Не родись красивой: как создавали Alfa Romeo 164, и почему ей не повезло

3557 3 0
История знает немало удивительных примеров сотрудничества совершенно разных автомобильных марок, благодаря которому каждая отдельная компания развивает свой продуктовый ряд, пополняя его нужной моделью. Казалось бы, старейшая итальянская марка Alfa Romeo всегда стояла особняком, создавая ни на кого не похожие автомобили с по-настоящему горячим темпераментом. Тем удивительнее рождение и судьба большого седана, который также носил фамилию Николы Ромео и цифровой индекс 164. Итак, блеск и невезение Alfa Romeo 164 – автомобиля, который многие поклонники марки считают последней "настоящей Альфой", а хейтеры – моделью-неудачницей. Хотя и с теми, и с другими можно поспорить...

Трое в доле, не считая Alfa Romeo

В октябре 1978 года FIAT, Lancia и SAAB заключили соглашение о сотрудничестве. Его целью было создание универсальной платформы, которая могла стать основой для нескольких моделей так называемого бизнес-класса, или сегмента Е. Каждая из этих компаний, в отличие от немецких производителей, преуспела в других классах машин либо не располагала уже достаточно современными и конкурентоспособными большими моделями — тем более, с приводом на передние колеса.

Сотрудничество итальянцев и шведов кажется удивительным лишь на первый взгляд, ведь к тому времени Lancia и SAAB уже несколько лет находились в партнерских отношениях. К примеру, на скандинавском рынке первая Lancia Delta продавалась как… SAAB-Lancia 600! Поэтому создавать новую глобальную платформу решили также сообща — в первую очередь, для снижения финансовых издержек.

1 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой
2 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой
3 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой

С самого начала речь шла не о выпуске одной и той же машины под разными брендами, как это было в случае с Дельтой, а именно о разработке общей платформы, на которой каждая из компаний создала бы свою модель, соответствующую и внешне, и по духу идеологии марки.

Впрочем, до известной степени все автомобили должны были стать унифицированными — например, по компоновке кузова и конструкции ходовой части. Однако внешне это не должно было бросаться в глаза.

В результате на новой платформе под названием Type Four были созданы SAAB 9000, Fiat Croma и Lancia Thema.

1 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
2 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
3 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
4 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
SAAB 9000 Turbo салон SAAB 9000 Turbo салон

В кокпите шведского «самолёта» ничего не напоминало о родстве с итальянскими машинами

SAAB 9000 двигатель

SAAB оставался верен себе и под капотом – кроме атмосферных версий 9000 предлагался и в нескольких версиях Turbo

SAAB представил свой первый «бизнес-джет» в 1984 году, причем его характерный «рубленый дизайн» в популярном тогда стиле folded paper был детищем не кого-нибудь, а самого Джорджетто Джуджаро из Italdesign! Впрочем, внешность представленных в это же время Fiat Croma и Lancia Delta – также дело рук «Италдизайна»… При этом внимательный взгляд уловит внешнее сходство автомобилей разве что в общей стилистике угловатого облика и в характерной форме дверных проёмов, которая как раз и даёт понять, откуда «растут ноги» у всех перечисленных моделей.

1 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
2 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
3 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
4 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
Fiat Croma Turbo вид спереди fiat_croma_turbo_i.e._6

Turbo i.e. – так обозначалась модификация Croma с турбонаддувом

Fiat Croma Turbo салон Fiat Croma салон

Fiat Croma салон

В некоторых комплектациях салон большого Фиата смотрелся просто роскошно

1 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
2 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
3 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
4 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
5 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
6 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
1 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
2 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
3 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
4 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
Fiat Croma схема автомобиля Lancia Thema схема автомобиля
SAAB 9000 схема автомобиля SAAB 9000 Turbo схема автомобиля

Платформа Type Four позволяла настраивать шасси на усмотрение производителя автомобиля

Tipo 4 и Alfa numero 164

Казалось бы, при чем здесь Alfa Romeo? В конце семидесятых годов в модельной гамме итальянской марки была модель Alfa 6 – флагманский четырехдверный седан, внешность которого чем-то неуловимо перекликалась с баварскими «акулами» пятой и седьмой серий (Е12 и Е23).

1 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
2 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
3 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
4 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе

Однако ни богатое оснащение, ни наличие 2,5-литрового V6, ни рестайлинг 1983 года не помогли этому автомобилю завоевать рынок. В год продавалось всего несколько тысяч «шестёрок», и на фоне конкурентов этот заднеприводный седан просто терялся.

Дела же в самой компании обстояли не настолько хорошо, чтобы была возможна самостоятельная разработка принципиально новой модели. Именно поэтому руководство приняло решение воспользоваться наработками коллег из FIAT и Lancia — то есть, как нетрудно догадаться, той самой платформой Tipo 4. Конечно, для этого пришлось смириться с поперечным расположением силового агрегата и передним приводом, поскольку радикальных изменений «глобальная» база не предполагала. Разумеется, традиционно для этой марки внешностью нового автомобиля занимался не Джуджаро из Italdesign, а работавший на ателье Pininfarina Энрико Фумиа. Именно поэтому и снаружи, и внутри большая Alfa заметно отличается от итальяно-шведской троицы.

Alfa Romeo 164 платформа

Чужая платформа Tipo 4 не помешала Alfa Romeo сделать автомобиль с правильными повадками

Alfa Romeo 164 схема автомобиля Alfa Romeo 164 Quadrifoglio 4 схема автомобиля

Со временем 164-я обзавелась и полноприводной модификацией Quadrifoglio 4

1 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
2 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
3 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
4 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
5 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
6 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
Прототип Alfa Romeo Vivace Coupe Прототип Alfa Romeo Vivace Coupe

«Пининфариновский» прототип Alfa Romeo Vivace Coupe 1986 года тоже явно намекал на некоторые будущие дизайнерские решения модели 164

1 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
2 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
3 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
4 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164

На фоне «италдизайновских» Fiat, Lancia и SAAB кузов Alfa Romeo выделялся оригинальными пропорциями и очевидной «чистотой линий». Строгий «взгляд» фар, фамильный «щит» по центру носатого передка при минимуме переходов между поверхностями и тщательной проработке мелочей обеспечили машине не только стопроцентную узнаваемость, но и отличную аэродинамику.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Новая Альфа получилась не только красивой, но и современной. Вдобавок, несмотря на «чужую» платформу, внешне это была стопроцентная Alfa Romeo.

1 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!
2 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!
3 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!

Коэффициент лобового сопротивления (Сх) у немаленького седана оказался равен всего 0,30 – один из лучших показателей для серийных автомобилей тех лет! Очевидно, что «леденцовый» дизайн и аэродинамический обвес по периметру кузова работали не только на привлекательность облика, но и действительно улучшали обтекаемость.

1 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»
2 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»
3 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»

Да и по внутреннему убранству большая Альфа выгодно отличалась от бедных базовых комплектаций немецких одноклассников вроде Opel Omega A, Ford Scorpio или Mercedes W124. Чего стоила одна центральная консоль итальянской машины, усеянная множеством «хай-тековых» кнопок, управляющих опциями вроде климат-контроля с цифровой индикацией!

1 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
2 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
3 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
4 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
5 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях

Технически Alfa также «не пасла задних» — в двухлитровых моторах применили фирменную систему Twin Spark с двумя свечами зажигания на цилиндр и изменяемые фазы газораспределения, а трехлитровая V-образная «шестёрка» выдавала вполне приличные по меркам класса 185 «лошадок» — столько же, сколько и трехлитровые двигатели BMW и Mercedes.

Alfa Romeo 164 двигатель

Хромированные патрубки под капотом Альфы будоражили взгляд любого искушенного автомобилиста

Alfa 156 на ходу вид три четверти Alfa 156 V6 Turbo на ходу вид три четверти

Alfa 156 вела себя на дороге именно так, как подобает автомобилю с фамилией Николы Ромео

При таких «исходных данных» Alfa Romeo имела все шансы потеснить не только тройку «соплатформенников», но и другие седаны этого класса. Едва ли не впервые у итальянцев появлялась реальная возможность «сделать» немцев на их же рынке! Конечно, тягаться на равных с автомобилями из Штутгарта и Мюнхена было не самой лёгкой задачей, а вот отбить потенциальных покупателей у брендов попроще, вроде Ford или Opel, итальянцы могли. Причем не только в Германии, но и за океаном, ведь на экспортные поставки 164-й в Alfa Romeo также возлагали большие надежды.

Хорошая машина, плохое время

Увы, к моменту запуска нового флагмана в серийное производство положение дел в самой итальянской компании ухудшилось настолько, что контрольный пакет акций Alfa Romeo в конце 1986 года приобрёл концерн FIAT. Для старейшей итальянской марки это означало лишь одно — потерю независимости.

Тем не менее, новый владелец не наступил на горло альфовской песне, и новый седан таки был представлен на Франкфуртском автосалоне осенью 1987 года.

А ведь и Fiat Croma, и Lancia Thema, и SAAB 9000 к тому времени уже несколько лет выпускались серийно. Большая Альфа встала на конвейер лишь в 1988-м, причем переход марки в руки концерна FIAT не остался незамеченным и отнюдь не прибавил Alfa Romeo бонусных баллов. Если в прежние годы Alfa на фоне более «народного» Фиата выделялась не только внешностью, но и родословной, то сейчас марка стала «одной из» в группе FIAT. Вдобавок родство платформы в этот момент тоже не слишком играло на руку Alfa Romeo, ведь что такое Croma и Thema, в мире уже хорошо знали.

1 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
2 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
3 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
4 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
5 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так

Продажи «164-ки» за океаном стартовали и вовсе в 1990 году, хотя изначально именно США были для этой модели стратегическим рынком №1. В общем, затянувшиеся роды не преминули сказаться на судьбе, казалось бы, отличной модели.

Впрочем, Alfa Romeo 164 нельзя считать провальной моделью итальянской марки, ведь большой седан с доработками и модернизациями продержался на конвейере практически целое десятилетие. За это время было продано около 275 тысяч 164-х – с одной стороны, отличная цифра на фоне некоторых моделей Alfa Romeo прежних лет. Однако и Fiat Croma, и SAAB 9000 разошлись по миру тиражом в 500 000 экземпляров каждый! Даже Lancia за те же десять лет сумела перешагнуть отметку в 350 000 выпущенных седанов и универсалов модели Thema.

То есть, Alfa 164 пользовалась спросом примерно вдвое меньшим, чем соплатформенники, хотя стоила итальянская машина примерно столько же, сколько SAAB 9000 и Lancia Thema. Однако тридцать лет спустя на цифры продаж можно смотреть под другим углом, сравнивая Альфу не только с конкурентами. Ведь следующая модель под индексом 166 даже не смогла повторить достижения «164-ки»: за десять лет производства последнего большого седана Alfa Romeo (1998-2007) было произведено менее 100 000 автомобилей. А это значит, что невезучей «чентосессантакватро» все же грех жаловаться на собственную судьбу.

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Отличный авто! особенно в ресте

Эта марка машины ломучее говно.

Личный опыт? Или просто лишь бы что вякнуть?

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

373 0 0
Статьи / История
Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика "на гужевом ходу" возникла почти сразу после…

1875 0 5
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

6224 0 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

525 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

1466 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

7768 19 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20413 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14365 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12243 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71753 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13188 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9029 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52064 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9219 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7368 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

366961 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247071 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113290 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?