Лошадиный заговор: почему новые машины не дотягивают до паспортной мощности?

Сколько раз «срывали покровы» блогеры и просто дотошные владельцы, публикуя графики замеры мощности новых автомобилей, где пиковые значения не дотягивали до тех, что заявлены в ПТС… Да и результат работы тюнинг-ателье тоже на поверку не всегда оказывается таким прекрасным, как обещали. Что делать в этом случае, и почему вообще так бывает? Разбираемся на практических примерах.

Коротко о теории замеров

Чтобы понять корень проблемы, для начала надо рассказать, как вообще замеряют мощность двигателей. Как известно, стенды для замеров мощности бывают моторные и шассийные. Последние делятся на барабанные и ступичные. Помимо этого шассийные стенды могут быть моноприводными, полноприводными, могут иметь или не иметь синхронизацию осей. А барабанные стенды могут быть инерционными или с тормозами.

Моторный стенд даже внешне не похож на шассийный. Выглядит он как комната, часто — бронированная. Снятый с машины мотор устанавливают в этой комнате, подключают к нему топливную магистраль, систему отвода отработавших газов, а зависимости от способа замера — ставят навесное оборудование. Если его не ставят, то снимаемую мощность называют нетто, если оно есть — брутто.

0 SU1HXzYzMzJfc3MuanBn

Только такой откалиброванный моторный стенд точно покажет мощность и крутящий момент на маховике двигателя. Недостатки такого способа очевидны: придётся не только снимать и ставить мотор своей машины, но ещё и искать моторный стенд. Впрочем, один такой точно есть в Москве — может, где-то там можно найти ещё несколько.

Но это будет тяжело и дорого, поэтому мощность обычно замеряют на шассийном диностенде. И в этом случае для получения данных о мощности или моменте на маховике нужно рассчитать потери в трансмиссии и высчитать так называемую приведенную мощность. А потом еще и скорректировать её, используя стандарт коррекции приведенной мощности. Сложно? А вы как думали? Но потерпите, ещё чуть-чуть скучной теории, а потом мы расскажем правду о «лошадином заговоре».

DSC_0732

Итак, как рассчитывают потери? Шассийный стенд при всём желании не может снять данные напрямую с маховика. А вот с колёс — может. Но эта мощность очень далека от истинного положения вещей: между маховиком мотора и барабанами стенда помимо самих колёс есть огромный механизм, который забирает себе большую часть мощности — трансмиссия. Причём есть зависимость потерь в трансмиссии в зависимости от скорости: чем выше скорость, тем выше потери.

Узнать эти потери точно невозможно, но на инерционных стендах есть возможность рассчитать их достаточно близко к истине. Для этого сравнивают изменение в замедлении известной инерционной массы с автомобилем на стенде и без него. Но и в этом случае абсолютно точные цифры получить невозможно: все режимы замеров имеют небольшие отклонения, ограниченные допусками конструкции. Откуда они берутся? Для примера возьмём автомобиль с АКПП. Замер трансмиссионных потерь на инерционном стенде выглядит следующим образом.

Оператор стенда переводит селектор АКПП в режим D, затем набирает максимальную скорость до тех пор, пока не сработает отсечка. Затем селектор быстро переводят в режим N. Теперь компьютер стенда замеряет замедление барабанов с автомобилем и сравнивает его с замедлением пустого стенда.

DSC_0742

Вроде, всё должно получиться точно, но дело в том, что в этом случае учитываются потери, возникающие в колёсах (трение на барабанах, трение в ступичных подшипниках), в приводах, редукторах, кардане и раздатке (при наличии последних) и той части АКПП, которая в нейтральном режиме не работает. Но полностью автомат всё равно не отключается, и вот эти потери в работающей части коробки учесть невозможно. Поэтому абсолютные цифры всё равно оказываются недостижимыми. На машинах с механической коробкой потери можно посчитать более точно.

Кстати, если стенд не может рассчитывать потери в трансмиссии, то их задают вручную. Обычно это около 10-15% для моноприводных автомобилей и 20-25% для полноприводных. И тут погрешности будут ещё больше. А ведь таких «простых» стендов в России — подавляющее большинство… Если же добавить, что некоторые стенды вообще никак не учитывают собственные механические потери, то становится и вовсе грустно.

On-board computer tuning by serviceman at garage

Методики подсчёта коррекции приведённой мощности тоже отличаются. Кто-то использует методику SAE, кто-то — ISO или DIN. Эти коэффициенты должны вносить поправки в зависимости от окружающих условий (в первую очередь, погоды). Американские стенды обычно по умолчанию используют стандарт SAE, европейские — ISO или DIN. И мощность одного и того же мотора они, конечно же, показывают разную.

Замер Skoda Octavia 1.8 TSI без коррекцией приведенной мощности
Замер Skoda Octavia 18 TSI с коррекцией приведенной мощности по SAE 1349
Замер Skoda Octavia 1.8 TSI без коррекцией приведенной мощности Замер Skoda Octavia 18 TSI с коррекцией приведенной мощности по SAE 1349

Закончим мы этот раздельчик следующим выводом: получить абсолютно точные цифры на шассийном стенде невозможно в принципе. Однако всё вышесказанное — не единственная причина не верить замерам мощности на шассийных стендах.

Семь раз не мерь

Часто автолюбители, которые стремятся точно узнать мощность мотора своей машины, начинают кататься по стендам и постепенно сходить с ума от не сходящихся в результатах замеров цифр. Один стенд показывает 100 л.с., другой — 93, третий — 105… Где истина? А истины, честно говоря, нет нигде.

На цифры, полученные на стендах, влияет огромное количество факторов. Начнём с первого: с бензина.

В компании, которая помогала разобраться в этих “лошадиных” вопросах, привели простой пример. На замер приехал Honda Civic Type R, по паспорту у которой должна быть 201 л.с. На стенде машина показала 187 л.с. Выжгли остатки бензина, залили другой, и вот с ним Хонда показала все свои 201 л.с. Как бы ни уверяли нас производители бензина, качество его очень нестабильное, так что бензин одной и той же марки с разных АЗС способен как расстроить владельца автомобиля, стоящего на стенде, так и обрадовать.

Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотор...

Второй фактор, влияющий на результат замера — это погода. Все, кто знает физику, понимают, что при +20 градусах мощность будет меньше, чем при -10. Холодный воздух более плотный, а значит, его способность к окислению выше (если по-русски — топливовоздушная смесь будет гореть лучше). Разница на объёмных наддувных моторах может составлять десятки лошадиных сил. Также на замер влияет и влажность.

Если так важен воздух, то нельзя не отметить роль системы обдува на стенде. Во-первых, недостаток воздуха может неблагоприятно сказаться на охлаждении мотора неподвижно стоящего автомобиля. Проще говоря, он может перегреться. А во-вторых, недостаточный теплоотвод от элементов системы выпуска меняет температуру выпуска (EGT), к чему серьёзные моторы очень чувствительны. Так что если в боксе, где вы делаете замеры, системы приточной и вытяжной вентиляции с работой не справляются, мощность может оказаться заниженной на 10-20 л.с. А иногда даже больше.

Ну и напоследок добавим, что даже две одинаковые машины на одном и том же стенде тоже почти никогда не покажут одинаковые цифры. Ведь помимо бензина и погоды влияет ещё и техническое состояние автомобиля. И помимо разного состояния моторов на результатах замеров скажется и износ трансмиссии, который будет отражаться в трансмиссионных потерях.

Теперь становится совершенно ясно, что сам по себе замер на стенде — вещь практически бесполезная, а обвинения в адрес компаний, предоставляющих эти услуги, в неточности их стендов чаще всего абсолютно беспочвенны. Но ведь зачем-то люди на эти стенды ездят?

Мне не доложили лошадей, или дайте скидку!

Классический пример: человек покупает автомобиль, едет на стенд и выясняет, что ему на заводе в мотор “не доложили” лошадей. И у него вместо, например, 134 л.с. всего 110. Обман! Воровство! Нужно брать распечатку со стенда и бежать в суд.

Ну, если не жалко времени, бежать можно. Но это абсолютно бессмысленное занятие, потому что замер, который производитель захочет увидеть (и то вряд ли), должен быть сделан на омологированном и откалиброванном моторном стенде. На всё остальное даже смотреть никто не станет, и будет прав. Так что если есть желание кого-то наказать, придётся снимать мотор и тащить его на такой стенд. А этого ни один нормальный человек делать не будет.

diagnostic car computer

Вторая ситуация ещё более распространённая. Некоторые граждане считают, что если замерить на шассийном стенде свой, например, Chevrolet Tahoe 1998 года и выяснить, что из 255 лошадей мотора Vortec отбросили копыта уже штук 60, нужно сделать распечатку А4 и бежать в налоговую с требованием снизить транспортный налог. Там эту бумажку имеют право попросить засунуть в картер и больше не смешить людей. Что, как мы уже знаем, вполне справедливо.

И всё же иногда замер на стенде нужен. Но только правильный.

Так мерить или нет?

Мы уже поняли, что динамометрический стенд не даёт абсолютных цифр, но вот относительные он показывает достаточно точно. И поэтому без него невозможен, например, чип-тюнинг. Правда, мерить нужно не столько мощность после тюнинга, сколько разницу после него. Приведём пример.

Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов Очень многие автолюбители слышали о чудесном способе повышения мощности мотора. Всего-то нужно поменять управляющую программу – и тут же машина обретет много мощности и станет «пулять», как...

Допустим, что у вас есть автомобиль. И точно такой же есть у вашего друга. Он решил поехать на чиповку. Там сделали замер и выяснили, что на стоке он показал 105 л.с., а после тюнинга — 120 л.с. Вам стало завидно, и вы поехали туда же. Ваш автомобиль показал на стоке 93 л.с., а чипованным — 108. А ведь у друга — целых 120… Обманули? Нет.

Возможно, у вас в моторе более вязкое масло, в баке — бензин чуть похуже, а на улице градусов на 15 теплее. И поэтому заводская мощность получилась ниже, чем на машине товарища, сразу на 12 л.с. Это — вполне нормальная погрешность для шассийного стенда. Соответственно, и после тюнинга мощность оказалась ниже.

Но повода для расстройства нет: на обоих автомобилях прирост составил 15 л.с. То есть, ваш чип-тюнинг ничем не хуже того, что сделал ваш товарищ, хотя в абсолютных цифрах разница действительно существенная. Почти с уверенностью можно сказать, что на самом деле её нет совершенно.

Так что смысл в замерах всё-таки есть. Но не от одиночного, а от пары сравнительных. И после проверки на стенде не надо думать, что мощность купленного автомобиля не соответствует заявленной. Если вам кажется, что он плохо едет, нужно не мерить мощность и момент, а делать диагностику. И если в её ходе окажется, что мотор исправен, ездить дальше и копить на более мощную машину. Ну, или чиповать то, что купили.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812) 385-50-70)

Опрос
Паспортная мощность вашего автомобиля - такая же, как в реальности?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
14 комментариев
02.02.2018 13:29
maksimka201386

Заработок от 20000 рублей в день!!!

Вам нужен готовый, уже настроенный метод заработка?

  • Без сложных курсов, в которых вы не можете разобраться.
  • Без рутинной работы.
  • Без обмана и чтобы деньги были достойные. Именно готовый заработок, а не бесполезный курс! Подробности на http://sngrek.pw

02.02.2018 13:30
maksimka201386

Заработок от 20000 рублей в день!!!

Вам нужен готовый, уже настроенный метод заработка?

  • Без сложных курсов, в которых вы не можете разобраться.
  • Без рутинной работы.
  • Без обмана и чтобы деньги были достойные. Именно готовый заработок, а не бесполезный курс! Подробности на sngrek.pw

02.02.2018 21:25

Отличная познавательная статья, жму руку, спасибо! В последнем абзаце добавил бы: "И если в её ходе окажется, что мотор И ТРАНСМИССИЯ исправны, ...".

3

03.02.2018 09:06
Андрей Чепелев

Согласен!


02.02.2018 22:44

Статейку заказало Рено чтоб покупатели не спрашивали почему в их Дастерах и Каптюрах не хватает 15 кобыл??? ;)

8

03.02.2018 09:06
Андрей Чепелев

Ага, а вместе с ними Hyundai-Kia, Ford, Nissan и все остальные)) скинулись и заказали!

8

04.02.2018 22:06

У Хенде-Киа, Фольца и многих других почему то лошадки и момент совпадают с заявленными, а вот у Рено тоска печаль... Дром гонял много машинок на одном и том же стенде, а поделку Рено даже дважды и второй раз представители Рено участвовали. И вот ни в какую не тянет Каптюр на заявленные параметры. Рено тоже отписку накропало что типа потери в трансмиссии. Ну так как так у одних все совпадает, а у других рядом не стояло при том что меряют на одном и том же оборудовании??? ;)

4

05.02.2018 15:34
Андрей Чепелев

Дром я не читаю, на их замерах свечку не держал, прокомментировать не могу. Сколько факторов могут влиять на результаты замеров - мы тут изложили. Возможно, мы у себя тоже будем замеры проводить разных машин, ради интереса - благо, с Лабораторией скорости хорошие отношения. Вот сами проведём и посмотрим)

2

03.02.2018 18:23
Ёжин Спажин

был у меня лифан 128лс и каптюр 150 лс по ощущениям разница в 2раза


04.02.2018 15:14
Андрей Чепелев

А какой Лифан?


13.02.2018 08:54
Ёжин Спажин

х60


03.02.2018 14:39

Статья замечательная, спасибо! А по "лошадям", думаю, что с 1 стороны это маркетинг, с другой - финансовая политика гос-ва. Если у кого-то есть денег на маленькую или относительно стандартную машинку, он хочет чтобы она была как можно ближе к 100лс, некоторые хотят ближе к 150лс, ну, типа я крутой, и машина у меня ничего. С другой стороны, есть такая штука как "налог на ТС", я не знаю как сейчас он правильно называется, и, естессно, государство хочет получить больше, соотвецно, пишут как можно больше при замерах. Как по мне, так самое честное это мерять силы с колёс, а не на голом моторе, и не на максимальных оборотах, когда максимальные лошади получаются, а на оборотах соответствующих разрешенным 90 кмч на высшей передаче. Потому что и это многовато, ибо ездим мы все в большей степени в населенных пунктах, то есть около 60кмч, и при таких скоростях и оборотах машинка с "нарисованными" 100лс на стенде покажет хорошо если 55-60лс на колесе. Резюме - нас разводят на бабло по-любому.

22

06.02.2018 02:58

Друзья, делюсь крутым лайфхаком , как сделать свое авто невидимым для дорожных камер, ссылка на инструкцию http://abrevia.me/nanoplenka Все знают,что штрафы поднимут еще, а будут продажу этих пленок будут запрещать, так как ничего не могут поделать с теми, у кого они уже наклеены, поскольку заметить их невозможно на номере. Так что успейте прикупить!


06.02.2018 14:00

Друзья, делюсь крутым лайфхаком , как сделать свое авто невидимым для дорожных камер, ссылка на инструкцию http://bit.ly/2BQ3Oef Все знают,что штрафы поднимут еще, а будут продажу этих пленок будут запрещать, так как ничего не могут поделать с теми, у кого они уже наклеены, поскольку заметить их невозможно на номере. Так что успейте прикупить!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings