За руль в 15 лет: как учатся на права и ездят в Новой Зеландии

6190 13 16

По закону в Новой Зеландии на получение водительских прав могут претендовать лица, достигшие 15 лет, а не 18, как у нас. В Новой Зеландии за рулем вся страна, и уметь водить машину для них важнее, чем многое другое. Просто жизненная необходимость. И сдавать там одновременно и проще, и сложнее, чем в России.

Обучение

Никаких унылых лекций и обязательных дорогущих автошкол в Новой Зеландии нет. Изучать правила дорожного движения можно самостоятельно по специальной литературе, которая продается в любом супермаркете или на заправках. Доступно, удобно купить.

Молодежь, которая пока не зарабатывает достаточно и хочет экономить, может изучать в правила в библиотеках, которые доступны по всей стране, отлично оборудованы всем необходимым и имеют удобный график работы (с 8 утра до 8 вечера). Так приятно с комфортом расположиться за столом на мягком стуле перед экраном компьютера и посмотреть видео о правилах движения, перемежающиеся смешными и поучительными историями, которые легко запоминаются и не оставляют шанса попасть в будущем в подобную ситуацию при сдаче экзамена!..


А можно уединиться со своим iPad в уютном тихом уголке, подальше от других посетителей, на мягком диванчике или разлечься на полу на красивых разноцветных больших мешках, внутри которых мелкая мягкая вспененная крошка, или «подбить» этот мешок удобно под себя, чтобы было удобно держать книгу и технику. Сиди, лежи… изучай. Всё бесплатно! Зона Wi-Fi по всей библиотеке. Здесь же маленькие кафешки, закусочные (это уже за свой счет).

А если есть маленький ребенок? Как молодой маме изучать что-то в библиотеке? Нет проблем: малышу найдется развлечение по возрасту, за ним присмотрит специальный супервайзер на площадке, огороженной для того, чтобы дети не смогли убежать и потерять того, с кем пришли. В их распоряжении книги, игрушки, детские фильмы Disney World. Так что учиться полагается с комфортом, в удобное время и совершенно бесплатно.

Оплатить обучение можно в любом месте: на заправке, в шопинг-центре, где удобно, внеся 45$NZ (всего-то 1 680 рублей!) c указанием спецкода. Если было лень посмотреть код в тех же учебниках по правилам вождения, то нужно сказать кассиру, в какую организацию ты платишь деньги, он найдет код, и не сомневайся, все твои кровные дойдут по банковским законам через три дня.




Сдача теории

Теперь иди в автошколу (они есть в любом районе города или поселке по месту жительства) сдавать теорию. Вот тут ты и можешь проявить свои знания, которые почерпнул в библиотеке. Стоят несколько столов, за каждым по одному человеку. Ни подсмотреть, ни списать. Замеченный со шпаргалкой выставляется вон, и только через три месяца может сделать следующую попытку, снова оплатив экзамен.

Тем не менее, обстановка доброжелательная. Каждый экзаменующийся получает таблицу с 30 вопросами. На каждый вопрос даются ответы, иногда настолько запутанные, что трудно понять, в чем разница между одним ответом и другим. Нужно стереть ответ (как в моментальной лотерее – такое блестящее покрытие), который ты считаешь правильным, а когда сотрешь, увидишь надпись: провалил или o’k. И так по всем тридцати вопросам. Ничего себе лотерея… Если хоть на один вопрос ответил неправильно, экзамен провалил. Можешь приходить пересдавать хоть завтра или через любое время, сроки не устанавливаются, как для шпаргальщиков. Но платить за новую попытку нужно снова. Но вот теорию сдал, ура! Первый этап пройден.

Сдача практики

Второй этап – водительская практика. Вот еще одно приятное отличие от нашей системы обучения вождению. Можешь учиться с кем угодно, лишь бы у человека водительские права были не менее 10 лет (стаж вождения). Ни в какую автошколу к учителю, ни на какие курсы ходить ты не обязан и платить деньги не нужно. Учись по времени столько, сколько хочешь. Уверен в себе? Точно так же, как с теорией, плати за сдачу экзамена и иди сдавай. Но на вождение назначают особый день и время, не в час пик.

Если тебя учить некому или ты неуверенно себя чувствуешь по каким-то личным мотивам, то иди в водительскую школу – тебе дадут учителя и определенное количество часов, совсем необязательных и не установленных законом. Это стоит денег, но небольших. А если почувствуешь себя уверенно, то записывайся в этой же автошколе на экзамен по вождению.

День сдачи экзамена по вождению довольно насыщен событиями. Тебя фотографируют, заполняешь анкету с персональными данными, включая цвет глаз, рост, вес, группу крови, телефон и адрес твоего семейного врача (типа нашего участкового) и твой идентификационный номер. Под этим номером ты зарегистрирован в госпитале и зафиксирована твоя история болезней, если она есть, какие были операции, исследования, их результаты, что назначалось лечащим врачом, в какое время и по какому поводу.




Данные о каждом гражданине содержатся в единой для всей страны компьютерной системе. И если человек попал в аварию и получил серьезные травмы (в принципе – любые), то его не бросят в коридоре, как нередко бывает у нас, до выяснения, кто он и что с ним, какие у него хронические заболевания или какие операции он перенес, что ему показано и противопоказано. Поэтому здесь человек умирает, если только травма не совместима с жизнью. Всех остальных спасают и вытаскивают из таких ситуаций, что ушам и глазам не веришь, когда смотришь по ТВ. А всё потому, что эта единая система об индивидуальных медицинских данных помогает врачам на первых минутах, когда можно спасти человека.

Но вернемся к экзамену. Ты можешь приехать на него на своей машине с тем, кто учил тебя, и сдавать вождение на ней. Если у тебя еще нет машины или тебе без разницы, на какой сдавать, автошкола даст тебе машину с полицейским, который садится на переднее сиденье, а ты – за руль.

Завалить экзамен можно с первых секунд, еще не тронувшись с места. Святое правило: сел в машину — не вставляй ключ, а сначала пристегни ремни безопасности. Затем подгони под себя зеркала переднего и заднего вида, выбери удобное положение кресла и только после этого вставляй ключи и заводи мотор.

Инструктор скажет, куда ехать или как выехать: разворот, поворот или задним ходом выехать с парковки, даже если есть возможность выехать «носом». Он будет наблюдать за тобой в свое зеркало на панели любого стекла, которое крепится отдельно, и если ты в процессе вождения не смотришь в зеркала заднего вида (влево, вправо) через каждые 30 секунд, то экзамен провалил. Такая вот «фишка» с первых минут. Все остальное – согласно дорожным знакам и правилам движения. Особые отношения с общественным транспортом – автобусами. Попробуй только заехать на их линию (для автобусов отдельные линии на всех магистралях)! Даже если час пик и автобусная линия свободна, а ты заехал, чтобы обогнать или поменять линию, всё! Штраф 500 долларов. Это правило не соблюдают только редчайшие идиоты, поэтому на дорогах порядок.

На определенных участках нужно держать установленную скорость. На Motorway скорость до 110 км/ч разрешается, и ты не можешь ехать со скоростью меньшей чем 90, ибо создаешь пробки. По городу скорость 50 км/ч.




Что дальше?

Но вот ты сдал экзамен – получаешь временные права. Это просто бумажка. Месяц можно ездить самому, но только с твоим личным супервайзером (человек со стажем 10 лет), если полиция остановит, а ты один – аннулируют временные права. И снова будешь сдавать правила дорожного движения и теорию, и снова практику, и платишь по-новой за экзамены, раз такой бестолковый, что не понимаешь установленных правил. Значит, попадаешь на время и деньги.

После месяца езды с супервайзером идешь в дорожную полицию. Сотрудники проверяют по компьютеру, нет ли у тебя нарушений, и если нет, то выдают уже постоянные права, бессрочные – пластиковую карточку. После достижения 75 лет нужно сдать простой экзамен на дальтонизм и зрение. Старики до смерти здесь все за рулем.

Здесь очень строго с алкоголем. Могут остановить когда и где угодно – в самых неожиданных местах, достать специальный приборчик (выглядит как микрофон), но нужно не дышать в него, а говорить имя, фамилию, номер своей машины, марку и адрес проживания. Наличие или отсутствие алкоголя показывает четко, потом не отпереться, что спутали или наврали. Допустимая норма алкоголя – два бокала вина до 13 % в течение восьми часов с едой или 0,5 литра пива, тоже с едой. Прибор покажет, пил натощак, без еды или в ходе приема пищи. Техника очень умная, всё под контролем… В общем, лучше не злоупотреблять.

Если сбил человека на дороге по пьянке или при превышении скорости, выезде на «встречку», обгоне в неположенном месте – тюрьма. Не на всю жизнь, но все же. Авария по пьяни без жертв – штрафы баснословные. Три раза попался за превышение скорости, с непристегнутыми ремнями, без документов, которые крепятся на лобовом стекле справа (пластиковые карточки), о прохождении техосмотра (три раза в год!) и другой налог на машину два раза в год за отличнейшие дороги, которыми пользуешься (тоже пластиковая карта с оплатой), – опять штраф.




Содержать в семье две машины – удовольствие недешевое, все платежи в год составляют 1 900 $NZ (около 70 тыс. на наши). Просрочил – плати штраф в три цены и, пока не заплатил, ездить нельзя. Права не отбирают, но если поймают, то отберут машину на три месяца. Без личного транспорта, если работаешь, – это как без ног в этой стране.

Еще одно правило для тех, кто получил права в Новой Зеландии. Оно незыблемое и его выполняют все: никогда даже не пытаться дать деньги представителю дорожной полиции, откупиться иным путем, «отмазаться» от своего нарушения… Причем не только в автомобиле, но в любой жизненной ситуации вообще с полицией – участковым, который приехал по вызову, и так далее. Они взяток не берут, а сразу задерживают тебя и отвозят в полицейский участок. За предложение взятки штраф о-о-очень серьезный. Местные знают это правило с младых ногтей, а для иностранцев и иммигрантов – это первое, о чем им сообщают при въезде в страну.

Что в итоге?

Как видите, новозеландское благополучие на дорогах – это плод ответственности как власти, так и населения. Первые обеспечивают все условия, чтобы сдать на права и ездить было удобно. Вторые живут в рамках установленных правил и не мешают друг другу. Не поверите, но это чертовски удобная система.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:


Читайте также:



Поделиться: 0 9 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

В России делается все возможное, чтобы граждан с правами было как можно меньше. Это называется борьба с пробками.

При таком подходе штраф 15000 рублей за езду без прав становится единственным выходом.

Зато не отберут и не лишат.

В России делается все возможное, чтобы граждан с правами было как можно меньше. Это называется борьба с пробками.

При таком подходе штраф 15000 рублей за езду без прав становится единственным выходом.

Зато не отберут и не лишат.

Анисина Ирина

Статья очень интересная! Я уже несколько лет вожу машину, но ни разу не знала о том, как получают права в другой стране! Спасибо

Eugene Strizhok

Статья... Как бы помягче... Так себе. Говорю вам, как человек живший в Новой Зеландии. Теорию там сдают уже давно на компьютерах. После сдачи экзамен, тебе сразу выдают права - факт! Но это learners driving license - никакие не "временные". С ними ты можешь ездить только с супервайзером - факт. Но супервайзер - человек, у которого есть полные права в течении двух лет. Никаких 10 лет стажа. Далее, когда ты посчитаешь себя готовым, ты идешь сдавать практический экзамен (30 минут). Сдал? Выдают другие права (не помню, как называются). По этим правам ты можешь ездить один в светлое время суток и хорошую погоду. Все остальное - только с супервайзером. Через 2 года у тебя появляется право сдать еще один практический экзамен (45 минут). И вот сдав его ты наконец-то получишь полные права.

Ксения Кошелюк

Статья написана по достоверным фактам человека,который и на данный момент проживает в Новой Зеландии. Зря вы так категоричны в автору.

Eugene Strizhok

Статья... Как бы помягче... Так себе. Говорю вам, как человек живший в Новой Зеландии. Теорию там сдают уже давно на компьютерах. После сдачи экзамен, тебе сразу выдают права - факт! Но это learners driving license - никакие не "временные". С ними ты можешь ездить только с супервайзером - факт. Но супервайзер - человек, у которого есть полные права в течении двух лет. Никаких 10 лет стажа. Далее, когда ты посчитаешь себя готовым, ты идешь сдавать практический экзамен (30 минут). Сдал? Выдают другие права (не помню, как называются). По этим правам ты можешь ездить один в светлое время суток и хорошую погоду. Все остальное - только с супервайзером. Через 2 года у тебя появляется право сдать еще один практический экзамен (45 минут). И вот сдав его ты наконец-то получишь полные права.

Sergey Kondratev

Менталитет то у нас тот, просто с чего же будут получать барыши наши власть имущие, если ты все сам да сам?Раньше и у нас можно было сдавать экзамены экстерном.Лично я, студент, автошколу(45000 деревянных) потянуть еще не скоро смогу.

Мария Бирюкова

очень хорошая статья .очень много интересноо)

"новозеландское благополучие на дорогах – это плод ответственности как власти, так и населения" - вот именно!В России все это не реально, просто не возможно, ибо менталитет не тот.

Ksyusha Anikushina

хорошая статья!! много интересного!

Геннадий Казаков

Согласен с Ксенией. Статья не только познавательная, но и поучительная для наших властей, особенно для ГБДД.

Загрузить еще
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Peugeot-Citroen перезапускает Opel на Украине. На очереди – Россия!

В рамках стратегии по снижению уровня безубыточности до 800 000 машин в год концерн PSA наладит централизованную работу Opel на Украине.

13 0 0
Статьи / Интересно
Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели

В детстве каждый из нас наверняка любил играть в машинки. Многие делают это и во взрослом возрасте, только игра приобретает характер коллекционирования. И если вы еще не стали профессиональным собирателем масштабных…

3737 0 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

1935 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

1512 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

2120 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

13127 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20705 18 0
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12438 7 7
Редкие авто
И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде…

11863 6 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71919 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13280 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9183 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52327 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9289 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7507 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

367821 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247554 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113635 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?