Кузов, который мы потеряли: как вымирают настоящие юты

На днях, 20 октября 2017 года, с конвейера завода Holden в Австралии сошел последний автомобиль. Он же ознаменовал скорую кончину одного из самых экстравагантных и специфических автомобильных кузовов. В раздумьях об этом печальном будущем нам остается лишь освежить в памяти рассвет и закат его развития.

Ют никогда не был сверхпопулярным кузовом, а лучшие его представители и вовсе недвусмысленно намекают на доминирование стиля над практичностью. Небольшой пикап на легковой платформе с оформлением передней части в стиле двухдверного купе – на практике это формальное определение оборачивается чем угодно от заурядного Fiat Strada до бесподобного Holden Ute. Но в отличие от первого, у второго уже нет шансов на выживание.

Предвосхищая споры и прения, мы оговоримся: ют как теоретический тип кузова вполне жизнеспособен. Но его истинному воплощению в виде автомобиля, имеющего не только функционал, но и стиль, мощь и харизму, приходит конец.

В реальном мире останутся другие машины — такие как те, что продаются в Бразилии и сегодня. Volkswagen Saveiro, Fiat Strada, Chevrolet Montana и прочие имеют все формальные черты, необходимые, чтобы считаться ютом. Но в них нет главного — запредельной самоуверенности и возможности закинуть в кузов пару мотоциклов, а потом наказать вон тот зазнавшийся Mustang.

Holden Ute

Holden Ute был последним представителем настоящих ютов – машин, у которых на открытой грузовой платформе чаще возили не бытовые грузы, а дух авантюризма и собственное эго. Можно ли всерьез воспринимать как коммерческий автомобиль, соотношение мощности к грузоподъемности у которого абсолютно гротескно, а в официальной брошюре вместо второго показателя написана поэма о правильном распределении веса и разнице между «полезной нагрузкой» и «максимальной массой перевозимого груза»?!

Базовый двигатель V6 мощностью 286 л.с. – это явная насмешка над утилитарностью, а второй доступный 6,2-литровый V8 на 413 сил, который можно дополнить дифференциалом повышенного трения на ведущей задней оси – уже за гранью приличий.

На фото: Holden Ute Magnum '2017
На фото: Holden Ute Magnum '2017
Под капотом Holden Ute Magnum (VF Series II) '2017э
Под капотом Holden Ute Magnum (VF Series II) '2017

В качестве утешительного приза можно полюбоваться на Ute на официальном сайте, пока он еще числится в списке доступных и актуальных моделей.

Ford Falcon Ute

Был свой стильный пикап с V8 и у компании Ford: до 2016 года в Австралии выпускали модель Falcon Ute. В предпоследнем кузове FG у нее даже была заряженная версия от фордовского подразделения Ford Performance Vehicles – ее двигатель Boss на 5,4 литра и 422 л.с. снимал все вопросы по поводу предназначения этой машины. Впрочем, и пятилитровый наддувный V8 на 450 лошадиных сил, устанавливавшийся на последнее поколение FG X тоже поводов усомниться в серьезности Falcon не давал.

К сожалению, год назад, спустя 56 лет существования, имя Falcon кануло в Лету, а вместе с ним исчез и фордовский памятник непрактичности в лице Falcon Ute. «Оптимизация продуктовой линейки» – эти слова были более смертоносны для автомобильной истории, чем иной топливный кризис.

Ford Falcon Ute XLS AU-spec (AU) '1999–2000
Ford Falcon Ute XR6 Turbo AU-spec (BA) '2002–05

На фото: Ford Falcon Ute XLS '1999–2000 и Ford Falcon Ute XR6 Turbo '2002–05

Pontiac G8 Sport Truck

Pontiac G8 Sport Truck был запоздалой и неудачной попыткой напомнить американской аудитории о существовании такого типа кузова как ют. Фактически G8 Sport Truck был все тем же австралийским Commodore Ute, на который приклеили более удобный для американского рынка шильдик.

Однако 2010 год стал неудачным – причем не только для юта, но и для бренда Pontiac вообще. Неудачным настолько, что имя, существовавшее с 1926 года, ушло в историю, став жертвой банкротства.

Chevrolet El Camino

Идя в обратную сторону по временной прямой, мы возвращаемся к самому культовому из ютов – имя El Camino знакомо почти каждому. Появившись в 1959 году, он почти на 30 лет стал одним из образцов ютостроения: легковая платформа, харизматичная внешность и мощные моторы были спутниками автомобиля до самого окончания его производства.

К сожалению, пикап с большим мотором к 1987 году оказался вовсе не тем автомобилем, который мог войти в эру топливной экономии и жизненно важного рыночного успеха. Это и предопределило его судьбу: в 1988 году распродавались лишь прошлогодние складские запасы.

Ford Ranchero

Этот автомобиль стал одной из причин появления Chevrolet El Camino: выйдя на рынок на два года раньше, в 1957-м, он доказал, что рыночный успех такой концепции вполне возможен. Деля свежую легковую платформу с другими современниками, имея под капотом рядную «шестерку» или один из двух V8 на 4,8 или 5,8 литра и будучи способным взять на борт полтонны груза, автомобиль вышел сразу в двух исполнениях, предопределявших два сценария эксплуатации и две разных целевых аудитории. Фермеры могли выбрать базовую версию, отличавшуюся максимальным аскетизмом, а те, кто искал функциональный, но стильный и комфортный автомобиль, покупали исполнение Custom, включающее двухцветную окраску и улучшенную отделку. Неудивительно, что слоганом, под которым Ranchero вышел на рынок, было «Больше, чем автомобиль! Больше, чем грузовик!». Ведь он и правда предлагал немного больше покупателям и того, и другого.

Сменив семь поколений, автомобиль в каждом из них оставался верен изначальной концепции и здоровенному V8, объем которого достигал 7,5 литров. Но вечно такое великолепное безобразие продолжаться не могло. Более того, для Ford оно продолжалось на 8 лет меньше, чем для Chevrolet: последний Ranchero увидел свет в 1979-м. Форд раньше других разглядел направление, в котором движется рынок, и роль легкого пикапа была полностью отдана Courier. А роль имиджевого пикапа предана истории.

Опрос
А вы скорбите о кончине настоящих ютов?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
27.10.2017 20:42
Семён Смирнов

А, вазовцы на базе "шестёрки" своей нечто похожее забабахали в единственном экземпляре)

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings