От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х

2943 0 3
Хотя автомобиль, как устройство сложное и небезопасное, обречён был обзавестись «личным номером» с момента своего появления, ни в Российской империи, ни в первые годы советской власти единой системы выдачи номеров по стране не существовало. В каждом городе, губернии или области местные власти устанавливали свои правила нумерации транспорта. Мы обратимся к более поздним десятилетиям, когда номера разных регионов удалось привести к общему знаменателю.
 

Как в Америке

Первый общесоюзный стандарт был введён в 1934 году. Тогда было модно копировать в автомобилестроении американские технические решения. Номера для машин тоже выполнили в американском стиле. В США сверху всегда располагалось название штата полностью, а ниже – индивидуальные буквы и цифры, обозначавшие конкретный автомобиль — так было в 30-е, так есть и сейчас.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Советские номера тоже открытым текстом указывали на регион. Их сделали двухстрочными. Сверху – цифры. Их было от трёх до пяти в зависимости от численности автопарка региона. Максимальный вариант с пятью цифрами выглядел так: одна цифра, тире, две цифры, тире, ещё две цифры, снизу – название города, области, края. Фон, судя по чёрно-белым фото, был светлым, знаки – чёрными.

1934-Москва-авто-2

Если короткое название города, например, «Москва» помещалось на знаке полностью, то длинное – нет. Например, Ленинград обозначался сокращённо «Лен-град». Есть версия, что фон знака был голубым или светло-зелёным. Проверить это сложно, так как сохранившиеся номера того стандарта почти не встречаются. Как и в 20-е годы, номера выдавали местные органы, управлявшие коммунальным хозяйством.

Довоенные

В 1936 году основана Государственная автомобильная инспекция – специальное подразделение милиции, занимавшееся безопасностью уличного движения. Ему и передали учёт автотранспорта с выдачей регистрационных номеров. Стандарт двухгодичной давности признали неудачным, и вскоре появился новый, в который были заложены принципы, сохранявшиеся десятилетиями во всех новых стандартах.

1 / 2
2 / 2

Передний номер сделали однострочным, задний – двухстрочным. Сначала шли две буквы, обозначавшие город, область, край или республику. Далее – четыре цифры: две и две через тире. На заднем номере буквы располагались сверху, цифры – снизу. Фон выбрали чёрный знаки – белые.

1 / 2
2 / 2

Номера образца 1936 года, в просторечии «довоенные», были довольно большие, буквы и цифры одинаковые по высоте. Уже тогда в Москве грузовикам и автобусам выдавали пару номеров, легковым машинам – только задний. Почему поступили так, документальные свидетельства пока не найдены. В остальных регионах у легковушек был и передний номер.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

На мотоциклы выдавали целых три номера. Задний двухстрочный был уменьшенной копией автомобильного. Передний состоял из двух половин. Его ставили на переднее крыло мотоцикла поперечно, одна половина обращалась в левую, другая – в правую сторону.

1936-мотоцикл

Существовали также специальные номера со словом «проба», «транзит» или «прицеп», двумя уменьшенными буквами и четырьмя обычными цифрами.

1 / 2
2 / 2

Перед самой войной, в конце 1940-го, или в первые месяцы 1941 года предпринималась попытка изменить стандарт, уменьшить размеры номеров. Буквы и цифры сделали поменьше. На переднем однострочном знаке буквы поместили в левом верхнем углу, на заднем двухстрочном – тоже. До полной перерегистрации транспорта дело не дошло. В наше время много довоенных номеров образца 1936 года нашли на месте боёв поисковики, занимающиеся так называемой «копаниной». Причём, где-нибудь под Смоленском или Ленинградом находятся номера с сериями, выданными в Сибири, в кавказских и азиатских республиках. «Полуторки» и «трёхтонки» мобилизовывали по всей стране и прямо с номерами отправляли на фронт. Состояние табличек, по 70 лет пролежавших в лесах, обычно плачевное, многие экземпляры непригодны для реставрации.

Первые послевоенные

После войны требовалось провести полный переучёт уцелевшего в народном хозяйстве, доставшегося в качестве трофеев и по лендлизу транспорта. В 1946 году введён новый стандарт, так называемые «жёлтые» номера. Компоновка повторяла прежнюю – спереди две буквы, за ними цифры, сзади – сверху две буквы, снизу – цифры. Спереди буквы снова находились в левом верхнем углу, сзади – над цифрами посередине. Канавка по периметру номера вдавленная, знаки – выдавленные прямоугольного сечения. Фон обычно был жёлтый, знаки – чёрные.

1 / 2
2 / 2

Впрочем, по решению местных властей разрешался также чёрный фон и белые знаки. Этим воспользовались в Москве. На легковой транспорт столицы, и частный и государственный, давали, как до войны, один задний чёрный номер. Столичным грузовикам, как и по всей стране, полагалась пара жёлтых. Передний легковой номер появился в Москве только в середине 50-х. Иногда сочетание букв прямо указывало на регион, иногда не имело с его названием ничего общего. Москву поначалу обозначали номера на «М», но не все. «МС» и «МТ» выдавались в Молотове (Перми), «МЧ» – в Мордовии, «МФ», «МХ» в Мурманске и т.п. Когда многотысячный столичный автопарк поглотил все выделенные сочетания на «М», в ход пошла буква «Э». До смены стандарта в 1959 году разошлись серии от «ЭА» до «ЭП». Ленинград обозначался буквами от «ЛА» до «ЛК» и «ЛН», но «ЛЛ» или «ЛТ» обозначали Литву, «ЛМ», «ЛО», «ЛП» – Латвию. Киев носил номера «УШ», УЭ», «ЩА», «ЯЮ» Минск – «ЖТ», «БН», «БО». Запорожье – «ЩУ», «ЖГ», Ульяновск – «ХЛ», «ХМ», «ХН», «ХР». Московской области именно в 1946-м досталась первая буква «Ю», причём все серии от «ЮА» до «ЮЯ».

1 / 2
2 / 2

При стандарте 1946 года в Москве ввели деление на типы транспорта – частные машины, легковые государственные и грузовые. Частные серии были «МИ», «ЭВ», «ЭЗ» (задние) «ЭИ», «ЭК», «ЭО» (парные). «Легковые государственные» – «МА», «МБ», «МЗ», «МК», «МО», «МЮ», «МЩ». Спецсерия «ЭЖ» выдавалась на такси, но только после 1953 года, остальные разошлись на грузовиках. В Московской области и других регионах одни и те же серии давали на частные и государственные легковушки, а также на грузовой транспорт.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

В том же стандарте появились «спецсерии» для международного движения (машин, выезжающих за рубеж). Например, в Москве «АВ». На мотоциклы выдавали один задний номер, всегда жёлтый, уменьшенный автомобильный. Прицепам полагался двухстрочный с буквами в верхнем левом углу, за которыми следовала надпись маленькими буквами «прицеп», снизу были четыре цифры, как у автомобилей

Желтый-прицеп

Резкий рост парка автотранспорта привёл к тому, что к концу 50-х сочетаний двух букв стало не хватать. К тому же было решено, что буквы должны следовать за цифрами, которые важнее для определения конкретной машины. Так был разработан ГОСТ 3207-58, введённый в действие с 1 января 1959 года, в обиходе – «чёрные номера».

1 / 2
2 / 2

О них, а также о более поздних советских сериях мы расскажем во второй части материала.   

Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

257 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

13339 0 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

13185 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1419 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1951 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3058 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

26192 23 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14835 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11770 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26310 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21021 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3932 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56889 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41065 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16484 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71410 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55105 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54322 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?