Почему Правила дорожного движения нужно учить в школе и сдавать ЕГЭ

4245 4 10

Машина губернатора Кировской области сбила человека, но, судя по записи регистратора, человек внезапно выскочил из темноты вне перехода. Возможно, этот случай заставит чиновников пересмотреть свое отношение к юридической грамотности населения.

Редкий случай: чиновник в России сам становится жертвой правового нигилизма. Судя по свидетельствам самого Никиты Белых, сбитый человек был пьяным, шел, не смотря по сторонам, вне пешеходного перехода и не имел световозвращающих элементов.

То есть нарушил сразу три пункта ПДД: 4.1, 4.3 и 4.5. Еще раз: не имел при себе световозвращающих элементов (хотя сейчас это не требование, а рекомендация), переходил вне пешеходного перехода, хотя рядом был светофор и не оценил расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость.


Сейчас мы знаем ситуацию со слов одного участника ДТП – итоговую картину прояснит следствие. Но мне кажется, что это неплохой повод подумать о необходимости всеобщей юридической грамотности и, в частности, об обязательном изучении ПДД.

Безграмотность пешеходов

Я тут недавно провел опрос среди своих друзей и знакомых. Никто не смог похвастаться знанием ПДД: одни их просто не читали, другие помнили что-то смутно. Не верите? Спросите своих знакомых – водителей и пешеходов. Уверен, что 99% не отягощенных водительским удостоверением считают, что они не обязаны знать Правила. Но это не так! Есть целая глава 4 и глава 5, которые посвящены пешеходам и пассажирам.

Хорошо, если незнание ПДД никогда не сыграет с вами дурной шутки. А ведь бывает иначе! Как-то раз подвозил женщину лет пятидесяти. К машине она подошла, сильно хромая, опираясь на палочку. На вопрос, что случилось, охотно рассказала, что ее сбила машина на пешеходном переходе, водитель виноват и скоро суд.

В процессе разговора выяснилось, что дорожно-транспортное происшествие произошло на дороге с 4 полосами. В первой полосе, пропуская пешеходов, остановился автобус, и женщина уверенно переходила дорогу, а на второй полосе водитель не остановился и… сбил ее. Возмущению, конечно, не было предела, и собственная правота женщины была непоколебима: «Я же шла по пешеходному переходу!». Мой вопрос о знании и чтении ПДД вызвал практически агрессию – я же пешеход! Продолжаю выяснять подробности, спрашиваю: «А Вы посмотрели, нет ли машин за автобусом?». Ответ: «Зачем? Я же на пешеходном переходе! Как же я буду смотреть из-за автобуса, шею выворачивать, что-ли?!».

Конечно нет, только теперь вы инвалид и всю оставшуюся жизнь будете ходить с палочкой… И водителя осудят, и компенсацию он вам заплатит, но от этого жить станет немногим легче.


Фото: depositphotos.com



А что же показывает официальная статистика? За первые 3 месяца 2015 года с участием пешеходов произошло 12 085 дорожно-транспортных происшествий, погибло 1 370 и ранено 11 281 человек, в том числе по вине пешеходов – 5 112 ДТП, в них погибло 921 человек и 4 326 ранено. Отдельно выделю строку про ДТП, произошедшие на пешеходном переходе: всего 4 258, погибло 227 и ранено 4 259 человек.

То есть в день гибнет более 15 человек! И в основном из-за собственной элементарной невнимательности и отсутствия знаний Правил дорожного движения. Если же учесть поломанные судьбы, психику водителей и их семей, участников этих ДТП, картина вообще становится ужасной…

А что же водители?

Водители сами «хороши». Вот вы, наверняка водитель. Проведите сейчас сами с собой «честный» тест. Ответьте без подготовки хотя бы про правила остановки. Сколько метров от вашего автомобиля должно быть до пешеходного перехода, до границы перекрестка, до сплошной линии разметки и до остановки общественного транспорта? Внимание: ниже спойлер.




До пешеходного перехода – 5 метров (при этом можно ставить сразу после «зебры»). До границы перекрестка – тоже 5 метров, при этом на противоположные от пересечения стороны Т-образных перекрестков это не распространяется. До сплошной линии разметки, разделительной полосы или встречной полосы – 3 метра. А до остановки общественного транспорта (то есть до соответствующей разметки или знака) – 15 метров, причем как «до», так и «после».

Все правильно ответили? Поздравляю: вы – из когорты избранных, кто знает ПДД. Не все правильно ответили? Тоже немудрено, так как, будем честными, теоретического курса ПДД в автошколе – маловато для того, чтобы Правила отложились в голове как следует. Не говоря уже о том, что талант преподавателей теории часто оставляет желать лучшего, а некоторые вообще на занятия не ходят, а зачеты покупают. Да-да, бывает и такое.




Что же делать?

Для формирования культуры знания и выполнения требований Правил дорожного движения нужно построить систему обучения, начиная с детского сада. Не претендую на звание крупного специалиста в области педагогики, но вот примерный список мер, которые можно было бы предпринять.

  1. Ввести обязательное обучение ПДД в детском саду с 4-х лет в виде познавательных занятий и игр. Чтобы к поступлению в школу ребенок обладал элементарными знаниями о ПДД, взаимном уважении участников дорожного движения, общих положениях, обязанностях пешеходов и пассажиров, правилах перехода улиц, перекрестков, сигналах светофора и регулировщика, дорожных знаках. Ведь дети даже в этом возрасте являются участниками движения!
  2. Ввести в школьную программу обязательный предмет ПДД. Чтобы к окончанию школы ребенок знал Правила практически наизусть, включая основы юридической грамотности и конституционные права и обязанности.
  3. Разработать экзаменационные билеты специально для пешеходов.
  4. Во время обучения в школе организовать проведение ежегодных олимпиад и конкурсов, с получением преференций для поступающих в профильные ВУЗы МВД.
  5. Доработать и сделать обязательным к применению Стандарт об использовании световозвращающих элементов на детской, подростковой и взрослой одежде.
  6. Установить единое требование для оборудования специальных площадок для практического изучения ПДД в детских садах, школах, автошколах и профильных учебных заведений.
  7. Ввести юридическую грамотность как обязательный предмет для тестирования в рамках ЕГЭ.



Согласитесь, странно: выпускники школ знают основы органической химии, способны порассуждать о корпускулярно-волновой природе света и о романтизме в творчестве Лермонтова. Но при этом не знают элементарных правил, необходимых для элементарного выживания.

Веры в то, что в Госдуме вдруг прозреют и тут же примут нужный закон, у меня нет. Но мне интересно: может быть, Никита Белых как человек, пострадавший от несоблюдения ПДД пешеходами, в рамках Кировской области запустит эксперимент с обязательным изучением основ юридической грамотности?


Читайте также:



Поделиться: 0 6 0 2 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вадим, ваша пассажирка с тросточкой была права!

"14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость".

алекс павлович

Андрей "умоляю вас " только не ЕГЭ ))) Хорошо бы минимальный уровень знаний дать ученикам в школе о законах и пдд так же. Но опять же это в образовании игнорируют.

алекс павлович

На сколько известно , сотрудники полиции обязаны регулярно проводить "ликбез" в школах ( по крайней мере в Москве так ), но их отношение к возложенным обязанностям .. , в общем желает что бы они проводили мероприятия. Думаю что и в регионах есть это в образовательных программах. Но. полиция как и на дорогах страны "забила" похоже и на это. Конечно есть исключения.

Андрей Чепелев

Я думаю, что идея с ЕГЭ наиболее радикальная и правильная. Потому что это, как ни крути, а совершенно четкое и авторитетное "мерило" уровня знаний. А так-то вообще и уроки ОБЖ есть... И все вроде бы рассказывают.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

53881 2 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1240 0 3
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

297366 16 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

297366 16 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3124 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3431 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95000 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

103789 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44169 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65407 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15304 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9539 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24841 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

43793 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7314 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

104556 12 14
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

53881 2 0
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49207 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?