Ира и Роза против Яши: как живется таксистам в Татарстане и Башкортостане

Виртуально побывав на юге, мы возвращаемся в Центральную Россию, а именно в столицы республик Татарстан и Башкортостан – Казань и Уфу. Города крупные, а Казань – это еще и одно из популярнейших туристических мест в России. Как здесь живется таксистам, каковы средние заработки, и какие сервисы наиболее популярны?

С кем говорим?

Как и всегда, для сбора данных о работе таксистов у нас есть несколько спикеров.

Руслану из Казани 26 лет, и ездит он на собственном Hyundai Solaris, работая в основном с двумя сервисами – Яндексом и «Везёт». Цены, по его словам, все равно разнятся у любой из служб, так что он выбрал самые прибыльные и удобные – в Яндексе, к примеру, самый дружелюбный интерфейс.

Фарит тоже живет в Казани, и из 45 лет уже 15 он работает в такси. Машина у него тоже своя и тоже корейская – Kia Rio, но предпочтения в выборе таксопарка отличаются. Яндексу он предпочитает местное «Такси Татарстан» (на жаргоне – «Татарку»). Учитывая, что он всегда работает на безлимитных планах с фиксированной ставкой, сервис привлекает хорошими ценами на поездки в часы повышенного спроса.

Сергею, также работающему в Казани, 38 лет, и он ездит на арендном Renault Logan. Он тоже пользуется двумя сервисами, и один из них – «Везёт»: здесь его привлекают более низкий процент, который забирает с заказов служба, и безлимитные тарифные планы. Второй избранный агрегатор – Uber, но здесь радость от достаточного числа заказов несколько омрачает доминирующая безналичная оплата поездок.

Первый респондент из Уфы – 36-летний Григорий, который в такси не работает, а подрабатывает. Опробовав за годы работы почти все сервисы в лице «Сатурна», «Везёт» (в прошлом «Лидера»), Яндекса и Gett, сейчас остановился на Gett с удобными условиями. 

Пятый спикер – Татьяна из Уфы. Ей 48 лет, и ездит она на собственном Renault Sandero. С такси у нее связан и прошлый опыт: раньше она работала оператором в «Везёт», а в последние 8 лет перешла «от теории к практике» и, разобравшись с подноготной этой работы, сама села за руль. Разумеется, работает она тоже в «Везёт», но кроме того, берет заказы и у местного «Сатурна».

Казань

Начнем с Казани как более крупного и перспективного для таксистов города. В целом туристический сегмент – это приятное дополнение к типовому городскому сценарию работы таксистов: клиенты ездят на работу и обратно, в рестораны, больницы, школы и аэропорт, а из популярных «культурных» точек водители отмечают выставочный центр. А еще именно здесь запустился первый в Европе сервис беспилотного такси от Яндекса: роль инновационного «полигона» принял на себя Иннополис, расположенный в 20 километрах от Казани. Две машины курсируют между пятью точками – пока фиксированными. Но если будущее беспилотного такси в России действительно окажется большим, Казань и Иннополис запомнятся как его истоки. Ну а обычное такси здесь, конечно, уже давно не роскошь, а рабочий инструмент – в этом есть как плюсы в виде большого числа заказов, так и минусы – сегодня мало кто оставляет чаевые.

Служб заказа такси тоже хватает: помимо привычных и известных всем Яндекса, «Максим» и «Везёт» (он же «Лидер»), здесь работают местное «Такси Татарстан», «Омега», «Поехали» и «Микс», а также вышедший на рынок месяц назад «Ситимобил».

С Яндексом здесь все обстоит примерно так же, как и в других городах, о которых мы рассказывали раньше. Это современное приложение, личный кабинет, где можно посмотреть сумму заработка, простой интерфейс (взять заказ – начать поездку – завершить заказ), хороший встроенный навигатор и чат с техподдержкой. Минусы тоже известны: прежде всего это высокая комиссия, которая исходит в том числе из бизнес-модели, в которой между Яндексом и водителем есть посредник – юридическое лицо, которое подключает водителя к сервису. Суммарно приходится отдавать 17% Яндексу и еще 3-5% партнеру, меньше платят только те, кто работает не как физическое, а как юридическое лицо и подключается к Яндексу напрямую. Частично высокую комиссию компенсирует система гарантов: за определенное количество заказов в сутки выдается доплата. 

Интерфейс Яндекс.Такси

Кроме того, в числе давно известных недостатков Яндекса водители называют отсутствие данных о конечной точке заказа, жесткую систему рейтингов, которая сводит на нет возможность отказаться от заказа, а также ограничение по выбору рабочей зоны – кнопку «Домой», чтобы взять заказ в удобный для себя район, можно использовать лишь один раз в день. А еще приложение от Яндекса доступно только на Android, на iPhone его поставить нельзя.

У службы «Везёт» в Казани тоже большой опыт и налаженная схема работы. Водитель здесь – не только работник, но и клиент, с которым сервис знакомится лично в офисе компании. По сравнению с Яндексом комиссия ощутимо ниже: 12% от заказа, а «безлимит» на сутки стоит 150 рублей. У водителей машин с брендовой оклейкой дополнительное преимущество: им доплачивают за заказы до 120-140 рублей.

В числе плюсов фирменного приложения – то, чего многим не хватает у «Яши», как ласково величают Яндекс таксисты: возможность видеть конечную точку заказа, тревожная кнопка и куда менее строгие последствия при отказе от заказа. Кроме того, здесь водителям помогают Роза и Ира – так прозвали системы управления географией работы. Роза, а если точнее, РОЗа – это «регион окончания заказа»: можно указать его заранее и получать заказы с конечной точкой в нужном месте, причем, в отличие от опции «Домой» у Яндекса, здесь нет ограничений по использованию. Ну а Ира – это функция «радиус автораздачи»: можно выбрать удобный для себя радиус, и система будет назначать водителям заказы в его пределах, чтобы ехать до клиента можно было не 2,5 км, как обычно, а, например, километр.

Интерфейс Везёт

Приложение у «Везёт» выглядит заметно архаичнее, чем у Яндекса, но зато оно имеется и для Android, и для iPhone, и даже для Windows Phone. В остальном возраст играет ему не на руку: здесь нет ни личного кабинета, ни встроенной навигации – водителю, не знающему город в деталях, придется каждый раз переключаться на стороннее навигационное приложение. Кроме того, водители отмечают, что порой бывают расхождения в километраже поездки, рассчитанном приложением и штатным одометром, а также ошибки операторов в указании адреса. Еще один нестандартный инструмент «конкурентной борьбы», о котором упомянули респонденты – розыгрыш среди водителей автомобиля Lada Largus. «Живого» победителя пока не видели, но сама акция кажется слишком громкой, чтобы быть неправдой – все же таксистское сообщество достаточно единое, и слухи здесь расходятся быстро.

Интерфейс Везёт

Из крупных местных служб такси стоит выделить «Татарку» – то есть, «Такси Татарстан». С точки зрения прямой работы с водителями она идентична «Везёт», а ее приложение по функционалу представляет собой смесь из Яндекса и «Везёт». С одной стороны, здесь есть личный кабинет, возможность открывать сторонние навигационные сервисы через приложение и выбирать регион окончания заказа (правда, не один раз и не бесконечно часто, а 5 раз в день), а еще имеется система «Мост», которая помогает получить заказ обратно, если водитель уехал в другой город.

Интерфейс Такси Татарстан

С другой стороны, приложение по архаичности недалеко ушло от «Везёт». Однако таксисты любят «Такси Татарстан» не только за достаточную стабильность заказов, но и за то, что их стоимость здесь в основном не фиксированная, а считается по таксометру. Вдобавок стоимость «безлимита» по заказам на день низкая: вместо 30 рублей с каждого заказа можно платить 330 в сутки. А еще приятный отпечаток накладывает возраст клиентской аудитории: если в Яндекс и Ситимобил в основном ездит молодежь, а в «Везёт» клиенты до 50 лет, то в Такси Татарстан это зачастую люди возрастом от 50 – а у них гораздо более распространена привычка давать «на чай».

Интерфейс Такси Татарстан

У других «старообрядческих» служб такси в лице «Максим», «Омега», «Поехали» и «Микс» условия работы схожи. Старообрядческие они, понятное дело, потому, что работают с водителями напрямую в офисе, а не как Яндекс, через посредника. Приложение у них тоже не самое современное, но простое и привычное, личный кабинет, в отличие от «Везёт», тоже есть, и навигационные сервисы встроены. Есть даже система региона окончания заказа – правда, как сформулировал это один из собеседников, «какая-то ограниченная». Комиссия здесь зависит от схемы работы: если брать все заказы подряд, то она составит 10%, а если хочется выбирать самостоятельно, то отдавать сервису придется 15%.

Интерфейс Максим

Недавно вышедший на рынок Ситимобил сейчас активно набирает клиентскую и водительскую базу. Многие водители сейчас ушли туда «снимать сливки»: заказов очень много благодаря низким ценам для клиентов, а выручка хороша за счет больших доплат для водителей. 

Интерфейс Ситимобил

В целом Ситимобил во многом схож с Яндексом: и по современности приложения, и по системе гарантов с доплатами за определенное число поездок, и по «непрямой» схеме работы с водителями. Вот только комиссия здесь пониже – 15%. Приложение же, со слов водителей, «как-то запутаннее», а его недостатки примерно те же, что у Яндекса: отсутствие версии для iOS, неизвестность конечной точки заказа и нелюбовь агрегатора к отказам от заказов.

Интерфейс Ситимобил

Уфа

Уфа – менее популярное среди туристов место, чем Казань, однако и здесь есть свой национальный и географический колорит. Во-первых, город, вытянувшийся вдоль реки Белой, занимает пятое место в России по протяженности – то есть, попасть из одного конца города в другой без такси сложно. Во-вторых, столица республики Башкортостан не могла обойтись без множества культурно-исторических мест и достопримечательностей: среди самых зрелищных и известных, к примеру, памятник Салавату Юлаеву и Монумент Дружбы на набережной. Ну а в-третьих, аэропорт здесь, как и во многих других городах, вынесен за черту города, так что это тоже один из важных для таксопарков маршрутов.

В Уфе нет служб «Омега» и «Микс», а роль «местного авторитета» занимает «Такси Сатурн Уфа». Основная масса участников рынка – та же: это Яндекс, Uber, Gett, «Везёт» и «Мини». Рассказывать подробно о том, кто как работает с водителями – значит повторяться, отметить стоит лишь «Мини», которого в Казани не было.

«Мини» – это бренд службы «Везёт» класса «эконом»: машины здесь могут быть старше, цены на поездки для пассажиров – ниже. Однако схема работы такова, что приложение у них общее, и водители «Везёт» видят заказы из «Мини» и могут их брать, а вот наоборот – нет, так что необязательно на вызов приедет именно «эконом-машина». Условия работы здесь самые «щадящие»: требования к машинам пониже, комиссия с заказа – 13 рублей, безлимит на сутки стоит 150 рублей, а на неделю – 500. Водители говорят, что заказов здесь немногим меньше, чем в «Везёт», вопрос лишь в личных предпочтениях: низкая цена – это всегда немного менее надежный контингент среди клиентов и немного большее время на то, чтобы накатать дневную выручку.

Интерфейс Везёт

Для сравнения, в службе «Везёт» комиссия составляет 17% с разового заказа, суточный безлимит стоит 220 рублей, а недельный – 900. Правда, уфимским таксистам не повезло так, как казанским: тут не разыгрывают машину. Зато Уфа – это историческая родина такси «Везёт» (раньше известного как «Лидер»), что играет ему на руку: за 17 лет и водители, и пассажиры к нему привыкли.

Яндекс в Уфе работает примерно на тех же условиях, что и в Казани – приложение, разумеется, общее, но комиссия чуть ниже – около 20% с учетом партнерской части. Здесь наблюдается та же «миграция» молодой клиентской аудитории, что и везде, за счет удобства мобильного приложения, но несмотря на то, что заказов становится больше, почти все они оплачиваются по безналу, что очень огорчает водителей.

Интерфейс Яндекс.Такси

Местное «Такси Сатурн Уфа», как и казанское «Такси Татарстан», работает на программном обеспечении Tap Taxi. Несмотря на «местный статус», заказов тут не очень много: водители говорят, что предпочитают брать их в качестве подработки. Зато здесь невысокая комиссия: 8 рублей за заказ, и стоимость не фиксированная, а рассчитывается по таксометру.

Интерфейс Такси Сатурн Уфа

Если в Казани про Gett не вспомнил вообще ни один из респондентов, то в Уфе одно упоминание было. Правда, с пометкой, что заказов там очень мало, а комиссия – те же 20%, что и у Яндекса, да и недельный безлимит стоит целых 2 000 рублей. Так что Уфа для сервиса важна просто как город присутствия.

На чем ездят водители?

Предпочтения по выбору автомобиля у таксистов в Татарстане и Башкортостане различаются мало, да и в целом весьма типичны. В числе любимчиков – «корейцы» в лице Solaris и Rio, вечнотаксистский Renault Logan, вместительный Largus, сравнительно дешевая Vesta и ультрадешевая Granta. Учитывая, что среднегодовой пробег может достигать 100-150 тысяч километров, машины работают два-три года, а потом продаются. При этом состояние может заметно отличаться в зависимости от того, кто на них ездит: самозанятые таксисты чувствуют себя бизнесменами и берегут машины, поскольку это их единственный доход и визитная карточка. Те же, кто берет машины в аренду у крупных сервисов или у «перекупов», зачастую ездят на них по принципу «меньше ремонтируешь – больше зарабатываешь», и в этом случае за машиной следит только владелец.

Поехали дальше!

На этом рассказ о нюансах работы таксистов в Татарстане и Башкортостане можно считать завершенным – а у нас впереди еще много других городов с их местными привычками и службами. Если вы работаете в такси и хотите рассказать о своем городе, обязательно напишите нам на [email protected], и в следующей публикации вы станете главным героем.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings