Не родись красивой: как создавали Alfa Romeo 164, и почему ей не повезло

4024 3 0
История знает немало удивительных примеров сотрудничества совершенно разных автомобильных марок, благодаря которому каждая отдельная компания развивает свой продуктовый ряд, пополняя его нужной моделью. Казалось бы, старейшая итальянская марка Alfa Romeo всегда стояла особняком, создавая ни на кого не похожие автомобили с по-настоящему горячим темпераментом. Тем удивительнее рождение и судьба большого седана, который также носил фамилию Николы Ромео и цифровой индекс 164. Итак, блеск и невезение Alfa Romeo 164 – автомобиля, который многие поклонники марки считают последней "настоящей Альфой", а хейтеры – моделью-неудачницей. Хотя и с теми, и с другими можно поспорить...
 

Трое в доле, не считая Alfa Romeo

В октябре 1978 года FIAT, Lancia и SAAB заключили соглашение о сотрудничестве. Его целью было создание универсальной платформы, которая могла стать основой для нескольких моделей так называемого бизнес-класса, или сегмента Е. Каждая из этих компаний, в отличие от немецких производителей, преуспела в других классах машин либо не располагала уже достаточно современными и конкурентоспособными большими моделями — тем более, с приводом на передние колеса.

Сотрудничество итальянцев и шведов кажется удивительным лишь на первый взгляд, ведь к тому времени Lancia и SAAB уже несколько лет находились в партнерских отношениях. К примеру, на скандинавском рынке первая Lancia Delta продавалась как… SAAB-Lancia 600! Поэтому создавать новую глобальную платформу решили также сообща — в первую очередь, для снижения финансовых издержек.

1 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой
2 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой
3 / 3
SAAB-Lancia 600: Delta первого поколения продавалась и под чужой маркой

С самого начала речь шла не о выпуске одной и той же машины под разными брендами, как это было в случае с Дельтой, а именно о разработке общей платформы, на которой каждая из компаний создала бы свою модель, соответствующую и внешне, и по духу идеологии марки.

Впрочем, до известной степени все автомобили должны были стать унифицированными — например, по компоновке кузова и конструкции ходовой части. Однако внешне это не должно было бросаться в глаза.

В результате на новой платформе под названием Type Four были созданы SAAB 9000, Fiat Croma и Lancia Thema.

1 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
2 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
3 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
4 / 4
SAAB 900 изначально выпускался в пятидверном исполнении, а чуть позже к нему добавился и классический седан
SAAB 9000 Turbo салон SAAB 9000 Turbo салон

В кокпите шведского «самолёта» ничего не напоминало о родстве с итальянскими машинами

SAAB 9000 двигатель

SAAB оставался верен себе и под капотом – кроме атмосферных версий 9000 предлагался и в нескольких версиях Turbo

SAAB представил свой первый «бизнес-джет» в 1984 году, причем его характерный «рубленый дизайн» в популярном тогда стиле folded paper был детищем не кого-нибудь, а самого Джорджетто Джуджаро из Italdesign! Впрочем, внешность представленных в это же время Fiat Croma и Lancia Delta – также дело рук «Италдизайна»… При этом внимательный взгляд уловит внешнее сходство автомобилей разве что в общей стилистике угловатого облика и в характерной форме дверных проёмов, которая как раз и даёт понять, откуда «растут ноги» у всех перечисленных моделей.

1 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
2 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
3 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
4 / 4
Fiat Croma был не только большим, но и практичным автомобилем
Fiat Croma Turbo вид спереди fiat_croma_turbo_i.e._6

Turbo i.e. – так обозначалась модификация Croma с турбонаддувом

Fiat Croma Turbo салон Fiat Croma салон

Fiat Croma салон

В некоторых комплектациях салон большого Фиата смотрелся просто роскошно

1 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
2 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
3 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
4 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
5 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
6 / 6
Lancia Thema и снаружи, и внутри похожа на Croma. По сути, эти автомобили объединяет больше, чем просто общая платформа
1 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
2 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
3 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
4 / 4
Чтобы «отделить» покупателей Thema от Croma, Lancia предлагалась с другими типами кузова – седан и универсал
Fiat Croma схема автомобиля Lancia Thema схема автомобиля
SAAB 9000 схема автомобиля SAAB 9000 Turbo схема автомобиля

Платформа Type Four позволяла настраивать шасси на усмотрение производителя автомобиля

Tipo 4 и Alfa numero 164

Казалось бы, при чем здесь Alfa Romeo? В конце семидесятых годов в модельной гамме итальянской марки была модель Alfa 6 – флагманский четырехдверный седан, внешность которого чем-то неуловимо перекликалась с баварскими «акулами» пятой и седьмой серий (Е12 и Е23).

1 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
2 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
3 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе
4 / 4
Alfa 6 – неудачная попытка производителя найти себя в бизнес-классе

Однако ни богатое оснащение, ни наличие 2,5-литрового V6, ни рестайлинг 1983 года не помогли этому автомобилю завоевать рынок. В год продавалось всего несколько тысяч «шестёрок», и на фоне конкурентов этот заднеприводный седан просто терялся.

Дела же в самой компании обстояли не настолько хорошо, чтобы была возможна самостоятельная разработка принципиально новой модели. Именно поэтому руководство приняло решение воспользоваться наработками коллег из FIAT и Lancia — то есть, как нетрудно догадаться, той самой платформой Tipo 4. Конечно, для этого пришлось смириться с поперечным расположением силового агрегата и передним приводом, поскольку радикальных изменений «глобальная» база не предполагала. Разумеется, традиционно для этой марки внешностью нового автомобиля занимался не Джуджаро из Italdesign, а работавший на ателье Pininfarina Энрико Фумиа. Именно поэтому и снаружи, и внутри большая Alfa заметно отличается от итальяно-шведской троицы.

Alfa Romeo 164 платформа

Чужая платформа Tipo 4 не помешала Alfa Romeo сделать автомобиль с правильными повадками

Alfa Romeo 164 схема автомобиля Alfa Romeo 164 Quadrifoglio 4 схема автомобиля

Со временем 164-я обзавелась и полноприводной модификацией Quadrifoglio 4

1 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
2 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
3 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
4 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
5 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
6 / 6
Некоторые идеи облика «164-ки» Фумиа впервые воплотил в дизайне концепта Audi Quartz Concept еще в 1981 году
Прототип Alfa Romeo Vivace Coupe Прототип Alfa Romeo Vivace Coupe

«Пининфариновский» прототип Alfa Romeo Vivace Coupe 1986 года тоже явно намекал на некоторые будущие дизайнерские решения модели 164

1 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
2 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
3 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164
4 / 4
На фото: серийная Alfa Romeo 164

На фоне «италдизайновских» Fiat, Lancia и SAAB кузов Alfa Romeo выделялся оригинальными пропорциями и очевидной «чистотой линий». Строгий «взгляд» фар, фамильный «щит» по центру носатого передка при минимуме переходов между поверхностями и тщательной проработке мелочей обеспечили машине не только стопроцентную узнаваемость, но и отличную аэродинамику.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Новая Альфа получилась не только красивой, но и современной. Вдобавок, несмотря на «чужую» платформу, внешне это была стопроцентная Alfa Romeo.

1 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!
2 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!
3 / 3
У 164-й было очень самобытное решение как передней, так и задней части. Чего стоит один лишь узкий светоблок задней оптики!

Коэффициент лобового сопротивления (Сх) у немаленького седана оказался равен всего 0,30 – один из лучших показателей для серийных автомобилей тех лет! Очевидно, что «леденцовый» дизайн и аэродинамический обвес по периметру кузова работали не только на привлекательность облика, но и действительно улучшали обтекаемость.

1 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»
2 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»
3 / 3
Еще походит: ателье Pininfarina решило использовать наработки внешности большой Альфы и для седана Peugeot 605, появившегося пару лет спустя после «164-ки»

Да и по внутреннему убранству большая Альфа выгодно отличалась от бедных базовых комплектаций немецких одноклассников вроде Opel Omega A, Ford Scorpio или Mercedes W124. Чего стоила одна центральная консоль итальянской машины, усеянная множеством «хай-тековых» кнопок, управляющих опциями вроде климат-контроля с цифровой индикацией!

1 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
2 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
3 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
4 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях
5 / 5
Интерьер Alfa 164 сразу давал понять, что это – не просто большой, но и роскошный седан. Особенно – в богатых комплектациях

Технически Alfa также «не пасла задних» — в двухлитровых моторах применили фирменную систему Twin Spark с двумя свечами зажигания на цилиндр и изменяемые фазы газораспределения, а трехлитровая V-образная «шестёрка» выдавала вполне приличные по меркам класса 185 «лошадок» — столько же, сколько и трехлитровые двигатели BMW и Mercedes.

Alfa Romeo 164 двигатель

Хромированные патрубки под капотом Альфы будоражили взгляд любого искушенного автомобилиста

Alfa 156 на ходу вид три четверти Alfa 156 V6 Turbo на ходу вид три четверти

Alfa 156 вела себя на дороге именно так, как подобает автомобилю с фамилией Николы Ромео

При таких «исходных данных» Alfa Romeo имела все шансы потеснить не только тройку «соплатформенников», но и другие седаны этого класса. Едва ли не впервые у итальянцев появлялась реальная возможность «сделать» немцев на их же рынке! Конечно, тягаться на равных с автомобилями из Штутгарта и Мюнхена было не самой лёгкой задачей, а вот отбить потенциальных покупателей у брендов попроще, вроде Ford или Opel, итальянцы могли. Причем не только в Германии, но и за океаном, ведь на экспортные поставки 164-й в Alfa Romeo также возлагали большие надежды.

Хорошая машина, плохое время

Увы, к моменту запуска нового флагмана в серийное производство положение дел в самой итальянской компании ухудшилось настолько, что контрольный пакет акций Alfa Romeo в конце 1986 года приобрёл концерн FIAT. Для старейшей итальянской марки это означало лишь одно — потерю независимости.

Тем не менее, новый владелец не наступил на горло альфовской песне, и новый седан таки был представлен на Франкфуртском автосалоне осенью 1987 года.

А ведь и Fiat Croma, и Lancia Thema, и SAAB 9000 к тому времени уже несколько лет выпускались серийно. Большая Альфа встала на конвейер лишь в 1988-м, причем переход марки в руки концерна FIAT не остался незамеченным и отнюдь не прибавил Alfa Romeo бонусных баллов. Если в прежние годы Alfa на фоне более «народного» Фиата выделялась не только внешностью, но и родословной, то сейчас марка стала «одной из» в группе FIAT. Вдобавок родство платформы в этот момент тоже не слишком играло на руку Alfa Romeo, ведь что такое Croma и Thema, в мире уже хорошо знали.

1 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
2 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
3 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
4 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так
5 / 5
Итальянцы возлагали большие надежды на экспорт – в частности, на продажи в США и Великобритании. Однако что-то пошло не так

Продажи «164-ки» за океаном стартовали и вовсе в 1990 году, хотя изначально именно США были для этой модели стратегическим рынком №1. В общем, затянувшиеся роды не преминули сказаться на судьбе, казалось бы, отличной модели.

Впрочем, Alfa Romeo 164 нельзя считать провальной моделью итальянской марки, ведь большой седан с доработками и модернизациями продержался на конвейере практически целое десятилетие. За это время было продано около 275 тысяч 164-х – с одной стороны, отличная цифра на фоне некоторых моделей Alfa Romeo прежних лет. Однако и Fiat Croma, и SAAB 9000 разошлись по миру тиражом в 500 000 экземпляров каждый! Даже Lancia за те же десять лет сумела перешагнуть отметку в 350 000 выпущенных седанов и универсалов модели Thema.

То есть, Alfa 164 пользовалась спросом примерно вдвое меньшим, чем соплатформенники, хотя стоила итальянская машина примерно столько же, сколько SAAB 9000 и Lancia Thema. Однако тридцать лет спустя на цифры продаж можно смотреть под другим углом, сравнивая Альфу не только с конкурентами. Ведь следующая модель под индексом 166 даже не смогла повторить достижения «164-ки»: за десять лет производства последнего большого седана Alfa Romeo (1998-2007) было произведено менее 100 000 автомобилей. А это значит, что невезучей «чентосессантакватро» все же грех жаловаться на собственную судьбу.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Отличный авто! особенно в ресте

Эта марка машины ломучее говно.

Личный опыт? Или просто лишь бы что вякнуть?

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Как Impreza, только больше: стоит ли покупать Subaru Forester II за 500 тысяч рублей

Subaru – это постоянный полный привод, легендарные оппозитные моторы и удовольствие от вождения: таков идеальный образ этих японских машин. Но на практике оказывается, что полный привод не всегда такой уж и постоянный, а…

6116 3 0
Статьи / Популярные вопросы
Как измеряется объем багажника, и почему он может различаться даже у одинаковых машин?

Объем багажника – показатель иногда не столь важный, а иногда решающий. Ну а порой даже для очевидно большого автомобиля производитель не может не похвастать впечатляющей цифрой, несмотря на то, что лишь единичные…

809 1 0
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

24797 0 23
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

3395 5 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3878 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

3096 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

37922 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

30117 16 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

39671 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31670 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18692 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

15140 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42818 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35773 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

29852 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

59175 22 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48511 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

46249 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?