На 23 февраля: стоит ли покупать БРДМ-2 за 850 тысяч рублей

Если жена не знает, что подарить вам на 23 февраля, потому что вертолет на радиоуправлении у вас уже есть – может, купить игрушку побольше? Например, БРДМ-2! Думаете, дорого? Дешевле, чем может показаться: коллеги из Авито Авто подсказывают нам, что бронированную разведывательно-дозорную машину можно приобрести тысяч за 850. А ведь она не только ездит, но и плавает!

БРДМ-2 – это та самая легкобронированная штука, которую многие, увидев на каком-нибудь мероприятии, называют «БТР». На самом же деле БТР – это кое-что покрупнее (четыре оси, восемь колес и все такое), а небольшая и легкая (всего 7 тонн боевой массы) двухосная машина – это БРДМ, или, как ее зовут в народе, «Бардак». Как правило, чаще всего это именно БРДМ-2: БРДМ-1 закончили выпускать в середине 60-х, и сейчас их чаще можно встретить в музеях под открытым небом, чем на ходу в частных руках. Впрочем, если вам интересен именно первый «Бардак», то мы ездили и на таком. Однако сегодня речь о втором поколении этих машин, которое хоть и стало эволюционным развитием первого, но ощутимо изменилось. К примеру, мотор переехал из носового отделения в кормовое, что в разы облегчило жизнь мехвода, который теперь хоть немного представлял, через что он переедет в ближайшие секунды.

ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89

А переехать он может много через что: ведь несмотря на свою бесхитростную четырехколесную внешность, на самом деле БРДМ-2 восьмиколесный! Ну, во всяком случае, номинально: еще четыре вспомогательных колеса выдвигаются с помощью гидропривода между основными осями. Колесики эти – сравнительно маленькие, на гладких вертолетных шинах. Но зато они тоже ведущие – с цепным приводом через коробку отбора мощности. Такое сочетание полного привода с дополнительными колесами позволяет машине преодолевать рвы шириной более метра и переваливаться через брустверы, не садясь на брюхо. А ведь это далеко не полный список возможностей «Бардака»: машина не только уверенно ездит, но и неплохо плавает со скоростью до 10 км/ч благодаря водомету – а случае его неисправности до берега можно неспешно «догрести» колесами. Добавьте сюда лебедку и систему контроля давления в шинах – и вы получите абсолютно самодостаточное бронированное транспортное средство, которое стояло (или до сих пор стоит) на вооружении более 60 стран.

Если вам любопытно узнать, каково ездить на БРДМ-2, то об этом мы рассказывали в тест-драйве в прошлом году – ну а сейчас попробуем понять, как и зачем такую машину можно купить, и как жить с ней дальше.

ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89

Вообще покупку БРДМ нельзя отнести к поступкам абсолютно спонтанным: ее нужно не только хотеть, но и хоть немного понимать, что это такое. К примеру, ремонт и обслуживание здесь будут отличаться даже от грузовых – ведь машина военная, и запчасти в магазине не купишь. Ну, по крайней мере, те, что не позаимствованы без изменений от гражданской техники: к примеру, начинка раздатки во многом унифицирована с ГАЗ-66.

А вот мотор здесь – дефорсированная версия агрегата, устанавливавшегося на ГАЗ-13 «Чайка»: для БРДМ степень сжатия уменьшили до 6,7, а мощность – с 195 до 140 л.с. Тем не менее, 350 Нм, развиваемых этим бензиновым V8, получившим отдельное имя ЗМЗ-41, в сочетании с удачно спроектированной трансмиссией вполне хватает для решения поставленных перед машиной задач. Вот только запчасти на него придется, как говорили в Союзе, «доставать», и работает он на АИ-80. Разумеется, для эксплуатации «Бардака» в наши дни его обычно адаптируют под 92-й бензин – и по некоторым данным, можно обойтись корректировкой зажигания без шлифовки головок для увеличения степени сжатия и прочих масштабных переделок. Ну а о неизбежном расходе в 20-30 литров на сотню даже упоминать не будем: во-первых, это и так понятно с учетом массы до 7 тонн и древнего мотора на 5,5 литров, а во-вторых, это не машина на каждый день (если вы ездите на такой на работу – дайте нам знать).

ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89

И перевод на 92-й бензин – это лишь начало списка работ по «очеловечиванию» БРДМ-2. Еще один насущный вопрос, к примеру – это изменение приводной схемы насоса гидроусилителя руля: здесь он приводится не от мотора, а от коробки отбора мощности, и при выжиме сцепления, соответственно… отключается. На бездорожье (а «на гражданке» БРДМ обычно используют именно для внедорожных покатушек) это, мягко говоря, неудобно – и потому умы владельцев часто заняты мыслью «куда же на моторе присобачить шкив, на который можно будет повесить ремень насоса ГУР».

Некоторые обладатели БРДМ идут дальше, справедливо замечая, что бензиновый мотор на такой машине – решение не самое оптимальное, и задумываются об установке дизеля. Однако тут потенциальный «свап» омрачается тем, что советская оборонная промышленность продумала схему весьма тонко: мотор ЗМЗ-41 – полностью алюминиевый, а потенциальные дизельные заменители оказываются на пару-тройку сотен килограммов тяжелее, что влияет не только на развесовку, но и на плавучесть. А кому, знаете ли, нужен семитонный броневик, который не умеет плавать…

ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89

Еще один нюанс, косвенно связанный с плавучестью «Бардака» – это ремонт и обслуживание. Не улавливаете связи? Подскажем: мотор тут расположен в тесном закрытом отсеке, максимально изолированном не только от экипажа, но и от воды. Чтобы снять двигатель, нужно до него добраться, сняв верхнюю защитную бронеплиту и салонную перегородку. А снимать двигатель придется чаще, чем можно предположить – ведь доступ снизу к нему отсутствует. То есть, даже замена «сопливой» прокладки поддона картера превращается в спортивно-развлекательное мероприятие с участием лебедки.

Но это все нюансы эксплуатации – а как же купить военную машину в личное пользование? В частные руки попадают БРДМ, снимаемые с вооружения – зачастую это образцы с небольшим пробегом. Ориентироваться при покупке можно на так называемые классы, от 1 до 5: первый – это экземпляры в идеальном заводском состоянии, а пятый – «дрова». С консервации можно получить машину второго класса с пробегом около тысячи километров – такую, пожалуй, можно считать идеальным вариантом, если вам нужен именно оригинальный армейский бронированный вездеход. Разумеется, перед списанием из Вооруженных сил он проходит демилитаризацию – с него снимают пулеметы, ракетницы, лазерные и фотонные пушки и прочую «навеску».

ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89

Для регистрации приобретаемого «Бардака» нужен ПСМ – паспорт самоходной машины, аналог ПТС у обычной легковушки. Если машина впервые попадает в частные руки, то его нужно получить в Гостехнадзоре на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи, а в дальнейшем он остается у владельца и выполняет ту же роль, что и ПТС. Разумеется, номер, указанный в ПСМ, должен совпадать с тем, что выбит на табличке в передней части броневика. Обратите на все это внимание даже в том случае, если покупаете вездеход «для покатушек на закрытых территориях» и не планируете ставить его на учет: возможно, его когда-нибудь придется продавать, а для следующего покупателя все это может оказаться принципиально важным. Ну а для управления БРДМ нужно удостоверение тракториста-машиниста – это тоже нужно учитывать заранее.

При выборе конкретного экземпляра стоит разобраться с переделками: как мы уже знаем, БРДМ охотно и обширно дорабатывают. Иногда эти доработки могут вас не устроить: здесь, к примеру, можно упомянуть удаление вспомогательных колес, установку тяжелого дизельного мотора, лишающего машину возможности плавать и ставящего под сомнение ресурс раздатки, не рассчитанной на его крутящий момент, а также удаление водомета и вырезание дополнительных люков. В общем, со сценарием будущей эксплуатации нужно определиться до покупки – это облегчит выбор.

ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89

Ну а теперь, пожалуй, можно подвести итог. Если у вас уже есть опыт внедорожной езды, вас не пугают слова «карбюратор» и «лебедка», но обычные «уазики», что называется, уже не вставляют, возможно, именно «Бардак» поможет вам взглянуть на мир по-новому – из бронелюка. Учитывая, что БРДМ покупают именно как игрушку, выбор машин на вторичном рынке широк – есть как «стоковые» вездеходы, так и разнообразные проекты с уклоном в туризм, активный отдых или оффроуд. Так же велик и разброс цен: за доработанный экземпляр «под ключ» просят в среднем от миллиона до двух, а обычный БРДМ-2 «в армейской комплектации» можно купить куда дешевле – тысяч за 850. Так что те, кто силен духом и мощен телом, а также не слишком стеснен в финансах, могут почувствовать себя даже круче, чем Арнольд Шварценеггер, который нынче пересел с нормального Hummer H1 на электрический.

avito_ob

Опрос
Хотели бы получить "Бардак" на 23 февраля?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
6 комментариев
19.02.2019 19:32
Ну а для управления БРДМ нужно удостоверение тракториста-машиниста – это тоже нужно учитывать заранее.

Главное не сказали, по обычным дорогам то на нем можно ездить? Если на нем нельзя приехать например на работу, дабы убить наповал коллег, то и смысла в нем нет... ;)

12

23.02.2019 20:03

По городам и по обычным ездят по "трактористским" удостоверениям" сотни тракторов.фронтальных погрузчиков и прочей колёсной техники


24.02.2019 10:53
Guliaev52

По городу ездить можно. В Питере в одной из такси компании можно заказать вместо обычного такси БРДМ.


24.02.2019 11:07

Что за компания? Сколько стоит?


21.02.2019 08:14

она не сложная она геморойная, учтите что вся подготовка к продаже в части сводится к натирке всего что можно и нельзя керосином для блеска, подкраске, и оживлению двигателя до состояния что б вы отехали от ворот части километров на 50, и вам придется враз после покупки менять все рти прокладки патрубки и скорее всего акб, а так же не советую враз соваться плавать, сначала проверьте работает ли помпа откачки и водомет с управляющими рулями, а уж опосля, но быстро он не поедет

3

23.02.2019 20:53

Так вижу качественную переделку Бардака -вместо бензинового мотора туда влегкую встанет японский дизель Исудзу от экскаватора .мехкоробку в шихту вместо неё АКПП и раздатку от тяжелого дизельного американског о пикапа - характеристики по весу буду идентичны ,заменить башню на лёгкий колпак из пластика ,верхние бронелюки заменить легкими люками со стеклами + врезать ещё 4-6 окон,выкинуть эту громоздкую пневмо систему с кранами и поставить современную ,снять мехлебёдку (и привод к ней с заменой на электро) и привода от раздатки к выдвижным колесам,а выпуск колёс сделаать на пневмоподушках от грузовиков-всю пневма управлять с ВАБКО электропультов.Далее насчёт плавучести за счет выкинутого хлама она думаю только увеличится и позволит поставить туда и доп.аккумуляторы и вспомогательные бензогенератор,фен ,кондиционер и нормальные сидушки,спальные места. Но мне кажется что проще будет купить за те же деньги подготовленный дизельный Пинцгауэр 6х6.Так что если во дворе стоять и по лужайке у дома кататься то ничего переделывать не надо,а вот если грязь месить и на охоту -рыбалку то выйдет D&G Дорого и Глупо))) Думаю для этих целей проще почти за те же деньги купить гусеничную Газушку ГТМУ вложить в неё ещё 150-200 тыр и выйдет такая дурмашина ползать по снегам и болотам

7

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings