Итак, один из крупнейших автозаводов в Европе перестаёт выпускать продукцию, в цехах воцаряется тишина, штат сотрудников практически в полном составе отправляется отдыхать. В корпоративный отпуск по новым правилам заводчане уже ходили – летом 2014 года и на Новый год. Тем не менее, шатдаун пока воспринимается, как нечто из ряда вон выходящее. К тому же нынешняя остановка, сопряжённая с корпоративным отпуском, пожалуй, самая масштабная.
Николай Строков, вице-президент АВТОВАЗа по производству, отвечающий сегодня на наш вопросы, говорит, что ничего подобного за 30 лет на заводе ему видеть не приходилось. Но похожие эмоции заводчане переживали недавно, когда снимали с производства «Самару». Тогда от вида замершего конвейера становилось не по себе. Однако теперь повод более радостный, и, что называется, хлопотный – за три недели нужно не только привести весь завод в полный порядок, но и обновить.
На наших фотографиях, сделанных за несколько дней до остановки, жизнь в сборочных производствах Priora, 4x4, Kalina/Granta (и соплатформенных Datsun), а также на линии B0, выпускающей Lada Largus, Nissan Almera, Renault Logan и Sandero, идёт как обычно. Но сейчас здесь полная тишина. В пяти производствах, отвечающих за сборку автомобилей, осталось всего порядка 800 работников. Чем же они заняты?

«Будем стоять три недели, поэтому первой задачей является максимально выгнать все машины из технологии в товар», – говорит Строков. «Из технологии в товар» – то есть, все изготовленные автомобили должны покинуть цеха сборки, проезды между линиями, небольшие площадки-накопители и полностью «переехать» на товарную площадку завода. Потому что автомобили, если даже они стоят в цехе всего три дня, нуждаются в тщательном уходе – их нужно постоянно протирать от пыли, мыть и даже прятать под пологом, ведь в цехах начинаются всевозможные ремонтные работы.
В считанные часы все собранные автомобили покидают цеха. Ремонтные работы делятся на несколько уровней. Самые простые – регламентные, те, что проводятся каждые выходные, только теперь их проведут в расширенном формате. Вторая задача – отладка процесса сварки кузовов Lada Xray и проверка геометрии. Сварку навесных узлов новой модели делают на линии Приоры, а сварку всего кузова – на той самой линии «B0» где сваривают, окрашивают и собирают Ларгус, Альмеру, Сандеро… Скоро здесь пропишется и новейший ИксРей. В рамках шатдауна геометрию кузовов на этой линии будут смотреть не только по новой модели, а и по всем остальным, избавляясь от так называемых красных и жёлтых зон, где есть наибольшие проблемы.

Ещё одна категория работ – социальные. Это приведение в порядок и/или капитальный ремонт гардеробов, туалетов, душевых в цехах – как известно, президент Бу Андерссон уделяет этому вопросу большое внимание. На эти работы выделено порядка 300 миллионов рублей, однако сумма может быть несколько выше, если возникнет необходимость. В каждом из пяти автосборочных производств есть огромный «талмуд», в котором подробно прописано, что должно быть сделано по «социалке» в течение корпоративного отпуска.
Следующий важный момент – ревизия и ремонт технологического оборудования, а также демонтаж старого оборудования и перенос действующего. Сюда же включен и ремонт полов – наконец-то из цехов повсеместно убирается деревянная шашка, и теперь очередь дошла до финиша сборки линий «B0» и «Приора». Кроме того, за отпуск планируют провести работы по противопожарной безопасности, вентиляции и чистке коммуникаций – тут АВТОВАЗу помогут дочерние организации.
Система построена так, что ситуация по приведению завода в тонус отслеживается ежедневно. Пока основной штат предприятия в отпуске, ответственные за каждый участок люди контролируют работу ремонтных бригад по специальным информационным доскам. Информация на досках обновляется каждый день, а потом стекается в диспетчерскую, что даёт руководителям понимание ситуации в целом – где успеваем, где серьёзные проблемы, куда нужно перенаправить людей, и так далее. Вот чем будут заниматься оставшиеся в цехах люди на некоторых производствах:
Мероприятия в СКП Калина (в работах занято 182 человека)
- Наладка температурного режима и настройка воздушных потоков камеры грунта;
- Ремонт и замена изношенных узлов клещей и роботов в цехах сварки и окраски;
- Ремонт поворотных столов Expert автоматических линий сварки;
- Оптимизация технологии сварки и окраски, повышение эффективности работы по методике Kaizen;
- Ремонт линии контроля герметичности автомобиля.
Мероприятия в СКП 4х4 (в работах занято 73 человека)
- Модернизация системы управления сваркой;
- Ремонт механизмов перемешивания в окраске;
- Перенос оборудования;
- Работа по проекту Urban.
Мероприятия в СКП Приора (в работах занято 270 человек)
- Сварка навесных узлов под проект Xray;
- Ремонт ливневой канализации;
- Работы по заливке композитных полов;
- Ремонт камеры окраски;
- Подготовка новых проектов.
Мероприятия в СКП В0 (в работах занято 240 человек)
- Капитальный ремонт душевых;
- Ремонт напольного конвейера;
- Замена полимерного покрытия в окрасочных камерах;
- Перенос 5 постов оборудования в цехе сварки;
- Сварка кузовов под проект Xray.
В самом конце корпоративного отпуска, 14 и 15 августа (пятница и суббота) будет произведён пробный запуск оборудования, в том числе и модернизированного. Особое внимание – сварке кузовов: тут стоит задача максимального повышения точности геометрии. За последние выходные перед «рестартом» завода производится серия контрольных замеров по сварке кузова, а в воскресенье, если необходимо, по результатам этих замеров делаются корректировки техпроцесса. «И в понедельник спокойно запускаемся», – говорит Строков, хотя и чувствуется, что предстоящий запуск будет процедурой волнительной.
Руководители рангом от начальника цеха и выше отдыхают на неделю меньше, чем рабочие – всего две недели. Потом они возвращаются на свои места и проходят недельное обучение, втягиваются в процесс и готовятся к запуску производства. Когда рабочие вернутся из отпуска, руководители своим примером должны показать: пора вернуться к работе. Поэтому традиционного падения качества при массовом отпуске сотрудников на этот раз планируют избежать.
Особняком стоит производство трёхдверной Lada 4x4. Здесь остановили сварку, окраску и сборку чуть раньше остальных и на следующий день занимались культурой производства. Было принято решение, что люди остаются на своих рабочих местах и приводят их в порядок. Кроме того, проводится обучение на местах. Производственники на АВТОВАЗе стараются перенимать опыт коллег с заводов Nissan, где у рабочих принято брать в руки щётку и начинать уборку рабочего места каждый раз, когда конвейер в силу какой-либо причины хотя бы ненадолго замирает.

И, конечно, много усилий сконцентрировано на линии «В0» – именно эта линия полного цикла будет «флагманом» вазовского производства после окончания корпоративного отпуска. Именно здесь под Новый год, 15 декабря, запустится принципиально новая модель – Lada Xray. Если всё удачно будет на этом, горячем крае производства – то удачно будет и во всех остальных цехах… Итак, АВТОВАЗ выходит с летних каникул. Впереди интересная вторая половина года: как запустятся Веста в Ижевске и ИксРей в Тольятти? Будем следить за новостями.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
все конечно красиво) только родственник жены с Тольятти рассказал о таком порядке цифорок : в том году в среднем около 30 тыс., в начале этого года - около 26 тыс., последняя зарплата - 13 тыс. и отправили в отпуск (в второй за год). "Жить можно"