Стирлинг Мосс: вечно второй

Ничто так не характеризует уровень спортсмена, как количество побед и высших титулов. Но все ли можно оценить с точки зрения цифр и регалий? Стирлинг Мосс по праву считается одним из величайших пилотов в истории, хотя чемпионом Королевских гонок он так ни разу и не стал. Честолюбивый спортсмен, истинный джентльмен и гонщик, который никогда не искал оправданий и в своих неудачах винил только себя самого. Когда в 1962 Грэм Хилл стал чемпионом Формулы-1, один из журналистов спросил у него, считает ли он себя лучшим гонщиком. «Нет. Лучший – Мосс, во всяком случае, был лучшим», ответил новоявленный чемпион.

Я ездил на самых различных машинах: малых Формулах, туристических, спортивных, Формуле-1, штурмовал мировые рекорды скорости и так далее. Для меня каждая машина особенная и в то же время похожая на все остальные. Если у нее четыре колеса, она может ехать вперед и назад, если на ней к тому же можно переключать передачи – прекрасно, я готов сесть за руль, если он у нее есть. А если в ней работает сцепление, и механик, которому я доверяю, говорит, что она не начнет рассыпаться прямо сейчас еще лучше, я еду.

Стирлинг Мосс

312052_38169-a-mas.jpg


С самого рождения судьба Стирлинга Мосса была предрешена. Его отец Альфред был дантистом и активно участвовал в различных гоночных сериях по обе стороны Атлантики, а мать часто отдавала предпочтение раллийным трассам вместо кухни с кастрюлями и ухода за садом. Кроме того, в лучших традициях британской элиты, миссис и мистер Мосс были одержимы скачками, посещая которые, юный Стирлинг окончательно и бесповоротно проникся соревновательным духом. И если его сестра Пэт впоследствии избрала карьеру жокея, то наш герой считал, что лошадям самое место не на ипподроме, а под капотом гоночного болида.

Когда Стирлингу стукнуло девять, отец подарил ему дряхленький Austin Seven, на котором тот нарезал круги по сельским дорожкам вокруг фамильного поместья, оттачивая свои навыки и мечтая о больших гонках. Альфред Мосс, так или иначе, прочил сыну карьеру зубного врача, но отцовским мечтам не суждено было сбыться из-за более чем посредственных результатов Стирлинга в школе. Впрочем, в семнадцатилетнем возрасте как официант тот также не состоялся, и в итоге семья окончательно забросила планы на «светлое» будущее для своего чада.


austin_7_2-seater_tourer_1.jpg

На фото: Austin Seven


Первым «настоящим» гоночным автомобилем Мосса стал Cooper 500, на котором он довольно успешно выступал в скоростных подъемах в гору, но, как часто бывает, вскоре 500 перестал удовлетворять амбиции начинающего спортсмена. Стирлинг разузнал у местных ребят, где находится завод Cooper, и как бы случайно прокатился мимо него со своим отцом. Уговорить Мосса-старшего на приобретение J600 оказалось довольно непросто, но на восемнадцатый день рождения сына глава семьи смилостивился и добавил Стирлингу денег на покупку мечты.

Индустрия автоспорта после Второй мировой войны была в глубочайшем упадке: большинство треков было разрушено, а цены на бензин вовсе не добавляли энтузиазма. Однако Мосс практически всегда находил средства на участие в еженедельных гонках, и частенько здесь не обходилось без помощи родителей.

Секретом успеха британского пилота было то, что он соглашался на все соревнования подряд за рулем всего, что попадалось под руку. В 1950 году Мосс подписал свой первый серьезный контракт с командой HWM, которой владел Лэнс Маклин. Именно в этой конюшне он делал свои первые шаги и постигал азы профессионального автоспорта. Параллельно с началом карьеры в младших Формулах Стирлинг весьма успешно участвовал в многочисленных ралли. В возрасте 21 года он впервые победил в «большой» гонке международного класса – RAC Tourist Trophy за рулем Jaguar XK120. В период с 1950 по 1961 год высший трофей этого состязания достался Моссу семь раз. Кроме того, он трижды взял кубок Alpine Rally, а в 1954 году стал первым в гонке 12 часов Себринга.


1-STIRLING-MOSS-DEBUTABA-1948.jpg

На фото: Стирлинг Мосс в Сильверстоуне за рулем Kieft, 1951 год



Многие считают, что чемпионский титул Формулы-1 так и не достался Моссу, потому что вместо того, чтобы сконцентрироваться полностью на одной гоночной серии, он вписывался во все автомобильные соревнования без разбора. Возможно, они и правы, но именно это отличало британца от большинства своих коллег по цеху: он мог пилотировать все, что имело руль и четыре колеса, на высочайшем уровне. Но давайте вернемся к Большим Призам.

В 1951 году Мосс должен был выступать за заводскую команду Ferrari, однако по прибытии на гоночный трек Энцо Феррари максимально бесцеремонно его отшил, пояснив, что, дескать, передумал и отдал машину другому гонщику. Сказать, что Стирлинга это сильно задело – ничего не сказать: он считал, что задета честь всей Англии.

Спустя десять лет он все же сядет в кокпит Ferrari и дважды выиграет RAC Tourist Trophy, но в обоих случаях автомобили принадлежали частным лицам. Мосс взял реванш в 1962 году, когда Коммендаторе пригласил уже известного к тому моменту на весь мир пилота в Модену и сделал предложение, от которого попросту не отказываются: «скажи, какой болид тебе нужен, и через полгода он будет готов». Мосс без колебаний ответил «нет», хотя перспективы были более чем соблазнительными, ведь английским конюшням на воплощение идеи в металле требовалось на то время в среднем пару лет, а Энцо действительно уложился бы в обещанный срок.


Moss_and_Ginther_at_1961_Dutch_Grand_Prix.jpg

На фото: Стирлинг Мосс, Формула-1, 1961 год



В 1955 году Мосс одержал свою первую победу на Гран-При в Эйнтри в составе заводской команды Mercedes, оставив позади своего коллегу и одного из самых титулованных гонщиков в формульной истории Хуана-Мануэля Фанхио. Позже поползут слухи, о том, что аргентинец специально уступил Моссу на родном треке в Англии, но сам Фанхио прокомментировал ту гонку следующим образом: «В этот раз он был действительно быстрее меня». Сезон закончился для Мосса первым «серебром» в карьере. В том же году он стал обладателем высших трофеев в престижнейших ралли Mille Miglia и Targa Florio. Карьера пилота уверенно набирала обороты, Mercedes был гарантом будущих побед, но после жутчайшей аварии в Ле-Мане, когда 300 SLR Пьера Левега на полном ходу вылетел на трибуны, унеся десятки жизней, немецкая конюшня надолго покинула автоспорт.

В начале следующего сезона Мосс подписал контракт с Maserati и был одним из основных претендентов на чемпионский титул, но надежность итальянских болидов была далека от совершенства, и многие Гран-При заканчивались сходом с трассы. Фанхио повторил свой прошлогодний триумф, а Стирлингу вновь пришлось довольствоваться статусом вице-чемпиона. В том же году Мосс занял второе место в Ле-Мане, после чего прозвище «Вечно второй» закрепилось за ним уже навсегда. Первенство 1957 года гонщик провел в составе британской конюшни Vanwall и трижды взбирался на высшую ступень пьедестала, но по итогам чемпионата набранных очков вновь не хватило для Кубка.




Одним из самых ярких сезонов, проведенных Моссом в Формуле-1, безусловно, является сезон 1958 года. Стирлинг одержал четыре победы против одной у Майка Хоторна, хотя разрыв по очкам между гонщиками был минимальным. Все должно было решиться на последнем этапе в Португалии. За несколько кругов до финиша у Хоторна заглох двигатель, и он был вынужден расталкивать болид в гору. Мосс, проезжая мимо, сбавил скорость и посоветовал Майку попытаться завести машину, толкая ее вниз по склону и используя заднюю передачу. Двигатель без проблем завелся, и Хоторн благополучно добрался до финиша. Однако стюарды приняли решение о дисквалификации неудачливого пилота за движение против направления гонки. За него вступился Мосс, в совершенстве владеющий регламентом, и у него получилось убедить судей, аргументировав невиновность Хоторна тем, что он совершал свой маневр вне полотна трассы. Это неслыханное благородство и верность своим принципам стоили Моссу первого места: Хоторна оправдали, и с отрывом в одно очко он стал чемпионом мира.


81812.jpg

На фото: Стирлинг Мосс за рулем Vanwall на пути к победе в Гран При Марокко, 1958 год



Позже в интервью британец признается: «Представим, что я на полкруга опережаю ближайшего соперника, стоит вдавить педаль посильнее – и машина летит как снаряд, коробка передач может и поезд с места сдвинуть, бензина и масла более чем достаточно, а покрышки можно не щадить. Если я сам не сойду с трассы, никому за мной не угнаться, а если я приду первым, то стану чемпионом мира. Знаешь, что бы я сделал? Я бы свернул в бокс, заглушил двигатель, налил бы себе чашку чая и стал бы наблюдать с обочины за ходом гонки. Нет, я, правда, бы так и сделал. Почему? Пусть уж лучше я войду в историю, как гонщик, который ни разу не завоевал чемпионский титул, чем как «однажды выигравший чемпионат». Если бы тогда я победил – это все равно ничего бы не поменяло». И в этой цитате – весь Стирлинг Мосс, вся его сущность как пилота и как личности в первую очередь.

Последующие три сезона Мосс выступал преимущественно за английские команды и собрал в свою копилку еще три «бронзы». Точкой в карьере гонщика стала ужасная авария на Glover Trophy в Гудвуде в 1962 году. Мосс месяц пролежал в коме, после чего его тело осталось частично парализованным на последующие полгода. 1 мая 1963 года после полного восстановления пилот забронировал время на кольцевой трассе в Гудвуде, чтобы испытать себя за рулем Lotus 17. Эта гонка для одного длилась минут 45. «В лучшем случае мне удалось бы показать результат, который секунды на три был бы хуже результатов для этой кольцевой трассы», – сказал Мосс. – «Мне приходилось думать. Я должен был отдавать себе приказы: здесь притормози, здесь смени передачу… И еще: раньше я видел тахометра боковым зрением, не отрывая взгляд от дороги. Да что уж там! Я видел показания тахометра, дорогу и машущего мне из толпы зрителя одновременно... Теперь это не так. Эта способность утрачена. Я решил уйти из спорта. Больше я выступать не буду». Когда Мосс произнес эти слова, со дня первой в его жизни гонки минуло пятнадцать лет.


Андрей.jpg

Андрей Чепелев

редактор Kolesa.ru

По традиции, спонтанно сложившейся при публикации прошлого биографического материала о великом гонщике Джеймсе Ханте , я коротко расскажу о том, что осталось за кадром. Стирлинг Мосс еще пару раз все-таки возвращался в гонки: в 74-м проехал часть дистанции ралли Лондон-Сахара-Мюнхен, а в 80-81-м годах откатал два сезона в британском чемпионате по турингу. И все это не считая многочисленных шоу-эвентов… Несмотря на свои 85, Стирлинг жив-здоров и по-прежнему регулярно появляется на гонках, хотя и уже не в качестве пилота. Вот, скажем, на проходящем сейчас фестивале скорости в Гудвуде он как раз выставил на аукционе собственный Porsche RS61.


15A705.JPG

На фото: Стирлинг Мосс за рулем 300 SLR со стартовым номером 722 в 2015 Mille Miglia, на участке от Римини в Рим, 15 мая 2015 года в Италии.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
10.07.2016 06:13
highway_star

Этап в Португалии 1958 года не был последним в календаре. И вообще, как это Мосс мог сказать что-то Хоторну, если он ехал впереди него?

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings