Как это устроено: нефтебаза и транспортировка топлива до АЗС

Добавляют ли в топливо присадки, увеличивающие октановое число? Как проверяют бензин и солярку на соответствие нормам качества? И сколько зарабатывает крупная городская сеть заправок? Мы выяснили все в деталях.

Доставка и хранение

Нефтебаза "Ручьи" в Красногвардейском районе города – одна из трех нефтебаз ПТК и одна из самых крупных в Петербурге. Она рассчитана на одновременное хранение 118 тысяч литров топлива. Построенная в 30-е годы прошлого века, она неоднократно модернизировалась, техперевооружение идет и сейчас.

Местоположение диктует технология: Ручьи – это железнодорожная станция, ведь именно по рельсам в цистернах бензин и солярка приходят с НПЗ в город. Одновременно нефтебаза может принять 16 железнодорожных цистерн бензина и столько же дизельного топлива. А это – 1 900 тонн единовременного слива нефтепродуктов и возможность обеспечить обработку 128 цистерн в сутки. Отпускаются нефтепродукты в автоцистерны автоматически.

Доставка топлива по ЖД (1).jpg


Здесь хранятся автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо экологических классов "Евро-4" и "Евро-5". Топливо из разных цистерн сливают в единые резервуары по октановому числу, даже если поставщики разные, – такова технология.

Проверенное топливо разливается по бензовозам, и именно на этом этапе добавляют в топливо так называемые маркетинговые присадки для позиций Аи-95, продающихся как "улучшенные". Принципиально свойства топлива они не меняют. Кстати, добавление присадок для повышения октанового числа незаконно, в таком случае бензин или дизель не будут соответствовать техрегламенту.


Налив топлива в бензовозы.jpg



Контроль качества

Пока на территории нефтебазы строится новая, более просторная лаборатория, контроль качества нефтепродуктов обеспечивает старая, но добротная Испытательная лаборатория топлива, аккредитованная Росстандартом. Как и нефтебаза, она работает круглосуточно. Трудятся здесь 18 человек. Они подключаются на всех этапах работы с топливом: при приемке, хранении и отпуске. Современное оборудование (как иностранное, так и отечественное) лаборатории практически дублирует то, что стоит на действующих НПЗ, и позволяет определять все показатели бензинов и солярки.




В отдельном помещении лаборатории красуется довольно громоздкий аппарат для определения октанового числа топлива стоимостью 14 млн рублей. Сама процедура довольно шумная (отсюда и название "отстучать на октан") и длится около 20 минут. Поэтому специалисты в области нефтехимии скептически относятся ко всевозможным экспресс-тестам по определению октанового числа – они-то знают, что процесс этот трудоемкий и дорогостоящий.

Качество топлива на нефтебазе не ниже 4-го класса.


vjcrdbx.jpg

Для автомобиля важно, чтобы вливаемый в него бензин или солярка был не ниже 3-его класса или "Евро-3". 4-й и 5-й классы в большей степени относятся к экологическим нормам и влияют не на работу двигателя, а на выбросы.

Андрей Михеев, генеральный директор ПТК


Лаборатория проводит преимущественно внутренний контроль. Но сюда также может обратиться с просьбой провести исследование любой автолюбитель. Допустим, у водителя возникает подозрение, что его машина стала хуже ехать после заправки. Так, контрольный анализ будет стоить 4,5 – 6,5 тыс. рублей, а полный анализ дизельного топлива – от 25 до 30 тыс. рублей. Правда, в каждом случае цена индивидуальна и зависит от целей исследования.



На АЗС

Приезжая на заправку, бензовоз отгружает свой ценный груз через сливочные горловины в емкости для хранения топлива (их объем может достигать 50 кубометров). Расположены они под землей. Бывают, кстати, АЗС, которые вмещают и более 200 кубометров, но тогда они считаются уже мини-нефтебазами. Каждое горлышко резервуара подписано, так что ошибиться сложно. За сливом пристально следит оператор АЗС. Каждый раз сотрудник заправки берет пробу свежего топлива, это нужно на тот случай, если к АЗС предъявят претензии к качеству продаваемого товара.


На заправке (2).jpg



На любой заправке можно увидеть и странную металлическую планку на ножках – метрошток. Им замеряются остатки топлива в емкостях (происходит это при пересменке операторов). Из этой емкости топливо нефтенасосами подается непосредственно в топливораздаточные колонки (ТРК). Так бензин или дизель попадает в пистолет, а оттуда, наконец, – в бак потребителя.


На заправке (3).jpg



Про деньги

По состоянию на 20 марта на заправках города АИ-92 в среднем стоил 32,32 рубля, АИ-95 – 32,5 рубля, АИ-98 – 39,85 рубля, солярка – 34,1 рубля. В петербургской сети АЗС ПТК, насчитывающей 150 станций, продается от 80 до 100 млн литров топлива в месяц. Маржа розничного продавца (то есть собственно ПТК) составляет от 3 до 5%. Более точных данных у нас нет, поэтому если считать грубо, то оборот сети может составлять ежемесячно от 2,6 до 3,3 млрд рублей, а доход – от 79 до 165 млн рублей. Не такой уж плохой бизнес, не так ли?


На заправке (4).jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
02.03.2017 06:47
id410844011

Скажу одно- доверяю тем, кто способен открыто работать с клиентами. Отличный экскурс. Придерживаюсь того мнения .что когда компания открыто говорит о своей деятельности, значит ей нечего скрывать от потребителей. Третий год пользуюсь услугами ПТК, заливаю обычно 95 и не переживаю, а с картой у меня еще и скидка. Съездил еще на экскурсию, понял принцип работы компании.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings