Читайте также

Пить нельзя – нюхать можно: о безопасности метаноловой «омывайки»

96757 2 10

Скоро 15 лет, как незамерзающая жидкость на основе метанола находится вне закона, и мы вынуждены пользоваться дорогим и пахучим изопропилом. Разбираемся, в чем причина запрета и какую жидкость лучше выбрать.

 

Фото: Depositphotos.com

Для начала вспомним про основные компоненты незамерзающих жидкостей для омывателя. Это вода, поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые отвечают за очистку стекла, красители, «отдушки»-ароматизаторы и температурные модификаторы — этиловый, метиловый или изопропиловый спирты, а также моноэтиленгликоль, не дающие жидкости замерзнуть и отвердеть.

О-аш!

Наилучший термомодификатор — этиловый спирт, он же этанол, он же «пищевой» или «водочный» спирт. По всем показателям (безопасность, себестоимость, температура замерзания) он превосходит метиловый и изопропиловый, но в России акцизный сбор на его использование столь велик, что отечественные производители «незамерзаек» от него отказались. Как исключение иногда в продаже встречаются «премиальные» этаноловые «незамерзайки» по цене порядка 1 500 рублей за 5-литровую канистру.

Опасный метанол?

Немногим уступает этанолу по техническим критериям метиловый спирт, он же метанол, он же древесный спирт. Метанол в РФ не облагается акцизами и по оптовой стоимости относительно дешев (от 12 до 17 тысяч рублей за тонну, в зависимости от производителя и условий поставок), имеет низкую температуру замерзания (— 97,8°С) и, в отличие от изопропилового спирта, не имеет ярко выраженного запаха.

Однако в России с 2007 года метанол для использования в качестве компонента автомобильных жидкостей запрещен — такие составы нельзя ни производить, ни импортировать в РФ. Между тем в странах ЕС, в частности, близких нам Финляндии и Эстонии, метаноловые «незамерзайки» производятся и продаются без ограничений.

Фото: Depositphotos.com


Правда, в оправдание запрета у нас ссылаются не на европейский опыт, а на некие «отечественные реалии» и «определенные слои общества», употребляющие суррогаты алкоголя и способные по неведению и привычке из 90-х выпить стеклоочиститель, не зная, что в них метанол.

Метиловый спирт сильный яд, 10 граммов которого при употреблении внутрь вызывают слепоту, а 30 граммов — смерть.

Однако токсичность паров у метанола одинакова с легальным изопропиловым спиртом. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/куб.м, у изопропилового спирта 10 мг/куб.м, а у этилового спирта, для сравнения, этот показатель равен 1000 мг/куб.м. По классификации, и изопропиловый спирт, и метанол относятся к третьему классу опасности (самый опасный — первый, наименее опасный — четвертый).

Если у вас остались сомнения, предлагаем вашему вниманию цитату из официального постановления Минздрава 14-летней давности:

…Использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране.

Вместе с тем, учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения, пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью, и соблюдению санитарных требований в области гигиены труда, увеличение в последнее время «социально сниженных лиц» без определенного места жительства и руководствуясь статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановляю:

1. Организациям и предприятиям запретить с 01.07.2000 производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол…

Главный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко
Постановление Минздрава РФ от 23.05.2000 N 4


Фото: Depositphotos.com


Тем не менее во многих публикациях в Сети нагнетаются страх и истерия по поводу содержащих метанол «незамерзаек», говорится о «крайней опасности вдыхания непахнущих ядовитых паров» и предлагается выбирать «незамерзайку» по запаху — чем он сильнее, тем метанола меньше. Оставим эти советы на совести авторов, а читателям со всей авторитетностью заявляем, что если метаноловую жидкость использовать по ее прямому назначению, никакого вреда она не нанесет.

Впрочем, советовать покупать контрафакт на улицах и подпольно ввозить его через границу из Финляндии не будем. Чисто теоретически, если у вас в багажнике найдут канистру с метаноловой «незамерзайкой», вас могут осудить по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности». Товар есть? Есть. Перевозка осуществляется? Да. Тем не менее на практике автомобилистов, предпочитающих не ограничивать себя из-за алкогольных пристрастий маргиналов, полиция не трогает. А уж какие у них взаимоотношения с продавцами метанола, остается только догадываться.


Фото: Depositphotos.com



Немного конспирологии

Есть мнение, что запрет на производство метилового спирта в России — это результат работы нефтяного лобби. Сторонники данной теории говорят, что изопропиловый спирт в промышленной химии получают методом сернокислотной гидратации пропилена. А вот пропилен, в свою очередь, является побочным продуктом нефтепереработки.

И теория выглядела бы стройно, если бы не любопытный факт: основным сырьем для производства метанола является синтез-газ, который добывают путем пиролиза природного газа. Конечно, от экспорта нефти российский бюджет получил в прошлом году 191 млрд долларов, а от газа — лишь 28 млрд… Но всё равно запрет метаноловой «незамерзайки» как результат победы «Роснефти» над «Газпромом» выглядит как-то странно. Пожалуй, что дело всё-таки в привычках люмпенов, массовый падеж которых государству не нужен.

Легальная вонючка

Сейчас в РФ можно законно производить и импортировать в страну только «незамерзайки» на основе изопропилового спирта. С технической, экономической и потребительской точек зрения он наихудший из всех спиртов, используемых для «незамерзаек». Изопропил имеет самую высокую температуру замерзания (— 89° С) и для получения жидкости с порогом в — 30° С его доля должна быть 50%, то есть половина от объема канистры.

При этом изопропил имеет достаточно высокую оптовую стоимость — примерно в пять раз дороже метилового. Себестоимость «честной» изопропиловой «незамерзайки», таким образом, оказывается достаточно высока, при том что кроме спирта тут к стоимости добавляются различные присадки-ароматизаторы, призванные перебить присущий изопропилу резкий запах. Кстати, безопасность для здоровья этих «отдушек» — тоже под большим вопросом.


Фото: Depositphotos.com



По магазинам

Благодаря нашему законодательству, на российском рынке «незамерзаек» образовалось как бы два полюса. На одном — дорогие изопропиловые жидкости стоимостью 400-600 рублей, реализуемые на АЗС, в престижных супермаркетах, дилерских автосервисах и т. п. На другом — продаваемые на рынках, трассах или через Интернет дешевые «незамерзайки» на метаноле ценой 100-200 рублей, производимые фактически подпольно.

Таким образом, выложив 500 рублей за 5-литровую канистру — 30° С потребитель получает полностью легальный продукт, где относительно гарантируется соблюдение порога застывания жидкости и применение в ней качественных ПАВ и красителей, которые не будут разъедать пластики и резину в магистралях стеклоомывателя. Но всё равно дышать придется пахучим изопропиловым «лимоном» или «сосной».

С другой стороны, у содержимого подпольно сделанной метаноловой баклажки за 150 рублей никакого едкого запаха не будет. Но какие ядреные ПАВ намешали туда и водой из какой канавы разбавляли — этого не знает никто. Не гарантируется и соблюдение порога замерзания.

Кстати заметим, что замерзание жидкости раньше заявленной температуры — это одна из самых неприятных «засад». Зимние «омывайки» достаточно редко замерзают в лед и рвут магистрали (если только совсем «паленка»), однако получившаяся снегообразная масса хоть и не выведет систему из строя, но и пользоваться омывателем тоже не даст. Особенно долго растворяется такой «снег» в длинных магистралях омывателей фар и стекла задней двери.




Некую лотерею представляет собой и средний сегмент «незамерзаек» ценой от 200 до 400 рублей за 5 литровую канистру — 30° С. Здесь для снижения своих затрат и достижения конкурентной розничной цены производители экономят на всем: используют более дешевые ПАВ, красители и «отдушки», добавляют моноэтиленгликоль (он же этиленгликоль, он же МЭГ) или же негласно и без указания на этикетке — всё тот же метиловый спирт. Либо, что хуже всего, просто недоливают изопропил, и такая жидкость замерзает раньше, чем указано на упаковке. Тут уж всё зависит от производителя, его стремления к прибыли и отношения к своей продукции и ее покупателям.

Что в итоге?

Дать внятный совет по выбору «омывайки» сложно. Как видите, изопропиловые жидкости неприятно пахнут, а метаноловые — нестабильны в своем качестве и нелегальны. Выводы можно делать самостоятельно, исходя из своих жизненных приоритетов.


Фото: Depositphotos.com


Поделиться: 0 5 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
lublu_svou_rabotu

незнаю,я так боюсь всей этой химии, что ей можно отравится, сто раз изучила всю информацию прежде чем выбрала антифриз каким будем пользоваться, не хотелось бы детей травить ужасными запахами в салоне, в итоге заливаем наш русский кулстрим, вроде довольны, голова по крайней мере не болит от него и не тошнит

eugene_lynch

Не путайте антифриз и омывайку, это немножко совсем разные вещи. Скажем так, антифриз нам нюхать не придется вообще (если с машиной все в порядке)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

615 0 0
Статьи / Финвопрос
Проект Aurus: за чей счёт этот «Кортеж», куда делись арабы, и при чём здесь УАЗ?

В 2018 году, спустя пять лет после начала проектных работ по «Кортежу», нам показали седан Aurus на Московском автосалоне, а чуть раньше Путин проехал на версии «лимузин». Автомобили до сих пор не прошли сертификацию,…

2123 7 1
Статьи / Интервью
Юта Такахаси, Suzuki: «Мы начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России»

С генеральным директором «Сузуки Мотор Рус» говорим о 10-летней гарантии на Vitara, удручающих результатах нового Jimny в Euro NCAP, перспективах Suzuki Crossby и Lapin на российском рынке и поставкам серийной версии…

1675 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

400 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2350 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: иголки в муфте редуктора и проклятие задней двери

Кроссовер CX-9 — настоящий типично американский “автобус”: с моторами V6, просторным салоном и… не самой низкой ценой. У нас такие огромные машины обычно ценят, хотя Мазде не хватает прилагающегося к размерам престижа.…

2359 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

35728 34 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29114 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Король на безрыбье: первый тест-драйв нового универсала Kia Ceed SW

Ceed SW – самый популярный универсал С-класса на российском рынке. Правда, конкурентов у него немного – «универсальный» Ford Focus да Skoda Octavia Combi. Новый Ceed SW уверенно обошёл соперников по объёму багажника, а…

20253 3 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31236 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18341 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14598 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42418 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35236 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

20539 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57068 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

47973 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45290 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?