Электромобили атакуют с неба: советские военные машины на электротяге

6551 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Боевые электромобили — сочетание более чем странное, в которое просто невозможно поверить. Как можно соединить сугубо мирные городские электрические машины с мощными ракетными системами, да еще летающими в «небесах»? Да, велика и безгранична была фантазия советских военных конструкторов, трудившихся в совершенно секретных КБ за непробиваемым «железным занавесом». Добавьте к этому полное отсутствие зарубежной информации, необходимых агрегатов и какого-либо понятия, что же такое электромобиль вообще и как его можно превратить в бесшумную сухопутную и летающую машину. Ответы на эти вопросы вы получите, прочитав эту статью.

Для читателей, не сведущих в электротехнике, напомним, что главной «головной болью» всех электромобилей является мощный источник электроэнергии. Во времена, к которым относится наш рассказ, создавать военную технику на аккумуляторах было бессмысленно. Для решения этой задачи в 1950-е годы наши конструкторы, с подачи американцев, начали эксперименты с гибридными силовыми установками, в состав которых входили двигатель внутреннего сгорания, вращавший генератор, и тяговые электромоторы в ступицах ведущих колес. Их называли электромотор-колесами, а всю систему — электрической трансмиссией.

Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией (из архива Н. Маркова)

Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией (из архива Н. Маркова)

О первом советском «электрическом» артиллерийском тягаче АТК-1 (8х8), построенном в начале 1950-х в Академии бронетанковых и механизированных войск, мы уже рассказывали. Напомним, что на нем роль основного источника энергии играли два 110-сильных дизеля ЯАЗ-204А, вращавших генераторы, подававшие ток на два тяговых электромотора ведущих мостов мощностью по 80 киловатт. Убийственными недостатками этого автомобиля оказались сложность, завышенная масса и высокий расход топлива (до 140 литров на 100 км пути).

Автомобиль ЗИС-151 с генератором и прицеп с электроприводом колес (из архива НИИЦ АТ)

Автомобиль ЗИС-151 с генератором и прицеп с электроприводом колес (из архива НИИЦ АТ)

Лишь через семь лет к идее гибридного привода обратились специалисты Научно-исследовательского института по колесным тягачам, разработавшие под руководством полковника Г. И. Базыленко первый советский активный автопоезд предельно простой конструкции с электроприводом колес прицепных транспортных средств. В качестве тягача выступил серийный грузовик ЗИС-151 с военной авторемонтной мастерской ВАРЭМ. В ее состав входила автономная бензоэлектрическая установка, подававшая ток непосредственно на электромоторы обоих мостов двухтонного полуприцепа.

Грузовик-фургон ЗИЛ-157Э с электромоторами в ступицах задних колес

Грузовик-фургон ЗИЛ-157Э с электромоторами в ступицах задних колес

В 1960-е годы эстафету электропривода военных машин приняло СКБ ЗИЛ. Одной из наиболее оригинальных разработок стал первый в СССР опытный грузовик ЗИЛ-157Э с четырьмя задними индивидуальными ведущими электромоторами, встроенными в специальные ступицы с широкопрофильными односкатными шинами и внешними кабелями подвода энергии от автономного бензоэлектрического агрегата, смонтированного в типовом фургоне автомобиля.
Этот вариант надежд не оправдал, но послужил идейной базой следующих уникальнейших сверхсекретных военных электрических машин.

ЗИЛ-135В (9П116)

В 1962 году совместными усилиями СКБ ЗИЛ и ОКБ завода «Дзержинец» были разработаны и построены четыре самоходные авиадесантируемые машины ЗИЛ-135В (4х4) с пусковыми установками 9П116 для запуска крылатой ракеты длиной около 10 метров. Их планировали транспортировать на жесткой внешней подвеске тяжелого вертолета Ми-10, известного как «летающий кран», вместе с которым вся система носила официальное наименование ракетно-вертолетный комплекс (РВК) или Ми-10РВК.

1 / 2
В полете вертолет Ми-10 с жестко подвешенной ракетной системой
2 / 2
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с самоходной установкой ЗИЛ-135В

В этой многочленной системе с взлетной массой около 45 тонн, не имевшей иностранных аналогов ни по конструкции, ни по критериям применения, одновременно воплотились в жизнь наиболее смелые технические решения и нелепая идея скрытной доставки самоходной боевой машины по воздуху и десантирования ее в дальний тыл противника или в отдаленные труднопроходимые места для произведения оттуда единственного внезапного ракетного удара с дальностью поражения до 270 километров.

Десантируемая ракетная пусковая установка 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

Десантируемая ракетная пусковая установка 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

В целом несложная пусковая установка представляла собой несущий транспортно-пусковой корпус-контейнер с передней широкой стеклопластиковой кабиной и боковыми отсеками для основных агрегатов. Четыре электромотор-колеса получали энергию от генератора в 120 киловатт с приводом от компактного газотурбинного двигателя вертолета Ми-2 мощностью 316 л.с. Передние колеса были управляемыми и устанавливались на вертикальных поворотных шкворнях, задние монтировали на концах подъемных стоек для подъема контейнера в боевое положение.

Установка 9П116 на электромотор-колесах с контейнером для крылатой ракеты

Установка 9П116 на электромотор-колесах с контейнером для крылатой ракеты

Установка передвигалась со скоростью 18 км/ч на расстояние до 40 километров и после запуска ракеты возвращалась к вертолету, закреплялась на его подвеске и возвращалась в безопасный район для перезарядки. Главными недостатками этой системы были невысокие скорости перемещения, незащищенность в воздухе и полная зависимость от погодных условий. Работы по проекту РВК завершились поздней осенью 1965-го.

Аэродромная машина САК

Во второй половине 1960-х Московский автозавод построил две оригинальные двухосные машины с электроприводом, рассчитанные на работу с одноосными прицепами в составе уникальных двухсекционных автопоездов с колесной формулой 6х2. Они имели длинное официальное наименование «самоходный авиатранспортабельный агрегат системы аэродромного контроля (САК)» и служили для проведения предполетной подготовки систем военных и гражданских летательных аппаратов.

Рабочая машина САК со стальным кузовом и задними электромотор-колесами

Рабочая машина САК со стальным кузовом и задними электромотор-колесами

Самоходный агрегат аэродромного контроля САК с одноосным прицепом

Самоходный агрегат аэродромного контроля САК с одноосным прицепом

Короткий и широкий автомобиль-тягач со странным непропорциональным цельнометаллическим кузовом с фронтальной входной дверью и правосторонним местом водителя был построен на специальном шасси с двумя задними колесами с электроприводом. Ток к ним поступал от электрогенератора с 180-сильным бензиновым мотором, размещенных на прицепе, на котором также доставляли запас топлива и штатные средства для проверки бортовых электрических систем самолетов и вертолетов.

Трехосный агрегат САК для предполетной подготовки и диагностики самолетов

Трехосный агрегат САК для предполетной подготовки и диагностики самолетов

Силовой прицеп с 180-сильным мотором и электрогенератором

Силовой прицеп с 180-сильным мотором и электрогенератором

Изменение направления передвижения машины САК осуществлялось при помощи передних управляемых колеса от грузовичка УАЗ-451. В полной комплектации агрегат имел полную массу около девяти тонн и развивал скорость 32 км/ч. Его испытания проходили на подмосковном военном аэродроме в Жуковском.

ЗИЛ-135Э

Развитием упомянутой выше машины ЗИЛ-157Э стало четырехосное шасси ЗИЛ-135Э с электрической бортовой трансмиссией, собранное осенью 1965 года на бесподвесочном шасси ЗИЛ-135К со стеклопластиковой кабиной. Два штатных двигателя ЗИЛ-375Я служили только для привода двух электрогенераторов, от которых ток поступал в 22-киловаттные электромоторы четырех колес каждой стороны машины, встроенные в ступицы с планетарными редукторами. Доработки и испытания ЗИЛ-135Э с общим пробегом 30 тысяч километров проводились в течение трех лет, и за это время машина обзавелась торсионной подвеской. Ее полезная нагрузка колебалась от восьми до 11,5 тонн, скорость возросла до 80 км/ч. На практике это оказалось слишком тяжелое и трудноуправляемое сооружение.

Шасси ЗИЛ-135Э с двумя силовыми агрегатами и электромотор-колесами

Шасси ЗИЛ-135Э с двумя силовыми агрегатами и электромотор-колесами

Испытания опытной машины с гибридным электромеханическим приводом

Испытания опытной машины с гибридным электромеханическим приводом

МАЗ-547Э

Наиболее мощной советской «электрической» военной машиной стал экспериментальный образец бортового автомобиля-тягача МАЗ-547Э с восемью электромотор-колесами, построенного в 1978 году на ракетном шасси МАЗ-547А (12х12). Вместо штатного дизельного агрегата на нем смонтировали компактный газотурбинный двигатель мощностью 1 000 л.с., который создавался для танка Т-80 и работал на дизельном топливе, авиационном керосине или их смесях. Он приводил электрогенератор мощностью 625 кВт, вырабатывавший переменный ток напряжением 380 В.

Опытный автомобиль МАЗ-547Э с электрической трансмиссией (из архива СКБ-1 МАЗ)

Опытный автомобиль МАЗ-547Э с электрической трансмиссией (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания автомобиля подтвердили правильность выбора общей схемы привода, приемлемость основных параметров и перспективность общей конструкции машины. Впоследствии эта схема применялась на опытных сверхмощных многоосных шасси МАЗ-7907 и МАЗ-7923. О них рассказ впереди.

Опытный автоэлектропоезд СО-7

(фотографии из архива НИИЦ АТ)

Продолжение работ по активным автопоездам с электромеханической трансмиссией относится к середине 1960-х годов, когда возникла необходимость создания специальных многоосных транспортных средств с приводом всех колес для перегрузки и установки тяжелых баллистических ракет. Их предшественником считается экспериментальный автопоезд СО-7 (14х14), который разработал 21 НИИИ с использованием электрооборудования завода «Динамо» имени С. М. Кирова.

Седельный тягач МАЗ-537 с электрогенератором в составе автопоезда СО-7

Седельный тягач МАЗ-537 с электрогенератором в составе автопоезда СО-7

Он состоял из переоборудованного тягача МАЗ-537 и 50-тонной полуприцепной платформы со всеми ведущими и управляемыми односкатными колесами. На автомобиле размещался генератор постоянного тока мощностью 215 кВт с приводом от коробки отбора мощности. От него электрический ток подавался на два тяговых электромотора мощностью по 75 кВт. Каждый из них через систему редукторов и муфт передавал крутящий момент на один из крайних мостов полуприцепа и на одно из колес среднего моста. Управление положением всех колес осуществлялось из кабины водителя и производилось при помощи гидроцилиндров. Габаритная длина автопоезда превышала 23 метра, полная масса достигала 90 тонн.

Семиосный автопоезд со всеми ведущими и управляемыми колесами

Семиосный автопоезд со всеми ведущими и управляемыми колесами

Испытания активного автопоезда СО-7 с электромеханическим приводом

Испытания активного автопоезда СО-7 с электромеханическим приводом

Несмотря на невероятную сложность и дороговизну, полуприцепная платформа опытного автопоезда СО-7 послужила основой будущих многоосных ракетных установщиков с активными трехосными полуприцепами, разработанными в КБ «Мотор». Для их буксировки использовался спецтягач МАЗ-537Д с собственной генераторной станцией, от которой ток поступал на более легкие и компактные электромотор-колеса полуприцепов.

Машина 15У40 с электроприводом колес полуприцепа от тягача МАЗ-537Д (из собрания Ю. Бабушкина)

Машина 15У40 с электроприводом колес полуприцепа от тягача МАЗ-537Д (из собрания Ю. Бабушкина)

Агрегат 15У39 с «электрическим» полуприцепом при установке ракеты в шахту (из собрания Ю. Бабушкина)

Агрегат 15У39 с «электрическим» полуприцепом при установке ракеты в шахту (из собрания Ю. Бабушкина)

Речь идет о двух идентичных транспортно-загрузочных машинах 15У39 и 15У40 с характерными цилиндрическими транспортными контейнерами для доставки и установки в шахтные колодцы межконтинентальных ракет длиной свыше 21 метра. Они получили достаточно широкое распространение, но по второму Договору о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2) были сокращены и уничтожены вместе с системами их обеспечения.

На заглавной фотографии — ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с десантируемой пусковой установкой 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Hyundai Solaris или Volkswagen Polo?

Выбирая автомобили одной ценовой категории, иногда трудно определиться. Особенно – когда они очень близки по характеристикам и предлагают практически равный набор потребительских качеств. Ответив всего на 10 наших…

854 0 0
Статьи / Автотоп
Багажник и автомат: самые доступные седаны-иномарки с АКПП

Недорогой седан с автоматом – выбор большинства, когда речь идет о практичном автомобиле на каждый день, а на кроссовер еще не хватает бюджета. Сам этот бюджет в наше время почти вплотную приблизился к миллиону рублей –…

3394 2 0
Статьи / Интервью
Александр Мигаль, Peugeot, Citroen, DS: DS 3 Crossback я привезу в Россию в начале 2020 года!

«Нужна, – управляющий директор трёх французских брендов в РФ протянул мне визитку, – или с прошлого раза осталась»? Я посмотрел на карточку: за те два года, что Александр Мигаль проработал в российском представительстве…

780 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

26762 7 6
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12722 9 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

5348 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

60341 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46971 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25738 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11908 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8967 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

5562 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18740 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

16241 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

16643 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

70387 10 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

44097 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33861 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?