Рудольф Уленхаут: человек, построивший «Серебряные стрелы»

6315 0 23

Представьте себе: Эдриан Ньюи садится в формульный Red Bull собственной конструкции и проезжает круг быстрее, чем профессиональные гонщики его команды. Представили? Так вот, это было реальностью, но 80 лет назад. Сегодня мы вспомним об одном из самых выдающихся инженеров-конструкторов своего времени.

 

Ранние годы: начало карьеры в Мерседесе

Несмотря на то, что родился Рудольф Уленхаут в Лондоне, большую часть своей жизни он прожил в Германии. Отец в будущем гениального инженера был крупным немецким банкиром, который познакомился со своей женой, коренной англичанкой, во время одного из деловых визитов в эту страну. Прожив в Лондоне до достижения ребенком возраста трех лет, Уленхауты переезжают в Баварию.

Молодой Рудольф успешно учился в школе, а после окончания оной поступил в Политехнический институт Мюнхена по специальности «машиностроение». Уже в институте Уленхаут проявлял конструкторские способности и участвовал во многих внутриинститутских кружках. В 1931 году, почти сразу после окончания, он начинает работать в экспериментальном отделе Mercedes-Benz. Первой серьезной работой для него стало доведение до серийного производства прототипа Mercedes 170V, а также создания на его базе первого в мире серийного автомобиля с дизельным двигателем – Mercedes 260D.

Mercedes 260D


Уже спустя три года после начала работы в отделе он получает должность начальника отдела управления окончательной отделки, а в 1936 году – должность руководителя гоночного отделения компании. На новом посту перед Уленхаутом встала непростая задача: устранить недостатки гоночного болида Mercedes W25. Заводские гонщики были недовольны управляемостью «Серебряной стрелы», но все они проявлялись только на больших скоростях. Уленхаут сам сел за руль, чтобы лично почувствовать недостатки машины, выявленные спортсменами.

Как он сам и говорил позднее: «чтобы понять гонщика, я должен оказаться на его месте сам». Рудольф проехал на Северной петле Нюрбургринга множество кругов, чтобы понять жалобы, которые были высказаны гонщиками. Как потом вспоминал сам Уленхаут, это была «ужасающая стажировка»: на первых кругах инженер приноравливался к своенравному автомобилю, но, привыкнув, стал ездить на скоростях, близких к гоночным. Все изменения, внесенные в конструкцию машины, также обкатывались на опытной машине самим Уленхаутом, а результатом его трудов стала новая «Серебряная стрела» W125, на которой Рудольф Каррачиола в 1937 году стал чемпионом Европы.


«Серебряная стрела» W125



В отличие от W25 cо сложной задней независимой подвеской, W125 имела полузависимую балку типа «де-Дион», оказавшуюся более надежной, и рядную «восьмерку» объемом 5,66 литра мощностью 650 л.с., причем двигатель работал на сложной смеси бензина и спирта. Под руководством Уленхаута был разработан и следующий болид команды – «Серебряная стрела» W154, оснащенная уже 12-цилиндровым V-образным двигателем мощностью свыше 700 л.с., которая под управлением Каррачиолы успешно громила всех конкурентов на трассах кубка Европы 1938 года.

Под руководством Уленхаута был построен и рекордный автомобиль на базе W125. Машина, снабженная двенадцатицилиндровым двигателем с двумя механическими нагнетателями и обладавшая мощностью свыше 900 л.с., имела обтекаемый кузов, похожий на каплю, что позволило Каррачиоле в январе 1938 года на автобане Франкфурт-Дармштадт показать скорость в 432 км/ч. Позже в попытке побить этот рекорд на специально подготовленном Auto-Union V16 погиб Берндт Роземайер.

По воспоминаниям босса команды Mercedes Альфреда Нойбауэра, «только Уленхаут может проехать по трассе на машине Гран-при на гоночной скорости. Он может не прислушиваться к мнению гонщиков и знает всё сам, исходя из собственного опыта». Нойбауэр, хоть и был слегка недоволен вторжением в своё поле, был безусловно рад иметь такого коллегу. С началом Второй мировой спортивная программа Mercedes была закрыта, и Уленхауту поручили заниматься адаптацией авиационных двигателей к арктическим температурам.


«Серебряная стрела» W125


Непобедимый 300 SLR – послевоенный взлет спортивных Мерседесов

Для возрождения гоночной программы Mercedes в 1954 году Уленхаут создает новый гоночный отдел, который возглавил Уолтер Костелецки. Новинкой стал предварительный анализ выступления на трассе. Сначала составлялась максимально точная карта трассы, затем оценивалась тормозная дистанция и скорость вхождения в поворот. Максимальная скорость высчитывалась по данным аэродинамики, сопротивления качению и дистанции для разгона. В результате скрупулезного анализа, проведенного с истинно немецкой педантичностью, часто аналитическая оценка времени на круге отличалась от реальных замеров во время гонки не более чем на один процент. По результатам аналитики было решено создать обтекаемое шасси для W196 с закрытыми крыльями колесами. На скоростных трассах такая машина была быстрее своих конкурентов на 15-20 км/ч благодаря лучшему коэффициенту сопротивления воздуха.

Уленхаута заявляли на Гран-при как запасного гонщика, для того, чтобы дать ему возможность водить машины во время практики на трассе. Если возникали какие-то сомнения, Уленхаут делал несколько кругов на максимальной скорости – без шлема и специальной экипировки, затем возвращался в боксы и разбирался с возникшим вопросом. Иногда он тестировал автомобиль настолько долго, что до старта самой гонки могли остаться считанные минуты.


Непобедимый 300 SLR



По словам самого Рудольфа, он отлично знал три трассы – Нюрбургринг, Хоккенхайм и Монцу. Именно на Северной петле он в 1954 году проехал свой легендарный круг, обогнав Хуана-Мануэля Фанхио на 3,5 секунды. По его собственным воспоминаниям, он не думал о рекордах, а выехал на трассу из-за того, что переел за ланчем и решил, что несколько кругов помогут пищеварению. Сам Уленхаут никогда не признавал значимости этому подвигу, говоря, что Фанхио выкладывался на полную только в борьбе, и если бы они соревновались, победа была бы за аргентинцем. Кстати, впоследствии именно Фанхио приложил руку к детищу Горацио Пагани.

Вскоре после W196 под руководством Уленхаута был создан 300 SLR, спроектированный под влиянием идей и конструкторских решений, примененных на гоночном 300 SL c дверями типа «крыло Чайки» 1952 года. Тогда из-за особенностей конструкции трубчатой рамы пороги на машине оказались огромными, ввиду чего пришлось спешно придумывать конструкцию дверей, позволявших проникнуть в салон машины. Именно Уленхауту пришла в голову мысль сделать механизм дверей, открывающийся вверх, который впоследствии и получил собственное название «крыло чайки».


Непобедимый 300 SLR


Позднее эту конструкцию применили на новом гоночном автомобиле Mercedes 300SL, оснащенном рядной «шестеркой» с механическим впрыском топлива, к которому Уленхаут также приложил руку. Официальный импортер автомобилей Mercedes Макс Хоффман, увидев машину вживую, убедил представительство фирмы в необходимости дорожной версии машины с такими дверями, заверив всех, что готов продать в США 1 000 купе. Обладателями купе с «дверьми-крыльями» стали такие знаменитости как Элвис Пресли, Пабло Пикассо, принц Пакистана Ага-хан и многие другие. Но вернемся к 300 SLR.

В основе конструкции автомобиля – стальная пространственная трубчатая рама весом всего 50 кг, на которую навешивались внешние панели из магниевого сплава «Электрон». Под капотом открытой баркетты разместили трехлитровый рядный восьмицилиндровый двигатель с механическим впрыском топлива, двумя свечами на цилиндр и системой смазки с сухим картером мощностью 310 л.с., в паре с которым работала пятиступенчатая механическая коробка передач.

Для улучшения развесовки блок цилиндров был установлен с наклоном на 33 градуса влево. Еще одной интересной особенностью мотора стал так называемый десмодромный механизм газораспределения, где клапаном управляет специальный привод, включающий в себя два распределительных вала (один на закрытие, второй на открытие клапана) с кулачками особой формы и два коромысла, обеспечивающих привод клапана. Десмодромный механизм позволял предотвратить зависание клапанов (то есть неполное закрытие клапана при достижении поршнем верхней мертвой точки). Зависание могло возникнуть из-за высоких оборотов коленвала и инерции клапана и привести к поломке двигателя, например, из-за столкновения поршня и клапана. К слову, сейчас такие системы применяются только на гоночных мотоциклах итальянской фирмы Ducati из-за высокой стоимости и сложности обслуживания, а также высокого уровня шума.


Непобедимый 300 SLR



Двигатель питался смесью из 75% высокооктанового бензина, 15% процентов метанола и 10% бензола, при этом во время гонки автомобиль поглощал около 35 литров топлива на контрольные 100 км. Штатный бензобак вмещал 165 литров бензина, а для 1 000-мильной гонки Mille Miglia на машины установили огромный бак емкостью 350 литров. В этой гонке в 1955 году приняли участие сразу четыре автомобиля Mercedes 300 SLR под управлением Хуана Мануэля Фанхио, Стирлинга Мосса, Карла Клинга и Ганса Геррманна. В результате гонку выиграл Стирлинг Мосс на машине с номером 722, промчавшись 1 609 километров вместе с напарником Дэнисом Дженкинсоном за рекордные 10 часов 7 минут и 48 секунд со средней скоростью 157,65 км/ч.

Не обходилось и без проблем. На 300 SLR установили огромные барабанные тормоза, которые в сложных условиях гонки часто перегревались и заклинивали. На Гран-при Аргентины 1955 года такая неприятность произошла у Мосса. На замену барабана времени уже не хватало, поэтому Уленхаут придумал просто залить туда целый литр масла. Затея сработала на отлично, а впоследствии на некоторые особо сложные гонки ставили систему, которой с передней панели управлял сам пилот, впрыскивающую на барабаны смазку, если тормоза начинало подклинивать. Впоследствии Уленхаут разработал гидравлический воздушный тормоз для 300 SLR, который значительно увеличивал прижимную силу на задние колеса и дотормаживал автомобиль на высокой скорости.

«Голубое чудо»

Уленхауту было недостаточно скорости, с которой трейлер вез гоночные машины на трек, поэтому под его руководством, а также по личной просьбе Альфреда Нойбауэра, которому, собственно, и потребовался скоростной автовоз, был разработан специальный грузовичок-автовоз Mercedes-Benz Renntransporter, построенный в 1954 году. Главным требованием стала максимально быстрая перевозка гоночных автомобилей с одного трека на другой, а также на завод. Выкрашенный синей краской грузовик за свои способности почти сразу получил прозвище «Голубое чудо» (Blue Wonder), с которым и вошел в мировую автомобильную историю.


Mercedes-Benz Renntransporter


Машина представляла собой микс из деталей от многих серийных Мерседесов тех лет. За основу взяли удлиненную платформу купе Mercedes 300S W188, сама кабина использовала ряд элементов от Mercedes-Benz 180 W120, а силовая установка целиком и полностью позаимствована у 300 SL Gullwing. Рядная «шестерка» с механическим впрыском топлива мощностью в 215 л.с., сагрегатированная с четырехступенчатой «механикой», шутя разгоняла пустой Renntransporter до 170 км/ч, а вот нагруженное гоночным болидом «Голубое чудо» имело максимальную скорость чуть ниже – 160 км/ч. Долгое время автовоз использовался на испытаниях новых автомобилей, в 1967 году планировалась его передача в заводской музей, но машина была порезана по приказу самого Уленхаута, из-за того, что на втором этаже музея, где планировалось установить Renntransporter, оказалось слабое перекрытие.


Mercedes-Benz Renntransporter


Автомобиль был восстановлен в начале 1990-х по фотографиям двумя энтузиастами – Тимом Камишильте и Мартином Шготтом, которые собрали «Голубое чудо» из подходящих деталей практически на коленке. Как и в оригинале, шасси позаимствовали у Mercedes 300S, а кабину собрали из деталей от Mercedes 180. Двигатель и коробка передач также были взяты у Mercedes 300SL. Титанический труд восстановления занял 8 лет, после чего автовоз занял почетное место в новом музее Mercedes-Benz.


Mercedes-Benz Renntransporter



Собственный «Uhlenhaut Coupe»

После закрытия гоночной программы концерна из-за страшной аварии Пьера Левега на Ле-Мане 1955 года, унесшей 83 жизни, включая гонщика, Уленхаут разработал на базе родстера 300 SLR дорожный автомобиль класса гран туризмо. Машина, получившая имя Uhlenhaut Coupe, изначально предназначалась для гонок и отличалась от гоночного прототипа только закрытым кузовом. При этом она оснащалась той же рядной «восьмеркой» с механическим впрыском топлива, десмодромными клапанами и сухим картером, развивавшей мощность 310 л.с. Масса детища Уленхаута, благодаря применению внешних панелей кузова из магниевого сплава «Электрон» как и на 300 SLR, остановилась на отметке 1 117 кг.


Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe


После окончания работ было построено две машины, одной из которых после закрытия проекта долгое время пользовался для личных поездок сам Рудольф. Разумеется, гоночный автомобиль получил глушители и нормальную светотехнику, при этом его максимальная скорость превышала 280 км/ч. По одной из легенд, Уленхаут, опаздывая на важную встречу, поехал на своем купе по автобану, который уже тогда не имел никаких скоростных ограничений, и добрался от Мюнхена до Штутгарта всего за один час. Даже сейчас поездка между этими двумя городами может занять около двух часов пути.


Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe


В 1959 году Уленхаут создает подразделение пассажирских автомобилей, которое возглавляет до выхода на пенсию в 1972 году. Под его руководством создаются еще многие модели Mercedes-Benz: поучаствовал он и в создании проекта Mercedes C111 – среднемоторного суперкара, на котором обкатывались новые конструкции двигателей. Так, один из прототипов оснастили роторно-поршневым двигателем, а другой – турбодизелем.

За долгие годы работы в Mercedes-Benz Рудольф Уленхаут стал частью его истории, и даже после выхода на пенсию как мог помогал совершенствовать машины родного завода. В 1989 году он ушел из жизни в возрасте 82 лет.


Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe


Читайте также:



Поделиться: 0 19 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

1603 0 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

1747 2 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

6577 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7351 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5982 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8327 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46950 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35465 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17789 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30229 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23111 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5912 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59122 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43340 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15969 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74643 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56479 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52834 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?