Как полиция и «скорая помощь» внедрятся в вашу аудиосистему: новая разработка шведов

1200 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Команда инженеров, выпускников Королевского технологического института в Стокгольме, запатентовала и разрабатывает любопытную технологию оповещения водителей о приближении сзади автомобиля экстренной службы – «скорой», полиции и т.п. Дорогу уступить потребует непрерывное звуковое оповещение по радиоканалу, причем аудиосистема будет переключаться на него принудительно, без участия водителя. Даже если вы в этот момент слушаете любимый трек с USB-флешки или телефона, подключенного через разъем AUX. «Колеса» пообщались с авторами и изучили нюансы технологии, чтобы оценить её полезность и эффективность.

Как работает система RDS?

Редкий радиоприемник сегодня не имеет так называемой системы Radio Data System – RDS. И редкая радиостанция не передает в этом стандарте вспомогательную информацию. Стандарт этот, разработанный изначально немцами, универсальный и международный, экспериментально в Европе был запущен в 1986 году, массовое развитие получил с начала 90-х годов, но благополучно жив и актуален до сих пор.

Работает это так – в сигнал, излучаемый антенной радиостанции на частоте вещания, подмешивается небольшое количество нулей и единиц на частоте 57 килогерц – цифровые данные.Часть этих данных отображается в текстовом виде на дисплее приемника, а часть даже управляет его работой. Характер данных может быть различным – от элементарного названия радиостанции, текущей песни, телефона для звонков в эфир и курса доллара до информации о пробках, авариях и иных ЧП.

001

У системы RDS – много полезных применений, и в первую очередь для водителя автомобиля. К примеру, с её помощью можно «удерживать» любимую радиостанцию, проезжая транзитом разные области – ведь одна и та же станция в разных регионах вещает на разных частотах, а RDS может её находить по названию и заставлять приемник перенастраиваться автоматически. Особенно эффективно это работает в случае радиостанций, имеющих плотную сеть маломощных передатчиков на разных частотах – как, к примеру, «Дорожное радио». Переход из зоны вещания одного передатчика в зону действия другого благодаря RDS осуществляется почти безразрывно.

RDS умеет синхронизировать часы в автомобильной аудиосистеме, если они там есть, автоматически менять предустановки тембра в зависимости от характера транслируемой программы (музыка или речь), а также периодически автоматически сканировать эфир на предмет тревожных сообщений.

Иначе говоря, во время прослушивания любимой радиостанции RDS периодически и автоматически «обшаривает» частоты других радиостанций, разыскивая в их сигнале тревожные сообщения (имеющие определенные коды-идентификаторы), и, если таковой сигнал обнаруживается, переключает радио на эти станции. Впрочем, в нашей стране большинство функций системы RDS не востребовано и не задействовано. Много лет назад отмечались даже приемы некорректного и, по сути, мошеннического использования RDS – некоторые московские радиостанции беспричинно добавляли в свой сигнал тревожный код-идентификатор, заставляющий переключаться на них приемники слушателей других станций…

002

Радиостанция – в машине «скорой»

Применительно к вопросам безопасности, нам важно упомянутое последним свойство RDS – режим EON, в рамках которого радиостанции передают код-идентификатор «TP» – Traffic Programme identification, распознавание дорожных сообщений. Приняв код, приемник переходит в режим «TA» – Traffic Announcement identification, сообщений о дорожном движении. Если эти функции в настройках радио включены, периодически будет запускаться сканирование частот FM-диапазона в поисках срочной информации об изменениях обстановки на дороге, после чего произойдет переключение радиостанции на соответствующую частоту. И именно эту функцию автомобильных аудиосистем решили использовать шведские изобретатели для обеспечения более быстрого проезда по пробкам машин «скорой», полиции или спасателей.

Мы создали наш стартап EVAM System вокруг идеи сделать дорожный трафик более безопасным. Сегодня в нашей команде 7 человек, выпускников Королевского технологического института Стокгольма, в возрасте от 23-27 лет. Машине «скорой помощи» трудно пробираться через плотный трафик, она создает напряженную ситуацию для автомобилистов, которые заметили мигалку слишком поздно и им трудно уступить ей дорогу безопасным способом. А ведь из-за громкой музыки в салоне многие не слышат приближающейся сирены, пока машина не окажется непосредственно позади них.
На фото: Марк Эрнеберг и Алекс Хедберг

На фото: Марк Эрнеберг и Алекс Хедберг

Поэтому мы решили дополнить традиционные сирену и мигалку небольшим радиопередатчиком с ограниченным радиусом действия. В машине «скорой помощи», пожарном или патрульном автомобиле этот передатчик станет работать на одной из частот вещательного FM-диапазона (собственно, не принципиально, на какой), и непрерывно передавать голосовое сообщение, типа «К вам приближается машина «скорой помощи», посмотрите в зеркало заднего вида и уступите дорогу!».

Поскольку в радиосигнале будет присутствовать RDS-идентификатор экстренной информации, большинство радиоприемников в салонах машин в радиусе действия системы автоматически переключатся на эту волну, музыка прекратится, и водители услышат сообщение. Это же касается и музыки, прослушиваемой с USB/Bluetooth/AUX/CD, – и в этом случае аудиосистемы с RDS автоматически переключатся в режим радио, эта возможность заложена в стандарт RDS и имеется практически во всех современных автомагнитолах. Также текстовое сообщение появится и на дисплее.

004

Кстати, все вышеперечисленное касается и серьезных аварий на дороге – приехавшие на место ДТП экстренные службы смогут по эфиру заранее сообщить о заторе водителям, приближающимся к месту аварии, чтобы они снизили скорость и не усугубляли произошедшее…

005

Проект EVAM System находится в завершающей стадии испытаний, которые мы надеемся закончить в первом квартале 2018 года. Разработкой уже заинтересовались государственные структуры нашей страны, а также Великобритании и Испании.

Изобретатели предполагают, что радиопередатчики с RDS, установленные на машинах оперативных служб, смогут донести информацию до 2/3 всех водителей, едущих в потоке. Исключая разве тех, у кого магнитола в салоне выключена, неисправна, отсутствует или настолько старая, что не поддерживает RDS.

Однако надо отметить вот что… Дело в том, что работа радио с активированным режимом приема Traffic Programme identification характерна своеобразным эффектом – приемник периодически замолкает, сканируя эфир на наличие экстренных сигналов, и при их отсутствии возвращается к прежнему режиму работы, что ощущается весьма дискомфортно. И по этой причине многие, у кого режим TA/TP в автомобильной аудиосистеме включен по умолчанию, отключают его, а те, у кого он не включен, часто даже не знают о нем и не стремятся узнать…

Дела минувших дней…

Как ни странно, но решения, подобные вышеописанному, существовали десятки лет назад и были доступны даже сельским радиолюбителям СССР… Сейчас, скорее всего, подобное реализовать не получится, но когда-то это вполне себе работало, хотя и не применительно к автомобилям. Впрочем, по порядку!

Как функционирует большинство вещательных FM-радиоприемников? Приемник принимает радиостанции на разных частотах в пределах своего диапазона. Если говорить о вещательном FM-диапазоне, то это может быть и 80 мГц, и 90 мГц, и 105 мГц – FM-диапазон достаточно широк. Приняв слабый радиосигнал, приемник должен сперва усилить его, потом извлечь из радиочастоты звуковую частоту, усилить уже её, после чего подать музыку в динамики колонок. Однако усиливающим и декодирующим узлам приемника трудно работать с сильно отличающимися друг от друга частотами – поэтому перед финальным извлечением звука любая частота, которую принимает приемник, приводится к единой – так называемой «промежуточной частоте».

В FM-вещании обычно используется промежуточная частота, равная 10,7 мГц. Соответственно, какую бы радиостанцию вы не принимали, в недрах приемника она все равно будет на определенном этапе преобразована в частоту 10,7 мГц. Уже догадались? Ну да, вывод так и просится! Если сделать передатчик на частоту 10,7 мГц, то он будет теоретически приниматься ЛЮБЫМ радиоприемником, вне зависимости от частоты, на которую приемник настроен!

Собственно, именно так в свое время и пошаливали особенно бесстрашные советские радиохулиганы… Большинство бытовых приемников принимали АМ на длинных и средних волнах, а промежуточная частота всех отечественных приемников и радиол равнялась 465 килогерц.

Соответственно, сделав простейший, но мощный передатчик на эту частоту, на жаргоне радиохулиганов именуемый «шарманкой», можно в радиусе нескольких километров на всех работающих радиоприемниках заглушить «вести с полей», пустив в эфир с проигрывателя, скажем, «битлов» или «роллингов»…Кое-кто баловался подобным. Риск был велик, но каков эффект!

Теги: Практика
Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Авторынок
Названы цены доступного седана Nissan Versa

Американское подразделение Nissan озвучило полный прайс-лист на бюджетный седан Versa 2018-го модельного года.

10553 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе.…

34347 2 0
Статьи / Автотоп
Резво по-американски: самые быстрые автомобили США

Признайтесь честно: читая предыдущий автотоп быстрейших автомобилей российской сборки, вы зевали, а в конце проснулись от удара подбородком об стол. Обещаем, здесь все будет иначе. Мы учли ваши мнения и решили: пусть…

1089 2 0
Статьи / Финвопрос
Покупаем дешевле: лучшие скидки и акции на автомобили в августе 2017 года

Июль подарил нам не только очередной прирост продаж на первичном автомобильном рынке, но и кое-что, что может эти продажи стимулировать: новые государственные программы поддержки. В августе реализация этих программ пошла…

2095 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

1730 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

3183 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2751 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34303 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24817 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

16131 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31889 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

5002 9 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6694 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62452 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21451 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10445 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18291 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21451 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10430 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?