Обслуживание и ремонт ВАЗ-2107: я хочу, чтобы ты ремонтировал меня

34932 6 12

Казалось бы, чего нового можно узнать о «семёрке»? Скажем честно: почти ничего. Конечно, мы расскажем о том, как поменять самостоятельно топливный фильтр или ремень генератора – формат обязывает. Но всё же основной идеей произведения, изложенного ниже, станет мысль о смиренности и терпении, о тлене мира и готовности к самопожертвованию. И это не просто слова. Это то, к чему всегда готов владелец русской «классики», обладатель не вызывающей умиление «копеечки», а того, что выходило с конвейера ВАЗа до 2012 года. Для кого-то ВАЗ-2107 станет первым автомобилем, а еще он может подойти в качестве учебного пособия: что-то сломать тут тяжело, а ремонтировать можно бесконечно. Да и хорошие стороны у машины есть. Если поискать.

 

Чуть-чуть истории

По большому счёту, «семёрка» – это результат вялотекущей эволюции Жигулей первой модели, ВАЗ-2101. Задумка была неплохая – сделать рестайлинг ВАЗ-2105, но получилось как-то не очень. Внешне изменили форму капота, облицовки, немного – крышки багажника, появились новые передний и задний бампера. Чуть сильнее модернизировали салон: кресла водителя и переднего пассажира получили спинки, выполненные заодно с подголовниками, изменилась отделка салона. Основное отличие кроется в новой панели приборов и торпедо. Обновились и силовые агрегаты: на момент выпуска первого ВАЗ-2107 он мог быть оснащён новым карбюраторным мотором мощностью 77 л.с. Было это в 1982 году, и с того момента до окончания производства в 2012 году в России (в Египте их собирали до прошлого года) «семёрка» перепробовала много моторов. Были среди них слабосильные «пятёрочные» объёмом 1,3 литра, были 1,6-литровые инжекторные моторы, а апофеозом прогресса стал «плевок» в сторону инженеров Мазды: 140-сильный роторно-поршневой двигатель собственной конструкции. Но таких машин практически не найти, поэтому про них пока говорить не будем.


В 2001 году ВАЗ начал предлагать аж три комплектации «семёрки»: «стандарт», «норма» и «люкс». Жаль, что в серию так и не вошло интересное предложение конструкторов встраивать мини-холодильник под заднюю полку: приёмная комиссия посчитала это слишком уж шикарным, поэтому таких комплектаций не было. И хорошо: иначе у Toyota Land Cruiser 200 случился бы сердечный приступ от вида «люксового» ВАЗ-2107, да ещё и с мини-холодильником.

Всего насчитывается десять различных модификаций «семёрки». Она держалась до последнего, сместить её с конвейера смогла только Гранта, что само по себе очень даже неплохо. Стоимость самого простого ВАЗ-2107 на тот момент составляла чуть менее двухсот тысяч рублей. Сейчас это уже кажется смехотворной суммой (спасибо инфляции), да и тогда это был самый доступный автомобиль этого класса.



Сегодня «семёрку» последних лет выпуска можно купить тысяч за 100-180 в зависимости от состояния и адекватности владельца, а машины начала 80-х – тысяч за 20-30. Не будем ударяться в крайности и посмотрим на машину 2004 года, пробег которой составляет 82 тысячи километров. Мотор у неё карбюраторный объёмом 1,6 литра, мощность – 75 л.с. Наш экземпляр – пример настоящего чёткого «пацанского» автомобиля – один спойлер чего стоит! Но обслуживают его хорошо: владелец «семёрки» почти всё делает сам, машину свою знает, секретов не таит. Да и какие тут могут быть секреты – проще «семёрки» ничего, наверное, не найти.

Двигатель

Силовой агрегат «классики», как и вся остальная её конструкция, твёрдо следует армейскому принципу «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Волей-неволей владелец Жигулей вынужден обрастать знаниями о своём автомобиле, потому что каждый раз в сервис не накатаешься, да и не все любят связываться с этими машинами. Как пояснили специалисты, когда меняешь одну деталь, приходится менять и ту, к которой прикручиваешь новую. И насколько длинной окажется эта цепочка – всегда загадка. Поэтому хозяин «классики» обычно знает свой автомобиль лучше, чем хозяин Тойоты или Ауди.



Одна из главных забот – регулировка клапанов. О том, как её делать, не будем рассказывать из принципа: описаний процедуры полно в интернете, и тот, кто хочет, найдёт подробные инструкции. Вторая подобная операция – замена цепи ГРМ. Теоретически это можно сделать самому, сэкономив на посещении сервиса от трёх до пяти тысяч. Но опять же: тот, кто разбирается в ДВС настолько, что способен на такую работу, найдёт тематические материалы. Мы же расскажем о том, что можно сделать даже под открытым небом, с парой отвёрток и ключей. По предыдущим операциям приведём следующие цифры: стоимость цепи составит около 700 рублей, комплекта звёздочек – около 1 200. Может пригодиться и герметик, на который нужно будет посадить крышку цепи. Стоит он не дороже двухсот рублей.

Начнём с традиционной операции – замены моторного масла. Тут у вазовского мотора есть неоспоримое преимущество: доступ к его агрегатам почти всегда превосходный. Открутить фильтр можно как сверху, так и снизу (конечно, при отсутствии защиты картера). Сливное отверстие найти так же просто, но для выкручивания пробки может понадобиться шестигранник. Думаю, что стоимость расходников приводить смысла нет, чтобы не вызвать зависть любителей иномарок. Ладно, не могу сдержаться: масляный фильтр можно купить за 150 рублей, во столько же обойдётся и воздушный. Ремень генератора (он же идёт на помпу охлаждения) стоит 130-400 рублей. Кстати, замена последнего в сервисе обойдётся в 500 рублей, но работу эту можно выполнить и самому. Натяжение регулируется традиционно для ВАЗа: монтировкой, упёртой в корпус генератора при ослабленных гайках нижнего крепления и крепления на кронштейне. Замена также может понадобиться при сильно загрязнённом ремне, и в силу невысокой его стоимости лучше сделать это заранее. Необходимый набор инструментов – ключ 17х19 и монтировка.



О том, как регулировать карбюратор, многие уже забыли. А ведь это увлекательный процесс, которому многие автолюбители могли посвящать лучшие минуты своей жизни! В нашем случае стоит Solex – вариант не лучший, но за хлебом ездить пойдёт. С родным правильно отрегулированным ДААЗ мотор становится немного динамичнее. О том, как правильно крутить винты качества и количества, рассказано уже многое. Вряд ли сразу получится правильно отрегулировать карбюратор, особенно с первого раза, поэтому лучше научиться этому у мастеров. Ну или обращаться к ним каждый раз. Расценки на услуги «карбюраторщиков» могут быть самыми разными: это как раз тот случай, когда маг и чародей дядя Вася, он же сосед по гаражному боксу, может накрутить всё точно и практически бесплатно, а можно и найти дорогого мастера. Что радует, карбюратор – далеко не ТНВД дизеля: дать покрутить винтики можно всем желающим: самое страшное, что может случиться, – машина не заведётся.



Любому владельцу «классики» следует помнить о том, что бесперебойная работа двигателя во многом зависит от состояния трамблёра. Периодически необходимо проверять состояние крышки (центрального и боковых контактов), а также «бегунка». В случае внезапной пропажи искры в большинстве случаев виноват именно трамблёр. Вообще, карбюраторный мотор классики может не работать только по двум причинам: нет бензина или нет искры. Наличие последней проверяется легко: выкручиваем свечу, прикладываем её к любой части двигателя и прокручиваем мотор стартером. Есть хорошая синяя искра – ищем причину в топливе. Способов поиска много, а отличаются они разной степенью варварства. Первый – снять шланг с топливного насоса (он слева по ходу машины, почти под трамблёром) и покачать бензин насосом вручную. Если из шланга ничего не идет, то либо он кончился, либо «кончился» бензонасос. Второй – покрутить мотор стартером, а потом выкрутить свечи. Если удалось их залить, значит, бензин поступает. Если бензин есть, но его явно не хватает, стоит проверить состояние топливного фильтра. Он хорош тем, что находится на виду и имеет прозрачный корпус: стал грязным – поменяйте. Вся работа – открутить два винта на хомутиках, стоимость детали – рублей 20-30.



А вот за что могут в сервисе попросить чуть больше разумного – замена прокладки поддона картера. Она имеет склонность к протеканию, но стоит копейки – рублей 200, зато за её замену могут взять до двух с половиной тысяч рублей. Для Жигулей – многовато. Мотивировать немилосердную цену станут тем, что поддон тяжело снять: придётся снимать двигатель с опор, домкратить его, и вообще – работы много. По сути, так оно и есть: даже выкрутив все болты крепления, поддон вытащить не удастся – не даст балка под двигателем. Опытный мастер из СТО подсказал: способ всё же существует. Секрет кроется в том, что открутить надо только одну подушку, левую, после чего поддомкратить двигатель под площадку в месте стыка мотора с коробкой передач. После этого поддон можно вытащить. Информация полезная: за работу эту берут много, а сделать можно и самому. Конечно, намного удобнее делать это всё на яме.



Трансмиссия

Коробки передач на «классике» живучие, но в случае критического износа проще выкинуть её целиком и поставить КПП с «разборки». Если вы, конечно, готовы пойти на риск: б/у деталь – всегда «кот в мешке». Но многие поступают именно так. Хорошо это или плохо, судить не берусь. Найти сервис, в котором возьмутся за переборку КПП от Жигулей, несложно. Но вот быть уверенным в компетентности мастеров такого заведения получается не всегда.



Довольно неоднозначную оценку получила перспектива замены редуктора. Работа, в общем-то, не слишком сложная, но возможность сделать её самому есть не всегда. Нужны и инструменты, и опыт, и немного наглости. Сводится она к тому, что откручиваются болты кардана, после чего разбирается корпус редуктора заднего моста, заодно придётся снять и полуоси. Сложность заключается в том, что болты обычно прикипают насмерть, а что ещё отвалится в процессе ремонта – угадать невозможно. Ценник на работу озвучили с хорошим запасом – от двух до четырёх тысяч в зависимости от состояния машины. Для полноты картины я уточнил стоимость на других СТО. Где-то только посмеялись, ну а в более демократичных за работу готовы взяться приблизительно за такие же деньги. Только в одном сервисе гарантировали всё сделать за фиксированную цену вне зависимости от состояния автомобиля – 1 850, причём замену пресловутой прокладки поддона оценили в 1 000 рублей. Но после непродолжительного разговора с оператором выяснилось, что окончательную цену всё же назовёт мастер: «Знаете, бывает, что на простую работу весь день уходит. Это же Жигули». А к замене редуктора сразу приплюсовали ТО задних тормозов – 650 за сторону. Объяснили тем, что всё равно разбирать барабаны. В общем, ищите мастера. Может, и повезёт.



Ходовая часть и тормоза

Владелец автомобиля о задних амортизаторах сказал приблизительно следующее: «Зачем они нужны на «классике», я не знаю, толку всё равно от них нет. Главное – чтоб пружины целые были». О справедливости его постулата мы поговорим позже. Но сразу отметим: об особенностях ходовой приблизительно в тех же выражениях высказались и мастера СТО. Может, кто-то помнит, как в одной из серий Top Gear из наших Жигулей попытались сделать что-то приличное. Существенная доля своеобразного циничного юмора ведущих была посвящена как раз ходовой части. Если честно, так оно и есть: вроде не стучит и не гремит, но и машину толком не держит. В любом случае настойчивая рекомендация – следить за состоянием шаровых опор: они тут не самый надёжный элемент, а выход из строя шаровой – вещь опасная. И, к сожалению, распространённая. Но опять же: стоит опора всего около 500 рублей, замена обойдётся во столько же. Всё остальное может развалиться на ходу, но вы этого, может быть, даже не заметите. Да и не так тут много «всего остального».

Хлопоты могут доставить ступичные подшипники. Владелец убеждает, что от замены до первого гула проходит то день, то десять. Преувеличивает, конечно, но и специалисты СТО подтверждают: ресурс этих запчастей (которые обычно сделаны непонятно где) может быть очень мал. Но если попадётся качественный подшипник, то он прослужит намного дольше. Вот только найти такой – задача сложная. Стоимость подшипников составляет рублей 500-600, замена – 1 000.



Поменять передние колодки просто: дисковые тормоза Жигулей – не шедевр. С задними всё как раз наоборот: тормозные цилиндры «тормозухой» не корми – дай только закиснуть. Их рекомендуют менять сразу вместе с колодками. Можно, конечно, и самому, но к проблемам с рабочими цилиндрами надо быть готовым. Стоимость передних колодок – от 300 до 800 рублей, задних – 700-900.

Кузов и салон

Автору этих строк повезло иметь в распоряжении служебную «семёрку». Опыт её вождения (а поездки бывали и довольно длительные) позволил мне полюбить имеющиеся тогда в личном пользовании ВАЗ-2115, а затем – Нексию. В общем, ничего не мешает разогнать «классику» до 150 км/ч. Плохо, что после 120 почти не слышно собеседника, а после 130 км/ч её надо «ловить» на дороге. Зато подвеска мягкая, по плохой дороге ехать очень даже приятно. Но вот «класть» стрелку спидометра на Жигулях не стоит: удовольствия от этого никакого, да и просто опасно.




Использование червячного редуктора в рулевом управлении и отсутствие ГУРа – привет от «копейки». Правда, инженеры завода наделили «семёрку» фирменным четырёхспицевым рулевым колесом, что должно было шокировать потребителей своим пафосом, но крутить этот руль при маневрировании на малых скоростях очень сложно. И это несмотря на традиционно большой диаметр. Спасибо хоть на том, что система в общем надёжная, и чрезмерно большой люфт руля – редкость. Тут главное – следить за машиной.




Приборная панель была не самой плохой для 1982 года. И, наверное, самой чудовищной для 2012-го. Но это относится исключительно к дизайну, читаемость же приборов хорошая. Салон автомобиля простой, ломаться нечему. Он не самый удобный, шумный, но уж какой есть. За эти деньги можно и потерпеть – главное, что машина как-то ездит, тут уж не до салона.




На подъёмнике обнаружили неплохую особенность автомобиля: несмотря на одиннадцатилетний возраст, сильной коррозии или ржавчины практически нет. А вот крепёжные элементы сохранились далеко не так хорошо. Во всяком случае, желания взяться за ключ и поменять сайлентблоки или наконечники рулевых тяг нет: головки болтов и гайки выглядят «неаппетитно». Радует, что некоторые автомобили в этом возрасте могут выглядеть и хуже.

Что в итоге?

«Семёрка» скучать не даст. Мало того, она даже расслабиться за рулём не позволит. Даже собственный её хозяин сказал: это не машина, а средство передвижения. Да, сегодня мы в слово «автомобиль» привыкли вкладывать чуть более, чем просто «средство передвижения». Ездить на Жигулях в дальние путешествия – занятие рискованное, особенно с учётом их среднего возраста. Но как автомобиль для передвижения по городу он вполне годится. Ведь мы не сказали ещё об одной особенности «семёрки».




Затормозил как-то наш «жигулёнок» своей мордой о заднюю часть Хонды. На ремонт ВАЗа ушло три тысячи (правда, с учётом бесплатного ремонта), а Jazz при этом получил ущерба на 260 тысяч рублей…

Я не могу убеждённо сказать, что машина хороша для обучения езде: навыки, полученные при помощи Жигулей, уместны, скорее, в автосервисе, чем на дороге. Но всё же ездить можно, причём обслуживание этой машины будет стоить копейки. А вот доверять «семёрке» полностью не стоит: лучше быть всегда настороже.



За помощь при подготовке материала выражаем благодарность автосервису «SMG — Marshal»




Читайте также:



Поделиться: 0 9 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Антон Карепанов

Ужасную семерку для фотосета подобрали.

Юрий Назаренко

Одиннадцать лет машине и автор удивляется, что она еще "более менее"? Эксплуатировал тридцатилетнюю копейку и две пятнадцатилетние "шохи". Шикарные машины, везли всюду и в любую погоду. А чтоб не было проблем с трамблером - ставь электронное зажигание и забудешь вообще что такое система зажигания. Все-таки автопром в те времена не был одноразовым.

Когда нибудь я куплю себе советскую семерку и буду на ней ездить спокойно и размеренно в теплый летний день

Ездил я пару лет на нестарой инжекторной семёрке, менял детали по регламенту (благо стоят недёшево), и за всё время эксплуатации была только одна поломка: вышел из строя РХХ. Четыреста рублей, полчаса на замену - и всё.

Очень хорошая машина, с 2003 по 2010гг была в семье, да и сейчас собственно осталось, никаких проблем.

Павел Барсуков

Классика в моде при любой погоде!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

339 0 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

923 0 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

1995 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7272 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5918 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8276 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46903 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35407 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17752 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30189 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23105 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5899 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59109 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43330 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15966 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74616 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56465 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52785 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?