Каким будет российское ОСАГО через 5 лет? Прогноз эксперта

6941 7 12

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) появилось в России в 2003 году, однако по прошествии более чем 10 лет своего существования отечественная система обязательного автострахования так и не стала передовой. Даже белорусский и казахстанский варианты ОСАГО превосходят российский по соотношению цена/качество, а европейские и американские программы Obligatory Car Insurance на сегодняшний день и вовсе ориентир для систем обязательного автострахования всех государств бывшего СССР.

Лимиты страховых выплат

Объемы ответственности страховщиков ОСАГО в России будут неуклонно расти. В этом нет сомнения ни у кого. Число премиальных и сверхдорогих автомобилей в стране увеличивается, несмотря на рецессию. Любое ДТП с участием такого транспортного средства грозит обернуться существенными убытками для обеих сторон.

Многим до сих пор памятно ДТП «дворника Перепёлкина», произошедшее в Москве в 2011 году. Тогда житель Твери Сергей Перепёлкин стал виновником автоаварии, в которой пострадал автомобиль Maybach. Ущерб превысил 8 миллионов рублей, а максимальная на тот момент страховая выплата по ОСАГО составила лишь 120 тысяч. Непокрытый убыток виновник аварии должен был возместить самостоятельно. Средств от продажи всего имущества тверского дворника не хватало на оплату и четверти расходов по восстановлению повреждённого Майбаха.



В Европе подобная ситуация априори сложиться не может. Лимиты по ОСАГО в ЕС весьма высоки: минимум 1 миллион евро по «железу» (в России — лишь 7 тысяч евро) и чуть более 5 миллионов по ущербу жизни и здоровью потерпевших (в нашей стране — 9 тысяч евро). В Беларуси, к примеру, на каждое повреждённое в ДТП транспортное средство полагается выплата в 10 тысяч евро. При этом цена полиса ОСАГО в Республике Беларусь составляет в среднем 40 евро (в России — более 140).

«Европротокол» без ограничений

28 марта Правительство РФ, обсуждая будущее страхового рынка, решило «дать передышку» сегменту ОСАГО до 2019 года. Однако страховщики и страхователи отдыхать не намерены. Спрос на реформы в области обязательного автострахования есть. Поэтому уже через 5 лет в России, возможно, появится безлимитный «европротокол».

Такая практика распространена в Европе: участники автоаварий обмениваются данными о своих страховщиках, заполняют достаточно простой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии и полюбовно расстаются. При этом сумма причинённого ущерба не имеет значения.

В настоящий момент в России «европротокол» ограничен 50 тысячами рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях максимальная выплата по «европротоколу» составляет 400 тысяч рублей. При этом, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по ОСАГО в стране в I квартале 2015 года составила 42 224 рубля. Однако число аварий, оформленных по упрощенной схеме, не растёт. Автомобилисты не доверяют новшеству и страховщикам.

Представители РСА в марте этого года предложили ввести штрафы за уклонение от упрощённого оформления автоаварии, а также за несвоевременную эвакуацию пострадавших в ДТП транспортных средств с проезжей части. С целью популяризации «европротокола» в настоящий момент РСА реализует проект создания колл-центров, специализирующихся на страховых консультациях. Также рассматривается вопрос о привлечении водителей «Яндекс Такси» в качестве аварийных комиссаров и экспертов по оперативному оформлению «европротоколов». Поможет ли?

Электронная «автогражданка»

Руководители РСА полагают, что уже к концу 2015 года 20% всех договоров ОСАГО в России будут заключены в электронном виде. В 2020 году бумажных полисов «автогражданки» остаться вообще не должно. По мнению Правительства РФ это приведёт к снижению цены договоров обязательного автострахования, так как отпадёт необходимость оплачивать работу страховых агентов. А их услуги оценивались в июле-августе 2014 года в пределах 15-20% от стоимости каждого полиса ОСАГО.

Электронные продажи договоров «автогражданки» должны стартовать в нашей стране уже в июле этого года. В процессе разработки находится единая база данных застрахованных лиц (АИС РСА) и система доступа к ней со стороны страховых компаний и органов ГИБДД. Все полицейские экипажи должны в скором времени получить средства доступа в сеть Интернет для оперативной проверки данных о наличии или отсутствии страховок ОСАГО у участников дорожного движения.

Система e-insurance (электронного страхования) успешно функционирует в Америке и Европе. В ЕС до 60% договоров обязательного автострахования заключается посредством direct insurance (прямого страхования): интернет-порталы, колл-центры, «коробочные» страховые продукты с возможностью удалённой активации. Подобные новшества постепенно проникают и в Россию.

Стоимость полиса

За увеличение лимитов выплат по ОСАГО и размера «европротокола» придётся заплатить. Стоимость «автогражданки» в ближайшие 5 лет значительно возрастёт.

Средняя цена полиса обязательного автострахования в Европе составляет на сегодняшний день 300-500 евро в год. По данным сайта autobild.de, жители Берлина могут приобрести обязательную автостраховку за 700 евро. Европейские цены очень скоро станут для российских автолюбителей реальностью.

Однако и 30 тысяч рублей за полис «автогражданки» для отечественной системы автострахования — не предел. По статистике, убыточность «моторных» видов страхования в России в 2-3 раза выше, чем в США и странах ЕС. Причины сложившейся ситуации просты: низкая культура вождения и плохое качество дорог в РФ. К тому же ментальность россиян приводит к печальным последствиям: отечественные водители стараются «окупить» затраты на автостраховку, совершая опасные маневры, приводящие к авариям.

В Европе качество автодорог повышают, в том числе за счёт строительства платных трасс. К примеру, протяжённость коммерческих автодорог Испании в 70 раз выше, чем в России. При этом территория РФ в 70 раз больше, чем территория Испании.

Высокие штрафы за нарушение ПДД в странах ЕС дисциплинируют водителей, что ведёт к снижению аварийности и повышению культуры вождения. Так, разговор по мобильному за рулём в той же Испании в пересчёте на рубли обойдется в 6 тысяч (в России лишь 500). Превышение скорости во Франции на 50 км/ч обойдётся в 1500 евро. В 2010 году власти Швейцарии оштрафовали состоятельного автолюбителя, превысившего скорость на 180 км/ч, на 1 миллион евро. Всё это позволяет снизить убыточность, а значит, и стоимость европейского ОСАГО.

Казахстан в данном направлении в последние годы следует по пути Европы и Америки. С 2015 года штраф за пересечение стоп-линии в KZ составляет в пересчёте на рубли почти 12 тысяч, за превышение скорости более чем на 40 км/ч – 18 тысяч, за остановку под знаком «Стоянка для инвалидов» – 30 тысяч рублей. Данные меры положительно отражаются на статистике автомобильной аварийности в Республике Казахстан и на стоимости местного полиса ОСАГО, средняя цена которого составляет в пересчёте всего 1130 рублей. При этом лимиты ответственности в Казахстане на 220 тысяч рублей выше, чем в России.


Андрей Чепелев

Выпускающий редактор Kolesa.ru

Рискну предположить, что автор этого текста, присланного на конкурс – работник страховой компании, потому что аргументация до боли напоминает таковую у представителей страховщиков, сидящих где-нибудь на пресс-конференции.

И вот что я имею ответить как автомобилист. Ни через 5, ни через 10 лет в России не будет ОСАГО европейского уровня. Просто потому, что наш уровень жизни – в разы ниже, чем европейский. Экономика неэффективная, производительность труда низкая, коррупция высокая… У нас мало денег, поэтому мы не можем позволить себе полное покрытие рисков. Тем более, что и страховые компании у нас имеют в основе своей бизнес-модели обман клиентов.

Штрафы за уклонение от Европротокола? Неплохо придумано, если учесть, что именно ДТП, оформленные по Европротоколу, имеют наибольший процент отказов по выплате по формальным причинам. Галочку не там поставили, а вот тут прописали неправильно… Идеальные условия для хитрого страховщика.

Повышение тарифов? Уже сейчас автомобильное сообщество отвечает на эту меру отказом от покупки ОСАГО. Зачем покупать полис за 10000 рублей, если штраф – 500 рублей? Чтобы окупить его, надо 20 раз попасться гаишнику – талант нужен! Риск? Ну, это не аргумент. Машина – вообще штука рискованная, каждый день рискуем жизнью, садясь за руль. Поднимете тарифы еще выше под предлогом увеличения лимитов? Тогда, полагаю, доля «отказников» перевалит за 50%. И тут-то, вероятно, придет понимание, что Россия – не Европа.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


Читайте также:



Поделиться: 0 8 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Денис Соболев

Аффтар долбоног.

Настасья Докучаева

Настасья Докучаева

Евгений

Абсолютно согласен с Андреем Чепелевым!

Как в советское-то время жили без ОСАГО?Я сам в конце 90-х, когда начинал ездить прекрасно обходился без полиса.

Напомните мне как его у нас вводили? Были демонстрации автовладельцев с требованием его ввести? Митинги? Забастовки? Наш любимый В.В. подписал указ и вуаля - мы стали наслаждаться страховкой как европейцы!

Естественно буду отказываться от полиса, даже если дороже 10000 будет стоить.

Ангелина Рыбакова

Надо штраф в 50 т.руб. обязать платить потерпевшему от страхового произвола.

Гульнара Абдеева

Но эти 50 т. руб штрафа будут опять-таки с нашего кармана!!! Я отсудила 29 тыс руб состраховой за волокиту с выплатой. НО!!! Пришлось выплатить подоходный налог нашему государству - я же разбогателя сказочно на эти деньги...

Ильдар13

Жадные страховщики! всё им мало...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1027 0 3
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

232980 16 0
Статьи / Финвопрос
Авторынок в 1 квартале 2018 года: покупатель беднеет, продажи будут падать

Вот ещё недавно – подводя итоги прошлого года – мы радовались росту продаж. Кажется, есть повод отметить и окончание первого квартала: растут практически все бренды – даже Audi в марте вышла в зелёную зону. Увы,…

3219 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

232980 16 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

2747 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3208 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

94823 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

103399 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

43859 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65161 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15196 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9466 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24706 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

43374 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7261 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

104033 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49000 1 0
Статьи / История
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и…

46076 0 13
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?