Легендарный Studebaker в РККА: американские колеса советских «Катюш»

10248 1 4
Удивительный автомобильный парадокс Великой Отечественной войны: в распоряжении Красной армии просто не было надежных автомобилей высокой проходимости для монтажа пусковых установок мощнейших по тем временам систем залпового огня, легендарных «Катюш». Потому это совершенно секретное вооружение было полностью переведено на американские шасси Studebaker.
 

Это уже третья статья в цикле о «студерах»: в первой части мы рассказывали о производстве этих машин и многообразии модиификаций в США, а во второй – вспоминали тонкости поставок грузовиков в СССР по программе ленд-лиза.

С точки зрения национальной безопасности применение большого количества иностранной техники в собственных вооруженных силах считалось бы предательством, но обстановка на фронтах вынудила советских военных стратегов пойти на столь смелый шаг.

Со своей стороны историки оценивают это так: не было бы ленд-лиза и пришедших вместе с ним в Страну Советов заокеанских Студебекеров, не было бы и советских «Катюш» на автомобильных шасси. И тогда весь ход военных действий мог бы принять совсем другой оборот.

Боевые машины БМ-13 на американских «студебекерах» бьют по Берлину

Боевые машины БМ-13 на американских «студебекерах» бьют по Берлину

image005 image007
Советские «Катюши» на американских шасси в боях под Берлином (фото О. Кнорринга) Самая мощная советская реактивная «Катюша» БМ-31-12 на улицах Берлина

Так, в середине 1942 года грузовики Studebaker US6 неожиданно для обеих союзных сторон, Соединенных Штатов и СССР, стали надежными носителями практически всех массовых серийных и опытных единичных версий реактивных систем залпового огня, прозванных «Катюшами». Прочность, неприхотливость, достаточная грузоподъемность и привод на все колеса позволяли им работать в любых климатических условиях и перемещаться по российскому бездорожью и снежной целине.

Советские «Катюши» с американским акцентом

Вся неповоротливая советская концепция создания собственной мощной полноприводной армейской автотехники в один миг рухнула с первыми залпами Великой Отечественной войны. Через несколько месяцев боев Красная армия угодила в глубокий транспортный коллапс, в котором растворились все надежды на оперативное боевое применение новых совершенно секретных систем залпового огня БМ-13.

Да, легендарные «Катюши», гордость и одно из высших достижений Советского Союза периода Второй мировой, из-за банального отсутствия самых обычных грузовиков ЗИС-6 попросту оказались без колес. Их пришлось срочно перемонтировать на первые же попадавшиеся под руку иностранные машины, поступавшие по ленд-лизу.

Первые боевые авто БМ-13 появились в конце 1930-х годов, а решение об организации их выпуска было принято накануне войны. В связи с эвакуацией Московского автозавода в октябре 1941 года пришлось прекратить изготовление трехосных заднеприводных грузовиков ЗИС-6 — основной базы первых реактивных систем. Последние установки БМ-13 на этом шасси были собраны зимой 1942-го.

Разбитая боевая машина БМ-13 на автомобиле ЗИС-6. Осень 1941 года Реактивная установка БМ-13 из первой пробной партии. Конец 1941 года
Разбитая боевая машина БМ-13 на автомобиле ЗИС-6. Осень 1941 года Реактивная установка БМ-13 из первой пробной партии. Конец 1941 года

Сложнейшая военная обстановка и гигантские потери первых месяцев войны требовали срочного развертывания массового выпуска «Катюш», и тут на помощь пришел ленд-лиз, предлагавший на выбор десятки двух- и трехосных полноприводных машин и обычных гражданских грузовиков для монтажа новых боевых систем.

С первыми ленд-лизовскими поставками пришли самые обычные заднеприводные коммерческие машины — американские International K7, канадские Dodge T110L, английские Austin К6 и другие.

Эти шасси, не обладавшие достаточной проходимостью и прочностью, оказались мерой вынужденной и временной. Для монтажа «Катюш» их применяли только до конца 1942 года.

Вскоре все они были забыты в пользу американской и британской полноприводной техники — двухосных Chevrolet G7107, Marmon-Herrington НН6, Ford WOT8 и трехосных GMC CCKW-353 и International М-5Н-6.

После сравнительных испытаний к середине 1942-го приоритет стал быстро переходить к трехосным автомобилям Studebaker. Для их применения в качестве основной базы советских реактивных боевых систем использовали две модели без лебедок — полноприводную US6-U3 и заднеприводную US6-U7. При доработке их оснастили броневой защитой кабины, задними откидными винтовыми домкратами и местами для 5–7 человек боевого расчета.

Самая распространенная «катюша» БМ-13 на базе Studebaker US6-U7 (фото автора)

Самая распространенная «Катюша» БМ-13 на базе Studebaker US6-U7 (фото автора)

Первыми на шасси US6 стали монтировать серийные 16-зарядные установки залпового огня БМ-13 калибра 132 мм, собранные в первые месяцы Великой Отечественной. В ходе войны за этой системой и ее многочисленными вариантами закрепилось несколько названий — боевая машина, реактивная минометная установка или гвардейская минометная установка, но во всем мире она стала известной как «Катюша». В целом боевых машин этой серии на разных шасси во время Великой Отечественной войны собрали свыше 9 тыс. единиц.

Дивизион боевых машин БМ-13 на автомобилях Studebaker US6-U7

Дивизион боевых машин БМ-13 на автомобилях Studebaker US6-U7

В 1943 году базовую установку БМ-13 сменила массовая так называемая нормализованная боевая машина БМ-13Н — более технологичный доработанный вариант, приспособленный к серийному производству. Она снабжалась пакетом из восьми рельсовых направляющих для запуска 16 реактивных снарядов, которые при попадании в цель на дальности до 8,5 км образовывали в земле воронку диаметром 8 м и глубиной 1,5 м. В военное время изготовлением машины занимались полтора десятка советских предприятий: Московский завод «Компрессор», Воронежский имени Коминтерна, Челябинский компрессорный, Свердловский «Уралэлектроаппарат», Горьковский завод фрезерных станков, Пензенский механический и другие.

image017 image019 image021
Серийная боевая машина БМ-13Н. 1943 год (из архива М. Коломийца) 16-зарядная «Катюша» с бронезащитой кабины и местами боевого расчета (фото автора) На Параде Победы боевые машины БМ-13Н на шасси Studebaker US6-U7 и US6-U3

Так было положено начало уникальной и противоречивой ситуации: первый этап развития легендарных «Катюш» оказался более тесно связанным не с собственными ЗИСами, а с заокеанскими Студебекерами, также со временем превратившимися в советскую легенду. Сама же достаточно простая и удачная боевая машина БМ-13Н в нескольких модификациях на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157 оставалась в производстве вплоть до 1980-х годов.

Для повышения точности стрельбы в середине 1944 года в СКБ московского военного завода № 733 («Компрессор») на полноприводном шасси US6-U3 была разработана и построена опытная 10-зарядная пусковая установка БМ-13СН с четырехметровыми спиральными (винтовыми) направляющими для запуска оперенных неуправляемых реактивных снарядов, получавших вращение с небольшой угловой скоростью. При этом кучность попадания повысилась в полтора раза. Ее направляющие размещались в двух- и трехзарядных кассетах, укрепленных в два ряда на решетчатой ферме с винтовыми подъемными и поворотными механизмами. Машина успешно прошла испытания, и в 1945 году ее собрали в 100 экземплярах.

Опытная ракетная установка БМ-13СН с винтовыми направляющими. 1944 год

Опытная ракетная установка БМ-13СН с винтовыми направляющими. 1944 год

С середины 1942 года на шасси Studebaker монтировали облегченную 48-зарядную установку БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 82 мм. Время ее перевода из транспортного положения в боевое составляло полторы–две минуты. Скорость движения машины — не выше 40 км/ч. После базовой системы БМ-13 установка БМ-8-48 стала второй по значимости боевой «Катюшей» Великой Отечественной войны.

1 / 2
Прототип машины БМ-8-48 на автомобиле Studebaker US6-U3. 1942 год
2 / 2
Реактивная 48-зарядная система БМ-8-48 на Студебекере (из архива М. Коломийца)

В сентябре 1944-го завод «Компрессор» на шасси US6-U7 собрал облегченную 32-зарядную боевую машину БМ-8СН. Ее оборудовали удлиненной артиллерийской частью от установки БМ-8-48, на которой был смонтирован комплект из четырех кассет с восемью направляющими в каждой. Полигонные испытания этой системы проходили в апреле–мае 1945 года и показали увеличение кучности стрельбы до 11 раз, но при этом дальность поражения не превышала 2,6 км. После устранения недостатков следующие испытания состоялись в декабре, но на вооружение эта машина не поступала. В общей сложности до конца войны было собрано 3,1 тыс. боевых установок серии БМ-8.

1 / 2
Опытная установка БМ-8СН на грузовике Studebaker US6-U7. 1944 год
2 / 2
Экспериментальная 32-зарядная ракетная система БМ-8СН на боевой позиции

В самом конце войны на основе «Катюши» БМ-8-48 собрали небольшую партию уникальных и наиболее мощных 72-зарядных боевых машин БМ-8-72 с дополнительным третьим пакетом из 24 рельсовых направляющих. Она базировалась в основном на полноприводных Студебекерах и участия в реальных военных действиях уже не принимала.

image033 image035
На Параде Победы уникальная 72-зарядная «Катюша» БМ-8-72 (из архива М. Коломийца) Мощная советская реактивная система БМ-31-12 (из архива М. Коломийца)

В начале 1944 года завершилась разработка наиболее мощной боевой машины БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, которая в апреле и мае успешно прошла приемочные испытания. Даже при поднятых домкратах она обеспечивала высокую устойчивость и кучность стрельбы. С марта 1944-го ее монтировали на Studebaker US6-U3, а 6 июня того же года боевая машина БМ-31-12 была принята на вооружение. Ее снаряженная масса превышала 7 т, время перевода из походного положения в боевое находилось в пределах 3–5 минут.

image037 image039 image041
Секретная боевая машина БМ-31-12 в транспортном положении Гвардейская 12-зарядная установка БМ-31-12 на шасси Studebaker US6-U7 Боевые машины БМ-31-12 на автомобилях Studebaker на Параде Победы (из архива М. Коломийца)

Благодаря ленд-лизовским автомобилям, в первую очередь Студебекерам, Красная армия регулярно и в достаточно больших объемах получала новые мобильные реактивные системы залпового огня. Если к октябрю 1942 года в РККА насчитывалось 350 дивизионов «Катюш», то в начале 1945-го их количество возросло до 519. Из общего числа реактивных боевых систем, построенных за годы войны на автомобильных шасси, доля марки Studebaker составляла 54,7%.

Все основные виды «Катюш» на Студебекерах принимали участие в военных парадах в Москве и в других городах СССР, союзных и побежденных стран. Они участвовали и в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года и затем оставались на вооружении Советской армии до конца 1950-х годов.

1 / 3
Машина БМ-13Н на Параде Победы (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)
2 / 3
«Катюша» БМ-13Н на автомобиле Studebaker US6-U3 на параде в Харбине
3 / 3
Установки БМ-31-12 на шасси Studebaker US6-U3 и US6-U7 (из архива М. Коломийца)

В послевоенное время в Советском Союзе на местах былых сражений и на территориях секретных заводов возвели многочисленные памятники и пьедесталы славы, на которые были водружены легендарные «Катюши». Однако, видимо, по указанию свыше, на них красовались боевые машины Великой Отечественной, смонтированные не на массовых американских Студебекерах, а на неказистых самодельных копиях грузовика ЗИС-6, так и не успевшего внести свой достойный вклад в дело Победы. Только в новой России свое важное место в истории страны стали занимать автомобили Studebaker с первыми советскими системами залпового огня.

1 / 3
Машина БМ-13Н польской армии из коллекции Познанской цитадели (фото автора)
2 / 3
Гвардейская «Катюша» БМ-13Н в экспозиции военной техники на Поклонной горе (фото автора)
3 / 3
Сохранившаяся реактивная система БМ-13Н на шасси Studebaker US6-U3 (фото автора)

В следующей третьей статье цикла о Студебекерах вы узнаете о необычных опытных армейских грузовиках и колесных бронемашинах, над которыми в годы Второй мировой работала компания Studebaker, однако с приходом Победы им уже не пришлось повоевать на новых полях сражений.

Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
sulaev alex856

Полезно почитать урякалкам, которые на каждом углу кричат что мы самые великие...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Какие автомобильные документы надо менять при изменении персональных данных

Изменение персональных данных, таких как адрес прописки, фамилия или паспортные данные, сопровождается заменой документов. При этом в разных случаях список документов, подлежащих замене, может отличаться. Давайте…

634 1 0
Статьи / История
«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

Основой легких армейских автомобилей по праву считается та самая известная «эмка» — легендарный 50-сильный заднеприводный седан ГАЗ М-1 и его производные версии, о которых мы уже рассказывали. Теперь перед вами статья об…

3941 0 5
Статьи / Тесты
Шестерни и синхроны: тест на знание автомобильных трансмиссий

Если вы уже успели проверить свои знания о двигателях внутреннего сгорания в целом  и дизелях в частности , то сегодня мы предлагаем вам окунуться в дебри шестерёнок, синхронизаторов и фрикционов. На этот раз наш тест…

2703 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

2305 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1592 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS-Class II c пробегом: новый V6 со старыми проблемами ГРМ и V8 c шансами на задиры

CLS второго поколения, отличающийся куда большим разнообразием версий в сравнении с первым (тут и полный привод, и даже универсалы), на поверку оказался машиной в целом не очень ломучей, однако требующей внимательного и…

2967 8 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

76962 19 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49573 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38785 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

34063 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24255 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6747 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60465 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16529 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15321 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

97450 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77029 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63666 4 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?