Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем так). И да, этот ЗАЗ на ходу и восстановлен с минимальным отхождением от аутентичной конструкции.

Автомобиль

  • ЗАЗ-968МП, 1993 года выпуска в кузове «пикап»
  • Двигатель V4 воздушного охлаждения 41 л.с., привод задний, МКП-4
  • В свидетельстве о регистрации значится – «легковой пикап».
  • Приобретен в 2017 году под восстановление, реставрация завершена в 2019 году.
  • Формат восстановления машины ее владелец формулирует так – «недорогая реставрация с максимальным сохранением аутентичности».

Владелец

  • Владислав Донец, москвич, 32 года, экономист.
  • Машинами по роду деятельности не занимается, но увлекается в качестве хобби. Интересы – советский автопром. Кредо — несистемное коллекционирование и спонтанные покупки. Помимо героя этой статьи владеет ВАЗ 2101 1971 года, ВАЗ-2102 1979 года, ГАЗ-24 1973 года, реэкспортным дизельным универсалом ГАЗ-24 Scaldia 1979 года.

Информацию о продаже этой машины я увидел случайно, и с ее особенностями тогда еще не был знаком. Погуглил – понял, что вещь редкая и очень интересная. Продавал машину человек, хорошо известный в тусовке владельцев редких авто и «запорожцев» в частности. Он отыскал этот пикап в деревне в республике Марий Эл. Автомобиль была в ужасном состоянии – в деревне он догнивал на заднем дворе. В кузове стояли грубо привинченные дощатые лавки для перевозки людей, а сам он был доверху заполнен пустыми бутылками из-под водки… В итоге мне он достался за весьма скромную сумму в 40 000 рублей, что для редкой машины с документами – совсем недорого.
Владислав
владелец

История модели

Не многие знают, что Запорожский автозавод выпускал пикапы со стародавних времен! Вот только редко кто их видел вживую, поскольку такие машины не шли в продажу, а использовались для внутризаводских нужд – на огромных территориях между цехами постоянно требовалось что-то развозить в небольших объемах, но быстро. Такие машины за территорию предприятия не выезжали, и на учет, разумеется, не ставились. Хотя тут есть нюанс – коммьюнити любителей олдскульных «запорожцев» выяснило, что около десятка вполне товарных и зарегистрированных в ГАИ экземпляров в 70-х годах было отгружено для нужд ведомственного санатория при заводе!

Официально же оформить пикап для массовой продажи, как отдельный кузов с внесением в документы, было решено только на рубеже конца перестройки и начала распада Союза, на основе модели ЗАЗ-968М. Руководство ЗАЗа предположило, что подобный автомобиль может иметь спрос у населения, кинувшегося на волне смутного периода кто в кооперативный бизнес, кто в фермерское хозяйство… Тем более, что ниша была практически не занята — советская промышленность разнообразием пикапов потребителя не баловала.

Год начала выпуска «микрогрузовичков» на основе ЗАЗ-968М с дополнительной буквой «П» в индексе точно не установлен. Самая ранняя товарная серийная машина из тех, что известны коллекционерам, датирована 90-м годом. А вот датой завершения выпуска принято считать 1994-й, ибо пикапы перестали производить вместе со снятием с конвейера всей линейки разновидностей ЗАЗ-968 и окончательным переходом на линейку Таврии. Всего же пикапов ЗАЗ-968МП было выпущено около 2500 тысяч штук – информация эта неофициальная, но считающаяся в коммьюнити «зазоводов» более-менее достоверной.

Подавляющая часть из этих двух с половиной тысяч машин осталась (в)на Украине, поскольку производились они фактически в постсоветское время и уже не экспортировались в Россию. Ввозились единичные экземпляры — разве что владельцами, переезжающими на ПМЖ в нашу страну. С учетом этого, а также ввиду невероятно низкой коррозионной стойкости «зазиков», в России «Запор-пикап» является чрезвычайной редкостью. В московском регионе  ЗАЗ-968МП можно пересчитать по пальцам одной руки.

Железо

На пикапы шли самые кривые, выбракованные кузова ЗАЗ-968М… А заводская технология формирования грузового открытого отсека была весьма грубой и халтурной. Задняя часть крыши со стойками срезалась «по живому», и по нижней линии окон вваривалась несколькими точками сварки гнутая П-образная труба. Собственно, она и образовывала кромку грузового борта. А панели отделки в грузовом отсеке были сделаны по аналогичной технологии с внутрисалонными! То есть, оргалит (прессованная труха) грубо обтягивался черным винилом. Разумеется, при установке в открытом кузове оргалит намокал от дождя, горбатился и рассыпался…

Из-за таких, с позволения сказать, «технологий», гнили пикапы стремительно – еще активнее, чем обычные ЗАЗ-968. Ведь машину никто не просчитывал с учетом требований к открытым кузовам пикапов. Соответственно, полости и ниши, которые в седане были защищены стеклом и крышей, оказывались открытыми всем осадкам, накапливали влагу и быстро ржавели. Усугублялось все это отвратительным качеством окраски в последние годы выпуска модели. Конкретно этот экземпляр добила длительная жизнь под открытым небом в глухой деревне – кузовные работы нового владельца ждали весьма масштабные…

Для проекта реставрации был приобретен инвалидный донор 1993 года с малым пробегом, гаражного хранения и в отличном состоянии. С него для пикапа взяли железо, массу деталей отделки салона, частично — двигатель. При компоновании кузова из деталей от двух машин возникло немало проблем по подгонке — к концу эпохи выпуска ЗАЗ-968М заводские штампы окончательно износились и кузовные элементы штамповались с ужасным качеством. Двери не соответствовали проемам, закрывались с касанием металла об металл, зазоры капота и багажника не лезли ни в какие ворота. За время агонии в деревне пикап многократно красился кисточкой и какой придется краской, но родной его цвет назывался «коррида» и был ярко-красным. Собственно, его и вернули машине при финальных работах по кузову.

Еще одной проблемой стало качество существующих в продаже запчастей. Оно отсутствует в принципе… Очень трудно купить нормальные тормозные цилиндры (их в машине шесть – по два на передних барабанах и по одному на задних), трудно найти неповторимые мелочи — специфические клипсы, закладные гайки и т.п. К примеру, так и не удалось пока разыскать… внутренние дверные ручки! У оригинальных деталей в местах крепления к двери есть вставки из белого пластика, которые со временем распадаются в порошок, и большинство ручек становятся непригодными для использования, хотя и сохраняют внешний вид… Поэтому ручки пока пришлось временно поставить похожие — от какого-то Москвича.

Необычным затруднением стал поиск прокладки между печкой и кузовом. Это резиновая деталь весьма сложной формы – ее не заменить герметиком, не вырезать из листовой резины, не отпечатать на 3D-принтере. Найти ее не так уж просто – прокладки последних лет выпуска, 80-90-х, буквально рассыпаются в руках, а вот более ранние и по сей день сохраняют целостность и эластичность.

Знаменитый «вэ-образник» воздушного охлаждения, с однокамерным карбюратором К-133 и масляно-инерционным воздушным фильтром — бесконечная боль почти каждого  зазовладельца… Как же хозяева «Запоров» завидовали хозяевам ЛуАЗов, которым моторный отсек позволял без особого труда поменять родное вечно перегретое «сердце» на куда более спокойный, сбалансированный и тяговитый мотор от «жигулей»!

014

Багажник – сама суровость, сегодня трудно представить, что ваши сумки и прочая поклажа будут мирно соседствовать с рулевым редуктором, аккумулятором, бачком омывателя стекла, и бензиновой «вебастой»!

— Почему у «запорожца» багажник спереди?

— Потому, что на таких скоростях за вещичками нужно присматривать…

(Старый советский анекдот)

015

Кстати, хотя у нашего экземпляра аккумулятор установлен впереди, это вовсе не аксиома – заводчане несколько раз за время выпуска модели меняли местоположение батареи с переда на зад и обратно. Такие «рационализации», предлагаемые инженерами и механиками, приветствовались и стабильно оплачивались. А вот наличие смысла в модификациях обязательным критерием не было…

016

Тест-драйв

 Усаживаюсь за руль и поднимаю в памяти ощущения от инвалидного ЗАЗ-968 деда моего однокурсника, на котором мы славно зажигали в юности (не с дедом – с однокурсником!)... Сиденья, узкие и с почти вертикальными нерегулируемыми спинками, стоят практически вплотную друг к другу – даже небольшую сумку с документами на тоннель пола толком не примостить! Слева руку прижимает дверь, справа – пассажир. Странности в ощущениях добавляет тончайший руль («баранка» скручена из пластикового прутка толщиной сантиметра полтора), а также стоящий вертикально крошечный штырек рукоятки КПП, который увенчан миниатюрным набалдашником, напоминающим колпачок от маркера. Все не такое, как на современных авто, и находится не в том месте, где ожидает мышечная память – будто автомобиль был создан для существ, изрядно отличающихся от людей по комплекции и физиологии…

Слава богу, что хоть спицы переключателей указателей поворота традиционные, от ВАЗ-«шестерки» – в инвалидном варианте 968-го за повороты отвечал крошечный и несуразный тумблер на передней панели!

Наш тест-драйв и фотосессия – это второй по счету выход пикапа из гаража «в люди» после реставрации. Асфальта реинкарнированный автомобиль еще толком не видел. За такое доверие мы простили ему плохо отрегулированное сцепление и заедающую, нажимаемую рывками педаль газа, голый тросик от которой преодолевает кошмарное трение в изгибах стальной трубки, ведущей от правой ноги водителя к мотору в багажнике. При этом, хотя в такое трудно поверить, на пути от метро Университет до Академической я умудрился ни разу не заглохнуть – спасибо отлично отрегулированному карбюратору!

Собственно, в динамике ЗАЗ-968МП не отличается от обычного ЗАЗ-968М с 40-сильным мотором. Если не бояться давить на газ (а большинство водителей «запорожцев» традиционно выделялись на дороге крайне вялым педалированием), машина по разгону не сильно проигрывает классическим «жигулям» и демонстрирует неплохую живость даже в современном уличном потоке. Бодрости (обманчивой) добавляет шумный в силу примитивности глушителя выхлоп.

Даже небольшие неровности на вполне приличной дороге ощущаются дискомфортно из-за трясучей передней торсионной (со стальными прутами, работающими на упругое скручивание) подвески. От упора до упора туговатый руль делает 3,5 оборота – маневры в ограниченном пространстве некомфортны, а контроль машины на скорости – понятие для нашего пикапа весьма условное. А вот тормоза, как ни странно, нареканий не вызвали – я ожидал гораздо худшего от отсутствия вакуумного усилителя вкупе с барабанами по кругу, однако реакция на педаль и замедление оказались весьма комфортными и предсказуемыми.

Весьма приятно, что даже в пробке не дал о себе знать фирменный запорожский перегрев, свойственный, наверное, 9 из 10 экземпляров. Дело в том, что причиной тяжелого режима работы мотора-воздушника являлись в большинстве случаев два фактора – толстенная масляно-грязевая «шуба» на двигателе и вольности в обращении со штатными воздухонаправляющими деталями. Щитки, распределяющие под капотом по двигателю потоки воздуха от вентилятора с ременным приводом, водители любили всячески модифицировать и даже выбрасывать («чтоб не мешали охлаждению!»). В нашем же пикапе мотор безупречно чист, а все детали системы охлаждения сохранены и тщательно закреплены на своих местах.

022

Не без труда выбравшись с водительского места, я еще раз оглядываю со стороны этот курьезный автомобильчик, и пытаюсь осознать – а насколько в принципе был полезен и оправдан выпуск пикапа на базе ЗАЗ-968М ? Вот как бы я в него грузил, скажем, мешки с картошкой или, к примеру, кирпичи? Черт, да никак! Сзади к грузовому отсеку не подобраться в принципе – там у пикапа, как и у любого «зАпора», капот с двигателем. С боков же забрасывать в машину можно разве что мешки с сеном — погрузочная высота очень большая, наполнять кузовок чем-то тяжелым было бы очень трудно, а разгружать – и подавно... Увы, нужно признать, что с практически-утилитарной точки зрения создание такой модификации было полным абсурдом, плодом сумрачного запорожского «гения» смутной эпохи…  

Впрочем, сегодня утилитарность забыта, главное – это восторг и фан, который крохотный ярко-красный автомобильчик дарит на дороге владельцу и всем окружающим! Машине охотно уступают место даже в тесной пробке, каждый норовит просигналить и показать большой палец. Ради этого стоит им обладать!

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
27 комментариев
03.05.2019 06:20

Конечно пикап из чего-то заднемоторного, особенно такого маленького как Запорожец это несколько странная мысль, какой там объём грузового отсека вышел? Литров 300?

1

03.05.2019 12:34
Андрей Чепелев

Не измеряли :) Но и так понятно, что это сомнительная конструкция, которая на рынок, как мне кажется, вышла больше от отчаяния.

4

03.05.2019 17:52

Да это понятно, меня просто смешит сама концепция: маленький багажник спереди, кабина, ещё один небольшой отсек для груза и капот с мотором, ну правда же смешно.

9

04.05.2019 01:52

Андрей, такая машина - настоящий Мерседес по сравнению с грузовым мотороллером! Как и пикап из Оки. Это не замена городскому развозному каблуку! Зато перевозить инструмент на кладбище или в дворницком хозяйстве, обслуживать садовое товарищество - самое оно.

1

04.05.2019 03:41
Евгений Тапыев

Ему очень не хватает открывающегося борта грузового отсека, но боюсь, что силовая структура изначально двухдверного кузова не позволит реализовать это малой кровью. Видел на фото самодельный четырехдерный Запорожец, сделанный уже в наше время, но там был обычный кузов с крышей.


04.05.2019 12:07

Погрузить лопаты-грабли-тяпки, ручную косилку-триммер и поливочный шланг можно и так. Мешок с мусором тоже.

2

03.05.2019 07:29
Евгений Тапыев

Даа, странный аппарат, напоминает наспех сделанную самоделку. Другие заднемоторные пикапы были бескапотные и с оппозитами - VW T3 245 и Chevrolet Corvair Loadside/Rampside, причём, если у VW пол грузовой платформы был весьма высокий, то очень низко расположенная оппозитная "шестёрка" у GM (оси цилиндров и колёс на одной плоскости) выдавала себя лишь небольшим подъёмом пола за задними колёсами. Склонностью к перегреву при малейших проблемах страдали оба.

1

03.05.2019 12:33
Андрей Чепелев

Не знаю насчёт пикапа, но обычные Т3 с внедрением водяного охлаждения от перегрева более-менее излечиились. Во всяком случае такие свидетельства я читал, когда готовил тест-драйв Т3.


03.05.2019 15:07
Евгений Тапыев

Перегрев относится только к воздушникам.


04.05.2019 12:10

Не знаю, как у Фолькса, но у Запорожца главная причина перегрева - грязь и потёки масла на моторе. Сейчас мойки двигателя на каждом шагу. Съездил, хорошо помыли тебе - и порядок!

1

06.05.2019 10:11
Андрей Чепелев

Один раз в жизни только решился на мойку двигателя, перед продажей машины) А так все время опасаюсь, что электрику зальют. Может, на Запорожце это не так актуально...


06.05.2019 16:28
Евгений Тапыев

Карбюраторные моторы при условии исправной электрики можно мыть сколько угодно, главное не налить в воздухозаборник.


07.05.2019 09:57

Так не моют нормальные люди двигатели водой, химию используют. Она конечно денег стоит, но всяко дешевле убитой электрики.


03.05.2019 20:51

Это не единственное извращение от ЗАЗ, хотя и самое уродливое. Они же в кузов старого Ланоса Т100 впихнули коробку и мотор от Таврии и продавали это как Дэу Сенс. Впоследствии эту же связку впихнули в кузов Т150 и к нам везли как Шанс 1.3. Еще один изврат был Шанс 1.4 с коробкой автомат и мотором от старого Авео Т200. Напоследок несчастному Ланосу довелось примерить и китайский мотор от Чери.

4

06.05.2019 10:13
Андрей Чепелев

Ну слушайте, ради удешевления можно было и мотор от Таврии вкорячить, я бы не стал их за это винить в чём-то. Дали немного заработать двигателестроителям, протянули их агонию.

2

06.05.2019 12:56

Да там удешевления было от силы на тыщу долларов при цене нормального Ланоса 10 тыс. По тем деньгам это 30 тыр было рублями. А гимора с мотором и коробасом от Таврии выше крыши. Гляньте форумы владельцев... А теперь когда украинский автопром окончательно издох попробуйте найти хоть какие то запчасти на Сенс/Шанс 1,3 особенно в России.


06.05.2019 14:36
Андрей Чепелев

Удешевление на 10% или 1000 долларов - это немало для бедной страны, это для кого-то зарплата за 3 месяца, и логика в глубокой локализации была. Встречали мы и гораздо более идиотские решения для удешевления и заодно повышения маркетингово значимых ТТХ, включая соответствие экологическим стандартам. ГОРАЗДО более идиотские, и гораздо менее вынужденные, чем в случае с ЗАЗом.

5

07.05.2019 09:53

На Ланос клуб как то забредал владелец Шанса с мотором и автоматом старого Авео. Так вот живописал он опыт владения. Типа проблемы мотора он порешал благо на Авео форуме народ с этим разобрался. Но вылез нежданчик с радиатором охлаждения, он оказался эксклюзивным, сделан украинским заводом Лузар!!! Аналогов нет в природе. Радиатор Ланоса не подходит, от Авео не подходит, Лузар нигде нет. Вот вам и конструктор на базе машины выпускавшейся много лет в разных странах к которой по идее куча запчастей на любой вкус и кошелек.

1

03.09.2019 19:26
как владелец ланоса с 1,4 сразу же забил в поиск "
Радиатор охлаждения Ланос 1.4 АКПП с кондиционером "
и что вы думаете? артикул для заказа LRC04164B - есть в наличии, никаких проблем. зачем высасывать из пальца проблемы, там где их нет?
кстати мой ланос 2007 года и радиатор там стоит еще заводской, и причин его менять нет.
по двигателю МеМЗ, примерно 80% комплектующих - АвтоВАЗ, все есть на любом авторынке. 
"

04.05.2019 01:36
Pavel Elagin

В самом начале 90-х, еще до развала Союза, мы в командировке такого уродца встретили. Гостиница купила такое "чудо" для мелкой доставки. Но машина больше просто стояла "для привлечения клиентов" - вокруг нее постоянно кружились постояльцы. Мы тоже пару раз лазили по ней. Ощущение было омерзительным. Лист металла, разделяющий салон и кузов был приварен кое-как. Дырка кузова открыта всем ветрам и дождям - этакая урна на колесах, без намека на возможность закрытия каким-либо тентом (сэкономили даже на простейших проушинах для брезентового тента!). Сиденьки намертво прикручены и никаких регулировок.

3

04.05.2019 01:46

По повествованию видно, что автор мало имел дело с советскими машинами 70-80-х. Их надо уметь чувствовать! Сам по себе Запорожец - очень интересная и приятная в обращении машина с отлично сконструированным кузовом. С двигателем-воздушкой, к сожалению, многие просто не умели правильно обращаться. И правильно позиционировать на рынке такой пикап тоже никто не озадачился. А ведь это - типичный нишевый товар. Сойдёт и так? Не сошло!

12

05.05.2019 19:47
Обанкротившийся Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) выставил на продажу на Центральной универсальной товарной бирже свое имущество, общая сумма которого составляет 419,3 миллионов гривен или 15,8 миллионов долларов. Согласно опубликованному на сайте товарной биржи списку, на продажу выставлены 22 объекта имущества, среди которых склады, помещения, цеха, котельные и другое. В частности, как сообщает корпорация "Укравто", в которую входит запорожский завод, среди основных факторов, которые обусловили тяжелое положение предприятия, стали резкое падение внутреннего рынка новых автомобилей, потеря внешних рынков сбыта, а также агрессивная конъюнктурная среда. В декабре прошлого года в отношении предприятия было возбуждено дело о его банкротстве, передает ТАСС.

ЗАЗ похоже совсем все...

2

06.05.2019 10:13
Андрей Чепелев

Так он давно уж.

1

06.05.2019 13:23

В Запорожье много таких машин трудилось в коммунальном хозяйстве. Ездили на них сварщики (в грузовой отсек отлично входило 2 баллона, шланги и еще куча мелочи), но исчезли они практически одновременно. Сейчас точно не вспомню, но последние видел гдет в начале 2000-х

4

12.05.2019 08:19
Znachar

Андрюха !!! За статью 5+++++ !!! Прямо молодость вспомнил...

3

13.05.2019 10:18
Царь

Мой первый авто после получения Прав. В 19 лет я уже имел авто, да это ЗАЗ-968МД, переделанный с ручного управления на ножное. Дедуля мой был ветеран ВОВ и за 10 лет проехал на этом Жужике 14 тыс км. Короче, достался мне авто считай новым. Постоянно стоял в гараже, всегда чистый, зимы не видел, жил в Московской области. Ездил я на нём 4.5 года, тысяч 80 намотал точно, ездил каждый день. Начал ломаться после первого года моей эксплуатации, и сразу после аварии. Не было недели, чтобы что-то не сломалось )))), особенно обидно было когда на улице мороз, он сломался и нужно его ремонтировать. С Запором познал все азы автодела. На факультете универе когда на "войне" проходили цстройство автомобиля я уже всё прекрасно знал про устройство авто. Запор это всегда крыша над головой, простор в ногах, особенно у переднего пассажира. Зимой тепло, порой даже жарко, печка грела отлично, но последние год-полтора ездил без печки, что-то сломалось, так и не смог найти причину поломки. Пёр мой Запор нормально, до 50-60 кмч со светофора делал "классику", даже с 1.5 двигателями, потом, конечно, они меня. Мужик по гаражу продал за 2 бутылки водки новую резину на запор И151, многие про такую резину и не знают. С запчастями были траблы, но что-то находил в Южном порту, что-то приходилось ремонтировать самому. Разгонял свой жёлтый Жужик до 130кмч на МКАДе. До 80-90 кмч машина довольно управляемая и предсказуема, это комфортная скорость, быстрее ездить было куда сложнее. Куда-то уходило зажигание, правда пока не заменил трамблёр на новый. Потом и расход 80-го бензина упал, динамика выросла, и заводился без подсоса всегда, даже до -25 градусов мороза зимой. Летом грелся бензонасос, этим грешили и многие Вазы, включая и преднеприводные. Но я не поленился и перебрал бензонасос, тогда ещё продавали ремкомплеткты для них. И всё, даже в жуткие пробки, особенно, когда делали ТТК и МКАД машина никогда не глохла. Грелся движка, как и у всех, кто на авто ездил, а не хранил его в гараже ))). Не грелся у соседа по подъезду, т.к. он на своём авто фактически не ездил. 100-200 км в месяц, а то и 500-1000 км в год считаю, полной ерундой, а не пробегом. У меня бывало, что в день 100-200 км проезжал, работал на нём и ещё в универ ездил на нём учится. Да, в те далёкие 90-е годы из всего потока в моём универе на факультете (6 групп по 20-25 человек) было 3 авто: мой Запор, шаха друга и идеальный Форд Сиерра пацана с другой группы, остальные студенты были пешеходами. Запор считаю хорошей машиной для начинающих водителей тех лет (середина-конец 90-х годов, как у меня получилось). После такого авто любой авто Вам покажется проще и легче пареной репы. Единственное, что хотелось бы посмотреть в глаза инженерам, кто его проектировал. Многие вещи сделаны "на отъ...сь" и с никаким запасом надёжности. И это авто для инвалидов. У здорового человека порой шарики за ролики едут когда начинаешь что-либо делать при ремонте. Но в целом машина вполне ремонтнопригодная, в большинстве случаев делал всё на обочине, иногда во дворе. Отдал в начале 2000-х соседу по гаражу, он на нём по полям ездит и осматривает свои сельхозугодья где-то в Черноземье России. Жалею до сих пор, что отдал, сейчас был сделал и катался бы на даче. При встрече на дорогах России всегда уважительно отношусь к Запорам и их владельцам.

3

24.11.2019 09:16
Вячеслав
ну зато вил очень прикольный))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings