Каким будет российское ОСАГО через 5 лет? Прогноз эксперта

6966 7 12

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) появилось в России в 2003 году, однако по прошествии более чем 10 лет своего существования отечественная система обязательного автострахования так и не стала передовой. Даже белорусский и казахстанский варианты ОСАГО превосходят российский по соотношению цена/качество, а европейские и американские программы Obligatory Car Insurance на сегодняшний день и вовсе ориентир для систем обязательного автострахования всех государств бывшего СССР.

Лимиты страховых выплат

Объемы ответственности страховщиков ОСАГО в России будут неуклонно расти. В этом нет сомнения ни у кого. Число премиальных и сверхдорогих автомобилей в стране увеличивается, несмотря на рецессию. Любое ДТП с участием такого транспортного средства грозит обернуться существенными убытками для обеих сторон.

Многим до сих пор памятно ДТП «дворника Перепёлкина», произошедшее в Москве в 2011 году. Тогда житель Твери Сергей Перепёлкин стал виновником автоаварии, в которой пострадал автомобиль Maybach. Ущерб превысил 8 миллионов рублей, а максимальная на тот момент страховая выплата по ОСАГО составила лишь 120 тысяч. Непокрытый убыток виновник аварии должен был возместить самостоятельно. Средств от продажи всего имущества тверского дворника не хватало на оплату и четверти расходов по восстановлению повреждённого Майбаха.



В Европе подобная ситуация априори сложиться не может. Лимиты по ОСАГО в ЕС весьма высоки: минимум 1 миллион евро по «железу» (в России — лишь 7 тысяч евро) и чуть более 5 миллионов по ущербу жизни и здоровью потерпевших (в нашей стране — 9 тысяч евро). В Беларуси, к примеру, на каждое повреждённое в ДТП транспортное средство полагается выплата в 10 тысяч евро. При этом цена полиса ОСАГО в Республике Беларусь составляет в среднем 40 евро (в России — более 140).

«Европротокол» без ограничений

28 марта Правительство РФ, обсуждая будущее страхового рынка, решило «дать передышку» сегменту ОСАГО до 2019 года. Однако страховщики и страхователи отдыхать не намерены. Спрос на реформы в области обязательного автострахования есть. Поэтому уже через 5 лет в России, возможно, появится безлимитный «европротокол».

Такая практика распространена в Европе: участники автоаварий обмениваются данными о своих страховщиках, заполняют достаточно простой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии и полюбовно расстаются. При этом сумма причинённого ущерба не имеет значения.

В настоящий момент в России «европротокол» ограничен 50 тысячами рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях максимальная выплата по «европротоколу» составляет 400 тысяч рублей. При этом, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по ОСАГО в стране в I квартале 2015 года составила 42 224 рубля. Однако число аварий, оформленных по упрощенной схеме, не растёт. Автомобилисты не доверяют новшеству и страховщикам.

Представители РСА в марте этого года предложили ввести штрафы за уклонение от упрощённого оформления автоаварии, а также за несвоевременную эвакуацию пострадавших в ДТП транспортных средств с проезжей части. С целью популяризации «европротокола» в настоящий момент РСА реализует проект создания колл-центров, специализирующихся на страховых консультациях. Также рассматривается вопрос о привлечении водителей «Яндекс Такси» в качестве аварийных комиссаров и экспертов по оперативному оформлению «европротоколов». Поможет ли?

Электронная «автогражданка»

Руководители РСА полагают, что уже к концу 2015 года 20% всех договоров ОСАГО в России будут заключены в электронном виде. В 2020 году бумажных полисов «автогражданки» остаться вообще не должно. По мнению Правительства РФ это приведёт к снижению цены договоров обязательного автострахования, так как отпадёт необходимость оплачивать работу страховых агентов. А их услуги оценивались в июле-августе 2014 года в пределах 15-20% от стоимости каждого полиса ОСАГО.

Электронные продажи договоров «автогражданки» должны стартовать в нашей стране уже в июле этого года. В процессе разработки находится единая база данных застрахованных лиц (АИС РСА) и система доступа к ней со стороны страховых компаний и органов ГИБДД. Все полицейские экипажи должны в скором времени получить средства доступа в сеть Интернет для оперативной проверки данных о наличии или отсутствии страховок ОСАГО у участников дорожного движения.

Система e-insurance (электронного страхования) успешно функционирует в Америке и Европе. В ЕС до 60% договоров обязательного автострахования заключается посредством direct insurance (прямого страхования): интернет-порталы, колл-центры, «коробочные» страховые продукты с возможностью удалённой активации. Подобные новшества постепенно проникают и в Россию.

Стоимость полиса

За увеличение лимитов выплат по ОСАГО и размера «европротокола» придётся заплатить. Стоимость «автогражданки» в ближайшие 5 лет значительно возрастёт.

Средняя цена полиса обязательного автострахования в Европе составляет на сегодняшний день 300-500 евро в год. По данным сайта autobild.de, жители Берлина могут приобрести обязательную автостраховку за 700 евро. Европейские цены очень скоро станут для российских автолюбителей реальностью.

Однако и 30 тысяч рублей за полис «автогражданки» для отечественной системы автострахования — не предел. По статистике, убыточность «моторных» видов страхования в России в 2-3 раза выше, чем в США и странах ЕС. Причины сложившейся ситуации просты: низкая культура вождения и плохое качество дорог в РФ. К тому же ментальность россиян приводит к печальным последствиям: отечественные водители стараются «окупить» затраты на автостраховку, совершая опасные маневры, приводящие к авариям.

В Европе качество автодорог повышают, в том числе за счёт строительства платных трасс. К примеру, протяжённость коммерческих автодорог Испании в 70 раз выше, чем в России. При этом территория РФ в 70 раз больше, чем территория Испании.

Высокие штрафы за нарушение ПДД в странах ЕС дисциплинируют водителей, что ведёт к снижению аварийности и повышению культуры вождения. Так, разговор по мобильному за рулём в той же Испании в пересчёте на рубли обойдется в 6 тысяч (в России лишь 500). Превышение скорости во Франции на 50 км/ч обойдётся в 1500 евро. В 2010 году власти Швейцарии оштрафовали состоятельного автолюбителя, превысившего скорость на 180 км/ч, на 1 миллион евро. Всё это позволяет снизить убыточность, а значит, и стоимость европейского ОСАГО.

Казахстан в данном направлении в последние годы следует по пути Европы и Америки. С 2015 года штраф за пересечение стоп-линии в KZ составляет в пересчёте на рубли почти 12 тысяч, за превышение скорости более чем на 40 км/ч – 18 тысяч, за остановку под знаком «Стоянка для инвалидов» – 30 тысяч рублей. Данные меры положительно отражаются на статистике автомобильной аварийности в Республике Казахстан и на стоимости местного полиса ОСАГО, средняя цена которого составляет в пересчёте всего 1130 рублей. При этом лимиты ответственности в Казахстане на 220 тысяч рублей выше, чем в России.


Андрей Чепелев

Выпускающий редактор Kolesa.ru

Рискну предположить, что автор этого текста, присланного на конкурс – работник страховой компании, потому что аргументация до боли напоминает таковую у представителей страховщиков, сидящих где-нибудь на пресс-конференции.

И вот что я имею ответить как автомобилист. Ни через 5, ни через 10 лет в России не будет ОСАГО европейского уровня. Просто потому, что наш уровень жизни – в разы ниже, чем европейский. Экономика неэффективная, производительность труда низкая, коррупция высокая… У нас мало денег, поэтому мы не можем позволить себе полное покрытие рисков. Тем более, что и страховые компании у нас имеют в основе своей бизнес-модели обман клиентов.

Штрафы за уклонение от Европротокола? Неплохо придумано, если учесть, что именно ДТП, оформленные по Европротоколу, имеют наибольший процент отказов по выплате по формальным причинам. Галочку не там поставили, а вот тут прописали неправильно… Идеальные условия для хитрого страховщика.

Повышение тарифов? Уже сейчас автомобильное сообщество отвечает на эту меру отказом от покупки ОСАГО. Зачем покупать полис за 10000 рублей, если штраф – 500 рублей? Чтобы окупить его, надо 20 раз попасться гаишнику – талант нужен! Риск? Ну, это не аргумент. Машина – вообще штука рискованная, каждый день рискуем жизнью, садясь за руль. Поднимете тарифы еще выше под предлогом увеличения лимитов? Тогда, полагаю, доля «отказников» перевалит за 50%. И тут-то, вероятно, придет понимание, что Россия – не Европа.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:


Читайте также:



Поделиться: 0 8 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Денис Соболев

Аффтар долбоног.

Настасья Докучаева

Настасья Докучаева

Евгений

Абсолютно согласен с Андреем Чепелевым!

Как в советское-то время жили без ОСАГО?Я сам в конце 90-х, когда начинал ездить прекрасно обходился без полиса.

Напомните мне как его у нас вводили? Были демонстрации автовладельцев с требованием его ввести? Митинги? Забастовки? Наш любимый В.В. подписал указ и вуаля - мы стали наслаждаться страховкой как европейцы!

Естественно буду отказываться от полиса, даже если дороже 10000 будет стоить.

Ангелина Рыбакова

Надо штраф в 50 т.руб. обязать платить потерпевшему от страхового произвола.

Гульнара Абдеева

Но эти 50 т. руб штрафа будут опять-таки с нашего кармана!!! Я отсудила 29 тыс руб состраховой за волокиту с выплатой. НО!!! Пришлось выплатить подоходный налог нашему государству - я же разбогателя сказочно на эти деньги...

Ильдар13

Жадные страховщики! всё им мало...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Что делать, если мой автомобиль эвакуировали?

Не так давно мы рассказывали о том, за какие нарушения водителя могут отстранить от управления автомобилем, а саму машину отправить на штрафстоянку. Но машину могут эвакуировать и в отсутствие водителя – в качестве…

174 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Глазами и душой: покупаем Kia Sportage SL за 850 тысяч

Давайте откровенно, раз уж это авторская рубрика: кроссоверы – зло. Или, если помягче, победа маркетологов над здравым смыслом. Хотите убедить покупателя купить легковой автомобиль по цене в полтора раза дороже –…

2614 0 0
Статьи / Военная техника
Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ

Несмотря на то, что о знаменитых полуторках уже слишком много сказано и исписаны тонны бумаги, мы вновь обращаемся к этим простейшим 1,5-тонным грузовичкам, выдержавшим все трудности становления народного хозяйства СССР…

1036 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS l с пробегом: АКП оставь другу, мотор подари врагу

Нравится вам этот автомобиль или нет, но на дороге вы его заметите всегда. И многим эта черта CTS очень даже по душе. Владельцы Кадиллака готовы тратить кучу денег на ремонт его подвески, борьбу с “глюками” электрики или…

2342 6 2
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS l с пробегом: внутренняя коррозия кузова и баснословно дорогая подвеска

Как вам Cadillac CTS первого поколения? Наивно, смело или это что-то безнадёжно устаревшее? Ответить можно как угодно, и любой ответ будет отчасти правильным. И вместе с тем даже сегодня эти фэшн-чемоданы сохраняют…

1844 6 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

9646 5 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

157142 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

26303 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

18040 5 12
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

76337 5 2
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

17054 1 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

15463 2 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

32624 14 13
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

10568 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

9664 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

382326 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

256567 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

71617 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?