Нефинансовый кризис: почему авторынок не спасут ни господдержка, ни дешевый доллар

15343 13 23

Все СМИ постоянно твердят о том, как продажи автомобилей ограничивает дорогая валюта. Автопром зависит от импорта – это факт. Но даже если завтра курс евро вернется на отметку 35 рублей, то продажи не вернутся на уровень 2008 года. Скорее всего, они не вернутся туда никогда.

 

Правительство объявило начало очередного этапа поддержки автопрома, и предпосылки самые серьезные. Падение продаж составило, по разным оценкам, от 38 до 45%, и конца падению не видно, уходят с рынка отдельные модели и целиком автопроизводители. Хорошо на падающем рынке ощущают себя только игроки премиум-сегмента, у которых продажи часто даже растут на фоне общего коллапса.

На первый взгляд причина очевидна экономический кризис, падение рубля, удорожание всех машин и комплектующих. Но на самом деле есть еще несколько важных факторов, о которых принято забывать. Или же просто все тщательно стараются о них забыть, потому что в этом случае придется признать, что у кризиса в автомобильной отрасли есть вполне конкретные авторы и что они прекрасно себя ощущают в данный момент.

Если взглянуть на значимые с точки зрения автовладельца изменения, то можно выделить несколько явно негативных факторов.

Топливо

Оно традиционно дорожает, причем сейчас уже без каких-либо «экстренных мер правительства». Нефтяные компании с их предельно неэффективной инвестпрограммой спокойно перекладывают все риски и потери на внешнем рынке на потребителя топлива внутри страны. Все «прелести» вертикально-ориентированных монополий можно увидеть, взглянув на рынок бензина и дизельного топлива.



Любой повод хорош для повышения розничных цен, а за лозунгами о поддержке отечественного производства, об инвестировании в критически важные отрасли маячат раздутые штаты, множество «приближенных» фирм на всех уровнях и полное отсутствие какого-либо контроля.

Государство тоже успешно повышает сборы, которые составляют львиную долю в цене топлива и тем самым уверенно загоняют цену на бензин к психологически важной отметке «доллар за литр». Разумеется, ни о какой отмене транспортного налога речи не идет, хотя бы потому, что он идет в региональный бюджет, а сборы с топлива будут платиться по месту регистрации компаний, а значит пойдут через федеральный, что устраивает далеко не всех. Да и в текущей ситуации поощрять рынок премиальных и спортивных машин бессмысленно, хотя отмена транспортного налога могла бы немного увеличить продажи за счет появления вторых и третьих автомобилей на семью.

Ограничения в мегаполисах

Второй фактор в большей степени касается жителей Москвы, Московской области и Петербурга. Появление платных парковок и разгрузка города от автомобильного транспорта – на первый взгляд идея неплохая, особенно с учетом того парковочного беспредела, который творился в последние лет десять на улицах крупных городов. Выбранный курс явно разгружает город от людей, которые используют личный автотранспорт для поездок на работу и немного облегчает жизнь тех, кто использует его интенсивно в течение дня.

Еще одним ограничивающим фактором является массовое внедрение устройств видеофиксации различных нарушений, что тоже способно повысить стоимость эксплуатации машин для многих неаккуратных водителей. Растут и штрафы, причем рост мало увязан с увеличением доходов основной массы населения. Малейшая невнимательность – и машину уже увез эвакуатор, на почту валятся конверты с «приветами» от сотен камер видеофиксации и парконов.




Как итог, Москва ставится все менее привлекательной для автомобилиста, и все больше людей выбирают общественный транспорт для поездок на работу.


Эксплуатация машины в прежнем режиме становится слишком дорогим удовольствием.


Собственно, даже бесплатная парковка тоже давно стала ограничивающим фактором. В районах интенсивной застройки нормы парковочных мест на квартиру давно не учитывают тот факт, что «одна машина на четыре квартиры» – это давно не актуально, и стоило бы исходить из более реалистичной «полторы машины на семью», а значит значительно увеличить количество парковочных мест.

Попытка обеспечить гарантированное парковочное место сразу поднимает стоимость эксплуатации машины в несколько раз за счет платной стоянки у дома или подземного паркинга. В таких условиях отказ от автотранспорта – всего лишь дело времени, выживают или самые упорные, или имеющие много свободных средств.

Платные магистрали, казалось бы, безобидны, ведь по закону пока еще обязана существовать бесплатная параллельная дорога. Но на деле деньги бюджета охотно утекают в очередное «частно-государственное партнерство», дорога строится там, где по генплану ее планировали проложить еще в советские времена, а бесплатные трассы не расширяются, ведь деньги уже потрачены, да и «невыгодно» совершенно. С учетом постепенного увеличения трафика на старых магистралях до предела это все опять же предполагает либо отказ от личного автотранспорта, либо увеличение расходов на его эксплуатацию.

Страховка

Она становится финальным аккордом печальной песни российского авторынка. Для тех, кто может позволить себе только бюджетные машины, препятствием может стать даже базовая и обязательная ОСАГО, которая подорожала в среднем до 8-10 тысяч, а для неопытных водителей цены начинаются с 16-20, что уже больше, чем средняя зарплата во многих регионах.




Для тех же, кто эксплуатирует машины подороже или кредитные и вынужден застраховать все риски, связанные с машиной, проблемой становится цена на каско. Этот вид страхования тоже подорожал вслед за увеличением аппетитов страховщиков и стоимостью запчастей. С учетом подорожания самих машин средняя стоимость полисов вскоре вырастет вдвое, а это уже совсем нескромные суммы. Как следствие все более недоступным становится кредит на новые машины, даже по субсидированным процентным ставкам. А кто-то просто откажется от личного автомобиля вообще.

Итак, к деньгам автовладельцев неровно дышат не только производители машин и сервисы. Государство и нефтяники активно тянут одеяло в свою сторону, пытаясь наполнить свои бюджеты. Я еще помню бензин по цене меньше 10 рублей за литр. Подумать только, это было менее чем 10 лет назад…

Прибавка впечатляет, еще больше впечатляет тот факт, что результатом такого «заливания деньгами» нам обещают дефицит бензина. Вот плоды действительно грамотного инвестирования, достойного многомиллионных зарплат.


Но похоже, придется затянуть пояса – это же нефтедобыча, на ней держится бюджет страны, а значит, интересы жителей страны уже не столь важны.


Что же, придется забыть о новых машинах и сосредоточиться на экономии топлива, уменьшить пробеги, это позволит машины менять пореже и меньше вкладывать в эксплуатацию. Конечно, можно продать больше дешевой нефти за границу, но кому она там сейчас нужна? А при такой цене топлива на внутреннем рынке можно ожидать дальнейшего падения спроса на топливо. Похоже, что так скоро проблема дефицита бензина Евро-5 будет решена полностью.

Казалось бы, ограничения, направленные на жителей крупных мегаполисов, так и должны работать – ограничивать количество автотранспорта в городе. Через несколько лет использования всех драконовских мер кажется, что результат наконец достигнут. В конце-то концов, что значат слезы автовладельцев в сравнении со счастьем для всех и каждого? Забыли только об одном: все эти попытки искусственно увеличить цену эксплуатации машины с многомиллиардными затратами на инфраструктуру снижают емкость целого сектора экономики, а именно – обрушивают продажи новых машин в ведущих регионах страны, Москве и Санкт-Петербурге.

Ведь если машина нужна уже не каждый день или попросту стала бесполезной, то нет смысла менять ее на новую. Эту машину уже не продадут «трехлеткой» куда-нибудь в более бедный регион и не заменят на что-то лучше и из салона. Нет, отложат покупку.


Заодно машина будет больше стоять, чем ездить, уменьшатся продажи топлива, с которого «кормится» и государство, и нефтянка, уменьшатся и доходы сервиса. Сплошная экономия для автовладельца и… сплошные потери для бюджета.


Каковы экономические последствия де-автомобилизации? Боюсь, что все попытки заставить автомобилистов раскошелиться не идут на пользу производству в стране. Деньги хозяев стареющих автомобилей в итоге утекают в «серый» сектор неофициального автосервиса. А там, где устанавливают, скажем, парковочное оборудование, речь идет о небольшом стимулировании строительного бизнеса (вместе с гастарбайтерами) и немного – китайской радиоэлектроники.




Ни о каких капитальных вложениях речи не идет, это совершенно сиюминутная выгода для кучки «приближенных», и даже региональные бюджеты получат сравнительно небольшую часть – благо сметы у нас научились раздувать с непревзойденным изяществом. Вот и не появятся в России новые производства, зато улицы будут очень пустые и бабушки у подъездов вместе с «прогрессивными» хипстерами-урбанистами будут довольны.

Попытка переломить снижение продаж машин очередным денежным вливанием из госбюджета тоже обречена на провал. Если машиной становится неудобно пользоваться, то разовая выгода от утилизации или небольшого снижения цены на фоне общего повышения стоимости уже не выглядит выгодным предложением.

Кто будет чувствовать себя лучше? Тот, кого это не касается: коммерческие перевозчики и таксопарки. Дилерам же придется привыкать, что мощные регионы, бывшие ранее «локомотивами спроса», больше не работают, нужно топать в провинцию и искать счастья. Там, по крайней мере, нет паркоматов и толчеи во дворах новостроек. Хотя страховка с топливом ничуть не дешевле.

Стоит ли на этом фоне рассчитывать на восстановление автомобильного рынка до объемов 2008 года? Получит ли Россия новые сборочные площадки? Разовьется ли у нас, наконец, сектор производителей высокотехнологичных автокомпонентов? Будут ли построены центры R&D для развития инноваций в машиностроении? Для меня ответ на этот вопрос очевиден. А для вас?


Читайте также:



Поделиться: 0 14 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Меньше нужно смотреть пропагандистские федеральные каналы а доверять своим ощущениям. В статье все правильно описано, глубокий анализ, и , к сожалению невеселая правда вырисовывается

Ирина Макар

Ха-ха " все пропальщики " . Статья явно заказ . А если по существу : Тесла сделала прорыв , Веста в скором будущем электрокар , осталось потерпеть еще года 3-4 , и тогда цена на бензин " не не слышал " , парковки для электромобилей уже бесплатны , транспортный налог в Подмосковье уже упразднен , сеть "зарядок" растет и с каждым годом будет набирать свои обороты , причем некоторые заправки абсолютно бесплатны , батареи модернизируются и разрабатываются бешеными темпами .

из цикла "всёпропало"...пример ещё более серьёзного падения 2009 ничему не учит вот таких горе-прорицателей. за три года то падение было отыграно,и в 2012 продажи превысили рекордный 2008.конечно это не значит что и в этот раз выйдет именно также,но то что 2008 это был не потолок ,учитывая что наша автомобилизация не 600 на 1000,а лишь 370.интересно что будут говорить подобные оракулы,когда с этой ценой на бензин,с этим курсом и с ценами и со всеми остальными платежами ,которые явно никуда не денутся и не упадут ,рынок "вдруг неожиданно" для них начнёт восстанавливаться."

Алексей

Извините, но Ваш опус только частично связан с описанными изменениями в экономике.

Основная проблема падения продаж - зажравшиеся дилеры и их хамский сервис.

Приезжаешь по гарантии, а менеджер к тебе относится так, что он за свои деньги все менять будет.

Ценник на ТО у официалов в 2-раза выше частников. При том что качество может быть в 2 раза хуже.

Про стоимость запчастей тоже отдельная тема - ценник вообще ничем не обоснован.

Квалификация персонала подтвержденная кучей дипломов на стенах равна нулю.

У премиума продажи растут потому, что люди надеются, что купив машину из этого сегмента выиграют в сервисе, а по факту сталкиваются с таким же отношением.

Автор скромно про статистику умалчивает. 60% покупателей новых машин отказываются от обслуживания автомобилей у дилеров в первые 2 года после покупки.

В том же ЕС все диаметрально наоборот. Предпочитают ездить к дилеру, поскольку у него понимают насколько важен клиент.

Менять надо качество сервиса в стране в целом.

"Не работодатель выдает зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдает клиент." (с) Генри Форд.

Юрий Назаренко

Езжу на своей машине только по работе, только на казенный бензин. Страховка кончилась в начале августа. Как узнал цену на новый полис - послал их всех подальше, пока что езжу так. Все скидки обнулили, сволочи. Надеюсь, система видеофиксации нарушений еще очень долго будет синхронизироваться с базой данных по полисам. Но как только это заработает - никуда не денусь, придется покупать полис.

Роман Шепелев

Не соглашусь со статьей.

Если доллар с евро упадут до уровня начала 14го года и с нашей бедной родины снимут санкции, то все опять ломанутся покупать авто в кредит. И не остановят дорогой бензин, высокая цена страховки, и отсутствие парковок. По уровню автомобилизации мы далеко от ведущих стран, еще есть куда расти. Что бы наш гражданин массово отказался от езды на автомобиле из за цены на бензин, бензин должен стоить далеко за 100 рублей за литр 92, да и это не остановит, на газ все передут, если газ останется по приемлемой цене. Отсутствие парковок вообще для нашего человека не проблема, нет парковок, залезем на тротуары, газоны и т.п., в той же самой японии с парковками вообще беда, но ничего продают по 4-5 млн автомобилей в год, а у нас страна большая, да и в европах сильно прессуют платными парковками, а продажи растут. Увеличивают осаго, будут ездить без осаго, штрафы за это не очень большие, да если и оштрафуют, нашего человека разве это остановит, ну не будет платить штраф. После 2008 тоже говорили, что долго восстанавливаться будет авторынок, как только с финансами стабилизировалось, все побежали в автосалоны.

Андрей Анохин

Автору огромное спасибо за статью. Согласен на все 100%. Автовладельцы для государства новая кормушка. Особенно страхование подорожало моему братишке(начинающему водителю) ОСАГО обошлось в 50% от стоимости его автомобиля))) Считаю дальше будет только хуже....

Иван Стаценко

Статья откровенно антироссийская какая-то. В духе Навального, аяяяй, как все плохо!

Дмитрий Аверкин

>> "Но даже если завтра курс евро вернется на отметку 35 рублей, то продажи не вернутся на уровень 2008 года. Скорее всего, они не вернутся туда никогда"

Автомобилизация - процесс не бесконечный. Разве мы плохо продвинулись "на душу населения": с 70 машин в начале 90-х до нынешних 317? Это, промежду прочим, почти уровень Тайваня и почти втрое (!) выше, чем в Китае.

Артем Титов

уезжаем из столиц, машину переводим на газ, ремонтируем и обслуживаем своими силами.

сплошная экономия =)

Загрузить еще
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Дауншифтинг-тест: что бы тебе больше подошло, Ока или Таврия?

В прошлый раз мы предложили вам поиграть в своего рода «машину времени», выбирая между аутентичными советскими внедорожниками семидесятых годов – УАЗ-469 или ВАЗ-2121. Сегодня же мы предлагаем вам виртуальный…

701 0 0
Статьи / Практика
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит

Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых…

5210 0 0
Статьи / Практика
Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины

Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через…

8017 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

1659 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

2176 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7972 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47311 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35836 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18138 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30536 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23239 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5999 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59261 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43475 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16013 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74866 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56581 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53166 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?