Как полиция и «скорая помощь» внедрятся в вашу аудиосистему: новая разработка шведов

1073 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Команда инженеров, выпускников Королевского технологического института в Стокгольме, запатентовала и разрабатывает любопытную технологию оповещения водителей о приближении сзади автомобиля экстренной службы – «скорой», полиции и т.п. Дорогу уступить потребует непрерывное звуковое оповещение по радиоканалу, причем аудиосистема будет переключаться на него принудительно, без участия водителя. Даже если вы в этот момент слушаете любимый трек с USB-флешки или телефона, подключенного через разъем AUX. «Колеса» пообщались с авторами и изучили нюансы технологии, чтобы оценить её полезность и эффективность.

Как работает система RDS?

Редкий радиоприемник сегодня не имеет так называемой системы Radio Data System – RDS. И редкая радиостанция не передает в этом стандарте вспомогательную информацию. Стандарт этот, разработанный изначально немцами, универсальный и международный, экспериментально в Европе был запущен в 1986 году, массовое развитие получил с начала 90-х годов, но благополучно жив и актуален до сих пор.

Работает это так – в сигнал, излучаемый антенной радиостанции на частоте вещания, подмешивается небольшое количество нулей и единиц на частоте 57 килогерц – цифровые данные.Часть этих данных отображается в текстовом виде на дисплее приемника, а часть даже управляет его работой. Характер данных может быть различным – от элементарного названия радиостанции, текущей песни, телефона для звонков в эфир и курса доллара до информации о пробках, авариях и иных ЧП.

001

У системы RDS – много полезных применений, и в первую очередь для водителя автомобиля. К примеру, с её помощью можно «удерживать» любимую радиостанцию, проезжая транзитом разные области – ведь одна и та же станция в разных регионах вещает на разных частотах, а RDS может её находить по названию и заставлять приемник перенастраиваться автоматически. Особенно эффективно это работает в случае радиостанций, имеющих плотную сеть маломощных передатчиков на разных частотах – как, к примеру, «Дорожное радио». Переход из зоны вещания одного передатчика в зону действия другого благодаря RDS осуществляется почти безразрывно.

RDS умеет синхронизировать часы в автомобильной аудиосистеме, если они там есть, автоматически менять предустановки тембра в зависимости от характера транслируемой программы (музыка или речь), а также периодически автоматически сканировать эфир на предмет тревожных сообщений.

Иначе говоря, во время прослушивания любимой радиостанции RDS периодически и автоматически «обшаривает» частоты других радиостанций, разыскивая в их сигнале тревожные сообщения (имеющие определенные коды-идентификаторы), и, если таковой сигнал обнаруживается, переключает радио на эти станции. Впрочем, в нашей стране большинство функций системы RDS не востребовано и не задействовано. Много лет назад отмечались даже приемы некорректного и, по сути, мошеннического использования RDS – некоторые московские радиостанции беспричинно добавляли в свой сигнал тревожный код-идентификатор, заставляющий переключаться на них приемники слушателей других станций…

002

Радиостанция – в машине «скорой»

Применительно к вопросам безопасности, нам важно упомянутое последним свойство RDS – режим EON, в рамках которого радиостанции передают код-идентификатор «TP» – Traffic Programme identification, распознавание дорожных сообщений. Приняв код, приемник переходит в режим «TA» – Traffic Announcement identification, сообщений о дорожном движении. Если эти функции в настройках радио включены, периодически будет запускаться сканирование частот FM-диапазона в поисках срочной информации об изменениях обстановки на дороге, после чего произойдет переключение радиостанции на соответствующую частоту. И именно эту функцию автомобильных аудиосистем решили использовать шведские изобретатели для обеспечения более быстрого проезда по пробкам машин «скорой», полиции или спасателей.

Мы создали наш стартап EVAM System вокруг идеи сделать дорожный трафик более безопасным. Сегодня в нашей команде 7 человек, выпускников Королевского технологического института Стокгольма, в возрасте от 23-27 лет. Машине «скорой помощи» трудно пробираться через плотный трафик, она создает напряженную ситуацию для автомобилистов, которые заметили мигалку слишком поздно и им трудно уступить ей дорогу безопасным способом. А ведь из-за громкой музыки в салоне многие не слышат приближающейся сирены, пока машина не окажется непосредственно позади них.
На фото: Марк Эрнеберг и Алекс Хедберг

На фото: Марк Эрнеберг и Алекс Хедберг

Поэтому мы решили дополнить традиционные сирену и мигалку небольшим радиопередатчиком с ограниченным радиусом действия. В машине «скорой помощи», пожарном или патрульном автомобиле этот передатчик станет работать на одной из частот вещательного FM-диапазона (собственно, не принципиально, на какой), и непрерывно передавать голосовое сообщение, типа «К вам приближается машина «скорой помощи», посмотрите в зеркало заднего вида и уступите дорогу!».

Поскольку в радиосигнале будет присутствовать RDS-идентификатор экстренной информации, большинство радиоприемников в салонах машин в радиусе действия системы автоматически переключатся на эту волну, музыка прекратится, и водители услышат сообщение. Это же касается и музыки, прослушиваемой с USB/Bluetooth/AUX/CD, – и в этом случае аудиосистемы с RDS автоматически переключатся в режим радио, эта возможность заложена в стандарт RDS и имеется практически во всех современных автомагнитолах. Также текстовое сообщение появится и на дисплее.

004

Кстати, все вышеперечисленное касается и серьезных аварий на дороге – приехавшие на место ДТП экстренные службы смогут по эфиру заранее сообщить о заторе водителям, приближающимся к месту аварии, чтобы они снизили скорость и не усугубляли произошедшее…

005

Проект EVAM System находится в завершающей стадии испытаний, которые мы надеемся закончить в первом квартале 2018 года. Разработкой уже заинтересовались государственные структуры нашей страны, а также Великобритании и Испании.

Изобретатели предполагают, что радиопередатчики с RDS, установленные на машинах оперативных служб, смогут донести информацию до 2/3 всех водителей, едущих в потоке. Исключая разве тех, у кого магнитола в салоне выключена, неисправна, отсутствует или настолько старая, что не поддерживает RDS.

Однако надо отметить вот что… Дело в том, что работа радио с активированным режимом приема Traffic Programme identification характерна своеобразным эффектом – приемник периодически замолкает, сканируя эфир на наличие экстренных сигналов, и при их отсутствии возвращается к прежнему режиму работы, что ощущается весьма дискомфортно. И по этой причине многие, у кого режим TA/TP в автомобильной аудиосистеме включен по умолчанию, отключают его, а те, у кого он не включен, часто даже не знают о нем и не стремятся узнать…

Дела минувших дней…

Как ни странно, но решения, подобные вышеописанному, существовали десятки лет назад и были доступны даже сельским радиолюбителям СССР… Сейчас, скорее всего, подобное реализовать не получится, но когда-то это вполне себе работало, хотя и не применительно к автомобилям. Впрочем, по порядку!

Как функционирует большинство вещательных FM-радиоприемников? Приемник принимает радиостанции на разных частотах в пределах своего диапазона. Если говорить о вещательном FM-диапазоне, то это может быть и 80 мГц, и 90 мГц, и 105 мГц – FM-диапазон достаточно широк. Приняв слабый радиосигнал, приемник должен сперва усилить его, потом извлечь из радиочастоты звуковую частоту, усилить уже её, после чего подать музыку в динамики колонок. Однако усиливающим и декодирующим узлам приемника трудно работать с сильно отличающимися друг от друга частотами – поэтому перед финальным извлечением звука любая частота, которую принимает приемник, приводится к единой – так называемой «промежуточной частоте».

В FM-вещании обычно используется промежуточная частота, равная 10,7 мГц. Соответственно, какую бы радиостанцию вы не принимали, в недрах приемника она все равно будет на определенном этапе преобразована в частоту 10,7 мГц. Уже догадались? Ну да, вывод так и просится! Если сделать передатчик на частоту 10,7 мГц, то он будет теоретически приниматься ЛЮБЫМ радиоприемником, вне зависимости от частоты, на которую приемник настроен!

Собственно, именно так в свое время и пошаливали особенно бесстрашные советские радиохулиганы… Большинство бытовых приемников принимали АМ на длинных и средних волнах, а промежуточная частота всех отечественных приемников и радиол равнялась 465 килогерц.

Соответственно, сделав простейший, но мощный передатчик на эту частоту, на жаргоне радиохулиганов именуемый «шарманкой», можно в радиусе нескольких километров на всех работающих радиоприемниках заглушить «вести с полей», пустив в эфир с проигрывателя, скажем, «битлов» или «роллингов»…Кое-кто баловался подобным. Риск был велик, но каков эффект!

Теги: Практика
Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Škoda подарит путешествие в Чехию в честь выхода новой Octavia

Сегодня на Kolesa.ru стартует конкурс "Почему новая Octavia? Почему сейчас?". Главный приз – поездка в Прагу на двоих. Тема конкурса…

7667 0 16
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Неприхотливые: какие новые автомобили потребляют АИ-92

Расходы на топливо – первейшая статья расходов после собственно покупки нового автомобиля. Не так давно мы рассчитывали стоимость владения автомобилями первой десятки по популярности и выяснили, что зачастую автомобиль,…

4060 0 5
Статьи / Интервью
Шараф Ашуров, Ravon: у нас впереди долгая и светлая дорога

Сколько машин собирается продавать узбекская компания? Будет ли расширяться модельный ряд? Когда в продажу поступит Ravon Gentra? Обо всем нам рассказывает генеральный директор Ravon Шараф Шухратович Ашуров.

569 2 1
Статьи / Тюнинг
Внедорожный тюнинг: как узаконить доработки

Развиваться эта ситуация начала с принятия изменений в Технический регламент таможенного союза. Автомобильный тюнинг в нём и раньше не приветствовался, а с 2015 года практически любое вмешательство в конструкцию может…

3645 1 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Almera Classic с пробегом: надёжный автомат и капризная ходовая

В первой части нашего обзора мы уже убедились, что подержанная Альмера Классик не должна разорить своего нового владельца. Во всяком случае, на сварку и покраску много тратить не придётся достаточно долго. А как обстоит…

2901 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Almera Classic с пробегом: коррозионные места кузова и минусы салона

До атаки российского рынка седанами В++ класса несомненными любимчиками нашего покупателя были седаны класса С. Люди обеспеченные и практичные покупали Ford Focus, Opel Astra, Chevrolet Cruze, Mazda 3 или что-то ещё из…

3437 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Polo Sedan с пробегом: лучший немецкий мотор и непростая коробка

Какой русский не любит немецкий автопром! Точнее, его продукцию, пусть даже такую весьма скромную, как Volkswagen Polo Sedan. В первой части обзора мы уже выяснили, что кузов этого скромняги сделан не хуже кузовов…

10771 2 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Единственная в мире: опыт владения ВАЗ-21 Бора

В девяностых на Волжском автомобильном заводе было создано большое количество интересных прототипов. Большинство из них сгинуло в те же годы, успев лишь несколько раз засветиться на крупных автосалонах в качестве…

36019 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Последний настоящий: тест-драйв Mitsubishi Pajero IV

Вы считаете, что все тачки XXI века стали одинаково пластмассовыми, потеряли индивидуальность и брутальность, а куча электроники убила их железную душу? Завязывайте с рефлексией и бегом в салон за последним настоящим…

18131 15 12
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

17788 0 19
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

54388 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

48081 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

16406 0 0
История автомобилестроения
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

49610 3 32
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

40127 11 44
Статьи / История
Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций.…

35167 2 27
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?