Брутальные «неженки»: как обслуживают раллийный автомобиль

Глядя на раллийные машины, что лихо скачут по ухабам, прыгают на десятки метров вдаль и выдерживают постоянные нагрузки со всех сторон, легко прийти к логичной мысли: гоночная техника невероятно живуча, и запас прочности у нее огромен. Наверное, такой «бронебойной» машине можно вообще не заморачиваться с обслуживанием – там все узлы и агрегаты неубиваемые! «Вот бы и мне такую! – мечтает зритель. – Чтобы на ТО и в сервис постоянно не ездить...»

Увы, эта точка зрения очень далека от реальности, хотя здравое зерно в ней все-таки есть. Автомобили для ралли и вправду очень живучи. Специфика соревнований накладывает серьезный отпечаток на особенности подготовки и выходную «прочность» спортивного снаряда. Ралли-кар даже выглядит гораздо более брутальным что ли, чем большинство болидов для других дисциплин.

Раллийная машина постоянно подвергается жесткому воздействию окружающей среды: все сюрпризы дорог и направлений общего пользования, где проводятся соревнования, беспрестанно напоминают о себе, заставляя попотеть лучших инженеров.

Много десятилетий одна головоломка не дает покоя конструкторам: машина должна стать существенно во много раз! прочнее и выносливее стандартной, потому что ехать она будет по обычным дорогам, но гораздо быстрее. При этом ей хорошо бы быть легкой, насколько возможно в рамках регламента, и максимально быстрой в рамках технических требований. Учесть все возможные варианты нелегко некоторые «баги», говоря языком компьютерщиков, проявляются иногда в ходе тестов перед запуском в производство или в худшем случае на первых гонках. Но если машина удачная, то она и прочная, и выносливая, и быстрая, и легкая.

1.jpg


И... требующая к себе самого пристального внимания механиков!


2.jpg


Раллийная машина не может существовать и успешно «привозить» экипаж на подиум без десятков мелких и крупных процедур, которые сильно осложняют жизнь обслуживающих ее механиков. Любая современная раллийная машина это хитроумный, технически сложный и «капризный» в плане своевременного обслуживания аппарат. Как ни парадоксально, без многочисленных и постоянных работ эта техника резко перестанет быть быстрой, прочной и выносливой. Но если разобраться, никакого парадокса тут вовсе и нет.

Список работ, профилактических и плановых ремонтов для раллийного автомобиля, даже самого простого, занимает не одну страницу. Дело в том, что даже разработанную и просчитанную с нуля деталь, коих в гоночной технике немало, сложно сделать одновременно легкой, прочной и «долгоиграющей». Если же дорабатывается заводская конструкция, то почти всегда приходится чем-то жертвовать: деталь начинает работать в более нагруженных стрессовых режимах, изменяется кинематика общий ресурс неизбежно падает.

Интересно, что даже кузов раллийной машины уж как ни крути, самая прочная и крупная деталь с каркасом и многочисленными усилениями настолько «устает» в ходе длинных гонок по плохим дорогам, что и в нем перестают закрываться двери, «уходит» геометрия проемов и точек крепления подвески, накапливается усталость металла и сварных швов.

Безусловно, можно сделать почти любой узел прочным настолько, что машина станет реально «неубиваемой». Но это приведёт либо к увеличению её веса (что неприемлемо) либо к серьезному удорожанию, а экономия присуща даже столь затратному виду деятельности, как автоспорт. Важно, чтобы раллийный автомобиль был еще и доступным, а не равнялся по стоимости космическому челноку.

И казалось бы, такой прочный и выносливый, раллийный автомобиль на практике оказывается «неженкой», когда заходит речь о его ресурсе. Обслуживание современного ралли-кара требует профессионального подхода, четкого графика работ и слаженной команды механиков.


3.jpg


Мне, автору этой статьи, довелось в минувшем сезоне немало погонять на Peugeot 208 R2 при поддержке рижской команды Sports Racing Technologies, одного из ведущих раллийных коллективов Прибалтики. Для участия в чемпионате Европы по ралли и гонках локальных серий мы выбрали именно эти переднеприводные хэтчбеки.

Взгляните на список работ для воистину одной из простейших раллийных машин! Это современная, но довольно примитивная машина международного уровня подготовки: «проще» нее в раллийной «табели о рангах» только практически серийный класс R1.

И если вы захотите участвовать в соревнованиях на совсем не сложном с виду Peugeot, то готовьтесь:

с пробегом в 4 800 километров (это самый длинный сервисный интервал для деталей Пежо, дольше этого рубежа в машине не ходит ничего, кроме кузова!) придется сменить на новые: опоры двигателя, практически все насосы и помпы, рулевую рейку, тормозные цилиндры и полдюжины других деталей. Конечно, при учете пробега считаются только "боевые" километры, то есть те, что машина проходит по спецучасткам с максимальной скоростью и нагрузкой;

каждые 2 400 «боевых» километров отправлять двигатель на завод-изготовитель для ребилда. Ребилд это полная разборка, поиск дефектов и анализ износа, а также замена многих деталей;

кулачковая КПП Sadev с секвентальным выбором (вместо колец синхронизаторов в ней кулачковые муфты, позволяющие быстро и четко включить нужную передачу без сцепления, а переключение последовательное: первая, вторая и так далее) и шведская подвеска Ohlins отправятся на ребилд спустя 1 000 километров;

и «на сладкое» как думаете, насколько часто меняется масло в коробке передач? Если коробку поставили новую, то уже через 50 км пробега свежая дорогая «трансмиссионка» сливается! Она проверяется на наличие стружки и металлической пыли, а потом замена происходит штатно... каждые 200 километров.


4.jpg


Все это заботы команды: никто, а особенно экипаж, не хочет проверять на себе последствия «забытой» замены масла или заклинившего без ребилда амортизатора. Конечно, четко прописанные в руководстве пользователя цифры с пробегом до каждой операции это не обязательно приговор: не стоит думать, что после 2 400 километров мотор мгновенно «превратится в тыкву», если его не перебрать... Каждая деталь имеет определенный ресурс, и он обычно немного больше, чем интервал ее замены.

Но это своего рода перестраховка, которая в технических сферах называется планово-предупредительным ремонтом.

Четкий график работ и, с другой стороны, немалый ценник за постоянные ребилды залог того, что машина не встанет посреди спецучастка с проблемой, возникшей в незамененных вовремя узлах, которые «еще походят». Могут «походить», а могут и нет. Соизмеримы ли экономия на запчастях и сход на первом спецучастке гонки, выезд на которую стоил гораздо дороже?

К чести нашей команды могу сказать ни один из сходов экипажей в прошлом сезоне не был вызван именно командными просчетами в подготовке машины и тем более ошибками во время планового обслуживания. SRT не давала повода усомниться в своей грамотной работе, хотя маленький "француз" неоднократно выкидывал новые и новые фокусы, изрядно осложнявшие жизнь как нам, так и механикам. В конечном итоге «заводские болячки» 208 R2 покинули нас, и приятно осознавать, что команда не только четко обслуживала технику, но и оперативно решала те недоработки, которые, в общем-то, были на совести отдела доводки завода-изготовителя...


5.jpg



Раллийной команде приходится непросто, что и говорить. Особенно если машин в ней несколько, и каждая из них проходит разный километраж.

Интервалы замены и ребилдов строго высчитываются и выполняются, а если они попадают на следующее ралли, как правило, ремонт проводится заранее, чтобы на гонку машина поехала уже полностью готовой, с запасом по ресурсу. Детали, имеющие «недоработанные» километры, могут использоваться на тренировках. Например, если привода, диски тормозов и сцепления были заменены превентивно и еще имеют некоторый безопасный ресурс, они не выбрасываются в мусорный бак, а «докатываются» в ходе сезона на тренировках и тестах.

Но календарь выступлений бывает местами настолько плотным, что механики просто не успевают вернуться на базу команды. В таком случае все необходимые детали для ребилда берут с собой, и работа происходит порой в самых экзотических условиях!

В случае с нашими Peugeot команда SRT попадала в такую ситуацию и с честью из нее вышла. В июне этого года мы в полном составе, двумя экипажами, отправились на ралли Азорских островов, этап чемпионата Европы. Гравийная гонка прошла, а впереди было еще две асфальтовых в Германии и Бельгии в конце месяца. Времени возвращаться в Ригу для обслуживания машин не было.

Поэтому передвижной «филиал команды» большой грузовик, везущий запчасти и два спортивных автомобиля, служил полноценной базой механикам на протяжении месяца!

Сначала они плыли на пароме, добираясь с Азорских островов, где только что закончилась гонка, до материка. А когда доехали до Германии, там же, на парковке близ гостиницы, развернули импровизированный сервис-парк. Менее чем за сутки машины восстановили после тяжелой гравийной гонки, заменили детали, которым по пробегу «вышел срок» и полностью перестроили оба Peugeot 208 в асфальтовую спецификацию!

Прилетев на тесты через пару дней, мы встретили две машины, которые выглядели абсолютно новыми, и механиков, которые выглядели довольно уставшими после проделанной большой работы.


6.jpg



А что же мы все про плановые ремонты, ребилды, замены? Ведь ралли тем и интересно тысячам зрителей, что довольно часто ситуация идет совсем не по плану!

Да, как бы ни был крепок раллийный автомобиль, но не может он избежать повреждений в случае ошибки пилотирования или неожиданного препятствия, которое не преодолеть без потерь. Миг и машина летит совсем не туда, не так и не с той скоростью, как планировал пилот. Авария. Сход.


2.jpg



Но если все не так плохо, минута, пять, десять и изрядно помятый ралли-кар выезжает своим ходом из придорожных кустов (или встает на колеса с помощью зрителей, или выползает из снежной ловушки по веткам, которые экипаж наломал в ближайшем лесу). Он продолжает гонку, а значит, когда доберется до сервиса, у механиков будет много работы.

Выезжая со спецучастка, где произошло непредвиденное, экипаж уже представляет себе объем повреждений. Самое главное машина способна передвигаться своим ходом, а значит, доедет до сервис-парка. Там ее встретят механики, и уже на их плечи ляжет ответственность за то, продолжит ли гонку экипаж.


8.jpg



Безусловно, какие-то поломки экипаж может устранить и сам: для этого на борту машины имеется более или менее серьезный набор самых «ходовых» инструментов. Еще там присутствуют расходники, некоторые запчасти, жидкости и все, что может помочь в скоротечном ремонте на обочине. Иногда серьезные по симптомам повреждения можно починить за пять-десять минут. А иногда попытка «дотянуть» до сервиса с какой-нибудь досадной мелочью в итоге разрушит дюжину узлов и сделает невозможной дальнейшую гонку.


9.jpg


Всем известны кадры, когда штурман Петтера Сольберга на ходу прямо на спецучастке подтягивал разболтавшееся крепление руля. Или когда Элфин Эванс на ралли Финляндии этого года проехал 85 километров по спецучасткам (!) и успешно до сервиса, соединив сломанный рычаг подвески двумя червячными хомутами и рожковым ключом!

Но рано или поздно покалеченный в результате инцидента автомобиль приезжает в сервис.

Во время ралли сервисные интервалы строго ограничены по времени: все здесь подчинено строгому расписанию, и задержка при ремонте влечет за собой опоздание на следующий пункт контроля времени с сопутствующими пенализациями. Как правило, раллийный день включает в себя несколько двадцатиминутных сервисов, а также длинный в конце каждого гоночного дня.

Интересно, что согласно правилам этого вида спорта, механики могут ремонтировать автомобиль только в эти временные промежутки и только в определенном месте сервис-парке. Отчасти поэтому экипажу и приходится устраивать креатив вроде гаечных ключей в подвеске и стараться доехать до сервиса, где машину приведут в рабочее состояние: вызвать «группу поддержки» для оперативного ремонта или доставки новой запасной части нельзя.


10.jpg


Это накладывает определенные требования и на конструкцию раллийного автомобиля. За очень короткий промежуток времени он должен позволять сделать с собой множество разных операций: от косметических ремонтов (для этого, например, на бамперах есть быстросъемные крепления, облегчающие монтаж) до самых сложных действий к примеру, замены КПП, стоек подвески или других крупных узлов. Продуманность крепежа, единообразность применяемого инструмента делают оперативный ремонт не то чтобы очень легким, но значительно упрощают любую операцию по сравнению с обычной гражданской машиной.

Но мы отвлеклись! Вот наш экипаж уже на подьезде к сервису. К моменту его прибытия механики примерно знают, что потребуется делать с машиной: пилот или штурман позвонили после финиша и в красках описали случившееся. Опытная команда, у которой проработаны многие действия с конкретной машиной, легко «вычислит» по такой информации, какие детали приготовить в первую очередь, что гарантированно придется заменить, а что не потребует серьезного внимания.

Интересно в такие моменты наблюдать за механиками: сервис еще пуст, экипажи возвращаются со спецучастка и пока в дороге, а из технички уже выгружают запакованные бампера, крылья, радиаторы, детали подвески и множество других элементов, которые скорее всего придется заменить во время сервиса. Он будет насыщенным, этот сервис. Скорость, слаженность и четкость работы решит, отправится ли экипаж на следующий спецучасток, получит ли временной штраф за превышение времени на сервисе.


11.jpg


Отдельным операциям механики тренируются заранее: так, в 2014 году на финальном сервисе ралли Лиепая второго этапа чемпионата Европы, где за SRT ехал Василий Грязин, возникла необходимость заменить коробку передач на полноприводном Ford Fiesta Super 2000. Коллектив команды уже занимался этим ранее, так как с машиной они работали давно, но в столь сжатые временные рамки, за двадцатиминутный сервис, менять КПП не приходилось. Пока экипаж двигался в сторону сервис-парка, директор команды провел брифинг и тренировку предстоящих операций «на словах» примерно так же, как звено летчиков перед полетом проговаривает и отрабатывает все свои действия на земле.

Экипаж уехал на следующий спецучасток точно в срок механики отработали на твердую пятерку и уложились в двадцать минут! Последние действия с машиной производились, когда пилот и штурман уже сидели в машине и готовы были стартовать на пункт контроля времени. После выезда из сервиса зрители аплодировали команде, а экипаж Василия Грязина и Дмитрия Чумака отлично провел финальную секцию, заняв второе место на этой сложной гонке.

Одним словом, механикам в ходе ралли, да и не только ралли, достается по максимуму. С полным правом им можно сказать чистосердечное спасибо.

Ведь с любым, даже самым современным раллийным автомобилем они проводят все свое рабочее время, выполняя десятки запрограммированных действий и с честью решая проблемы, возникающие внезапно. Стало быть, их заслуга в успешном финише отнюдь не самая маленькая!


12.jpg


Работа со спортивной техникой, а особенно плановые процедуры вне гонки, которые и закладывают ту самую «неубиваемость», почти всегда происходят незамеченными. И лишь со стороны наблюдатель подумает, радуясь успехам спортсменов: какая же она живучая и прочная, эта машина! Сколько она всего позволяет делать с собой, как легко преодолевает все сложности...


13.jpg


Раллийные машины брутальные «неженки», за успехами которых стоит непростой труд сотен людей. Такие сложные внутри и такие прекрасные снаружи. Как, собственно, и само ралли.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings