Как полиция и «скорая помощь» внедрятся в вашу аудиосистему: новая разработка шведов

1570 0 0
Команда инженеров, выпускников Королевского технологического института в Стокгольме, запатентовала и разрабатывает любопытную технологию оповещения водителей о приближении сзади автомобиля экстренной службы – «скорой», полиции и т.п. Дорогу уступить потребует непрерывное звуковое оповещение по радиоканалу, причем аудиосистема будет переключаться на него принудительно, без участия водителя. Даже если вы в этот момент слушаете любимый трек с USB-флешки или телефона, подключенного через разъем AUX. «Колеса» пообщались с авторами и изучили нюансы технологии, чтобы оценить её полезность и эффективность.

Как работает система RDS?

Редкий радиоприемник сегодня не имеет так называемой системы Radio Data System – RDS. И редкая радиостанция не передает в этом стандарте вспомогательную информацию. Стандарт этот, разработанный изначально немцами, универсальный и международный, экспериментально в Европе был запущен в 1986 году, массовое развитие получил с начала 90-х годов, но благополучно жив и актуален до сих пор.

Работает это так – в сигнал, излучаемый антенной радиостанции на частоте вещания, подмешивается небольшое количество нулей и единиц на частоте 57 килогерц – цифровые данные.Часть этих данных отображается в текстовом виде на дисплее приемника, а часть даже управляет его работой. Характер данных может быть различным – от элементарного названия радиостанции, текущей песни, телефона для звонков в эфир и курса доллара до информации о пробках, авариях и иных ЧП.

001

У системы RDS – много полезных применений, и в первую очередь для водителя автомобиля. К примеру, с её помощью можно «удерживать» любимую радиостанцию, проезжая транзитом разные области – ведь одна и та же станция в разных регионах вещает на разных частотах, а RDS может её находить по названию и заставлять приемник перенастраиваться автоматически. Особенно эффективно это работает в случае радиостанций, имеющих плотную сеть маломощных передатчиков на разных частотах – как, к примеру, «Дорожное радио». Переход из зоны вещания одного передатчика в зону действия другого благодаря RDS осуществляется почти безразрывно.

RDS умеет синхронизировать часы в автомобильной аудиосистеме, если они там есть, автоматически менять предустановки тембра в зависимости от характера транслируемой программы (музыка или речь), а также периодически автоматически сканировать эфир на предмет тревожных сообщений.

Иначе говоря, во время прослушивания любимой радиостанции RDS периодически и автоматически «обшаривает» частоты других радиостанций, разыскивая в их сигнале тревожные сообщения (имеющие определенные коды-идентификаторы), и, если таковой сигнал обнаруживается, переключает радио на эти станции. Впрочем, в нашей стране большинство функций системы RDS не востребовано и не задействовано. Много лет назад отмечались даже приемы некорректного и, по сути, мошеннического использования RDS – некоторые московские радиостанции беспричинно добавляли в свой сигнал тревожный код-идентификатор, заставляющий переключаться на них приемники слушателей других станций…

002

Радиостанция – в машине «скорой»

Применительно к вопросам безопасности, нам важно упомянутое последним свойство RDS – режим EON, в рамках которого радиостанции передают код-идентификатор «TP» – Traffic Programme identification, распознавание дорожных сообщений. Приняв код, приемник переходит в режим «TA» – Traffic Announcement identification, сообщений о дорожном движении. Если эти функции в настройках радио включены, периодически будет запускаться сканирование частот FM-диапазона в поисках срочной информации об изменениях обстановки на дороге, после чего произойдет переключение радиостанции на соответствующую частоту. И именно эту функцию автомобильных аудиосистем решили использовать шведские изобретатели для обеспечения более быстрого проезда по пробкам машин «скорой», полиции или спасателей.

Мы создали наш стартап EVAM System вокруг идеи сделать дорожный трафик более безопасным. Сегодня в нашей команде 7 человек, выпускников Королевского технологического института Стокгольма, в возрасте от 23-27 лет. Машине «скорой помощи» трудно пробираться через плотный трафик, она создает напряженную ситуацию для автомобилистов, которые заметили мигалку слишком поздно и им трудно уступить ей дорогу безопасным способом. А ведь из-за громкой музыки в салоне многие не слышат приближающейся сирены, пока машина не окажется непосредственно позади них.
На фото: Марк Эрнеберг и Алекс Хедберг

На фото: Марк Эрнеберг и Алекс Хедберг

Поэтому мы решили дополнить традиционные сирену и мигалку небольшим радиопередатчиком с ограниченным радиусом действия. В машине «скорой помощи», пожарном или патрульном автомобиле этот передатчик станет работать на одной из частот вещательного FM-диапазона (собственно, не принципиально, на какой), и непрерывно передавать голосовое сообщение, типа «К вам приближается машина «скорой помощи», посмотрите в зеркало заднего вида и уступите дорогу!».

Поскольку в радиосигнале будет присутствовать RDS-идентификатор экстренной информации, большинство радиоприемников в салонах машин в радиусе действия системы автоматически переключатся на эту волну, музыка прекратится, и водители услышат сообщение. Это же касается и музыки, прослушиваемой с USB/Bluetooth/AUX/CD, – и в этом случае аудиосистемы с RDS автоматически переключатся в режим радио, эта возможность заложена в стандарт RDS и имеется практически во всех современных автомагнитолах. Также текстовое сообщение появится и на дисплее.

004

Кстати, все вышеперечисленное касается и серьезных аварий на дороге – приехавшие на место ДТП экстренные службы смогут по эфиру заранее сообщить о заторе водителям, приближающимся к месту аварии, чтобы они снизили скорость и не усугубляли произошедшее…

005

Проект EVAM System находится в завершающей стадии испытаний, которые мы надеемся закончить в первом квартале 2018 года. Разработкой уже заинтересовались государственные структуры нашей страны, а также Великобритании и Испании.

Изобретатели предполагают, что радиопередатчики с RDS, установленные на машинах оперативных служб, смогут донести информацию до 2/3 всех водителей, едущих в потоке. Исключая разве тех, у кого магнитола в салоне выключена, неисправна, отсутствует или настолько старая, что не поддерживает RDS.

Однако надо отметить вот что… Дело в том, что работа радио с активированным режимом приема Traffic Programme identification характерна своеобразным эффектом – приемник периодически замолкает, сканируя эфир на наличие экстренных сигналов, и при их отсутствии возвращается к прежнему режиму работы, что ощущается весьма дискомфортно. И по этой причине многие, у кого режим TA/TP в автомобильной аудиосистеме включен по умолчанию, отключают его, а те, у кого он не включен, часто даже не знают о нем и не стремятся узнать…

Дела минувших дней…

Как ни странно, но решения, подобные вышеописанному, существовали десятки лет назад и были доступны даже сельским радиолюбителям СССР… Сейчас, скорее всего, подобное реализовать не получится, но когда-то это вполне себе работало, хотя и не применительно к автомобилям. Впрочем, по порядку!

Как функционирует большинство вещательных FM-радиоприемников? Приемник принимает радиостанции на разных частотах в пределах своего диапазона. Если говорить о вещательном FM-диапазоне, то это может быть и 80 мГц, и 90 мГц, и 105 мГц – FM-диапазон достаточно широк. Приняв слабый радиосигнал, приемник должен сперва усилить его, потом извлечь из радиочастоты звуковую частоту, усилить уже её, после чего подать музыку в динамики колонок. Однако усиливающим и декодирующим узлам приемника трудно работать с сильно отличающимися друг от друга частотами – поэтому перед финальным извлечением звука любая частота, которую принимает приемник, приводится к единой – так называемой «промежуточной частоте».

В FM-вещании обычно используется промежуточная частота, равная 10,7 мГц. Соответственно, какую бы радиостанцию вы не принимали, в недрах приемника она все равно будет на определенном этапе преобразована в частоту 10,7 мГц. Уже догадались? Ну да, вывод так и просится! Если сделать передатчик на частоту 10,7 мГц, то он будет теоретически приниматься ЛЮБЫМ радиоприемником, вне зависимости от частоты, на которую приемник настроен!

Собственно, именно так в свое время и пошаливали особенно бесстрашные советские радиохулиганы… Большинство бытовых приемников принимали АМ на длинных и средних волнах, а промежуточная частота всех отечественных приемников и радиол равнялась 465 килогерц.

Соответственно, сделав простейший, но мощный передатчик на эту частоту, на жаргоне радиохулиганов именуемый «шарманкой», можно в радиусе нескольких километров на всех работающих радиоприемниках заглушить «вести с полей», пустив в эфир с проигрывателя, скажем, «битлов» или «роллингов»…Кое-кто баловался подобным. Риск был велик, но каков эффект!

Теги: Практика
Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

549 0 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

216 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

244 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

115 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

2556 15 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2222 2 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20212 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14259 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12086 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71562 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15828 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13106 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51849 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9170 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7277 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

366171 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246544 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113042 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?