Пить нельзя – нюхать можно: о безопасности метаноловой "омывайки"

Скоро 15 лет, как незамерзающая жидкость на основе метанола находится вне закона, и мы вынуждены пользоваться дорогим и пахучим изопропилом. Разбираемся, в чем причина запрета и какую жидкость лучше выбрать.
 

Фото: Depositphotos.com

Для начала вспомним про основные компоненты незамерзающих жидкостей для омывателя. Это вода, поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые отвечают за очистку стекла, красители, "отдушки"-ароматизаторы и температурные модификаторы — этиловый, метиловый или изопропиловый спирты, а также моноэтиленгликоль, не дающие жидкости замерзнуть и отвердеть.

О-аш!

Наилучший термомодификатор — этиловый спирт, он же этанол, он же "пищевой" или "водочный" спирт. По всем показателям (безопасность, себестоимость, температура замерзания) он превосходит метиловый и изопропиловый, но в России акцизный сбор на его использование столь велик, что отечественные производители "незамерзаек" от него отказались. Как исключение иногда в продаже встречаются "премиальные" этаноловые "незамерзайки" по цене порядка 1 500 рублей за 5-литровую канистру.

Опасный метанол?

Немногим уступает этанолу по техническим критериям метиловый спирт, он же метанол, он же древесный спирт. Метанол в РФ не облагается акцизами и по оптовой стоимости относительно дешев (от 12 до 17 тысяч рублей за тонну, в зависимости от производителя и условий поставок), имеет низкую температуру замерзания (— 97,8°С) и, в отличие от изопропилового спирта, не имеет ярко выраженного запаха.

Однако в России с 2007 года метанол для использования в качестве компонента автомобильных жидкостей запрещен — такие составы нельзя ни производить, ни импортировать в РФ. Между тем в странах ЕС, в частности, близких нам Финляндии и Эстонии, метаноловые "незамерзайки" производятся и продаются без ограничений.

200.jpg

Фото: Depositphotos.com


Правда, в оправдание запрета у нас ссылаются не на европейский опыт, а на некие "отечественные реалии" и "определенные слои общества", употребляющие суррогаты алкоголя и способные по неведению и привычке из 90-х выпить стеклоочиститель, не зная, что в них метанол.

Метиловый спирт сильный яд, 10 граммов которого при употреблении внутрь вызывают слепоту, а 30 граммов — смерть.

Однако токсичность паров у метанола одинакова с легальным изопропиловым спиртом. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/куб.м, у изопропилового спирта 10 мг/куб.м, а у этилового спирта, для сравнения, этот показатель равен 1000 мг/куб.м. По классификации, и изопропиловый спирт, и метанол относятся к третьему классу опасности (самый опасный — первый, наименее опасный — четвертый).

Если у вас остались сомнения, предлагаем вашему вниманию цитату из официального постановления Минздрава 14-летней давности:

...Использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране.

Вместе с тем, учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения, пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью, и соблюдению санитарных требований в области гигиены труда, увеличение в последнее время "социально сниженных лиц" без определенного места жительства и руководствуясь статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановляю:

1. Организациям и предприятиям запретить с 01.07.2000 производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол...

Главный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко
Постановление Минздрава РФ от 23.05.2000 N 4


203.jpg

Фото: Depositphotos.com


Тем не менее во многих публикациях в Сети нагнетаются страх и истерия по поводу содержащих метанол "незамерзаек", говорится о "крайней опасности вдыхания непахнущих ядовитых паров" и предлагается выбирать "незамерзайку" по запаху — чем он сильнее, тем метанола меньше. Оставим эти советы на совести авторов, а читателям со всей авторитетностью заявляем, что если метаноловую жидкость использовать по ее прямому назначению, никакого вреда она не нанесет.

Впрочем, советовать покупать контрафакт на улицах и подпольно ввозить его через границу из Финляндии не будем. Чисто теоретически, если у вас в багажнике найдут канистру с метаноловой "незамерзайкой", вас могут осудить по статье 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности". Товар есть? Есть. Перевозка осуществляется? Да. Тем не менее на практике автомобилистов, предпочитающих не ограничивать себя из-за алкогольных пристрастий маргиналов, полиция не трогает. А уж какие у них взаимоотношения с продавцами метанола, остается только догадываться.


201.jpg

Фото: Depositphotos.com



Немного конспирологии

Есть мнение, что запрет на производство метилового спирта в России — это результат работы нефтяного лобби. Сторонники данной теории говорят, что изопропиловый спирт в промышленной химии получают методом сернокислотной гидратации пропилена. А вот пропилен, в свою очередь, является побочным продуктом нефтепереработки.

И теория выглядела бы стройно, если бы не любопытный факт: основным сырьем для производства метанола является синтез-газ, который добывают путем пиролиза природного газа. Конечно, от экспорта нефти российский бюджет получил в прошлом году 191 млрд долларов, а от газа — лишь 28 млрд… Но всё равно запрет метаноловой "незамерзайки" как результат победы "Роснефти" над "Газпромом" выглядит как-то странно. Пожалуй, что дело всё-таки в привычках люмпенов, массовый падеж которых государству не нужен.

Легальная вонючка

Сейчас в РФ можно законно производить и импортировать в страну только "незамерзайки" на основе изопропилового спирта. С технической, экономической и потребительской точек зрения он наихудший из всех спиртов, используемых для "незамерзаек". Изопропил имеет самую высокую температуру замерзания (— 89° С) и для получения жидкости с порогом в — 30° С его доля должна быть 50%, то есть половина от объема канистры.

При этом изопропил имеет достаточно высокую оптовую стоимость — примерно в пять раз дороже метилового. Себестоимость "честной" изопропиловой "незамерзайки", таким образом, оказывается достаточно высока, при том что кроме спирта тут к стоимости добавляются различные присадки-ароматизаторы, призванные перебить присущий изопропилу резкий запах. Кстати, безопасность для здоровья этих "отдушек" — тоже под большим вопросом.


202.jpg

Фото: Depositphotos.com



По магазинам

Благодаря нашему законодательству, на российском рынке "незамерзаек" образовалось как бы два полюса. На одном — дорогие изопропиловые жидкости стоимостью 400-600 рублей, реализуемые на АЗС, в престижных супермаркетах, дилерских автосервисах и т. п. На другом — продаваемые на рынках, трассах или через Интернет дешевые "незамерзайки" на метаноле ценой 100-200 рублей, производимые фактически подпольно.

Таким образом, выложив 500 рублей за 5-литровую канистру — 30° С потребитель получает полностью легальный продукт, где относительно гарантируется соблюдение порога застывания жидкости и применение в ней качественных ПАВ и красителей, которые не будут разъедать пластики и резину в магистралях стеклоомывателя. Но всё равно дышать придется пахучим изопропиловым "лимоном" или "сосной".

С другой стороны, у содержимого подпольно сделанной метаноловой баклажки за 150 рублей никакого едкого запаха не будет. Но какие ядреные ПАВ намешали туда и водой из какой канавы разбавляли — этого не знает никто. Не гарантируется и соблюдение порога замерзания.

Кстати заметим, что замерзание жидкости раньше заявленной температуры — это одна из самых неприятных "засад". Зимние "омывайки" достаточно редко замерзают в лед и рвут магистрали (если только совсем "паленка"), однако получившаяся снегообразная масса хоть и не выведет систему из строя, но и пользоваться омывателем тоже не даст. Особенно долго растворяется такой "снег" в длинных магистралях омывателей фар и стекла задней двери.


205.jpg



Некую лотерею представляет собой и средний сегмент "незамерзаек" ценой от 200 до 400 рублей за 5 литровую канистру — 30° С. Здесь для снижения своих затрат и достижения конкурентной розничной цены производители экономят на всем: используют более дешевые ПАВ, красители и "отдушки", добавляют моноэтиленгликоль (он же этиленгликоль, он же МЭГ) или же негласно и без указания на этикетке — всё тот же метиловый спирт. Либо, что хуже всего, просто недоливают изопропил, и такая жидкость замерзает раньше, чем указано на упаковке. Тут уж всё зависит от производителя, его стремления к прибыли и отношения к своей продукции и ее покупателям.

Что в итоге?

Дать внятный совет по выбору "омывайки" сложно. Как видите, изопропиловые жидкости неприятно пахнут, а метаноловые — нестабильны в своем качестве и нелегальны. Выводы можно делать самостоятельно, исходя из своих жизненных приоритетов.


204.jpg

Фото: Depositphotos.com


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
3 комментария
27.12.2017 01:34
lublu_svou_rabotu

незнаю,я так боюсь всей этой химии, что ей можно отравится, сто раз изучила всю информацию прежде чем выбрала антифриз каким будем пользоваться, не хотелось бы детей травить ужасными запахами в салоне, в итоге заливаем наш русский кулстрим, вроде довольны, голова по крайней мере не болит от него и не тошнит


31.01.2018 00:56
eugene_lynch

Не путайте антифриз и омывайку, это немножко совсем разные вещи. Скажем так, антифриз нам нюхать не придется вообще (если с машиной все в порядке)

9

21.02.2018 13:27
as@rfopt.ru

Я сам уже давно не покупаю омывашку вдоль дорог и на заправках, либо воняет ужасно либо сделана из непонятно чего. Потом только голова болит. Покупаю этиловый технический спирт например здесь недорого: https://rfopt.ru/spirt-tehnicheskij-etilovyj-gost-18300-87 разбавляю с водой в пропорциях 20 к 80, отлично очищает и обезжиреввает. Воду лучше использовать мягкую либо дистилированную, чтобы на соплах не образовывалося осадок и не засорялись.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы