Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

15423 1 2
Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась исключительная возможность хотя бы обратить на них внимание, не говоря о простейшем копировании и тем более развертывании их выпуска. Но увы, тогда всем было не до того, и к началу Великой Отечественной все транспортные функции в Красной армии выполняли самые обычные полуторки да трехтонки.
 

Ситуацию усугубляло порочное увлечение высших советских чинов, маститых ученых и спецслужб полугусеничными машинами, которое привело к отсутствию до самого конца войны отечественной полноприводной автотехники, которую с лихвой восполнили ленд-лизовские поставки.

image003
Армейский грузовик ГАЗ-63 образца 1943 года — прямой наследник довоенного вездехода той же марки

Очнувшись от долгой спячки, накануне войны на Горьковском автозаводе удалось собрать пять (!) опытных грузовых вездеходов и бронемашин высокой проходимости со всеми ведущими колесами, которым посвящена эта статья. Правда, в то время «погоды они не делали», зато послужили основой ряда послевоенных военных автомобилей.

Непостижимые довоенные высоты

Срочно наверстывать упущенное пришлось ведущему конструктору В. А. Грачеву. В содружестве со специалистами НАТИ он разработал гамму внедорожных армейских грузовиков с задней двускатной ошиновкой и цельнометаллической кабиной, которые были унифицированы с перспективным гражданским заднеприводным автомобилем ГАЗ-11-51, после войны превратившимся в легендарный ГАЗ-51.

Новое грузовое семейство состояло из трех военных машин: двухосный 1,5-тонный грузовик ГАЗ-63 с колесной базой 3,3 метра, короткобазный двухтонный тягач ГАЗ-62 и трехосный армейский вариант ГАЗ-33 грузоподъемностью две тонны.

1 / 3
Опытный полноприводный грузовик ГАЗ-63 с цилиндрическим топливным баком. 1939 год
2 / 3
Короткобазный бортовой автомобиль-тягач ГАЗ-62 для буксировки легкой артиллерии. 1940 год
3 / 3
Экспериментальный трехосный полноприводный бортовой грузовик ГАЗ-33. 1939 год

Все автомобили снабжались упрощенной функциональной облицовкой радиатора, кабиной и кузовами от серийной полуторки, крыльями и световыми приборами от «эмки». К их внешним особенностям относились более высокая посадка, расширенный капот, массивный бампер и крупные фары.

При полном отсутствии необходимых узлов, деталей и технологического оборудования Грачеву пришлось вновь сделать ставку на импортные агрегаты. В результате на разработанных им машинах устанавливали американский шестицилиндровый двигатель Dodge Six D5 (будущий ГАЗ-11) с чугунной или алюминиевой головкой блока, что соответствовало мощностям 76 и 85 л.с. Достаточно сложные и дорогие шарниры равных угловых (пресловутые ШРУСы) поставляла американская компания Rzeppa, а в будущем планировалось изготовлять их в Горьком на закупленном в США оборудовании. Импортные шины разных типов имели особые вездеходные протекторы.

На всех версиях была сохранена коробка передач от ГАЗ-ММ, а «раздатка» с демультипликатором обеспечивала четыре режима работы и возможность отключения переднего моста. Подвеска осталась рессорной. При движении в весеннюю распутицу и по снежной целине на задние колеса надевали плицевые и браслетные цепи.

image011
Опытный образец двухосного полноприводного грузовика ГАЗ-63 с шинами «ёлочка»

С апреля 1938 года в КБ Грачева разработкой автомобиля ГАЗ-63 (4х4) занимался ведущий конструктор П. И. Музюкин. По настоятельному требованию военных его сборку закончили в марте 1939-го — чуть раньше, чем появился дорожный вариант ГАЗ-11-51, поэтому фактической основой вездехода являлся обычный грузовик ГАЗ-ММ. Его оборудовали 76-сильным мотором, передним ведущим мостом с покупными карданами и широкопрофильными шинами. Полная масса ГАЗ-63 достигала 4,6 тонны, максимальная скорость — 65 км/ч.

image013
Испытания полноприводного автомобиля ГАЗ-63 на глинистой распутице

В декабре автомобиль был принят на вооружение, но в производство так и не поступил. Во время войны он послужил основой самоходной артиллерийской установки и новой одноимённой односкатной версии.

В начале 1940 года появился опытный образец ГАЗ-62 (4х4) — бортовой тягач с укороченной лонжеронной рамой и колесной базой в 2,75 метра, унифицированный с моделью ГАЗ-63. На испытаниях зимой и весной 1941 года на нем опробовали оба варианта силовых агрегатов Dodge в 76 и 85 сил.

Заводские испытания тягача ГАЗ-62 с плицевыми цепями. 1941 год

image015 image017

С полной нагрузкой ГАЗ-62 разгонялся на твердом покрытии до 88 км/ч и буксировал легкие артиллерийские орудия. Он стал единственным автомобилем в горьковском семействе, который в довоенное время имел практическое применение, став основой бронемашины ЛБ-62.

Второй по хронологии советский легкий полноприводный бронеавтомобиль ЛБ-62 («Лаврентий Берия») боевой массой 5,2 тонны являлся развитием первого варианта БА-НАТИ (ЛБ-НАТИ), построенного двумя годами ранее (о нем читайте в следующей статье). В январе 1941-го две новые машины были собраны совместными усилиями ГАЗа, НАТИ и Выксунского завода ДРО.

1 / 3
Односкатный бронеавтомобиль ЛБ-62 на грузовом шасси ГАЗ-62. 1941 год
2 / 3
Зимние испытания односкатной бронемашины ЛБ-62. Январь 1941 года
3 / 3
Второй вариант бронеавтомобиля ЛБ-62 с задней двускатной ошиновкой

Они базировалась на шасси ГАЗ-62 с 85-сильным двигателем ГАЗ-202 — танковым вариантом мотора ГАЗ-11 с новым электрооборудованием — и отличались одно- или двускатными задними колесами и разными шинами. На них монтировали полунесущие сварные корпуса, пуленепробиваемые наблюдательные приборы и радиостанции. В конической полноповоротной башне от танка Т-40 были установлены спаренные пулеметы разного калибра, и еще один — в шаровой установке лобового листа. С началом войны работы по ЛБ-62 были прекращены.

Третий самый крупный экспериментальный вездеход ГАЗ-33 (6х6) представлял собой шестиметровый трехосный грузовик со средним проходным мостом. Автомобиль собрали к ноябрю 1939-го как развитие двухосного варианта ГАЗ-63, и он принимал участие в праздничной демонстрации в городе Горьком. ГАЗ-33 со снаряженной массой в три тонны имел общую колесную базу чуть более четырех метров и полезную нагрузку на местности 2,5 тонны (на шоссе — 3,5 тонны).

image025
Грузовая бортовая трехоска ГАЗ-33 с 85-сильным силовым агрегатом. 1939 год

В 1939–1940 годах на полигоне в Кубинке 85-сильный ГАЗ-33, легко преодолевавший снежную целину, безуспешно испытали с двигателем ЗИС-5.

image027
Осенние испытания трёхосного грузовика ГАЗ-33 на полигоне в Кубинке. 1939 год
image029
Зимние испытания трехоски ГАЗ-33 с задними съемными трактовыми гусеницами. 1940 год

Использование основных агрегатов и трансмиссии от серийных грузовиков ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА привело к чрезмерным перегрузкам и поломкам шасси, а низкая мощность сделала автомобиль неработоспособным в процессе активной эксплуатации на пересеченной местности. В конце 1940-го все работы по ГАЗ-33 пришлось прервать. К тому времени на его базе были разработаны проекты короткобазного шасси ГАЗ-34 для бронеавтомобиля и длиннобазного варианта ГАЗ-32.

image031
Эскиз односкатной пушечной бронемашины БА-13 на полноприводном шасси ГАЗ-34. 1940 год

Работы по перспектив­ным полноприводным автомобилям продолжались в Горьком до середины 1941 года с коротким перерывом, официально связанным со срочной организацией серийного выпуска суррогатного полугусеничного автомобиля ГАЗ-65. На самом деле главным тормозом в развитии новой техники являлось торговое эмбарго на поставку из США оборудования для изготовления шарниров Rzeppa, введенное в связи с началом Советско-финляндской войны.

Смелые проекты военного времени

Во второй половине 1943 года, когда чаша военных весов качнулась в нашу пользу, на Горьковском автозаводе возобновился цикл опытно-констукторских работ по перспективным полноприводным армейским машинам, рассчитанным на немедленное боевое применение.

В октябре 1943-го Грачев взялся за реализацию смелого проекта односкатного заднемоторного шасси ГАЗ-68 (4×4) с 85-сильным мотором ГАЗ-202, размещенным в кормовом отсеке бронекорпуса, и 76-мм пусковой установкой КСП-76, артиллерийская часть которой разрабатывалась под руководством известного конструктора танков Н. А. Астрова.

image033
Опытная низкопрофильная самоходная установка КСП-76 на шасси ГАЗ-68. 1944 год

Комплектная машина была готова в мае 1944-го. Ее главной особенностью были передние ведущие и управляемые колеса, а также отключаемый задний привод. Трансмиссия включала механическую четырехступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультипликато­ром, три карданных вала, расположенные внутри продольного тоннеля, и два неразрезных ведущих моста на полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами. В переднем боевом отсеке устанавливали дивизионную пушку ЗИС-3 и два пистолета-пулемета ППШ. Справа от нее находилось отделение водителя, слева — место командира-наводчика.

image035
Уникальная артиллерийская установка КСП-76 с пушкой ЗИС-3 и двумя пулеметами
image037
С задней стороны видны бронированный моторный блок и открытый отсек с правым местом водителя

Низкопрофильная и практически бесшумная самоходная установка высотой 1,6 метра с пулестойкими шинами и экипажем из трех человек имела боевую массу 5,4 тонны. На шоссе она развивала скорость 77 км/ч, на местности — 21 км/ч.

 Самоходная установка КСП-76 на шасси ГАЗ-68 в Музее бронетехники в Кубинке (фото автора)

image039

image041

В сентябре 1944-го на испытаниях машина преодолевала подъемы крутизной до 30 градусов, но ее надежность и точность стрельбы признали недостаточными. При условии доработки она была рекомендована к принятию на во­оружение для сопровождения пехоты и кавалерии. В декабре испытали обновленный вариант, но при отсутствии нужных шасси и в преддверии мирных времён все работы в этом направлении были прекращены.

После долгого изучения зарубежных аналогов в декабре 1943-го появился грузовик ГАЗ-63 со всеми односкатными 18-дюймовыми колесами, сварными угловатыми крыльями, защитными решетками фар и характерной облицовкой в стиле американских автомобилей, поступавших по ленд-лизу. 

image043
Испытания односкатного грузовика ГАЗ-63 с угловатыми крыльями. Декабрь 1943 года
image045
Армейский двухтонный полноприводный автомобиль ГАЗ-63 с тентом. 1944 год

В окончательном исполнении ГАЗ-63 № 2 был унифицирован с перспективным дорожным грузовиком ГАЗ-51, от которого отличался передним отключаемым ведущим мостом с шариковыми шарнирами Bendix-Weiss и двухступенчатой «раздаткой». Серийный выпуск существенно доработанного ГАЗ-63 с ныне хорошо известной внешностью и полукруглыми крыльями начался в 1948-м.

Новинкой 1944 года стал пробный трехосный 2,5-тонный прототип полноприводного грузовика ГАЗ-33 с односкатной ошиновкой всех колес, кабиной и облицовкой в стиле ленд-лизовских машин. Вторичная попытка применения на нем агрегатов от более легких автомобилей опять не привела к успеху. К тому же новый ГАЗ-33 не вписывался в уже сформировавшуюся грузовую программу Горьковского автозавода. 

Реконструкция трехосного односкатного грузовика ГАЗ-33. 1944 год 

image047 image049

В конце концов всю документацию на ГАЗ-33 передали Московскому автозаводу, где некоторые второстепенные узлы (картеры ведущих мостов и шестерни главных передач) использовали при создании нового армейского грузовика ЗИС-151.

На заглавной фотографии — Зимние испытания трехосного грузовика ГАЗ-33 на полигоне в Кубинке. 1940 год

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации.

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Тем временем снятый с армейской консервации ГАЗ-63 до сих пор пользуется определённым спросом.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

2289 1 1
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

22924 1 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

20505 5 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1752 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

2397 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3244 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

28190 28 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14929 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11924 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26501 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21117 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4014 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56991 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41155 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16534 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71560 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55270 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54415 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?