От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х

Хотя автомобиль, как устройство сложное и небезопасное, обречён был обзавестись «личным номером» с момента своего появления, ни в Российской империи, ни в первые годы советской власти единой системы выдачи номеров по стране не существовало. В каждом городе, губернии или области местные власти устанавливали свои правила нумерации транспорта. Мы обратимся к более поздним десятилетиям, когда номера разных регионов удалось привести к общему знаменателю.

Как в Америке

Первый общесоюзный стандарт номеров был введён в 1931 году. Известен их формат – одна буква и четыре цифры. Буква указывала на регион, но приблизительно. Под «регионом» могли подразумеваться несколько краёв, областей и даже республик. Москву и область обозначали буквой «Г», «Д», и «Я», Ленинград – «А». С началом массового производства автомобилей на ГАЗе и ЗИСе стал расти парк машин, и такая система нумерации полностью изжила себя.

Больше резервов роста было у следующего стандарта, начавшего действовать в 1934 году. Тогда было модно копировать в автомобилестроении американские технические решения. Номера для машин тоже выполнили в американском стиле. В США тогда уже вошли в обиход номера, у которых вверху располагалось название штата полностью, а ниже – индивидуальные буквы и цифры, обозначавшие конкретный автомобиль. Единого федерального стандарта в Америке ещё не было, но скомпонованные таким образом номера в начале 30-х в некоторых штатах уже выдавали, и их у нас взяли как пример для подражания.

Советские номера тоже открытым текстом указывали на регион. Их сделали двухстрочными. Сверху – цифры. Их было от трёх до пяти в зависимости от численности автопарка региона. Максимальный вариант с пятью цифрами выглядел так: одна цифра, тире, две цифры, тире, ещё две цифры, снизу – название города, области, края. Фон, судя по чёрно-белым фото, был светлым, знаки – чёрными.

1934-Москва-авто-2

Если короткое название города, например, «Москва» помещалось на знаке полностью, то длинное – нет. Например, Ленинград обозначался сокращённо «Лен-град». Есть версия, что фон знака был голубым или светло-зелёным. Проверить это сложно, так как сохранившиеся номера того стандарта почти не встречаются. В первой половине 30-х регистрацией автомобилей занимались районные коммунальные отделы, переведенные в подчинение от местных властей в систему Дортрансов.

Довоенные

В 1936 году организована Государственная автомобильная инспекция – специальное подразделение милиции, занимавшееся комплексным надзором за безопасностью движения. Ему и передали учёт автотранспорта с выдачей регистрационных номеров. Стандарт двухгодичной давности признали неудачным, и вскоре появился новый, в который были заложены принципы, сохранявшиеся десятилетиями во всех новых стандартах.

Передний номер сделали однострочным, задний – двухстрочным. Сначала шли две буквы, обозначавшие город, область, край или республику. Далее – четыре цифры: две и две через тире. На заднем номере буквы располагались сверху, цифры – снизу. Фон выбрали чёрный знаки – белые.

Номера образца 1936 года, в просторечии «довоенные», были довольно большие, буквы и цифры одинаковые по высоте. Уже тогда в Москве грузовикам и автобусам выдавали пару номеров, легковым машинам – только задний. Почему поступили так, документальные свидетельства пока не найдены. В остальных регионах у легковушек был и передний номер.

На мотоциклы выдавали целых три номера. Задний двухстрочный был уменьшенной копией автомобильного. Передний состоял из двух половин. Его ставили на переднее крыло мотоцикла поперечно, одна половина обращалась в левую, другая – в правую сторону.

1936-мотоцикл

Существовали также специальные номера со словом «проба», «транзит» или «прицеп», двумя уменьшенными буквами и четырьмя обычными цифрами.

Перед самой войной, в конце 1940-го, или в первые месяцы 1941 года предпринималась попытка изменить стандарт, уменьшить размеры номеров. Буквы и цифры сделали поменьше. На переднем однострочном знаке буквы поместили в левом верхнем углу, на заднем двухстрочном – тоже. До полной перерегистрации транспорта дело не дошло. В наше время много довоенных номеров образца 1936 года нашли на месте боёв поисковики, занимающиеся так называемой «копаниной». Причём, где-нибудь под Смоленском или Ленинградом находятся номера с сериями, выданными в Сибири, в кавказских и азиатских республиках. «Полуторки» и «трёхтонки» мобилизовывали по всей стране и прямо с номерами отправляли на фронт. Состояние табличек, по 70 лет пролежавших в лесах, обычно плачевное, многие экземпляры непригодны для реставрации.

Первые послевоенные

После войны требовалось провести полный переучёт уцелевшего в народном хозяйстве, доставшегося в качестве трофеев и по лендлизу транспорта. В 1946 году введён новый стандарт, так называемые «жёлтые» номера. Компоновка повторяла прежнюю – спереди две буквы, за ними цифры, сзади – сверху две буквы, снизу – цифры. Спереди буквы снова находились в левом верхнем углу, сзади – над цифрами посередине. Канавка по периметру номера вдавленная, знаки – выдавленные. Их сечение визуально казалось прямоугольным, а в документах называлось трапецеидальным. Фон обычно был жёлтый, знаки – чёрные.

Впрочем, по решению местных властей разрешался также чёрный фон и белые знаки. Этим воспользовались в Москве. На легковой транспорт столицы, и частный и государственный, давали, как до войны, один задний чёрный номер. Столичным грузовикам, как и по всей стране, полагалась пара жёлтых. Передний легковой номер появился в Москве только в середине 50-х. Иногда сочетание букв прямо указывало на регион, иногда не имело с его названием ничего общего. Москву поначалу обозначали номера на «М», но не все. «МС» и «МТ» выдавались в Молотове (Перми), «МЧ» – в Мордовии, «МФ», «МХ» в Мурманске и т.п. Когда многотысячный столичный автопарк поглотил все выделенные сочетания на «М», в ход пошла буква «Э». До смены стандарта в 1959 году разошлись серии от «ЭА» до «ЭП». Ленинград обозначался буквами от «ЛА» до «ЛК» и «ЛН», но «ЛЛ» или «ЛТ» обозначали Литву, «ЛМ», «ЛО», «ЛП» – Латвию. Киев носил номера «УШ», УЭ», «ЩА», «ЯЮ» Минск – «ЖТ», «БН», «БО». Запорожье – «ЩУ», «ЖГ», Ульяновск – «ХЛ», «ХМ», «ХН», «ХР». Московской области именно в 1946-м досталась первая буква «Ю», причём все серии от «ЮА» до «ЮЯ».

При стандарте 1946 года в Москве ввели деление на типы транспорта – частные машины, легковые государственные и грузовые. Частные серии были «МИ», «ЭВ», «ЭЗ» (задние) «ЭИ», «ЭК», «ЭО» (парные). «Легковые государственные» – «МА», «МБ», «МЗ», «МК», «МО», «МЮ», «МЩ». Спецсерия «ЭЖ» выдавалась на такси, но только после 1953 года, остальные разошлись на грузовиках. В Московской области и других регионах одни и те же серии давали на частные и государственные легковушки, а также на грузовой транспорт.

В том же стандарте появились «спецсерии» для международного движения (машин, выезжающих за рубеж). Например, в Москве «АВ». На мотоциклы выдавали один задний номер, всегда жёлтый, уменьшенный автомобильный. Прицепам полагался двухстрочный с буквами в верхнем левом углу, за которыми следовала надпись маленькими буквами «прицеп», снизу были четыре цифры, как у автомобилей

Желтый-прицеп

Резкий рост парка автотранспорта привёл к тому, что к концу 50-х сочетаний двух букв стало не хватать. К тому же было решено, что буквы должны следовать за цифрами, которые важнее для определения конкретной машины. Так был разработан ГОСТ 3207-58, введённый в действие с 1 января 1959 года, в обиходе – «чёрные номера».

О них, а также о более поздних советских сериях мы расскажем во второй части материала.   

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
01.05.2025 13:25
Андрей Богомолов

Сергей, конечно, очень давно в теме номеров и пишет со знанием дела, однако, несколько корректировок:

Номера 1932-1935.

  1. "Первый общесоюзный стандарт номеров был введён в 1931 году."
    Официально - с 1 января 1932 года, во многих регионах, включая Москву, - несколькими месяцами позже.

  2. "Москву и область обозначали буквой «Г», «Д», и «Я», Ленинград – «А»."
    Ленинграду была выделена и первая половина диапазона буквы Б. Выдавалась в 1934 году. Это Красногвардейский район:
    http://www.autogallery.org.ru/k/nan/gazAA_B-00-24_VkDruzhnajaGorka.jpg

Номера 1934-1938.

  1. "В США тогда уже вошли в обиход номера, у которых вверху располагалось название штата полностью, а ниже – индивидуальные буквы и цифры, обозначавшие конкретный автомобиль."
    В САСШ в каждом штате была своя система нумерации, причём каждый год - новая, чтобы отличаться от предыдущего года, там номер был "талоном" оплаты ежегодных сборов.
    В некоторых штатах в некоторые годы действительно на знаках было имя штата, вверху, внизу, слева или справа, на следующий год обычно уже в другом месте знака.
    http://www.autogallery.org.ru/i/ynomus.htm - кому интересно.

  2. "Сверху – цифры. Их было от трёх до пяти в зависимости от численности автопарка региона."
    От одной до пяти.
    http://www.autogallery.org.ru/k/nk/buick5Stalingrad_SergeiSuvorov.jpg

  3. "Фон, судя по чёрно-белым фото, был светлым, знаки – чёрными."
    Фон белый. Несколько знаков сохранилось в родной окраске.
    http://www.autogallery.org.ru/k/na/44-54gorkii_Europlate.jpg

Номера 1937-1948 годов (Якутия - до 1952 года).

  1. "Номера образца 1936 года"
    Они действительно задуманы в 1936-м, это правильно, но появились на дорогах весной 1937 года, чтобы у читателя не возникло ложного понимания.

  2. "буквы и цифры одинаковые по высоте"
    Буквы больше цифр, 85 и 80 мм соответственно.

  3. "В остальных регионах у легковушек был и передний номер."
    Не везде. Например, в Киеве и Минске у легковушек были только задние номера. И ещё в десятке мест.

Номера 1941-1948 годов (Якутия - до 1952 года).

  1. "Перед самой войной, в конце 1940-го, или в первые месяцы 1941 года предпринималась попытка изменить стандарт, уменьшить размеры номеров."
    В начале 1941-го.

  2. "До полной перерегистрации транспорта дело не дошло."
    В Москве дошло, с середины войны номера образца 1937 года изведены под корень.

Номера 1946-1962 годов.

  1. "Канавка по периметру номера вдавленная, знаки – выдавленные."
    Это правильно, однако поздние номера этого стандарта имели выдавленную каёмку. Сокращает количество технологических операций штамповки.

  2. "Впрочем, по решению местных властей разрешался также чёрный фон и белые знаки. Этим воспользовались в Москве."
    Нигде, кроме Москвы не было чёрного фона. Наверняка, этим Москву выделили.
    Чёрный фон остальных регионов - "творческий" перекрас 60-х, чтобы не сверкать желтизной в общем потоке чёрных номеров образца 1959 года.

  3. "Передний легковой номер появился в Москве только в середине 50-х."
    В 1956-м.

  4. "Московской области именно в 1946-м досталась первая буква «Ю», причём все серии от «ЮА» до «ЮЯ»."
    Кроме ЮЩ.

  5. "При стандарте 1946 года в Москве ввели деление на типы транспорта"
    Ещё в номерах образца 1937 (стандартов ещё не было) серии МА и МБ - легковые, остальные - грузовые (с вкраплениями легковых перед самой войной).

  6. "Спецсерия «ЭЖ» выдавалась на такси, но только после 1953 года".
    С 1954-го.

  7. "В Московской области и других регионах одни и те же серии давали на частные и государственные легковушки, а также на грузовой транспорт."
    Деление серий по типам грузовики/служебные/частные, или государственные/частные, или грузовики/легковые было не только в Москве, но и во многих местах.

  8. "В том же стандарте появились «спецсерии» для международного движения (машин, выезжающих за рубеж). Например, в Москве «АВ»."
    Выездная серия АВ была единственной на весь Союз. Чёрный фон - белые символы, в отличие от простой жёлтой алтайской серии АВ.

С уважением,
Андрей Богомолов.
http://www.autogallery.org.ru/y/ynomera.htm


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings