Карапет и Михлеон: неизвестные советские экспериментальные легковушки

8487 1 0
Если не лень покопаться в пожелтевших советских книгах, журналах, газетах и проникнуть в глубины архивов отечественной автомобильной промышленности, перед нами возникает бескрайняя непаханая целина, скрывающая в своих недрах сведения о многочисленных машинах, о которых даже современники не имели никакого понятия.
 

В этой статье кратко расскажем о довоенной «продукции» безымянных самодельщиков и единичных опытных образцах оригинальных, но давно забытых легковых автомобилей, которые до середины 1970-х собирали отечественные институты и автозаводы.

Взгляд в недалекое прошлое

Первой советской автосамоделкой считается легкая тележка «Карапет» (Кар-а-Пет) с восьмисильным мотоциклетным мотором, планетарной коробкой передач и несущим кузовом с двумя поперечными сиденьями. В её названии были зашифрованы фамилии создателей — инженеров Научного автомоторного института (НАМИ) Д. К. Карельских и И. Петрова.

1 ОК2_html_m2f88d5de
Циклокар «Карапет» конструкции НАМИ, выполненный по схеме тандем. 1930 год

Через три года появилась вторая машина ОКТА (Опытная конструкция трехколесного автомобиля) с 500-кубовым движком и передней независимой подвеской, которую собрал конструктор Е. В. Киршевский из Новочеркасска. В 1936-м куйбышевский инженер Л. Н. Михайлович построил схожую трехколёску «Михлеон» с 12-сильным агрегатом V2 на швеллерной раме и задней подвеской от легковушки НАМИ-1. В то же время инженеры А. И. Пельтцер, Ю. А. Долматовский и Б. Н. Попов разработали нереализованный проект 15-сильной машины ПДП, а группа энтузиастов из Запорожья под руководством Л. Д. Ковалева собрала автомобиль ЛДК с гидропневматической подвеской.

2 ОК2_html_m3f3fccf6
Простейшая одноместная трехколеска ОКТА с четырехсильным мотором. 1933 год
3 ОК2_html_25cba69c
Двухместная машина «Михлеон» с правым расположением руля. 1936 год

По окончании Великой Отечественной войны разработка и изготовление редких и мало кому известных машин перешли в руки научных институтов и заводских КБ. Первой послевоенной «ласточкой» стала легковушка «Победа-НАМИ», по марке которой было ясно, что она является помесью серийной модели ГАЗ М-20 с «изысками» ведущего научного учреждения: трехобъемный кузов, удлиненный салон, новая облицовка.

4 ОК2_html_1f2f067 5 ОК2_html_1863291

«Победа-НАМИ» — послевоенная попытка создания более комфортной «Победы». 1948 год

В конце 1940-х первенство по активности создания многочисленных пробных образцов легковых машин пальму первенства удерживал Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), выпускавший модель «Москвич-400» (М-400), прообразом которой был немецкий Opel Kadett образца 1938 года. Заводские дизайнеры, патриотично пытавшиеся сделать свои «Москвичи» не похожими на «Опель», создали несколько опытных более привлекательных седанов и купе МЗМА «Москвич-403Э-424Э» с аллигаторными капотами, широкими крыльями и хромированными облицовками, сохранив прежнюю заднюю часть кузова. С началом разработки модели М-402 также было собрано несколько прототипов с понтонными кузовами  и разными видами оперения.

1 / 5
Опытный «Москвич-403Э-424Э» — первая попытка изменить внешность серийного «Москвича-400». 1949 год
2 / 5
Третий наиболее удачный вариант 23-сильного седана «Москвич-403Э-424Э». 1949 год
3 / 5
Двухместный 37-сильный автомобиль МЗМА с переработанным кузовом-купе. 1951 год
4 / 5
Опытная наиболее простая версия исполнения кузова будущего «Москвича-402». 1951 год
5 / 5
Самый близкий к серийному «Москвичу» опытный вариант с оригинальной решеткой радиатора

Летом 1949 года Всеволод Бахчиванджи, инженер-капитан, ведущий конструктор Рижского экспериментального завода (REF) и по совместительству брат известного советского летчика-испытателя, получил приказ И. В. Сталина к годовщине Октябрьской революции пригнать в Москву свою оригинальную опытную легковушку REAF-600.

11 ОК2_html_m5dbb282f
Недаром прототип REAF-600 смог привлечь внимание самого Сталина. 1949 год (из архива E. Liepiņš)

Выполнить это указание удалось только через год, когда появились две новые машины REAF-50. Внешне они отличались прямоугольными фарами и опоясывавшими кузов широкими алюминиевыми накладками. К другим диковинкам относились двухцилиндровый 32-сильный двигатель (половинка дефорсированного мотора от ГАЗ-ММ), гидромеханическая трансмиссия, автоматическое сцепление, независимая подвеска. Машины весили по 680 кг и на скорости 75 км/ч потребляли около 12 литров бензина на 100 километров. Их максимальная скорость составляла 90 км/ч. Кустарное качество, сложность и высокая цена автомобилей REAF (в три раза больше, чем у серийного «Москвича-400») стали причинами прекращения работ по единственной чисто латвийской легковушке.

1 / 3
Уникальный латвийский автомобиль REAF-50 с открытым кузовом. 1950 год (из архива E. Liepiņš)
2 / 3
Второй вариант машины REAF-50 с закрытым кузовом до реставрации (фото Л. Гоголева, 1980-е гг.)
3 / 3
Эффектный отреставрированный седан REAF-50 в Рижском автомобильном музее

Пять опытных образцов автомобиля «Москвич-444», собранных в 1957–1959 годах, послужили мобильной базой при разработке будущей советской микролитражки. Их конструктивной и дизайнерской основой являлись закупленные в Италии миникары FIAT-600, которые советские конструкторы долго изучали и многократно переделывали: устанавливали разные двигатели, элементы ходовой части и опускающие стекла, меняли форму частей кузова, оформление передка, размер шин и цвет кузова. Главными же эстетическими достижениями считались выштампованная стрелка на дверях и «гребенка» на задних крыльях. В апреле 1959-го техдокументацию на автомобиль передали Запорожскому комбайновому заводу, где 444-й «Москвич» превратился в ЗАЗ-965 «Запорожець».

15 ОК2_html_3e35af55
Прототип МЗМА «Москвич-444» — московский предок будущего «Запорожца». 1957 год
16 ОК2_html_m3e198f33
«Москвич-444» в экспозиции новой автотехники в павильоне на ВДНХ СССР. 1958 год

В конце 1950-х энтузиасты Московского высшего технического училища (МВТУ) имени Н. Э. Баумана создали уникальную для своего времени микролитражку «Чайка» — первый советский автомобиль со стеклопластиковым кузовом, весившим всего 47 килограммов. Его оборудовали задним восьмисильным моторчиком от «инвалидки» С-1Л, собственной передней независимой подвеской и откидными дверями.

18 ОК2_html_4d409351 17 ОК2_html_404fdd33

Уникальный стеклопластиковый миникар МВТУ «Чайка». 1958 год

В процессе развертывания серийного выпуска одной из самых популярных инвалидных мотоколясок С-3А в НАМИ были собраны два пробных миникара с 650-кубовыми моторами в 16 сил: модель С-4А с жёсткой крышей на стальном каркасе и С-4Б с кузовом купе. Они весили 530 кг и развивали скорость 60 км/ч. На машине С-5А с принципиально новым дизайном устанавливали стеклопластиковые кузовные панели.

20 ОК2_html_m44a93b68
Опытная инвалидная мотоколяска НАМИ C-4A с высокой металлической крышей. 1959 год
19 ОК2_html_m6fb58df1
Единственный образец стеклопластиковой «инвалидки» С-5А на территории НАМИ. 1960 год

В честь XXII съезда КПСС студенты Харьковского автодорожного института (ХАДИ) в лаборатории легендарного автогонщика-рекордсмена В. К. Никитина спроектировали и собрали низкопрофильный двухместный кабриолет ХАДИ-2 с мотоциклетным 750-кубовым мотором мощностью 22 л.с., рамным шасси и агрегатами от «Москвича-407». Его главной новинкой был цельносварной кузов, созданный путем многократной оклейки гипсовой модели стеклотканью с использованием эпоксидной смолы. Высота машины чуть превышала один метр, теоретическая скорость — 130 км/ч. Она жива до сих пор.

Легендарный автогонщик Владимир Никитин со своими питомцами у автомобиля ХАДИ-2. 1961 год (фото из архива В. Никитина)

22 ОК2_html_m25d123b0

21 ОК2_html_m603f8eb7

Первыми прототипами будущего советского представительского лимузина ЗИЛ-111 высшего класса являлись более простые автомобили с тем же индексом и собственным именем, построенные в 1955 году. Это были два почти одинаковых пробных образца ЗИС-111 «Москва», напоминавшие роскошную американскую модель Buick Roadmaster и оснащенные опытными и пока не освоенными вариантами отечественных агрегатов.

Опытный автомобиль ЗИС-111 «Москва» — предшественник лимузина ЗИЛ-111. 1955 год
Опытный автомобиль ЗИС-111 «Москва» — предшественник лимузина ЗИЛ-111. 1955 год

На них устанавливали 220-сильный двигатель V8 от ЗИС-110 с опытным гидротрансформатором автоматической трансмиссии и независимую рычажную подвеску. В салоне имелись дополнительные откидные сиденья, застекленная перегородка с местом водителя, кнопочное управление стеклами и радиоприемник. После переименования Московского автозавода они получили марку ЗИЛ-111 «Москва». Автомобили признали старомодными и не соответствовавшими рангу высших чинов страны. «Настоящий» ЗИЛ-111 появился через два года.

Автомобиль высшего класса ЗИС-111 «Москва» в одном из павильонов ВСХВ (ныне — ВДНХ). 1956 год
Автомобиль высшего класса ЗИС-111 «Москва» в одном из павильонов ВСХВ (ныне — ВДНХ). 1956 год

Бесполезные муки творчества

Благодаря активной деятельности Б. М. Фиттермана, начальника бюро легковых автомобилей НАМИ, в 1950–60-е годы в институте было собрано и испытано множество единичных образцов микролитражек, не получивших затем никакого развития. Первой из них в 1957-м была компактная, экономная и недорогая модель НАМИ-031 с двухместным стеклопластиковым кузовом для городских поездок. Ее оснастили двухцилиндровым 500-кубовым мотором мощностью 13,5 л.с. и независимой торсионной подвеской. Через два года родилась короткая 23-сильная «инвалидка» НАМИ-060 с ручным управлением и пластиковым кузовом, оказавшаяся неудачной. Переднеприводный микрокар НАМИ-0107 «Василёк», напоминавший удлиненный «Запорожец», снабжался двигателем от модели ЗАЗ-966, коробкой передач от «Москвича-408» и торсионной подвеской. Испытаний он не прошел. На следующий год его переделали в более солидный вариант НАМИ-0107Б с 55-сильным мотором собственной конструкции и кузовом от итальянской малолитражки Autobianchi Primula.

1 / 4
Микролитражка НАМИ-031 с мотоциклетным мотором и кузовом из стеклопластика. 1957 год
2 / 4
Легкая стеклопластиковая инвалидная мотоколяска НАМИ-060 с мотором от «Запорожца». 1959 год
3 / 4
Миникар НАМИ-0107 «Василёк» с агрегатами от «Запорожца» и «Москвича-408». 1966 год
4 / 4
Единственный образец НАМИ-0107Б с передним 1,1-литровым мотором и итальянским кузовом. 1967 год

Для удовлетворения возросших потребностей населения в простых и недорогих легковушках в середине 1960-х было принято решение о развертывании дублирующей сборки «Москвичей» на производственной базе оборонных предприятий в Ижевске. Там был образован Завод ижевских малолитражных автомобилей (ЗИМА), на котором началась разработка собственных машин марки ИЖ на шасси М-408 с разными кузовами и оригинальными узлами. Первенцами были экспериментальные рамные автомобили ИЖ ЗИМА-1 и ИЖ ЗИМА-2 с упрощенными двух- и четырехдверными кузовами соответственно. 

30 ОК2_html_427512b8
Первая продукция Ижевского автозавода — малолитражная двухдверная модель ИЖ ЗИМА-1. 1965 год
29 ОК2_html_mc218c13
Вторая четырехдверная версия ИЖ ЗИМА-2 на агрегатах серийного «Москвича-408». 1966 год

В 1967-м для отработки заводского стиля ижевских машин в Институте технической эстетики под руководством Ю. А. Долматовского на базе обычного «Москвича» был построен макетный образец ИЖ-ВНИИТЭ с трехдверным стеклопластиковым кузовом и боковыми сдвижными дверями. В декабре 1972-го появился макетный переднеприводный ИЖ-13 с 75-сильным мотором М-412, пятидверным кузовом «комби», прямоугольными фарами, оригинальными колпаками колес и хромированными дверными ручками. До изготовления его ходового прототипа дело не дошло. За ним последовала яркая и эффектная спортивная машина ИЖ-19 «Старт» с клиновидным кузовом и блоками из четырех фар, способная разогнаться до 150 км/ч. Она также не добралась до конвейера.

1 / 3
Экспериментальная трехдверная легковушка ИЖ-ВНИИТЭ с двумя сдвижными дверями. 1967 год
2 / 3
Пятидверный переднеприводный макетный образец ИЖ-13 «комби» на агрегатах «Москвича-412». 1972 год
3 / 3
Незаконченный скоростной автомобиль ИЖ-19 «Старт» остается в заводском музее. 1975 год

Первый этап создания редкой автотехники завершает полусамодельная спортивная машина «Спорт-900» с 27-сильным двигателем рабочим объемом 887 «кубиков» от «Запорожца» и стеклопластиковым кузовом купе, которую называли «профессиональной дизайнерской работой с использованием мощностей крупного промышленного предприятия».

34 ОК2_html_7c3277bc
Автомобиль-купе «Спорт-900» (КД), созданный специалистами разных профессий. 1963–1969 гг.

Автомобиль спроектировали шесть молодых людей во главе с художником-конструктором НАМИ Эдуардом Молчановым, а затем шесть таких машин, по одной каждому из них, собрал Московский завод автомобильных кузовов. Его директором был Кузьма Дурнов, давший им второе имя КД. Их масса достигала 500 кг, в том числе кузова — 100 кг.

На заглавной фотографии — Эффектный отреставрированный седан REAF-50 в Рижском автомобильном музее

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

"Признали машину устаревшей"?.. Ну нихрена себе... хотел бы я сейчас заполучить такую "Москву".

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

7697 3 0
Статьи / Премьеры
Убийца Гелендвагена, но это не точно. Обзор нового EXEED TXL, премиального кроссовера от Chery

Когда в 2017 году показали прототип нового кроссовера от Chery под именем EXEED TX/TXL, многие затаили дыхание: вот это будет бомба! Прошло два года, и стало очевидно, что бомбы не получилось. Не сложилось как-то ни с…

14309 0 0
Статьи / Премьеры
Суровей, вместительней, … дешевле? Новый Mercedes-Benz GLB: обзор и видео

Представив новый GLB на автосалоне в Шанхае, немцы все равно продолжают давить на статус «концепта», чтобы «продать» модель дважды – сейчас и осенью. Однако в том, что модель серийная, сомнений нет никаких – а с тем,…

1963 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

446 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1026 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

2836 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

39785 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Включай своё мотовило: тест-драйв Praga V3S

Люблю машины, которые притягивают взгляды. Вот, например, эта Прага: водитель в одной футболке помахал рукой из кабины встречного Renault Magnum… Я бы тебе тоже помахал, браток, но у меня тут нет возможности рулить одной…

16873 10 6
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14767 4 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

25965 11 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

20923 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3873 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56743 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

40962 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16449 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71250 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

54948 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54216 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?