Неподрессоренная масса, управляемость и комфорт
Легкосплавные диски дают массу преимуществ, в том числе технических. Начнём с неподрессоренной массы, потому что одно из основных качеств легкосплавных дисков – это их меньшая по сравнению со штампованными дисками масса.
Неподрессоренная масса – это все те детали, которые не поддерживаются несущими элементами подвески (пружинами или рессорами). К таким деталям относятся колёса, тормозные механизмы, ШРУСы, приводные валы, детали подвески и всё остальное, что находится под пружинами или рессорами. Конструкторы всегда стремятся снизить неподрессоренную массу, потому что чем она меньше, тем выше управляемость, стабильность и комфорт автомобиля. Кроме того, снижением неподрессоренной массы можно добиться повышения топливной экономичности.
Объясняется это просто: чем меньше неподрессоренная масса, тем меньше колебаний она будет передавать на кузов автомобиля и тем выше будет комфорт в салоне. Кроме того, очень важно соотношение подрессоренной и неподрессоренной масс: чем тяжелее колёса, приводы, тормозные механизмы, ступицы и другие детали, тем большую инерцию будет иметь колесо на неровностях дороги, что приведет к снижению стабильности и управляемости автомобиля. То есть, выходит, что снижение неподрессоренной массы делает машину ещё и более безопасной.
Так как существенную долю неподрессоренной массы составляют колёсные диски, их вес желательно максимально снизить. Самый популярный и простой способ это сделать – замена «штамповки» на качественные легкосплавные диски, такие как Skad Premium Series. Литые диски с задачей справляются отлично, потому что они действительно намного легче штампованных. Да и расход топлива они тоже могут заметно снизить: чем колесо тяжелее, тем больше требуется энергии для того, чтобы его крутить. При этом более лёгкое колесо можно крутить не только проще, но и быстрее, а это положительно влияет на динамику.
Ещё одно существенное преимущество легкосплавных дисков обусловлено материалом, из которого они изготовлены. Лёгкие сплавы не так сильно подвержены коррозии, как сталь штампованных дисков, а значит, у литых дисков выше ресурс. К тому же легкосплавные диски обеспечивают упругую деформацию. Это позволяет им в случае удара погасить часть энергии, тем самым сохраняя элементы подвески и саму шину. При этом диск в случае удара деформируется не так сильно, как стальной. Кстати, точность изготовления литых дисков намного выше, чем стальных, что особенно заметно при диаметре свыше 18 дюймов. Штамп такого размера сделать идеальным невозможно, а вот легкосплавный диск – вполне. А точность изготовления диска очень важна и для управляемости автомобиля, и для сохранения ресурса ходовой части. Именно поэтому современные производители, такие как K&K или Skad, уделяют много внимания контролю качества каждого выпущенного диска на всех этапах производства.
Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что легкосплавные диски обычно имеют намного более эффективную вентиляцию. Штампованные диски сильнее закрывают тормозные механизмы, отчего перегреть с ними тормоза проще, чем с легкосплавными.
И это ещё не всё, потому что есть и другая составляющая – эстетическая.
Будь заметным!
Нечего и говорить: штампованные диски – это скучно. Можно, конечно, использовать декоративные колпаки, но они ещё больше увеличивают неподрессоренную массу и негативно влияют на охлаждение тормозных механизмов. Другое дело – литые диски. Часто они становятся настоящим символом – вспомните, например, диски Kleemann, которые давно стали неотъемлемой частью автомобильной культуры. Очевидно, что и сейчас с помощью литых дисков можно выделиться в потоке, но важно помнить о ещё двух вещах.
Первая связана с Правилами дорожного движения. Ими запрещена установка дисков и шин размерности, не предусмотренной производителем автомобиля. Но у производителей легкосплавных дисков сейчас настолько широкий ассортимент, что практически любой автовладелец может подобрать себе диски не только по своему вкусу, но и по размеру. А среди литых дисков Skad можно выбрать диски даже на тяжёлые автомобили. Так что возможность выделиться, не нарушая ПДД, существует.
Второй момент – это то, как долго литые диски могут сохранять свой внешний вид. Как мы уже говорили выше, стальные диски достаточно быстро ржавеют, особенно при использовании зимой, когда дороги обработаны агрессивными реагентами. Легкосплавные диски сохраняют вид намного дольше, и их не требуется периодически красить. Причём литой диск не обязательно должен быть серебристого цвета – сегодня выпускают диски разных цветов, и, например, гарантия на популярные на нашем рынке легкосплавные диски K&K предусматривает и гарантию на их лакокрасочное покрытие, в том числе – на его отслоение и изменение цвета.
Полезно и красиво
Вывод напрашивается очевидный: качественные легкосплавные диски – это не только красиво, но и эффективно с технической точки зрения. Установка таких дисков действительно может принести реальную пользу, которая проявится и в управляемости и комфорте, и в уникальности экстерьера автомобиля. И если хочется потратиться на что-то действительно полезное для любимой машины, то литые диски – это не только красивый, но и осмысленный выбор.
Реклама. ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ». erid: 2VfnxvdCUbi
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А ваш рекламодатель не написал, что в случае сильного удара штампованный диск согнувшись примет удар на себя, а литой передаст его на элементы подвески? Штамповку можно подрихтовать кувалдой и ехать дальше, а литой скорее всего расколется и/или разрежет резину. А может придется ехать на эвакуаторе менять амортизаторы
Указанные Вами минусы имеют место быть, но будем откровенны, плюсов у "литья" всё же намного больше, чем минусов. На практике, незначительно гнул литой диск всего лишь дважды, за весь свой 15-летний опыт вождения. И это были действительно огромные ямы, в которые я влетал на большой скорости. В то время, как "штампы" гнутся как пластилин, в каждой яме, глубиной чуть выше среднего.
Был опыт когда кованый диск (ВСМПО) на почти нулевой скорости разрезал резину - края у ямы тоже были острые, под водой не видно. Вроде просто перекатывался, как колесо заблокировало. На скорости убился бы.
То, что литой диск не погнулся означает лишь что удар передался на подвеску. Что дешевле чинить?
Опыта эксплуатации кованых дисков у меня нет, да и ковка и литьё - это далеко не одно и то же. Ещё раз подчеркну, мой личный опыт говорит, что для меня - литьё лучше, чем штампы, по всем фронтам. Они легче, крепче, красивее и не ржавеют. А насколько деформация стального диска демпфирует нагрузку на подвеску, при ударе - мы не знаем, т.к. никто это не замерял. Вполне вероятно, что там такая же "гомеопатическая" разница, в сравнении с литьем, как и эффект от изменения неподрессоренных масс у разных типов дисков.
В плане красоты - спору нет, литьё интереснее. Поцарапанный литой диск тоже подвержен разрушению, если оперативно не заделать повреждение.
А ещё хотелось бы увидеть сравнительную таблицу с весом штатной штамповки и нескольких вариантов литья. По моим ощущениям то, что продаётся как «реплика» (место производства сами знаете) ни разу не легче штампа. Про кривизну и не говорю.
Начитавшись похожих статей, авторами которых были и инженеры и автожуналисты и блогеры и прочие неравнодушные граждане, я заказал и поставил кованые диски на свою Volvo S60 III, которая за... замучила как Пол Пот Кампучию меня жесткостью на стыках. Параллельно был на дюйм уменьшен диаметр колес - я заказал то, что ставят на комплектацию на уровень ниже - Momentum. Ожидая чудесного избавления от жесткости, всего этого эффекта от снижения неподрессоренных масс, я выехал на ТТК и... бабах! - сказала мне машина на первом же стыке не верить в чудеса. Ничего не изменилось. Ноль. Единственный плюс - на шиномонтажке удобнее таскать колеса - они действительно легче.
Могу приехать в редакцию колеса.ру на этих колесах (они как раз рекламируемой фирмы) чтобы автор убедился лично.
Максиму это не интересно, он просто переписывает рекламные листовки.
Если уменьшить диаметр диска и поставить более высокопрофильную резину,то машина будет мягче ехать.Будет чуть хуже управляться,но то что будет мягче катить по плохой дороге это точно.
Это классика. Тока ямы на наших направлениях бывают разные.
PS: раньше на зиму ставил штампы, но уже 7 лет литьё и на лете и на зиме. Правда на совсем убитые направления не лезу.
У литья только эстетика в плюсе.А так штамповки лучше литья.Весят ненамного больше.Стоят дешевле.Прокатать/выровнять их гораздо дешевле.Или просто выкинуть и новое купить проще потому что они одинаковые.Для подвески менее травматичны.Дешевое литье мнется как штамповка и может вообще расколоться от сильного удара,что приведёт к серьезным последствиям.Если искать ковку,то там другие цены совсем.
Интересная статья, спасибо!