Пить нельзя – нюхать можно: о безопасности метаноловой «омывайки»

99496 2 10

Скоро 15 лет, как незамерзающая жидкость на основе метанола находится вне закона, и мы вынуждены пользоваться дорогим и пахучим изопропилом. Разбираемся, в чем причина запрета и какую жидкость лучше выбрать.

 

Фото: Depositphotos.com

Для начала вспомним про основные компоненты незамерзающих жидкостей для омывателя. Это вода, поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые отвечают за очистку стекла, красители, «отдушки»-ароматизаторы и температурные модификаторы — этиловый, метиловый или изопропиловый спирты, а также моноэтиленгликоль, не дающие жидкости замерзнуть и отвердеть.

О-аш!

Наилучший термомодификатор — этиловый спирт, он же этанол, он же «пищевой» или «водочный» спирт. По всем показателям (безопасность, себестоимость, температура замерзания) он превосходит метиловый и изопропиловый, но в России акцизный сбор на его использование столь велик, что отечественные производители «незамерзаек» от него отказались. Как исключение иногда в продаже встречаются «премиальные» этаноловые «незамерзайки» по цене порядка 1 500 рублей за 5-литровую канистру.

Опасный метанол?

Немногим уступает этанолу по техническим критериям метиловый спирт, он же метанол, он же древесный спирт. Метанол в РФ не облагается акцизами и по оптовой стоимости относительно дешев (от 12 до 17 тысяч рублей за тонну, в зависимости от производителя и условий поставок), имеет низкую температуру замерзания (— 97,8°С) и, в отличие от изопропилового спирта, не имеет ярко выраженного запаха.

Однако в России с 2007 года метанол для использования в качестве компонента автомобильных жидкостей запрещен — такие составы нельзя ни производить, ни импортировать в РФ. Между тем в странах ЕС, в частности, близких нам Финляндии и Эстонии, метаноловые «незамерзайки» производятся и продаются без ограничений.

Фото: Depositphotos.com


Правда, в оправдание запрета у нас ссылаются не на европейский опыт, а на некие «отечественные реалии» и «определенные слои общества», употребляющие суррогаты алкоголя и способные по неведению и привычке из 90-х выпить стеклоочиститель, не зная, что в них метанол.

Метиловый спирт сильный яд, 10 граммов которого при употреблении внутрь вызывают слепоту, а 30 граммов — смерть.

Однако токсичность паров у метанола одинакова с легальным изопропиловым спиртом. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/куб.м, у изопропилового спирта 10 мг/куб.м, а у этилового спирта, для сравнения, этот показатель равен 1000 мг/куб.м. По классификации, и изопропиловый спирт, и метанол относятся к третьему классу опасности (самый опасный — первый, наименее опасный — четвертый).

Если у вас остались сомнения, предлагаем вашему вниманию цитату из официального постановления Минздрава 14-летней давности:

…Использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране.

Вместе с тем, учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения, пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью, и соблюдению санитарных требований в области гигиены труда, увеличение в последнее время «социально сниженных лиц» без определенного места жительства и руководствуясь статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановляю:

1. Организациям и предприятиям запретить с 01.07.2000 производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол…

Главный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко
Постановление Минздрава РФ от 23.05.2000 N 4


Фото: Depositphotos.com


Тем не менее во многих публикациях в Сети нагнетаются страх и истерия по поводу содержащих метанол «незамерзаек», говорится о «крайней опасности вдыхания непахнущих ядовитых паров» и предлагается выбирать «незамерзайку» по запаху — чем он сильнее, тем метанола меньше. Оставим эти советы на совести авторов, а читателям со всей авторитетностью заявляем, что если метаноловую жидкость использовать по ее прямому назначению, никакого вреда она не нанесет.

Впрочем, советовать покупать контрафакт на улицах и подпольно ввозить его через границу из Финляндии не будем. Чисто теоретически, если у вас в багажнике найдут канистру с метаноловой «незамерзайкой», вас могут осудить по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности». Товар есть? Есть. Перевозка осуществляется? Да. Тем не менее на практике автомобилистов, предпочитающих не ограничивать себя из-за алкогольных пристрастий маргиналов, полиция не трогает. А уж какие у них взаимоотношения с продавцами метанола, остается только догадываться.


Фото: Depositphotos.com



Немного конспирологии

Есть мнение, что запрет на производство метилового спирта в России — это результат работы нефтяного лобби. Сторонники данной теории говорят, что изопропиловый спирт в промышленной химии получают методом сернокислотной гидратации пропилена. А вот пропилен, в свою очередь, является побочным продуктом нефтепереработки.

И теория выглядела бы стройно, если бы не любопытный факт: основным сырьем для производства метанола является синтез-газ, который добывают путем пиролиза природного газа. Конечно, от экспорта нефти российский бюджет получил в прошлом году 191 млрд долларов, а от газа — лишь 28 млрд… Но всё равно запрет метаноловой «незамерзайки» как результат победы «Роснефти» над «Газпромом» выглядит как-то странно. Пожалуй, что дело всё-таки в привычках люмпенов, массовый падеж которых государству не нужен.

Легальная вонючка

Сейчас в РФ можно законно производить и импортировать в страну только «незамерзайки» на основе изопропилового спирта. С технической, экономической и потребительской точек зрения он наихудший из всех спиртов, используемых для «незамерзаек». Изопропил имеет самую высокую температуру замерзания (— 89° С) и для получения жидкости с порогом в — 30° С его доля должна быть 50%, то есть половина от объема канистры.

При этом изопропил имеет достаточно высокую оптовую стоимость — примерно в пять раз дороже метилового. Себестоимость «честной» изопропиловой «незамерзайки», таким образом, оказывается достаточно высока, при том что кроме спирта тут к стоимости добавляются различные присадки-ароматизаторы, призванные перебить присущий изопропилу резкий запах. Кстати, безопасность для здоровья этих «отдушек» — тоже под большим вопросом.


Фото: Depositphotos.com



По магазинам

Благодаря нашему законодательству, на российском рынке «незамерзаек» образовалось как бы два полюса. На одном — дорогие изопропиловые жидкости стоимостью 400-600 рублей, реализуемые на АЗС, в престижных супермаркетах, дилерских автосервисах и т. п. На другом — продаваемые на рынках, трассах или через Интернет дешевые «незамерзайки» на метаноле ценой 100-200 рублей, производимые фактически подпольно.

Таким образом, выложив 500 рублей за 5-литровую канистру — 30° С потребитель получает полностью легальный продукт, где относительно гарантируется соблюдение порога застывания жидкости и применение в ней качественных ПАВ и красителей, которые не будут разъедать пластики и резину в магистралях стеклоомывателя. Но всё равно дышать придется пахучим изопропиловым «лимоном» или «сосной».

С другой стороны, у содержимого подпольно сделанной метаноловой баклажки за 150 рублей никакого едкого запаха не будет. Но какие ядреные ПАВ намешали туда и водой из какой канавы разбавляли — этого не знает никто. Не гарантируется и соблюдение порога замерзания.

Кстати заметим, что замерзание жидкости раньше заявленной температуры — это одна из самых неприятных «засад». Зимние «омывайки» достаточно редко замерзают в лед и рвут магистрали (если только совсем «паленка»), однако получившаяся снегообразная масса хоть и не выведет систему из строя, но и пользоваться омывателем тоже не даст. Особенно долго растворяется такой «снег» в длинных магистралях омывателей фар и стекла задней двери.




Некую лотерею представляет собой и средний сегмент «незамерзаек» ценой от 200 до 400 рублей за 5 литровую канистру — 30° С. Здесь для снижения своих затрат и достижения конкурентной розничной цены производители экономят на всем: используют более дешевые ПАВ, красители и «отдушки», добавляют моноэтиленгликоль (он же этиленгликоль, он же МЭГ) или же негласно и без указания на этикетке — всё тот же метиловый спирт. Либо, что хуже всего, просто недоливают изопропил, и такая жидкость замерзает раньше, чем указано на упаковке. Тут уж всё зависит от производителя, его стремления к прибыли и отношения к своей продукции и ее покупателям.

Что в итоге?

Дать внятный совет по выбору «омывайки» сложно. Как видите, изопропиловые жидкости неприятно пахнут, а метаноловые — нестабильны в своем качестве и нелегальны. Выводы можно делать самостоятельно, исходя из своих жизненных приоритетов.


Фото: Depositphotos.com


Поделиться: 0 5 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
lublu_svou_rabotu

незнаю,я так боюсь всей этой химии, что ей можно отравится, сто раз изучила всю информацию прежде чем выбрала антифриз каким будем пользоваться, не хотелось бы детей травить ужасными запахами в салоне, в итоге заливаем наш русский кулстрим, вроде довольны, голова по крайней мере не болит от него и не тошнит

eugene_lynch

Не путайте антифриз и омывайку, это немножко совсем разные вещи. Скажем так, антифриз нам нюхать не придется вообще (если с машиной все в порядке)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

Основой легких армейских автомобилей по праву считается та самая известная «эмка» — легендарный 50-сильный заднеприводный седан ГАЗ М-1 и его производные версии, о которых мы уже рассказывали. Теперь перед вами статья об…

194 0 0
Статьи / Тесты
Шестерни и синхроны: тест на знание автомобильных трансмиссий

Если вы уже успели проверить свои знания о двигателях внутреннего сгорания в целом  и дизелях в частности , то сегодня мы предлагаем вам окунуться в дебри шестерёнок, синхронизаторов и фрикционов. На этот раз наш тест…

1337 0 0
Статьи / Практика
Как завести автомобиль, если села батарейка в брелоке сигнализации?

Как быть, если вдали от цивилизации у вас «умерла» батарейка в брелоке сигнализации? Магазинов поблизости нет, запасной батарейки тоже, а пользоваться аварийной разблокировкой сигнализации через кнопку «valet» вы не…

29895 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

1692 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1307 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS-Class II c пробегом: новый V6 со старыми проблемами ГРМ и V8 c шансами на задиры

CLS второго поколения, отличающийся куда большим разнообразием версий в сравнении с первым (тут и полный привод, и даже универсалы), на поверку оказался машиной в целом не очень ломучей, однако требующей внимательного и…

2797 8 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

74991 19 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49437 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38422 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

33422 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24181 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6688 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60377 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16483 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15217 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

81065 1 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

76833 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63317 4 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?