Зря старались: ленд-лизовские вездеходы в Красной Армии

В предыдущих статьях мы подробно рассказывали о мучительном создании на Горьковском автозаводе и на Московском ЗИСе опытных грузовиков с приводом на все колеса и бесполезных попытках их серийного изготовления. В результате к началу Великой Отечественной в Красной армии не оказалось ни одного подобного автомобиля, но вскоре этот пробел стали заполнять союзники, поставляя по ленд-лизу небольшие партии своих полноприводных машин.

 

Великобритания: грузовики с привкусом колоний​

Первой на просьбу советской стороны о поставках более совершенных армейских грузовиков откликнулось Соединенное Королевство, обладавшее достаточно мощной автомобильной промышленностью, сориентированной на использование их в дальних колониях, что в ходе войны привело её к отставанию от других сторон конфликта. В СССР по договору ленд-лиза компании Albion, Bedford и Ford поставляли многоцелевые вездеходы с колёсной формулой 4х4, оборудованные разными кабинами и кузовами, собственными бензиновыми моторами, четырехступенчатыми коробками передач, двухступенчатыми раздаточными и всеми односкатными колесами.

 Albion FT11: полноприводный первенец

С февраля 1940 года полноприводную программу компании Albion возглавлял бескапотный трёхтонный автомобиль FT11 с суженной кабиной коммерческого типа и различными бортовыми кузовами. На нём использовались шестицилиндровый двигатель мощностью 90 л.с., блокировка межосевого дифференциала и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. До августа 1944-го построили 500 машин, из них 37 штук были отправлены в СССР.

Прототип военного автомобиля Albion FT11 с многоцелевым кузовом GS. 1940 год
Автомобиль Albion FT11 с деревометаллическим кузовом для полевой мастерской

Bedford QL: самый массовый британский вездеход​

Наиболее совершенными и распространенными английскими армейскими автомобилями Второй мировой войны считались бескапотные трёхтонки Bedford семейства QL. Их разработка началась в декабре 1938 года, но развернуть серийное производство удалось лишь зимой 1941-го.

На базовом шасси QL монтировали шестицилиндровый двигатель в 72 силы от серий ОХ и OY, доработанную коробку передач и мосты со спиральными зубцами шестерён. На разных версиях применялась цельнометаллическая кабина с люком в крыше или мягкий верх с брезентовым ограждением и целлулоидными вставками.

Наиболее распространенный серийный грузовик Bedford QLD с тентованным кузовом. 1941 год

Самым ходовым являлся многоцелевой грузовик QLD с высокобортным деревометаллическим кузовом для доставки грузов или 18-20 человек. Для перевозки до 30 солдат служил удлиненный транспортный вариант QLT с продольными и поперечными скамьями.

Автомобиль Bedford QLT с удлиненным кузовом с тентом для доставки военнослужащих
Вид сзади на транспортный вариант QLT с двумя боковыми и двумя задними дверями с подножками

Наиболее востребованным было шасси QLC для установки различных кузовов, фургонов и цистерн, способное работать также как седельный тягач. Спецшасси QLR применялось для монтажа фургонов с оборудованием штабов, радиостанций и 40-канальных телефонных станций.

Аэродромная автоцистерна на шасси Bedford QLC с насосом и отсеками для топлива и масла. 1943 год
Тягач Bedford QLC с шеститонным полуприцепом и ящиком для одной тонны грузов, топлива и инструментов

Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Bedford серии QL

Фото 1. Восстановленный армейский грузовик Bedford QLD с люком в крыше кабины

Фото 2. Автомобиль Bedford QLD c высокобортным кузовом GS с колесными нишами и съёмным тентом

Фото 3. Штабная машина Bedford QLR с обитаемым кузовом и набором радиотехнических средств

До конца войны автомобилей серии QL изготовили свыше 52 тысяч экземпляров. По ленд-лизу вместе с грузовиками Bedford OYD их отправляли в Советский Союз северными морскими конвоями, которые часто подвергались нападениям немецких подводных лодок. Сведений о поставках машин каждого типа нет, но известно лишь, что общее количество поступивших в Красную армию грузовиков обеих версий достигало 1,4 тысячи.

Автомобиль-тягач Ford WOT8 для буксировки 43-мм противотанковой пушки с боевым расчетом. 1942 год

Ford WOT8: неоправданные секреты​

В начальный период войны на вооружении Красной армии состояли компактные грузовички WOT8 британского отделения корпорации Ford Motor Company с короткими деревометаллическими кузовами для транспортировки до 750 килограммов различных грузов. На них применялись типовые моторы Ford V8 мощностью 85 сил и трансмиссии, механический привод тормозов без усилителя и шины с глубоким протектором. Часть машин служила артиллерийскими тягачами, базой мастерских и компрессорных станций, но их истинное назначение в те времена было засекречено.

Сохранившийся автомобиль Ford WOT8 с клиновидной кабиной и коротким бортовым кузовом

Впоследствии выяснилось, что основная доля поступивших в СССР автомобилей WOT8 была переделана в мобильные шасси высокой проходимости для пусковых установок залпового огня БМ-13 «Катюша», которыми пытались заменить снятые с производства грузовики ЗИС-6. Транспортные суда, доставлявшие эти машины северным морским путём, неоднократно подвергались нападениям немецко-фашистских войск. В результате из отгруженных 868 единиц до Красной армии дошла только 731 машина WOT8.

Британское шасси Ford WOT8 с советской секретной установкой залпового огня БМ-13. 1942 год

В боевых действиях эти автомобили себя не оправдали, уступив место «Катюшам» на базе «Студебекеров».

 США: военные вездеходы второго сорта

Завоевав лидирующее положение по массовому выпуску наиболее востребованных специальных армейских автомобилей Второй мировой войны, Соединенные Штаты потеряли всяческий интерес к двухосным военизированным полноприводным машинам, переложив их мелкосерийное изготовление на плечи второстепенных компаний.

Уникальные машины Ford-Marmon-Herrington

К ним в первую очередь относилась продукция небольшой проектно-конструкторской фирмы Marmon-Herrington, которая в содружестве с разными компаниями создавала одни из первых американских армейских автомобилей с приводом на все колёса.

Открытая штабная машина Ford-Marmon-Herrington LD2-4, послужившая прообразом легковушки ГАЗ-61. 1937 год

Её первые контакты с Советским Союзом относились к 1938 году, когда на Горьковский автозавод поступил лёгкий автомобиль Ford-Marmon-Herrington LD2-4 образца 1937 года, собранный на 85-сильном шасси Ford модели 77 и послуживший основой военизированной легковушки ГАЗ-61. Позднее в Америке доработанный вариант был представлен в виде армейского пикапа LD3-4, смонтированного на усиленном шасси Ford модели 99C.

Армейский цельнометаллический пикап Ford-Marmon-Herrington LD3-4 с открытой кабиной. 1939 год

В первые месяцы Великой Отечественной войны среди союзников не нашлось иной компании, кроме Marmon-Herrington, которая в конце 1941-го отправила в СССР первую партию из 200 длиннобазных грузовиков Ford-Marmon-Herrington НН6-4 полукапотной компоновки. На следующий год эта цифра возросла до пятисот. Автомобили с четырёхметровой колёсной базой, базировавшиеся на коммерческом шасси Ford 198W с цельнометаллической кабиной, оснащались новым силовым агрегатом V8 (3,9 л, 100 л.с.), восьмиступенчатой трансмиссией, шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa и задними двускатными колесами. Смелой конструктивной новинкой был передний привод, в котором вместо дифференциала использовался двухсторонний механизм свободного хода.

На боевой позиции советские «Катюши» БМ-13 на американских шасси Ford-Marmon-Herrington HH6-4

Их главным назначением являлось использование в качестве шасси для монтажа реактивных пусковых установок залпового огня БМ-13 взамен грузовиков ЗИС-6, выпуск которых был прекращён. Часть таких систем выполняла свои функции вплоть до последних залпов войны.

Dodge T203B: исключение из правил

На военных маневрах 1940 года компания Dodge выставила свой 1,5-тонный капотный грузовик Т203 для тыловых перевозок и доставки военной почты, созданный на 75-сильном коммерческом шасси ТЕ с задними двускатными колесами.

Военизированные варианты автомобилей Dodge T203 без лебёдок с армейскими кузовами с тентом

С началом войны он превратился в военизированный вариант Т203В (VF405) с форсированным до 85 сил мотором, новыми ведущими мостами с шарнирами Rzeppa, вакуумным усилителем привода тормозов и деревометаллическим кузовом. Грузовиков Т203В собрали полторы тысячи единиц. По ленд-лизу они поступали в Великобританию, откуда вместе с грузовиками Chevrolet G7100 в СССР было отправлено около тысячи машин Т203В.

Армейский грузовик Dodge T203В с откидными скамьями в кузове и передней лебёдкой. 1940 год
Автомобиль Dodge-T203В (VF405) буксирует 37-мм противотанковую пушку

Вездеходный раритет по имени FWD SU-COE​

С начала ХХ века созданием полноприводной военной автотехники в США занималась небольшая компания с известной когда-то аббревиатурой FWD, которая расшифровывалась как «Четырехколесный привод» (Four Wheel Drive). В разгар войны она представила бескапотный пятитонный грузовик-тягач SU-COE с обтекаемой цельнометаллической кабиной.

Армейский грузовик FWD SU-COE со всеми односкатными колесами. 1943 год

На нем применяли шестицилиндровый мотор Waukesha мощностью 127 л.с., оригинальную пятиступенчатую коробку передач с одноступенчатыми цепными раздаточными механизмами, тормозную систему с вакуумным усилителем, обычную рессорную подвеску и односкатные 20-дюймовые колеса. В ограниченных объёмах по ленд-лизу машину отгружали в союзные страны, в том числе в СССР, куда было отправлено 90 единиц.

Оригинальный армейский грузовик FWD SU-СОЕ в голландском военном музее в Оверлооне

Канадские хитросплетения​

Во времена Второй мировой войны главным канадским достижением являлась организация массового выпуска на местных филиалах американских корпораций Ford Motor Company и General Motors Corporation (сокращенно GMC или Джи-Эм-Си) обширного семейства практически одинаковых армейских машин полукапотной компоновки. Они были созданы по британским чертежам, имели правостороннее расположение органов управления и внешне почти не отличались друг от друга. Столь глубокая унификация привела к образованию единой так называемой Канадской военной модели (Canadian Military Pattern, СМР), состоявшей из сотен сходных версий. Из них выберем два трёхтонных полноприводных грузовика, которые состояли на вооружении Красной армии.

Первым из них был длиннобазный автомобиль F60L отделения Ford в Виндзоре, который входил в обширную серию из шести моделей с тремя вариантами двухместных цельнометаллических кабин и несколькими типами кузовов.

Фото 1. Армейский грузовик Ford F60L со вторым вариантом кабины и деревометаллическим кузовом с тентом. 1941 год

Фото 2. Многоцелевой вариант Ford F60L с канадским цельнометаллическим низкопрофильным кузовом. 1943 год

Фото 3. Типовой канадский военный грузовик Ford F60L с третьим вариантом кабины и кузовом британской сборки. 1944 год

На них устанавливали все агрегаты и узлы собственной сборки, практически идентичные американским аналогам: нижнеклапанный двигатель Ford V8 (3,9 л, 95 л.с.), механическую четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную с отключением переднего привода, вакуумный усилитель в гидроприводе тормозов, односкатные 20-дюймовые колёса, а также различные многоцелевые высокобортные кузова. На автомобилях F60L монтировали также цистерны, фургоны, мастерские и ремонтно-эвакуационную технику. По ленд-лизу Советский Союз получил 582 грузовика F60L и около тысячи мобильных мастерских.

Сохранившиеся до сих пор канадские военные автомобили Ford F60L​

Фото 1. Автомобиль Ford F60L с третьим вариантом кабины на европейском ралли старинных армейских грузовиков

Фото 2. Реконструированный трёхтонный автомобиль Ford F60L с упрощенным английским кузовом

Фото 3. Ремонтно-эвакуационная машина на шасси Ford F60L с поворотным краном, лебёдкой и гидроопорами

 Вторым стал достаточно редкий трёхосный автомобиль С60Х, выпускавшийся на заводе Chevrolet корпорации GMC и носивший фирменное обозначение 8660. На нём устанавливали рядный шестицилиндровый двигатель GM 270 от армейских грузовиков Джи-Эм-Си серии CCKW, отрегулированный на более высокую мощность (100-106 л.с.). Конструктивной основой являлось двухосное 85-сильное шасси C60S для перевозки тяжелого оснащения, дополненное вторым задним ведущим мостом.

Самый крупный и мощный представитель семейства СМР – трёхосный грузовик Джи-Эм-Си C60X. 1942 год
Канадское 100-сильное шасси Джи-Эм-Си C60X с многоцелевым кузовом-фургоном. 1943 год

На машинах С60Х монтировали многоцелевые тентованные кузова и цельнометаллические фургоны различного назначения. В целом их собрали 2 710 экземпляров, из которых в СССР поступило 106 машин с оборудованием полевых мастерских.

Сохранившийся обитаемый фургон-мастерская на шасси C60X в военном музее George Marsсhall в Нидерландах

На заглавной фотографии – канадский трёхтонный грузовик Ford F60L полукапотной компоновки на трассе западноевропейского ралли старинных автомобилей

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц. В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
28.01.2020 10:11
Corvair
Marmon-Herrington до сих пор занимается тем же - конверсией обычных машин, в основном грузовиков, в полноприводные. 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings