Удивительное путешествие Берты Бенц: первый автопробег в мире

6004 2 36
Хрупкая Берта научила мир тому, что женщина может справляться с ответственностью не хуже мужчины, заставила мужа поверить в себя и превратиться из фрика-изобретателя в легендарного пионера, а ещё родила ему пятерых детей.
 

В европейской автомобилистской среде фигура этой женщины – настоящий культ. Меж тем в России её история до сих пор малоизвестна, хотя в последние годы публикации о ней в российских СМИ всё же начинают появляться. Сайт Kolesa.ru, опубликовав материал о Карле Бенце, человеке, который был одним из изобретателей автомобиля как такового, восполняет пробел и рассказывает о женщине, без которой история самого Карла – а значит, и история первого автомобиля – могла бы не состояться вовсе. 5 августа исполняется 128 лет со дня знаменательной поездки Берты Бенц к своим родителям на автомобиле.

Сесилия Берта Рингер родилась 3 мая 1849 года в семье плотника Карла Фридриха. Это случилось в Пфорцхайме (Германия), там же Берта провела своё детство и юность. В 1870 году, находясь в доме Манштедтов на торжестве по случаю собственной предстоящей помолвки с Вильгельмом фон Манштедтом, она знакомится с изобретателем Карлом Бенцом, который вместе с компаньоном Августом Риттером представляет хозяину дома идею устройства, движущегося без лошадей. Бенц желал увлечь идеей Манштедта-старшего, чтобы тот финансировал создание такого устройства, однако на главу семьи идеи Бенца и Риттера впечатления не произвели. Но эти идеи, как и личность самого Бенца, произвели впечатление на 21-летнюю Берту Рингер – впечатление настолько сильное, что её помолвка с Манштедтом-сыном так и не состоялась.

Bertha Ringer und Carl Benz, 1870

Вместо этого Берта объявила родителям, что выйдет замуж за Карла. При этом она настойчиво просила отца ещё до свадьбы дать будущему мужу ссуду в 4 244 золотых марки, чтобы тот мог выкупить долю в «Механической мастерской Карла Бенца и Августа Риттера» в Мангейме, основанной им вместе с прежним соратником, с которым они начали расходиться во взглядах на будущее своих проектов.

Статьи / История
Как на самом деле был устроен первый автомобиль

Субтильного вида сооружение на трех колесах, по-немецки тяжеловесно наименованное Benz Patent-Motorwagen, появилось в далеком 1885 году. Работая над машиной, Карл Бенц целенаправленно создавал коммерческий...

14572 1 24

До сих пор нет единого мнения на эту семейную коллизию – то ли Берта действительно упросила отца дать жениху ссуду до свадьбы, то ли пошла ва-банк, выйдя замуж за Бенца и получив необходимую сумму в счёт приданого.

Как бы то ни было, а Бенц обрёл любовь и соратницу всей своей жизни, а также получил возможность продолжать работать над своими идеями. В то время он мечтал создать двигатель, который бы стал альтернативой и конной тяге, и уже уходящему в историю паровому мотору – таковым ведущим инженерам Европы в то время виделся уже именно ДВС, правда, пока исключительно как идея – а также приводимый этим двигателем в движение экипаж. Долгое время Бенц ищет новых партнёров, пытается сделать предприятие прибыльным, выпускает на нём замки и скобяные изделия, да попросту берётся за любой заказ, который к нему поступает. Всё, чтобы обеспечить будущее растущей семьи, в которой к 1877 году было уже трое детей – двое мальчиков и девочка.

Наконец, поршень двигается с мёртвой точки: Бенц изобретает, изготавливает и патентует двухтактный ДВС, который они вместе с супругой торжественно заводят в новогоднюю ночь нового 1879 года. А ещё через семь лет, 29 января 1886 года, пройдя череду смен партнёров и реорганизаций собственного предприятия, он патентует «Автомобиль с газовым двигателем», уже с четырёхтактным. 3 июля того же года Benz Patent-Motorwagen проходит публичные испытания на одной из улиц Мангейма. К слову, в семье Бенцов на тот момент уже четверо детей, второй из дочерей несколько лет от роду.

Берта Бенц с дочерьми Тильдой и Кларой, и с сыновьями Рихардом и Ойгеном

Берта Бенц с дочерьми Тильдой и Кларой и с сыновьями Рихардом и Ойгеном

Но до окончания трудных времён было ещё далеко. Поговаривают, что гениальный изобретатель Бенц был в гораздо большей степени инженером, нежели предпринимателем, да и консервативное немецкое общество явно не было готово к новой транспортной эре. Несмотря на шумиху, произведённую на нескольких выставках автомобилем Benz Patent-Motorwagen (в том числе на Парижской выставке в 1887 году), изобретение в течение нескольких лет продолжало восприниматься как довольно опасная и малоприменимая в реальной жизни экзотика, а сам изобретатель упрочил свою репутацию весьма чудаковатого господина.

30

По некоторым дошедшим до нас сведениям, в ходе одной из демонстрационных поездок Бенц врезался на автомобиле в стену дома. По другим данным, шум мотора машины напугал лошадь мясника, та понесла и рассыпала груз, который Бенцу пришлось выкупить, чтобы исчерпать инцидент. По третьей версии, двигатель Benz Patent-Motorwagen из-за малой надёжности карбюратора попросту взорвался на глазах столпившихся горожан. «У папаши Бенца не все дома», — судачили соседи семьи Бенцов в Мангейме. Пошёл даже слух, что «старина Карл» из-за своей повозки угодил в сумасшедший дом.

Benz Patent Motorwagen 1885
Двигатель
Цилиндры/клапаны Объем Мощность
1 954 см³ 1 л. с.

Старина Карл тем временем был дома в Мангейме. Он сидел под навесом своей мастерской и вносил бесконечные изменения в автомобиль, всё больше укрепляясь во мнении, что его изобретение слишком несовершенно и ненадёжно, чтобы быть способным преодолевать хоть сколько-нибудь значительные расстояния, став в конечном итоге заменой конной тяге. Его мечта снова уходила от него. Утром 5 августа 1888 года Бенц нашёл дома записку от супруги: «Не волнуйся, мы у мамы». Не зная, что и думать, он спустился в мастерскую и… не обнаружил автомобиля на месте.

Далее мы можем оперировать воспоминаниями очевидца, которые, отбросив всю последующую романтизацию этой истории, положим в основу описания произошедших событий – младший из сыновей Берты и Бенца, Ойген, успел при жизни поделиться подробностями того памятного дня. Тогда, в 1888 году, ему было 13 лет, а старшему брату Рихарду – 15. В то утро они с братом и мамой вывели автомобиль из мастерской, оттолкали через ворота подальше от дома, чтобы не разбудить отца шумом, и запустили двигатель. Мама решила, что они поедут проведать бабушку в Пфорцхайм.

bertha-benz

Отец Берты, увы, скончался за несколько лет до этого памятного дня, мать же находилась в добром здравии и изредка обменивалась с дочерью телеграммами. Но виделись они редко – от Мангейма до Пфорцхайма около 104 километров, и поездка на лошадях превращалось в целое путешествие. Берта решила доказать, прежде всего, своему собственному мужу, что на автомобиле, который он изобрёл, добраться до Пфорцхайма будет гораздо проще – не останавливаясь на ночлег и не меняя лошадей.

Вопреки расхожему мнению, равно как и кинематографической версии этой истории, за рулём Benz Patent-Motorwagen в тот день чаще всего находилась не Берта, а именно 13-летний Ойген, в то время как Берта с Рихардом толкали автомобиль, если возникала такая необходимость. На сложных участках, где переднее колесо (оно на первом автомобиле было одно единственное) врезалось в дёрн, растоптанный лошадьми, а также на подъёмах, в которые «моторваген» не мог забраться самостоятельно.

На фото: Benz Patent-Motorwagen

На фото: Benz Patent-Motorwagen

Кроме того, машина регулярно ломалась. Но забившийся топливопровод Берта смогла почистить с помощью шпильки для волос, вышедший из строя изолятор проводки обернула чулочной подвязкой, а «кончившийся» тормоз удалось починить у шорника (мастер, изготавливающий шоры и упряжь для лошадей), который на скорую руку изготовил тормозные накладки из кожи. Через какое-то время в баке почти закончилось топливо, но на счастье по пути попалась аптека, и мама с детьми скупили в ней весь запас лигроина – эта более тяжёлая фракция бензина использовалась в то время в основном как пятновыводитель.

Им удалось добраться до Пфорцхайма целыми и невредимыми. Ряд источников утверждает, что вся дорога заняла у них чуть меньше 12 часов, что означает, что средняя скорость на дистанции составила порядка 9 км/ч. Это примерно столько же, сколько в условиях, близким и идеальным, путешественники затратили бы, будь у них повозка, запряжённая одной или двумя лошадьми. Но суть в том, что у Бенцов, порой едва сводивших концы с концами, не было лошадей и конной повозки, считавшихся привилегией богатых людей – как не было их у миллионов простых немцев.

Они достигли городка ночью, и, согласно официальной трактовке (опять-таки, расходящейся с легендами), заночевали в гостинице, а в дом родителей Берты направились с утра. В Мангейм полетела телеграмма: «Добрались благополучно». Карл Бенц, едва только что не подписавший передачу всех своих патентов в обмен на закрытие многочисленных долгов, был вне себя от радости. Позднее он говорил, что сам никогда бы не решился на подобное.

Benz Patent Motorwagen 1885
Максимальная скорость
16 км/ч

Очевидно, понимая грандиозность предпринятого супругой шага, он и не думал упрекать её за содеянное, а в ответной телеграмме лишь попросил выслать ему приводную цепь с автомобиля, необходимую ему для скорой демонстрации потенциальному заказчику, взамен пообещав прислать другую. Спустя пять дней на гостящий в Пфорцхайме Benz Patent-Motorwagen была поставлена новая цепь, и Берта, Рихард и Ойген тронулись в обратный путь, который оказался даже несколько короче – благодаря найденной «срезке» он уложился всего в 90 километров.

Та поездка показала Бенцу, как нужно совершенствовать автомобиль – в частности, в трансмиссии вскоре появилась специальная «горная» передача для преодоления подъёмов. И случайно или нет, но после того путешествия у Карла Бенца словно выросли за спиной крылья.

Carl und Bertha Benz mit Benz-Victoria

Карл и Берта Бенц на Benz Victoria

Дела пошли на лад, и за последующие четыре года ему удалось продать 69 своих автомобилей и создать первую четырёхколёсную модель, а ещё через несколько лет запатентовать грузовой автомобиль, автобус и целый ряд узлов и механизмов, которые на следующие сто с лишним лет станут основополагающими в теории и конструкции автомобиля. В 1900 году фирма «Карл Бенц и компания» стала ведущим игроком нарождающегося автопрома, выпустив 603 автомобиля. А семья Бенцов насчитывала к тому моменту уже пятерых детей – двух сыновей и трёх дочерей.

Впереди у Карла Бенца были ещё многочисленные карьерные взлёты и падения, профессиональные успехи и неудачи… Но главную свою удачу он, пожалуй, ухватил за хвост именно тогда, 5 августа 1888 года. Точнее, это сделала для него Берта. Она совершила первую в истории поездку на автомобиле с конечной целью (читай – автопробег, а ведь до этого дня Карл решался только на короткие демонстрационные поездки), осуществила первый «заезд на автосервис» (та самая остановка у шорника), а аптека, где покупался лигроин, до сегодняшнего момента считается первой в мире заправкой для автомобилей.

Карл и Берта Бенц в 1925 году на Benz Patent-Motorwagen

Карл и Берта Бенц в 1925 году на Benz Patent-Motorwagen

Берта пережила мужа на 15 лет, уйдя из жизни 5 мая 1944 года, через два дня после своего 95-летия. Последние годы она провела в поместье в Ладенбурге, куда они с Карлом переехали в 1906 году. Сейчас она – совершенно легендарная личность. С 2008 года 194-километровая дорога, по которой путешествовала Берта с сыновьями (путь туда и обратно), является официальным туристическим маршрутом. Как сообщает сайт, посвящённый Берте Бенц, на этой «самой старой автомобильной дороге» проводятся соревнования Bertha Benz Challenge, где участвуют автомобили с альтернативными источниками энергии – ведь эра ДВС, одним из открывателей которой был Карл Бенц, постепенно уходит в прошлое. В 2011 году в Германии был снят фильм «Карл и Берта», подробно повествующий о путешествии Берты и других событиях из их жизни. А в 2013 году по аналогичному сценарию был даже выпущен комикс.

Бытует мнение, и оно охотно муссируется в русскоязычной прессе, что отправившись в то путешествие, Берта, кроме всего прочего, осуществила гениальную пиар-акцию, которая и позволила супругу сделать своё изобретение коммерчески успешным. Можно понять, почему столь широкое распространение получила именно такая трактовка истории – она весьма изящно ложится в повествование – но, пожалуй, это не более, чем красивая легенда. По крайней мере, в рекламных материалах тех лет, рассказывающих о продукции Бенца, упоминания о путешествии Берты отсутствуют. Да и люди, встреченные Бертой, Ойгеном и Рихардом в поездке, едва ли были так уж ошарашены их появлением.

Во-первых, они были бюргерами или крестьянами, весьма занятыми августовскими хозяйственными делами, а во-вторых, на этой дороге, идущей недалеко от нескольких промышленных центров и механических мастерских, местные жители уже много на что насмотрелись – прежде бывали здесь и экстравагантные господа на машинах с паровым двигателем, и чудаки на велосипедах-пауках. Когда Берта с сыновьями останавливалась из-за очередной поломки, местные жители действительно проявляли интерес, но по большей части это был интерес зевак, которые сдабривали встречу репликами вроде «Ну, теперь уж точно конец вашей кляче».

ampnet_photo_20160125_111681

Но что же на самом деле сделала Берта Бенц? Её поступок по тем временам был совершенно немыслимым, вопиющим – женщины того времени не могли бы позволить себе и малой доли того, что она «учудила». По выражению некоторых современников, она вообще «редко вела себя, как настоящая леди» (стоит вспомнить только историю с помолвкой, отменённой в последний момент), но сейчас говорят, что она стала чуть ли не первым примером женщины, не являющейся всегда и по умолчанию тенью своего супруга, а имеющей право на собственные решения и поступки.

И при этой «своенравности», как ни парадоксально, Берта была тем самым тылом – не формально закреплённым многолетней традицией, а совершенно реальным – на который супруг всегда мог опереться. И в определённый момент это сыграло ключевую роль – пожалуй, Берта решилась на свой вояж в момент максимальной неуверенности Карла Бенца в своих силах. Берта стала, если угодно, той самой «шеей», которая повернула «голову» в нужном направлении. Вот и всё.

Берта Бенц и сыновья Рихард и Оген

Берта Бенц и сыновья Рихард и Оген

Поделиться: 17 17 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

В одном из мерседесовских автосалонов в Киеве видел реплику того самого первого автомобиля Карла Бенца. Честно говоря, лично на меня даже она произвела огромное впечатление.... Самобеглая повозка разительно отличалась по конструкции от того, что мы сейчас знаем, под именем автомобиль и уж тем паче современный автомобиль...
Иннокентию огромное спасибо за статью - очень порадовала... За вложенный фильм тоже респект - посмотрел с удовольствием. И другим настоятельно рекомендую...

Большое спасибо за интересный материал! Как здорово, что сохранились такие качественные снимки.. Молодцы немцы - умеют хранить свою историю

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

3794 4 0
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

2687 3 0
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

13747 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2545 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

3238 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

4009 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41410 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15553 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12592 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27237 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21741 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4619 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57623 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41786 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17124 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72241 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55893 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55012 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?