузовом (12 200 Нм/градус против 8 000 Нм/градус), так и применением подрамника, "завязывающего" передние лонжероны и моторный щит в цельную конструкцию.

Пара слов о колесах. На "Желтой акуле" стояли кованые диски, изготовленные фирмой "Слик". Но на мелкосерийные "сто шестые" на заводе устанавливали ковку Д16 фирмы "Авиатехнология". Поскольку у самого производителя колес произошел ребрендинг смена названия на СМК (Ступинский металлургический комбинат), диски получили новый индекс Д18, но на "сто шестые" они уже не устанавливались. А вот на прототипе с кузовом купе стояли оригинальные диски производства фирмы "Слик".

У необычной модификации "десятки" была своя уникальная вариация модель с двухдверным кузовом купе! У первых двух экземпляров крылья были изготовлены из металла для того, чтобы по ним могли снять черновые матрицы для последующего изготовления таких деталей из стеклопластика. Всего было произведено около 150 «купешек».




У "сто шестой" были две модификации для профессионального спорта подготовленная для ралли 21107 с вваренным каркасом безопасности и 21106 WTCC, на которой команда "Русские медведи" принимала участие в международном чемпионате FIA WTCC 2008 года.




Впрочем, дверь в мир профессионального спорта была открыта автомобилю изначально: с 1999 года по 2006-й "сто шестая" принимала участие в чемпионате России по кольцевым гонкам и в Российской серии кольцевых гонок RTCC. Таким образом, изначальная задумка относительно гоночной карьеры "106-й" была реализована только к концу конвейерной жизни «исходника» десятой модели.


lada_110_rtcc_1.jpg


Как на ней ездить?

На практике "сто шестая" доставляет своему владельцу больше хлопот, чем обычная "десятка" в силу своей мелкосерийности. Ведь у этого автомобиля собственная система отопления оригинальной конструкции, "своя" проводка с "косой", которая не унифицирована ни с Опелями, ни с ВАЗами. Именно поэтому компьютерной диагностике стандартными способами она не поддается. Да и некоторые другие уникальные детали (в частности, приводы колес, трос сцепления) вызывают сложности при эксплуатации "сто шестой".

Кстати, несмотря на распространенное мнение, подвеска у автомобиля ни разу не "опелевская", а оригинальной конструкции с подрамником и треугольными рычагами. Остальное сборная солянка, которую "счастливчики" обычно подбирают по месту, общаясь с такими же владельцами ВАЗ-21106. В общем, содержание автомобиля получается весьма накладным, но это настоящая коллекционная ценность, а в таких случаях игра всегда стоит свеч.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
15.01.2016 07:55
Никита Вычужанинов

Автомобиль легенда. Много интересного в нем реализовал АвтоВАЗ. Например, в статье не сказано о том, что задние боковые треугольные стекла купе управлялись электростеклоподъемниками!вообще о десятках много чего собрано на лада2111.рф

4

17.01.2016 16:17
Борис Игнашин

с моторами напутали, c20xe омологационный стоял изначально, но с освоением серии стали ставить x20xev - версию мотора в том же блоке, но с другой поршневой и ГБЦ, более современной, но и более слабой, на те самые 136 сил

умельцы кстати из C20XE делали и C20LET- его турбонаддувный вариант


12.03.2016 14:11
Евгений

2 вопроса: выходит производитель может пройти омологацию для участия в гонках не имея своего двигателя?

Почему не делали 106 из обычных 3-х дверных купе?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings