Не родись красивой: как создавали Alfa Romeo 164, и почему ей не повезло

3853 3 0
История знает немало удивительных примеров сотрудничества совершенно разных автомобильных марок, благодаря которому каждая отдельная компания развивает свой продуктовый ряд, пополняя его нужной моделью. Казалось бы, старейшая итальянская марка Alfa Romeo всегда стояла особняком, создавая ни на кого не похожие автомобили с по-настоящему горячим темпераментом. Тем удивительнее рождение и судьба большого седана, который также носил фамилию Николы Ромео и цифровой индекс 164. Итак, блеск и невезение Alfa Romeo 164 – автомобиля, который многие поклонники марки считают последней "настоящей Альфой", а хейтеры – моделью-неудачницей. Хотя и с теми, и с другими можно поспорить...

Трое в доле, не считая Alfa Romeo

В октябре 1978 года FIAT, Lancia и SAAB заключили соглашение о сотрудничестве. Его целью было создание универсальной платформы, которая могла стать основой для нескольких моделей так называемого бизнес-класса, или сегмента Е. Каждая из этих компаний, в отличие от немецких производителей, преуспела в других классах машин либо не располагала уже достаточно современными и конкурентоспособными большими моделями — тем более, с приводом на передние колеса.

Сотрудничество итальянцев и шведов кажется удивительным лишь на первый взгляд, ведь к тому времени Lancia и SAAB уже несколько лет находились в партнерских отношениях. К примеру, на скандинавском рынке первая Lancia Delta продавалась как… SAAB-Lancia 600! Поэтому создавать новую глобальную платформу решили также сообща — в первую очередь, для снижения финансовых издержек.

1 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой
2 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой
3 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой

С самого начала речь шла не о выпуске одной и той же машины под разными брендами, как это было в случае с Дельтой, а именно о разработке общей платформы, на которой каждая из компаний создала бы свою модель, соответствующую и внешне, и по духу идеологии марки.

Впрочем, до известной степени все автомобили должны были стать унифицированными — например, по компоновке кузова и конструкции ходовой части. Однако внешне это не должно было бросаться в глаза.

В результате на новой платформе под названием Type Four были созданы SAAB 9000, Fiat Croma и Lancia Thema.

1 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
2 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
3 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
4 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
SAAB 9000 Turbo салон SAAB 9000 Turbo салон

В кокпите шведского «самолёта» ничего не напоминало о родстве с итальянскими машинами

SAAB 9000 двигатель

SAAB оставался верен себе и под капотом – кроме атмосферных версий 9000 предлагался и в нескольких версиях Turbo

SAAB представил свой первый «бизнес-джет» в 1984 году, причем его характерный «рубленый дизайн» в популярном тогда стиле folded paper был детищем не кого-нибудь, а самого Джорджетто Джуджаро из Italdesign! Впрочем, внешность представленных в это же время Fiat Croma и Lancia Delta – также дело рук «Италдизайна»… При этом внимательный взгляд уловит внешнее сходство автомобилей разве что в общей стилистике угловатого облика и в характерной форме дверных проёмов, которая как раз и даёт понять, откуда «растут ноги» у всех перечисленных моделей.

1 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
2 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
3 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
4 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
Fiat Croma Turbo вид спереди fiat_croma_turbo_i.e._6

Turbo i.e. – так обозначалась модификация Croma с турбонаддувом

Fiat Croma Turbo салон Fiat Croma салон

Fiat Croma салон

В некоторых комплектациях салон большого Фиата смотрелся просто роскошно

1 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
2 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
3 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
4 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
5 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
6 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
1 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
2 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
3 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
4 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
Fiat Croma схема автомобиля Lancia Thema схема автомобиля
SAAB 9000 схема автомобиля SAAB 9000 Turbo схема автомобиля

Платформа Type Four позволяла настраивать шасси на усмотрение производителя автомобиля

Tipo 4 и Alfa numero 164

Казалось бы, при чем здесь Alfa Romeo? В конце семидесятых годов в модельной гамме итальянской марки была модель Alfa 6 – флагманский четырехдверный седан, внешность которого чем-то неуловимо перекликалась с баварскими «акулами» пятой и седьмой серий (Е12 и Е23).

1 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
2 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
3 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
4 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе

Однако ни богатое оснащение, ни наличие 2,5-литрового V6, ни рестайлинг 1983 года не помогли этому автомобилю завоевать рынок. В год продавалось всего несколько тысяч «шестёрок», и на фоне конкурентов этот заднеприводный седан просто терялся.

Дела же в самой компании обстояли не настолько хорошо, чтобы была возможна самостоятельная разработка принципиально новой модели. Именно поэтому руководство приняло решение воспользоваться наработками коллег из FIAT и Lancia — то есть, как нетрудно догадаться, той самой платформой Tipo 4. Конечно, для этого пришлось смириться с поперечным расположением силового агрегата и передним приводом, поскольку радикальных изменений «глобальная» база не предполагала. Разумеется, традиционно для этой марки внешностью нового автомобиля занимался не Джуджаро из Italdesign, а работавший на ателье Pininfarina Энрико Фумиа. Именно поэтому и снаружи, и внутри большая Alfa заметно отличается от итальяно-шведской троицы.

Alfa Romeo 164 платформа

Чужая платформа Tipo 4 не помешала Alfa Romeo сделать автомобиль с правильными повадками

Alfa Romeo 164 схема автомобиля Alfa Romeo 164 Quadrifoglio 4 схема автомобиля

Со временем 164-я обзавелась и полноприводной модификацией Quadrifoglio 4

1 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
2 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
3 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
4 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
5 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
6 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
Прототип Alfa Romeo Vivace Coupe Прототип Alfa Romeo Vivace Coupe

«Пининфариновский» прототип Alfa Romeo Vivace Coupe 1986 года тоже явно намекал на некоторые будущие дизайнерские решения модели 164

1 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
2 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
3 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
4 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164

На фоне «италдизайновских» Fiat, Lancia и SAAB кузов Alfa Romeo выделялся оригинальными пропорциями и очевидной «чистотой линий». Строгий «взгляд» фар, фамильный «щит» по центру носатого передка при минимуме переходов между поверхностями и тщательной проработке мелочей обеспечили машине не только стопроцентную узнаваемость, но и отличную аэродинамику.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Новая Альфа получилась не только красивой, но и современной. Вдобавок, несмотря на «чужую» платформу, внешне это была стопроцентная Alfa Romeo.

1 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!
2 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!
3 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!

Коэффициент лобового сопротивления (Сх) у немаленького седана оказался равен всего 0,30 – один из лучших показателей для серийных автомобилей тех лет! Очевидно, что «леденцовый» дизайн и аэродинамический обвес по периметру кузова работали не только на привлекательность облика, но и действительно улучшали обтекаемость.

1 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»
2 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»
3 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»

Да и по внутреннему убранству большая Альфа выгодно отличалась от бедных базовых комплектаций немецких одноклассников вроде Opel Omega A, Ford Scorpio или Mercedes W124. Чего стоила одна центральная консоль итальянской машины, усеянная множеством «хай-тековых» кнопок, управляющих опциями вроде климат-контроля с цифровой индикацией!

1 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
2 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
3 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
4 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
5 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях

Технически Alfa также «не пасла задних» — в двухлитровых моторах применили фирменную систему Twin Spark с двумя свечами зажигания на цилиндр и изменяемые фазы газораспределения, а трехлитровая V-образная «шестёрка» выдавала вполне приличные по меркам класса 185 «лошадок» — столько же, сколько и трехлитровые двигатели BMW и Mercedes.

Alfa Romeo 164 двигатель

Хромированные патрубки под капотом Альфы будоражили взгляд любого искушенного автомобилиста

Alfa 156 на ходу вид три четверти Alfa 156 V6 Turbo на ходу вид три четверти

Alfa 156 вела себя на дороге именно так, как подобает автомобилю с фамилией Николы Ромео

При таких «исходных данных» Alfa Romeo имела все шансы потеснить не только тройку «соплатформенников», но и другие седаны этого класса. Едва ли не впервые у итальянцев появлялась реальная возможность «сделать» немцев на их же рынке! Конечно, тягаться на равных с автомобилями из Штутгарта и Мюнхена было не самой лёгкой задачей, а вот отбить потенциальных покупателей у брендов попроще, вроде Ford или Opel, итальянцы могли. Причем не только в Германии, но и за океаном, ведь на экспортные поставки 164-й в Alfa Romeo также возлагали большие надежды.

Хорошая машина, плохое время

Увы, к моменту запуска нового флагмана в серийное производство положение дел в самой итальянской компании ухудшилось настолько, что контрольный пакет акций Alfa Romeo в конце 1986 года приобрёл концерн FIAT. Для старейшей итальянской марки это означало лишь одно — потерю независимости.

Тем не менее, новый владелец не наступил на горло альфовской песне, и новый седан таки был представлен на Франкфуртском автосалоне осенью 1987 года.

А ведь и Fiat Croma, и Lancia Thema, и SAAB 9000 к тому времени уже несколько лет выпускались серийно. Большая Альфа встала на конвейер лишь в 1988-м, причем переход марки в руки концерна FIAT не остался незамеченным и отнюдь не прибавил Alfa Romeo бонусных баллов. Если в прежние годы Alfa на фоне более «народного» Фиата выделялась не только внешностью, но и родословной, то сейчас марка стала «одной из» в группе FIAT. Вдобавок родство платформы в этот момент тоже не слишком играло на руку Alfa Romeo, ведь что такое Croma и Thema, в мире уже хорошо знали.

1 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
2 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
3 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
4 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
5 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так

Продажи «164-ки» за океаном стартовали и вовсе в 1990 году, хотя изначально именно США были для этой модели стратегическим рынком №1. В общем, затянувшиеся роды не преминули сказаться на судьбе, казалось бы, отличной модели.

Впрочем, Alfa Romeo 164 нельзя считать провальной моделью итальянской марки, ведь большой седан с доработками и модернизациями продержался на конвейере практически целое десятилетие. За это время было продано около 275 тысяч 164-х – с одной стороны, отличная цифра на фоне некоторых моделей Alfa Romeo прежних лет. Однако и Fiat Croma, и SAAB 9000 разошлись по миру тиражом в 500 000 экземпляров каждый! Даже Lancia за те же десять лет сумела перешагнуть отметку в 350 000 выпущенных седанов и универсалов модели Thema.

То есть, Alfa 164 пользовалась спросом примерно вдвое меньшим, чем соплатформенники, хотя стоила итальянская машина примерно столько же, сколько SAAB 9000 и Lancia Thema. Однако тридцать лет спустя на цифры продаж можно смотреть под другим углом, сравнивая Альфу не только с конкурентами. Ведь следующая модель под индексом 166 даже не смогла повторить достижения «164-ки»: за десять лет производства последнего большого седана Alfa Romeo (1998-2007) было произведено менее 100 000 автомобилей. А это значит, что невезучей «чентосессантакватро» все же грех жаловаться на собственную судьбу.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Отличный авто! особенно в ресте

Эта марка машины ломучее говно.

Личный опыт? Или просто лишь бы что вякнуть?

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Дешево, но надежно и комфортно: стоит ли покупать Toyota Mark II X90 за 200 тысяч рублей?

Люди, как известно, делятся на две категории: тех, кто любит рыбу и тех, кто предпочитает мясо, тех, кто ездит на дизеле и тех, кто всегда выбирает бензин, тех, кто выбирает отечественные машины и тех, кто за любую сумму…

4397 1 0
Статьи / Финвопрос
Вместо «прулей»: как Китай хочет наводнить Азию и Африку своими подержанными авто

Ни для кого не секрет, что одним из крупнейших и успешнейших экспортеров подержанных автомобилей в мире является Япония: в прошлом году ее пределы покинули 1,3 миллиона автомобилей с пробегом. В Китае же такого явления…

1183 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Калина, рыжая Калина: покупаем Lada Kalina за 170 тысяч

Лихие 90-е. На развалинах системы плодятся и процветают пирамиды, среди которых выделяется Автомобильный Всероссийский Альянс одиозного олигарха, обещающий новый народный автомобиль. Все пирамиды, как вы знаете,…

7670 7 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Audi Q3 I с пробегом: аквариум в фарах и прошивки от дяди Васи

Машины на очень распространенных и далеко не новых платформах обычно хорошо проявляют себя в эксплуатации. Особенно в «молодости». Audi Q3 – не исключение, вот только автомобильная молодость быстро заканчивается, а…

680 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Primera P12 с пробегом: мотору — смазку, вариатору — ласку

Ещё в далёкой молодости Primera получила неоднозначную оценку за свой дизайн. Прошли годы, а дизайн выглядит всё так же интересно и даже почти современно. Но за это время этот автомобиль почему-то стали считать…

1972 5 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Primera P12 с пробегом: слишком умный климат-контроль и отваливающаяся задняя балка

Этот автомобиль многие считают прямо воплощением всех возможных недостатков. Не всем пришёлся по вкусу его необычный дизайн и расположение панели приборов, а главное - многие почему-то считают его дико “ломучим” и…

4518 7 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

171819 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

67340 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

28260 23 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

25063 5 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

17704 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

13157 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

37385 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

11973 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

11333 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

396905 6 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

266644 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

79455 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?