Не наша Samara: европейские модификации от Deutsche Lada и Scaldia Volga

52194 5 4

Не секрет, что тольяттинская «восьмерка» изначально создавалась с прицелом на западный рынок (читай – для продажи за валюту). Именно поэтому в создании ВАЗ-2108 принимали активное участие ряд западных компаний в частности, инжиниринговое отделение Porsche.

 

Первый переднеприводный автомобиль ВАЗ получился довольно удачным, но… избалованный европейский покупатель (особенно – в капиталистических странах) привык к гораздо более высокому уровню оснащения, чем тот, что могла предложить Самара в заводской комплектации. Именно поэтому импортёры практически сразу же начали оснащать «восьмерки» и «девятки» разнообразным дополнительным оборудованием, чтобы повысить их привлекательность в глазах потенциального покупателя.

Наиболее известными «тюнерами» автомобилей «восьмого» семейства стали два совместных с СССР предприятия-импортёра – немецкая компания Deutsche Lada Automobil GmbH и и бельгийская Scaldia Volga.

Впоследствии жители «1/6 части суши» смогли оценить усилия импортёров, приобретая доработанные Самары в виде подержанного реэкспорта. Немало так называемых «немок» и «бельгиек» попало в страны СНГ в середине 90-х, и до сих пор они иногда встречаются в потоке автомобилей или «всплывают» на сайтах автопродаж. Правда, в России их осталось совсем мало, а в остальных бывших советских республиках «дилерские» модификации практически всегда изрядно «заколхожены». Зато в последнее время у ряда автомобильных энтузиастов в РФ проснулся нешуточный интерес к так называемым «артефактам» – компонентам от немецких, бельгийских и французских Самар. В первую очередь речь идёт об элементах аэродинамического обвеса и оригинальной оптике.


Наиболее распространённой модификацией периода 1989-1994 гг. была версия Hanseat. Необычное название переводится как «член традиционной элиты в городах Гамбурге, Бремене и Любеке». «Элитная» Samara Hanseat отличалась от советского Спутника молдингами и деколями на боковинах, «носатой» решеткой радиатора, шильдиками «LS» и «5 speed», нижним спойлером FOHA и колпаками колёсных дисков.



В качестве опций можно было установить боковые зеркала Hagus, очистители фар, брызговики, верхний спойлер FOHA, люк, аудиосистему, рулевое колесо Raid, передние подкрылки, легкосплавные диски Melber нескольких видов и многое другое.



Благодаря такому набору «допов» незатейливый советский хэтчбек действительно преображался и начинал выглядеть заметно привлекательнее, соответствуя запросам пусть и небогатого, но всё же западного покупателя.



Следующая версия – Optima. По сути, это тот же Hanseat с минимальными косметическими отличиями, которые предоставляли потенциальному владельцу важную возможность – выбора и конфигурирования Самары «под себя».



Многие «дилерские» Самары были окрашены эмалями с эффектом «металлик» – например, очень модным в то время цветом «мокрый асфальт», серо-зелёным металликом «валюта», серебристо-голубым «электроном» и т.д.

Еще одна «лимитированная» версия – Night. Название подсказывает, что эта модификация могла быть окрашена только в радикально-черный цвет, с которыми контрастировали ярко-красные деколи на боковинах. Кроме того, покупателю был доступен обычный набор «немецких Лад» – молдинги, решётка, спойлер, диски Melber Kreuzspeiche и другие опции.


Lada Samara Night на дисках Melber Kreuzspeiche


Интересно, что у педантичных немцев было множество претензий к качеству окраски Самар, несмотря на экспортное исполнение. Поэтому на многих автомобилях перекрашивались отдельные кузовные элементы, а «капризный» черный колер и вовсе вынуждал импортёров перекрашивать кузов целиком! Кроме того, нередко покупатели заказывали полную перетяжку салона – не устраивали цвет и качество ткани обивки.

«Топовая» модификация Самары от Deutsche Lada так и называлась – Тop. Она отличалась от остальных развитым аэродинамическим обвесом по периметру кузова, который состоял из оригинальных бамперов и накладок дверей и порогов. С таким наружным «антуражем» бывшее «зубило» выглядело довольно породисто даже по западноевропейским меркам.



Существовали и другие модификации – например, GL, успевшая «примерить» и так называемое «длинное крыло», в то время как большинство Самар того времени были «короткокрылыми», то есть с пластиковой облицовкой фар.


Lada Samara GL на дисках Melber Turbo (слева)



Но не накладками и деколями едиными: кроме «косметики» дилеры предлагали даже другой тип кузова! Самые известные модификации – Samara Fun с кузовом ландо (без задней части крыши) и полноценный кабриолет, который так и назывался – Cabrio.




Помимо Deutsche Lada, Самары без крыши предлагали и другие импортёры – например, бельгийцы и французы. Бельгийская Scaldia Volga «облагораживала» свои Самары практически тем же способом, что и немцы, – молдинги, спойлеры, легкосплавные диски, улучшенная отделка салона…




Наибольшую же известность получила версия Carlota с новым «выражением лица». Несмотря на «иномарочный» вид, её экстерьер по заказу импортёра разработал ВАЗовский же дизайнер Владимир Ярцев. Как и «топовая» Самара от немцев, бельгийская Carlota выгодно отличалась обвесом «по кругу», эффектным спойлером на задней двери, а также оригинальной светотехникой – заимствованными у BMW E30 четырьмя круглыми фарами Hella в специальной «маске». Не случайно именно Carlota считалась самой «крутой» версией Самары как в Европе, так и на вторичном рынке СНГ уже в подержанном виде в конце 90-х.


Lada Carlota



Моторы

Технически дилерские модификации практически не отличались от обычных «зубил», разве что пружины для уменьшения дорожного просвета применялись другие, а в выпускной системе стоял каталитический нейтрализатор для снижения норм токсичности. Однако под капотом многих Самар в Германии и (особенно!) странах Бенилюкса можно было встретить необычный двигатель с индексом 21081. Поскольку во многих западноевропейских государствах того периода налог на автомобиль зависел от литража мотора, ВАЗовским конструкторам пришлось «прижать» двигатель Самары, уменьшив его рабочий объем до 1,1 л. Такую слабосильную версию особенно любили покупать европейцы своим подросшим детям – мол, мощнее пока и не надо.

Рабочий объем мотора сократили простым путём – уменьшив ход коленчатого вала и высоту блока цилиндров, а сами поршни остались «восьмерочными», диаметром 76 мм. Разумеется, такая модернизация потянула за собой некоторые изменения в газораспределительном механизме и системе питания, а иные фазы газораспределения потребовали и других характеристик трамблёра. Чтобы сохранить «дефорсированной» версии приемлемую динамику, конструкторы применили главную передачу с более коротким передаточным числом – 4,13 вместо 3,7 и 3,9 на других модификациях. Именно поэтому на практике «восемьдесят первая» в городском диапазоне скоростей практически не проигрывала обычной «восьмерке» с двигателем объемом 1,3 л.

Что дальше?

Уже к середине девяностых годов Самара по меркам европейцев устарела настолько, что её не спасали никакие накладки и молдинги. Именно поэтому объемы продаж резко упали, а импортёры со временем переключились на другие модели ВАЗа – например, «десятку» и немеркнущую Ниву. Однако это уже совсем другая история.




Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Алексей

Цитата из статьи "Рабочий объем мотора сократили простым путём – уменьшив ход коленчатого вала и высоту блока цилиндров, а сами поршни остались «восьмерочными», диаметром 76 мм. " Все так правильней писать ход поршня, как известно коленвал только вращается, а вот поршень совершает возвратно-поступательные движения.

Николай Санин

Из всех автомобилей,выпускаемых в СССР,это был самый удачный. Именно удачный ,но не отличный. Качество было ниже любой иномарки.Я разговаривал с владельцами авто про которые статья,они были очень довольны.Единственное, слабый движок 1.1 и постоянный страх за ремень ГРМ при обрыве которого головка цилиндров как правило на замену(как минимум).

нахрен эти псевдо-спорт обвесы, если она ни фига не едет... Двиган 1.1- жесть.

Сергей Шабалин

Почему у нас такие бамперы не делают, а продают какие то колхозные обвесы? Кстати, можно было упомянуть lada samara baltic-она целую статью заслуживает.

Борис Полажинець

Отличный обзор. Написано с любовью и знанием дела!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

22192 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

3973 2 0
Статьи / Практика
Как завести машину на остатках энергии разряженного АКБ?

Когда севший аккумулятор бесполезно «щелкает» стартером и тускло светит лампочками приборной панели, без помощи извне, как правило, не обойтись. Однако существует необычный способ завести двигатель исключительно на…

23630 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: беды от регламента и мотор, который умрёт первым

Компактный хэтчбек с задним приводом – это не только весело, но и престижно, потому что в этом формате нет ничего, кроме “единички” BMW. За небольшие в принципе деньги можно получить очень качественный кузов, хороший…

2456 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: очень хороший кузов с капризной электрикой внутри

У этой машины альтернатив практически нет. Ну кто еще в здравом уме будет выпускать в двухтысячные заднеприводный автомобиль гольф-класса? И если очень хочется такую машину, то ничего, кроме “единички”, вам найти не…

1902 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

5874 21 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

29495 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

19285 3 2
Тест-драйвы / Одиночные
Кулаки, гранаты, прутья: первый тест-драйв Lada XRAY Cross, технический разбор и видео

Отрадно, что при подготовке к решающей атаке на Hyundai Creta в штабе Автоваза возобладала линия «ястребов»: Lada XRAY Cross снабдили широким набором средств поражения противника. Между тем, вазовский кроссовер мог…

18340 50 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28900 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16467 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

10223 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

40418 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

30538 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13670 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

41019 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

39247 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

33502 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?