Красивое близко: заброшенные богатые дачи XIX века под Петербургом

38460 3 62
Поделиться: 0 53 0 3 0 6

Дореволюционная дача – это не шесть соток и щитовой домик. Лет 100 назад такие постройки могли себе позволить только богатые петербуржцы и декорировали их не хуже дворцов. Расскажем о самых красивых загородных резиденциях, еще хранящих остатки былого величия.

Дача Фаберже

К северу от Санкт-Петербурга в п. Левашово, находится загородный дом Карла Фаберже. Известный ювелир приобрел поместье в 1900 году, усадьба была построена по проекту Карла Шмидта, который к тому моменту уже возвел Александринский женский приют (Большой проспект В.О., 49/51, лит.Д) и здание ювелирной фирмы Фаберже (Б. Морская, 24). В 1907 году Карл Фаберже подарил особняк своему сыну Агафону, который решил перестроить здание. Он обратился за помощью к художнику фирмы отца Ивану Гальнбеку. Под руководством этого архитектора к 1908 году на участке был возведен новый двухэтажный особняк в стиле модерн.

Автор фото: Алёна Мельникова


После октябрьского переворота 1917 года Агафон Фаберже подозревался в похищении царского имущества, но сумел доказать, что все имущество было приобретено у графа Бенкендорфа, который квартировал в Зимнем дворце в сентябре 1917 года. Впрочем, от промышленника отвязались ненадолго: в 1918 году вышло распоряжение о выступлении против буржуазии. Дача Фаберже подверглась многочисленным обыскам, а владельца дома обвинили в спекуляции. В своем загородном доме семья Фаберже спрятала огромное количество семейных реликвий, в том числе коллекции драгоценных камней и почтовых марок. Судьба сына великого ювелира сложилась в итоге благополучно – в 1920-х годах он работал оценщиком художественных произведений, в том числе и ювелирных, благодаря чему сумел переправить часть семейного имущества и коллекцию марок в Хельсинки, после чего и сам отправился в Финляндию.



Особняку пришлось значительно хуже. Пережив череду обысков, дача Фаберже превратилась в дом отдыха для сотрудников НКВД, а во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. После войны дом переоборудовали под оздоровительный детский сад Военной академии тыла и транспорта министерства обороны. В конюшне и каретной располагалась автомобильная мастерская, которая вскоре сгорела. Окончательно поместье было заброшено в конце 90-х, после чего находилось на грани полного разрушения. В 2007 году здание было передано Горному институту, который хотел разместить тут свой музей, чего так и не произошло.

Сегодня дача Фаберже находится в плачевном состоянии: стены покосились, некоторые конструкции обрушились. Однако дом до сих пор представляет огромный интерес для туристов. Здание является уникальным памятником архитектуры XIX века, где сохранилась внутренняя мраморная лестница с резными дубовыми перилами, а в одной из комнат чудом уцелела великолепная изразцовая печь. На территории поместья также находятся каретная, конюшня, гараж, ледник и 2-этажный корпус для прислуги, которые нуждаются в срочном ремонте.


(Координаты: 60.115253,30.232371)


Дача Змигродских

К северо-западу от Санкт-Петербурга, в Курортном районе, находится особняк Людомира Змигродского. Дом был построен в 1903-1906 годах, автор проекта, к сожалению, не установлен. Участок был приобретен Людомиром Змигродским в 1902 году, после чего перешел к его дочери Валентине.



Двухэтажный деревянный дом выполнен в стиле русский модерн. По бокам фронтона стояли башенки-турели с разноцветными стеклянными витражами, а на главном фасаде некогда располагался балкон, который сгорел в 2010 году. Пожарным удалось спасти одну башенку и несущие конструкции строения, однако состояние его сегодня весьма печальное. К сожалению, некогда великолепное внутреннее убранство особняка не сохранилось, так как до пожара в части постройки проживали три семьи, а остальные помещения были заброшены. Покинутое здание облюбовали бомжи и, естественно, ничего, кроме грязи, после себя не оставили.




Но все же даже в таком состоянии дачу Змигродского имеет смысл посетить. Сохранились красивейшие резные карнизы ручной работы российских мастеров начала XX века. В окнах все еще стоят рамы сложной конструкции с маленькими стеклами различной формы, а внутри находится кирпичный камин, некогда обогревавший оба этажа огромного дома. Дух особняка сохранился даже в руинах, которые с каждым днем разрушаются все сильнее.


(Координаты: 60.108842 29.956112)


Дача Мюзера

К северо-западу от Санкт-Петербурга в Зеленогорске находится дача Генриха Мюзера. 10 октября 1885 года участок площадью 2,5 га, тогда еще в финляндском Терийоки, был приобретен купцом первой гильдии, владельцем оптовой мануфактурной фирмы «Генрих Мюзер». К сожалению, точную дату постройки особняка назвать невозможно. Достоверно известно, что за время своего существования дача последовательно становилась клубом, военкоматом и ЗАГСом.




Здание находится в аварийном состоянии, на южной стене отчетливо видны следы пожара. Пожалуй, самое ценное на даче – печи и камины.

В вестибюле находится терракотовая печь, облицовка которой выполнена под мрамор. Роспись на ней до сих пор выглядит очень натурально – каждое вкрапление и каждая жилка камня тщательно прорисованы. Такая имитация очень сложна и редка – что-то похожее встречается лишь в Фермерском дворце Петергофа. Так же отлично сохранилась чугунная дверца с рельефным узором.




В холле стоит огромный майоликовый камин в стиле германского ренессанса, с шатровым дымоходом, геральдической символикой и богатым рельефным декором, покрытым разноцветной глазурью. Центральное панно изображает людей в средневековых костюмах с алебардами, а на боковых панно можно увидеть образы людей с оружием на поясе и флагами. К сожалению, в 2008 году в доме обрушилась балка, частично повредив этот прекрасный камин.




В глубине дома находится еще один камин – большой белый с пятью панно, красивым рельефным декором и кобальтовой росписью. Примечательно, что кафельную облицовку для него по заказу сделал гончарный завод в поселке Раккола — Rakkolanjoen Kaakelitehdas Oy, который был ведущим поставщиком изразцов для Петербурга, Выборга и окрестностей. Ныне населенный пункт прозаично называется Заречье, и завода давно нет.


(Координаты: 60.19042 29.69485)


Что в итоге?

Заброшенные дачи – зрелище красивое, но весьма печальное. Увы, надежды на их восстановление мало. Внутренний туризм в России развит плохо, финансировать сохранение памятников архитектуры государство не спешит, поэтому, скорее всего, еще через несколько лет дачи окончательно превратятся в руины. Так что если вы заинтересовались описанными объектами, самое время съездить и посмотреть на них – времени осталось немного.


Читайте также:



Теги: История
Понравилась статья? 0 53 0 3 0 6

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Колосов

Отдали бы безвозмездно такие здания энтузиастам под контролем за памятниками архитектуры. Под предлогом того, что люди их востановят до первозданного состояния, не внося изменений в былую архитектуру и могут использовать по своему усмотрению, согласованному с фондом охраны памятников. Так бы многие усадьбы были бы восстановленны и проданы более обеспеченным людям. На мой взгляд это куда лучше чем полная утрата памятника архитектуры...

Александр Федоров

моя бедная Россия с безрадостной судьбой и убогим народом -расскажите про усадьбу В В Набокова на реке Оредежь

Богатые они только в заголовке. Печальное зрелище...

Главная новость
Новости / В России
В России будут продавать большой кроссовер Peugeot 5008

Компания Peugeot намерена расширить свою российскую модельную линейку.

3203 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Где ты, российский Илон Маск? Развитие проекта уникального сити-кара Mirrow

В апреле 2017 года молодая российская компания Mirrowcars представила посадочный макет сити-кара и два варианта дизайна кузова. Какие шаги будут предприняты в 2017-м? Когда появятся готовые авто? Мы продолжаем следить за…

307 3 0
Статьи / Технологии
Автосалон в Шанхае или чему европейцам стоит поучиться

Пять-семь лет назад журналистская братия откровенно крутила носами, когда речь заходила о Шанхайском автосалоне. Далеко, да и что там путного увидишь. Так, междусобойчик для представителей азиатских рынков – не более…

1897 0 0
Новости / Новостной дайджест
Автоновости: главное за неделю с 16 по 23 апреля 2017 года

Эта неделя была богата на новинки, потому что вслед за мотор-шоу в Нью-Йорке открыл свои двери автосалон в Шанхае. Китай - перспективный рынок для каждого производителя, поэтому желающих на других посмотреть и себя…

1034 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

1397 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

4303 8 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: почти всегда битый кузов и бессмертная электрика

Японская машина должна быть качественной, не ломучей, выносливой. А ещё лучше – «вечной». За это ей прощают тесный салон, странную эргономику и дорогие запчасти. Кажется, Mitsubishi Lancer IX полностью соответствует всем…

8531 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

22936 0 20
Тест-драйвы / Одиночные
Хроники взросления: первый тест-драйв Hyundai Solaris второго поколения

Во дворе монастыря, где похоронен Александр Сергеевич Пушкин и куда мы заехали во время теста второго поколения Hyundai Solaris, стоит временная звонница. Табличка на ней свидетельствует, что подаренные монастырю…

17026 23 9
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15014 2 8
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

59647 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51102 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22155 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53597 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27469 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16463 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46207 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28063 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22261 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?