Нихт шиссен! Тест-драйв машины техпомощи Opel Blitz

10578 1 0
Все знают нашу родную “полуторку” ГАЗ-АА, пережившую все тяготы Великой Отечественной войны и внёсшую огромный вклад в Победу. Но не все знают, что у немцев была своя такая же массовая “полуторка”. Которая, признаться, ни черта им не помогла.

И нашим, и вашим

Опель Блиц появился в Германии ещё до войны. И его грозное название Blitz — молния — практически не связано с Блицкригом — планом “молниеносной войны”: просто это был, пожалуй, один из самых быстрых грузовиков рубежа 1930-40 годов.

Итак, ещё в 1930 году компания Opel, которая тогда находилась под крылышком американского GM, приступила к выпуску коммерческого грузовика. Напомним, что председатель Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии только в начале 1933 года, так что не надо упрекать американцев в том, что они своими грузовиками помогали этому нехорошему крикливому парню. Они, как и всегда, всего лишь делали деньги. В то время Германии были очень нужны недорогие грузовые машины грузоподъёмностью от одной тонны, вот GM в лице своего Опеля и взялся за благородное дело — строительство нужного автомобиля.

Но с приходом Гитлера к власти всё сильно изменилось. Уже с 1934 года от завода в Бранденбурге стали требовать исключительно военные грузовики. А в 1940 году предприятие и вовсе национализировали. С тех пор надежда “Блитцей” развозить по магазинам хлеб и масло (которого, кстати, в Германии тогда было не густо) разлетелась вдребезги.

Opel Blitz сбоку

Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв ГАЗ-АА: героическая «полуторка»

Коротко об истории Не случайно я говорю «коротко». История грузовика известна многим и, честно говоря, типична для многих советских автомобилей. В 1926 году...

31240 1 6

Попавшие в руки нацистам американские заводы окончательно перешли на выпуск военной продукции. Но, повторюсь, не будем осуждать американцев. Да, мотор Блитца — это немного модернизированный Бьюик (который, кстати, в разных модификациях стоял и на легковом Опеле Адмирале, и на Капитане), а проектировали машину не без участия специалистов GM. Но тогда никто даже не мог подумать, что изначально коммерческая техника станет сугубо военной. К тому же в СССР из-за океана по ленд-лизу поступали и Студебекеры, и Форды, и Шевроле. И делалось это добровольно.

Линейка Блитцей была достаточно широкой — грузоподъёмностью от тонны до трёх с половиной тонн. Были и полноприводные версии, которые появились накануне вторжения в СССР: немецкое командование поняло, что на моноприводном грузовике с дорожным просветом в 22,5 см в России делать нечего. И всё же самая распространённая модификация была именно такой — грузоподъёмностью 1,5 тонны и с задним приводом. И с очень “легковым” характером.

Военный мастхэв

Пусть вас не пугает окраска машины: она не проходила нормальной реставрации, а сохранилась в более-менее приличном виде ещё с сороковых годов. Конечно, автомобиль красили, но, как говорится, в цвет не попали. Такой задачи не было, просто предыдущему владельцу очень хотелось продать этот грузовик. Так что расцветка — это некоторым образом “колхозинг”, отдалённо напоминающий оригинал.

Как и положено грузовой технике родом из тридцатых (да и не только грузовой), металла в Блитце немного. Каркас кабины сделан из дерева и лишь обшит тонким металлом. При желании его можно прострелить из практически любого стрелкового оружия. Кроме того, бензобак спрятан под сиденьем, так что под обстрелом ехать на Блице несколько нервно.

Машина не слишком богата оптикой. Конечно, у неё есть головной свет, но вот “стоковые” указатели поворотов тут передают привет из эпохи Чарли Чаплина: они представляют собой откидные флажки.

Opel Blitz фара Opel Blitz крыло

Opel Blitz поворотник

За решёткой радиатора спрятана ещё одна “фишка” машины — вместо жалюзи, которыми обычно в мороз закрывают радиатор, тут стоит мягкая заслонка, закреплённая цепочкой, протянутой в кабину.

Opel Blitz решетка радиатора

На крыльях видны “парктроники” того времени — металлические пруты, обозначающие габариты грузовика. Довольно практично: никаких датчиков, проводки и прочих электронных излишеств.

Что ещё интересного можно увидеть снаружи? Пожалуй, больше ничего. Комплект канистр с запасом топлива и воды — это для военных машин того времени “мастхэв”, и удивления не вызывает. А вот систему крепления запасного колеса под задним свесом отметить надо. Равно как и домкрат, закреплённый рядом с “запаской”. В случае, если ими приходилось пользоваться в грязи, матерные слова в адрес Гитлера летели не только от советских солдат, но и от немецких.

Opel Blitz канистры Opel Blitz

Что же, пора заглянуть под капот.

В зависимости от грузоподъёмности у Блитцей могло быть два разных мотора объёмом 3,6 и 2,5 л. Наш мотор — младшенький, 2,5-литровый. Для конца тридцатых это была достаточно прогрессивная верхнеклапанная рядная “шестёрка” с алюминиевым картером и головкой блока из серого чугуна.

Opel Blitz двигатель

Правда, эта “прогрессивность” на Восточном фронте принесла немцам кучу неудобств: мотор отказывался нормально ездить на нашем бензине, а при понижении температуры его даже нельзя было запустить. Пришлось в 1942 году его дефорсировать, понизив степень сжатия. Мотор стал слабее, прожорливее, но согласился “есть” советское трофейное горючее. По 40 литров на сотню в условиях жесткого бездорожья.

1 / 2
2 / 2

Коробка передач тут четырёхступенчатая, сцепление — сухое однодисковое. В подвесках тоже нет ничего интересного: мост и передняя балка на продольных полуэллиптических рессорах и с амортизаторами двустороннего действия.

Держи спину прямо!

Прежде чем забраться в кабину, надо, конечно же, открыть дверь. То, что деревянная кабина немного “дышит”, не удивительно: это нормально. Как и наличие стеклоподъёмников — они были практически всегда и везде. А вот регулируемые ограничители на двери, да ещё и с резиновыми вставочками, — это для военной машины уже немного “лакшери”.

Opel Blitz ограничители дверей

Де-юре кабина трёхместная, де-факто — здесь даже вдвоём не слишком просторно. Но и не так тесно, как в нашей “полуторке”. А вот посадка в Блитце своеобразная: спину надо держать прямо — спинка сиденья вертикальная, и откидываться назад не получится.

Как и смотреть на приборы, которые оказываются на уровне чуть выше живота. Пока машина стоит на месте, кое-что увидеть ещё можно. Например, указатели уровня топлива и давления масла и спидометр прямо за рулём и шкалу температуры воды, вынесенную влево отдельно от предыдущих приборов.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Нашей машине повезло иметь электростартер: некоторые Блитцы этого девайса были лишены, и их моторы можно было запускать только “кривым стартером” (заводной ручкой). Но у нас есть возможность прокатиться без предварительных физических упражнений.

Объем двигателя:
2,5 л

Почти сразу после пуска двигателя становятся очевидны некоторые особенности конструкции кабины с зазорами, в которые можно просунуть палец: становится немного шумно, а главное — дымно. И дым этот отнюдь не романтический от свечей на столике с винными бокалами. Правда, на ходу он быстро выветривается.

Так как у нас стоит самый слабый мотор, его приходится хорошо раскручивать, иначе машина толком не едет. Вообще, комбинация этого мотора и КПП не очень хорошо подходит грузовику. Даже на первой передаче у него обнаруживается прыть, достойная приличного легкового автомобиля тридцатых. Но она сразу же пропадает, если чуть отпустить педаль газа. Наверное, Блитц был бы очень хорош на немецких дорогах в мирной жизни, но что на нём можно сделать в русской грязи на фронте — совершенно непонятно. Ему явно не хватает момента в нижнем диапазоне, зато на хорошей дороге он готов резвиться и скакать, как молодой жеребёнок.

Коробка передач работает достаточно чётко, хотя есть возможность вместо первой передачи нечаянно воткнуть третью: никакой “защиты от дурака” нет, хотя предохранительная “собачка” была даже на наших ГАЗ-АА. Ну, как на наших… На американских Фордах-АА, откуда она, конечно же, попала и на наши “полуторки”.

Opel Blitz салон

В переключениях есть и ещё одна сложность: приходится пользоваться двойным выжимом, что само по себе не трудно, но немного осложнено расположением педалей. Они стоят высоко, причём давить их надо не столько вниз, сколько вперёд, почти в моторный отсек. А вот педаль газа стоит нормально.

Opel Blitz педальный узел

Но что больше всего удручает — это обзор. Может, он не так плох для первой половины ХХ века, но ездить на этой машине сегодня очень сложно. Боковые зеркала хоть и регулируются, но они маленькие, а на ходу на своих длинных тонких стойках отчаянно трясутся. Салонного зеркала, разумеется, нет и в помине: сзади стоит фургон, так что оно было бы бесполезным. И если габариты впереди ещё как-то можно определить (кабина всё-таки небольшая, так что это задача не сложная), то всё, что творится сзади и даже по бокам, остаётся загадкой. Перестраиваться в соседнюю полосу можно лишь полагаясь на удачу и здравый смысл тех, кто едет сзади. Ну или сбоку — как повезёт.

Opel Blitz зеркало бокового вида

Ещё хуже приходится в разворотах. Тут проще вылезти на подножку и работать только педалью сцепления, не трогая газ. А так как трансмиссия Блица слишком “легковая”, сделать это труднее, чем на ЗиС-5. Хотелось бы сказать, что за рулём Блица нужен “глаз да глаз”, но не буду: толку-то от этого глаза, если смотреть им некуда.

У этого грузовика гидравлическая тормозная система. Если сравнивать с советскими машинами с их механическими приводами — это, конечно, просто космос. Но по сегодняшним меркам они крайне неэффективные. Выручает замедление мотором, как, собственно, и положено. На то, чтобы остановить машину окончательно, тормозов хватает.

Opel Blitz

Даже после небольшой поездки спина начинает побаливать. Сидеть строго вертикально и крутить не самый лёгкий руль не так просто, как кажется со стороны.

* * *

До сегодняшнего дня дожили буквально считаные единицы Opel Blitz. Войну они переживали с трудом, а после её окончания советские водители не больно-то заботились об этих машинах. Да, шофёру в ней было комфортнее, чем в ГАЗ-АА, но немецкий грузовик не мог похвастаться выносливостью “полуторки”, требовал более качественных ГСМ и тщательного обслуживания. Да и запчасти на Блиц найти было не так просто.

Opel Blitz

Ну и, наконец, немецкие грузовики не старались беречь только из-за того, что они были немецкими. У нас уже появлялись ГАЗ-51 и ЗиС-150, которые стали не только заменой стареньким “полуторкам”, ЗиСам и “студерам”, но и неким символом восстановления страны после Победы. Работать на таких машинах было несравненно приятнее, чем на трофейной “Молнии”.

Благодарим компанию Retrotruck за предоставленный на тест-драйв автомобиль.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

С каких это пор "студеры" стали трофейными?

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

44813 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1792 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8547 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3652 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2977 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15099 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172489 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60816 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

74343 5 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22471 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16456 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10240 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34878 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10626 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9093 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388793 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261149 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75028 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?