Лошадиный заговор: почему новые машины не дотягивают до паспортной мощности?

42192 10 0
Сколько раз «срывали покровы» блогеры и просто дотошные владельцы, публикуя графики замеры мощности новых автомобилей, где пиковые значения не дотягивали до тех, что заявлены в ПТС… Да и результат работы тюнинг-ателье тоже на поверку не всегда оказывается таким прекрасным, как обещали. Что делать в этом случае, и почему вообще так бывает? Разбираемся на практических примерах.

Коротко о теории замеров

Чтобы понять корень проблемы, для начала надо рассказать, как вообще замеряют мощность двигателей. Как известно, стенды для замеров мощности бывают моторные и шассийные. Последние делятся на барабанные и ступичные. Помимо этого шассийные стенды могут быть моноприводными, полноприводными, могут иметь или не иметь синхронизацию осей. А барабанные стенды могут быть инерционными или с тормозами.

Моторный стенд даже внешне не похож на шассийный. Выглядит он как комната, часто — бронированная. Снятый с машины мотор устанавливают в этой комнате, подключают к нему топливную магистраль, систему отвода отработавших газов, а зависимости от способа замера — ставят навесное оборудование. Если его не ставят, то снимаемую мощность называют нетто, если оно есть — брутто.

0 SU1HXzYzMzJfc3MuanBn

Только такой откалиброванный моторный стенд точно покажет мощность и крутящий момент на маховике двигателя. Недостатки такого способа очевидны: придётся не только снимать и ставить мотор своей машины, но ещё и искать моторный стенд. Впрочем, один такой точно есть в Москве — может, где-то там можно найти ещё несколько.

Но это будет тяжело и дорого, поэтому мощность обычно замеряют на шассийном диностенде. И в этом случае для получения данных о мощности или моменте на маховике нужно рассчитать потери в трансмиссии и высчитать так называемую приведенную мощность. А потом еще и скорректировать её, используя стандарт коррекции приведенной мощности. Сложно? А вы как думали? Но потерпите, ещё чуть-чуть скучной теории, а потом мы расскажем правду о «лошадином заговоре».

DSC_0732

Итак, как рассчитывают потери? Шассийный стенд при всём желании не может снять данные напрямую с маховика. А вот с колёс — может. Но эта мощность очень далека от истинного положения вещей: между маховиком мотора и барабанами стенда помимо самих колёс есть огромный механизм, который забирает себе большую часть мощности — трансмиссия. Причём есть зависимость потерь в трансмиссии в зависимости от скорости: чем выше скорость, тем выше потери.

Узнать эти потери точно невозможно, но на инерционных стендах есть возможность рассчитать их достаточно близко к истине. Для этого сравнивают изменение в замедлении известной инерционной массы с автомобилем на стенде и без него. Но и в этом случае абсолютно точные цифры получить невозможно: все режимы замеров имеют небольшие отклонения, ограниченные допусками конструкции. Откуда они берутся? Для примера возьмём автомобиль с АКПП. Замер трансмиссионных потерь на инерционном стенде выглядит следующим образом.

Оператор стенда переводит селектор АКПП в режим D, затем набирает максимальную скорость до тех пор, пока не сработает отсечка. Затем селектор быстро переводят в режим N. Теперь компьютер стенда замеряет замедление барабанов с автомобилем и сравнивает его с замедлением пустого стенда.

DSC_0742

Вроде, всё должно получиться точно, но дело в том, что в этом случае учитываются потери, возникающие в колёсах (трение на барабанах, трение в ступичных подшипниках), в приводах, редукторах, кардане и раздатке (при наличии последних) и той части АКПП, которая в нейтральном режиме не работает. Но полностью автомат всё равно не отключается, и вот эти потери в работающей части коробки учесть невозможно. Поэтому абсолютные цифры всё равно оказываются недостижимыми. На машинах с механической коробкой потери можно посчитать более точно.

Кстати, если стенд не может рассчитывать потери в трансмиссии, то их задают вручную. Обычно это около 10-15% для моноприводных автомобилей и 20-25% для полноприводных. И тут погрешности будут ещё больше. А ведь таких «простых» стендов в России — подавляющее большинство… Если же добавить, что некоторые стенды вообще никак не учитывают собственные механические потери, то становится и вовсе грустно.

On-board computer tuning by serviceman at garage

Методики подсчёта коррекции приведённой мощности тоже отличаются. Кто-то использует методику SAE, кто-то — ISO или DIN. Эти коэффициенты должны вносить поправки в зависимости от окружающих условий (в первую очередь, погоды). Американские стенды обычно по умолчанию используют стандарт SAE, европейские — ISO или DIN. И мощность одного и того же мотора они, конечно же, показывают разную.

Замер Skoda Octavia 1.8 TSI без коррекцией приведенной мощности Замер Skoda Octavia 18 TSI с коррекцией приведенной мощности по SAE 1349
Замер Skoda Octavia 1.8 TSI без коррекцией приведенной мощности Замер Skoda Octavia 18 TSI с коррекцией приведенной мощности по SAE 1349

Закончим мы этот раздельчик следующим выводом: получить абсолютно точные цифры на шассийном стенде невозможно в принципе. Однако всё вышесказанное — не единственная причина не верить замерам мощности на шассийных стендах.

Семь раз не мерь

Часто автолюбители, которые стремятся точно узнать мощность мотора своей машины, начинают кататься по стендам и постепенно сходить с ума от не сходящихся в результатах замеров цифр. Один стенд показывает 100 л.с., другой — 93, третий — 105… Где истина? А истины, честно говоря, нет нигде.

На цифры, полученные на стендах, влияет огромное количество факторов. Начнём с первого: с бензина.

В компании, которая помогала разобраться в этих “лошадиных” вопросах, привели простой пример. На замер приехал Honda Civic Type R, по паспорту у которой должна быть 201 л.с. На стенде машина показала 187 л.с. Выжгли остатки бензина, залили другой, и вот с ним Хонда показала все свои 201 л.с. Как бы ни уверяли нас производители бензина, качество его очень нестабильное, так что бензин одной и той же марки с разных АЗС способен как расстроить владельца автомобиля, стоящего на стенде, так и обрадовать.

Статьи / Практика
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Что такое OBD? Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле,...

38235 14 5

Второй фактор, влияющий на результат замера — это погода. Все, кто знает физику, понимают, что при +20 градусах мощность будет меньше, чем при -10. Холодный воздух более плотный, а значит, его способность к окислению выше (если по-русски — топливовоздушная смесь будет гореть лучше). Разница на объёмных наддувных моторах может составлять десятки лошадиных сил. Также на замер влияет и влажность.

Если так важен воздух, то нельзя не отметить роль системы обдува на стенде. Во-первых, недостаток воздуха может неблагоприятно сказаться на охлаждении мотора неподвижно стоящего автомобиля. Проще говоря, он может перегреться. А во-вторых, недостаточный теплоотвод от элементов системы выпуска меняет температуру выпуска (EGT), к чему серьёзные моторы очень чувствительны. Так что если в боксе, где вы делаете замеры, системы приточной и вытяжной вентиляции с работой не справляются, мощность может оказаться заниженной на 10-20 л.с. А иногда даже больше.

Ну и напоследок добавим, что даже две одинаковые машины на одном и том же стенде тоже почти никогда не покажут одинаковые цифры. Ведь помимо бензина и погоды влияет ещё и техническое состояние автомобиля. И помимо разного состояния моторов на результатах замеров скажется и износ трансмиссии, который будет отражаться в трансмиссионных потерях.

Теперь становится совершенно ясно, что сам по себе замер на стенде — вещь практически бесполезная, а обвинения в адрес компаний, предоставляющих эти услуги, в неточности их стендов чаще всего абсолютно беспочвенны. Но ведь зачем-то люди на эти стенды ездят?

Мне не доложили лошадей, или дайте скидку!

Классический пример: человек покупает автомобиль, едет на стенд и выясняет, что ему на заводе в мотор “не доложили” лошадей. И у него вместо, например, 134 л.с. всего 110. Обман! Воровство! Нужно брать распечатку со стенда и бежать в суд.

Ну, если не жалко времени, бежать можно. Но это абсолютно бессмысленное занятие, потому что замер, который производитель захочет увидеть (и то вряд ли), должен быть сделан на омологированном и откалиброванном моторном стенде. На всё остальное даже смотреть никто не станет, и будет прав. Так что если есть желание кого-то наказать, придётся снимать мотор и тащить его на такой стенд. А этого ни один нормальный человек делать не будет.

diagnostic car computer

Вторая ситуация ещё более распространённая. Некоторые граждане считают, что если замерить на шассийном стенде свой, например, Chevrolet Tahoe 1998 года и выяснить, что из 255 лошадей мотора Vortec отбросили копыта уже штук 60, нужно сделать распечатку А4 и бежать в налоговую с требованием снизить транспортный налог. Там эту бумажку имеют право попросить засунуть в картер и больше не смешить людей. Что, как мы уже знаем, вполне справедливо.

И всё же иногда замер на стенде нужен. Но только правильный.

Так мерить или нет?

Мы уже поняли, что динамометрический стенд не даёт абсолютных цифр, но вот относительные он показывает достаточно точно. И поэтому без него невозможен, например, чип-тюнинг. Правда, мерить нужно не столько мощность после тюнинга, сколько разницу после него. Приведём пример.

Статьи / Практика
Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Лучше всего перспективность подобного подхода демонстрируют, как ни странно, сами автопроизводители. Вот два почти одинаковых Polo Sedan, но у одного мотор мощностью 85 л. с., а у другого – 110, а отличие...

82561 19 34

Допустим, что у вас есть автомобиль. И точно такой же есть у вашего друга. Он решил поехать на чиповку. Там сделали замер и выяснили, что на стоке он показал 105 л.с., а после тюнинга — 120 л.с. Вам стало завидно, и вы поехали туда же. Ваш автомобиль показал на стоке 93 л.с., а чипованным — 108. А ведь у друга — целых 120… Обманули? Нет.

Возможно, у вас в моторе более вязкое масло, в баке — бензин чуть похуже, а на улице градусов на 15 теплее. И поэтому заводская мощность получилась ниже, чем на машине товарища, сразу на 12 л.с. Это — вполне нормальная погрешность для шассийного стенда. Соответственно, и после тюнинга мощность оказалась ниже.

Но повода для расстройства нет: на обоих автомобилях прирост составил 15 л.с. То есть, ваш чип-тюнинг ничем не хуже того, что сделал ваш товарищ, хотя в абсолютных цифрах разница действительно существенная. Почти с уверенностью можно сказать, что на самом деле её нет совершенно.

Так что смысл в замерах всё-таки есть. Но не от одиночного, а от пары сравнительных. И после проверки на стенде не надо думать, что мощность купленного автомобиля не соответствует заявленной. Если вам кажется, что он плохо едет, нужно не мерить мощность и момент, а делать диагностику. И если в её ходе окажется, что мотор исправен, ездить дальше и копить на более мощную машину. Ну, или чиповать то, что купили.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812) 385-50-70)

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Статья замечательная, спасибо! А по "лошадям", думаю, что с 1 стороны это маркетинг, с другой - финансовая политика гос-ва. Если у кого-то есть денег на маленькую или относительно стандартную машинку, он хочет чтобы она была как можно ближе к 100лс, некоторые хотят ближе к 150лс, ну, типа я крутой, и машина у меня ничего. С другой стороны, есть такая штука как "налог на ТС", я не знаю как сейчас он правильно называется, и, естессно, государство хочет получить больше, соотвецно, пишут как можно больше при замерах.
Как по мне, так самое честное это мерять силы с колёс, а не на голом моторе, и не на максимальных оборотах, когда максимальные лошади получаются, а на оборотах соответствующих разрешенным 90 кмч на высшей передаче. Потому что и это многовато, ибо ездим мы все в большей степени в населенных пунктах, то есть около 60кмч, и при таких скоростях и оборотах машинка с "нарисованными" 100лс на стенде покажет хорошо если 55-60лс на колесе. Резюме - нас разводят на бабло по-любому.

Статейку заказало Рено чтоб покупатели не спрашивали почему в их Дастерах и Каптюрах не хватает 15 кобыл??? 😉

Ёжин Спажин

был у меня лифан 128лс и каптюр 150 лс по ощущениям разница в 2раза

Андрей Чепелев

А какой Лифан?

Ёжин Спажин

х60

Андрей Чепелев

Ага, а вместе с ними Hyundai-Kia, Ford, Nissan и все остальные)) скинулись и заказали!

У Хенде-Киа, Фольца и многих других почему то лошадки и момент совпадают с заявленными, а вот у Рено тоска печаль... Дром гонял много машинок на одном и том же стенде, а поделку Рено даже дважды и второй раз представители Рено участвовали. И вот ни в какую не тянет Каптюр на заявленные параметры. Рено тоже отписку накропало что типа потери в трансмиссии. Ну так как так у одних все совпадает, а у других рядом не стояло при том что меряют на одном и том же оборудовании??? 😉

Андрей Чепелев

Дром я не читаю, на их замерах свечку не держал, прокомментировать не могу. Сколько факторов могут влиять на результаты замеров - мы тут изложили. Возможно, мы у себя тоже будем замеры проводить разных машин, ради интереса - благо, с Лабораторией скорости хорошие отношения. Вот сами проведём и посмотрим)

Отличная познавательная статья, жму руку, спасибо!
В последнем абзаце добавил бы: "И если в её ходе окажется, что мотор И ТРАНСМИССИЯ исправны, ...".

Андрей Чепелев

Согласен!

Новые статьи Смотреть все
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS l с пробегом: внутренняя коррозия кузова и баснословно дорогая подвеска

Как вам Cadillac CTS первого поколения? Наивно, смело или это что-то безнадёжно устаревшее? Ответить можно как угодно, и любой ответ будет отчасти правильным. И вместе с тем даже сегодня эти фэшн-чемоданы сохраняют…

457 1 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

7365 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
KIA Sorento l с пробегом: самодельные крестовины и “провальные” моторы

На вторичном рынке Sorento первого поколения выглядит довольно заманчиво: хороший салон, не самые бедные комплектации, а цена для рамного внедорожника вполне демократичная. Правда, в первой части обзора этого автомобиля…

4549 6 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

128557 8 10
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

25923 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

17587 5 12
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

75877 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

15283 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

11436 3 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

32264 14 13
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

10457 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

9472 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

381360 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

255750 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

71054 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?