Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии

В советские времена мы даже предположить не могли, что за эффектной парадной мощью Страны Советов существует скрытая от посторонних глаз огромная армия специальной и весьма оригинальной автотехники, никогда не выезжавшей из отдаленных и строго засекреченных мест дислокации. Ее главным предназначением являлись обеспечение постоянной боевой готовности ракетных комплексов, транспортировка и установка мелких частей баллистических ракет, обслуживание боевых и вспомогательных машин и предоставление их экипажам достойных условий долговременной службы «в четырех стенах» во время патрулирования и дальних походов подвижных стратегических систем. Все эти заботы легли на мощные плечи автомобилей-шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М, об истории которых мы уже писали.

original-23-543_html_m10dca13b
Спецмашина на шасси МАЗ-543А для транспортировки и установки частей контейнеров баллистических ракет
Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)
Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)

Транспортно-установочные и перегрузочные машины

Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.

Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет
Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет

Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.

Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера
Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера

Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.

Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)
Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)

Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.

Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)
Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)

В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.

Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М
Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М

Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.

Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП
Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП

Машины обеспечения ракетных комплексов

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543 Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их ар...

К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.

Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.

Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.

Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)
Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)
Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава
Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава

Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.

Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.

Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А
Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А

Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.

Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.

Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»
Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»

В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.

Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.

Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкой
Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкой
Фрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов
Фрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов

В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.

Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)
Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)

Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.

Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человек
Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человек
Башенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова
Башенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова

Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.

Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)
Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)

Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.

Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М
Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М

В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.

Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столами
Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столами
Кухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкой
Кухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкой
Фрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур
Фрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур

За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.

Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек
Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек

Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.

В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
03.12.2016 00:43
Семён Смирнов

Во какая и раньше разнообразная техника была!))))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings