Красивое близко: заброшенные богатые дачи XIX века под Петербургом

39294 3 62
Поделиться: 0 53 0 3 0 6

Дореволюционная дача – это не шесть соток и щитовой домик. Лет 100 назад такие постройки могли себе позволить только богатые петербуржцы и декорировали их не хуже дворцов. Расскажем о самых красивых загородных резиденциях, еще хранящих остатки былого величия.

Дача Фаберже

К северу от Санкт-Петербурга в п. Левашово, находится загородный дом Карла Фаберже. Известный ювелир приобрел поместье в 1900 году, усадьба была построена по проекту Карла Шмидта, который к тому моменту уже возвел Александринский женский приют (Большой проспект В.О., 49/51, лит.Д) и здание ювелирной фирмы Фаберже (Б. Морская, 24). В 1907 году Карл Фаберже подарил особняк своему сыну Агафону, который решил перестроить здание. Он обратился за помощью к художнику фирмы отца Ивану Гальнбеку. Под руководством этого архитектора к 1908 году на участке был возведен новый двухэтажный особняк в стиле модерн.

Автор фото: Алёна Мельникова


После октябрьского переворота 1917 года Агафон Фаберже подозревался в похищении царского имущества, но сумел доказать, что все имущество было приобретено у графа Бенкендорфа, который квартировал в Зимнем дворце в сентябре 1917 года. Впрочем, от промышленника отвязались ненадолго: в 1918 году вышло распоряжение о выступлении против буржуазии. Дача Фаберже подверглась многочисленным обыскам, а владельца дома обвинили в спекуляции. В своем загородном доме семья Фаберже спрятала огромное количество семейных реликвий, в том числе коллекции драгоценных камней и почтовых марок. Судьба сына великого ювелира сложилась в итоге благополучно – в 1920-х годах он работал оценщиком художественных произведений, в том числе и ювелирных, благодаря чему сумел переправить часть семейного имущества и коллекцию марок в Хельсинки, после чего и сам отправился в Финляндию.



Особняку пришлось значительно хуже. Пережив череду обысков, дача Фаберже превратилась в дом отдыха для сотрудников НКВД, а во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. После войны дом переоборудовали под оздоровительный детский сад Военной академии тыла и транспорта министерства обороны. В конюшне и каретной располагалась автомобильная мастерская, которая вскоре сгорела. Окончательно поместье было заброшено в конце 90-х, после чего находилось на грани полного разрушения. В 2007 году здание было передано Горному институту, который хотел разместить тут свой музей, чего так и не произошло.

Сегодня дача Фаберже находится в плачевном состоянии: стены покосились, некоторые конструкции обрушились. Однако дом до сих пор представляет огромный интерес для туристов. Здание является уникальным памятником архитектуры XIX века, где сохранилась внутренняя мраморная лестница с резными дубовыми перилами, а в одной из комнат чудом уцелела великолепная изразцовая печь. На территории поместья также находятся каретная, конюшня, гараж, ледник и 2-этажный корпус для прислуги, которые нуждаются в срочном ремонте.


(Координаты: 60.115253,30.232371)


Дача Змигродских

К северо-западу от Санкт-Петербурга, в Курортном районе, находится особняк Людомира Змигродского. Дом был построен в 1903-1906 годах, автор проекта, к сожалению, не установлен. Участок был приобретен Людомиром Змигродским в 1902 году, после чего перешел к его дочери Валентине.



Двухэтажный деревянный дом выполнен в стиле русский модерн. По бокам фронтона стояли башенки-турели с разноцветными стеклянными витражами, а на главном фасаде некогда располагался балкон, который сгорел в 2010 году. Пожарным удалось спасти одну башенку и несущие конструкции строения, однако состояние его сегодня весьма печальное. К сожалению, некогда великолепное внутреннее убранство особняка не сохранилось, так как до пожара в части постройки проживали три семьи, а остальные помещения были заброшены. Покинутое здание облюбовали бомжи и, естественно, ничего, кроме грязи, после себя не оставили.




Но все же даже в таком состоянии дачу Змигродского имеет смысл посетить. Сохранились красивейшие резные карнизы ручной работы российских мастеров начала XX века. В окнах все еще стоят рамы сложной конструкции с маленькими стеклами различной формы, а внутри находится кирпичный камин, некогда обогревавший оба этажа огромного дома. Дух особняка сохранился даже в руинах, которые с каждым днем разрушаются все сильнее.


(Координаты: 60.108842 29.956112)


Дача Мюзера

К северо-западу от Санкт-Петербурга в Зеленогорске находится дача Генриха Мюзера. 10 октября 1885 года участок площадью 2,5 га, тогда еще в финляндском Терийоки, был приобретен купцом первой гильдии, владельцем оптовой мануфактурной фирмы «Генрих Мюзер». К сожалению, точную дату постройки особняка назвать невозможно. Достоверно известно, что за время своего существования дача последовательно становилась клубом, военкоматом и ЗАГСом.




Здание находится в аварийном состоянии, на южной стене отчетливо видны следы пожара. Пожалуй, самое ценное на даче – печи и камины.

В вестибюле находится терракотовая печь, облицовка которой выполнена под мрамор. Роспись на ней до сих пор выглядит очень натурально – каждое вкрапление и каждая жилка камня тщательно прорисованы. Такая имитация очень сложна и редка – что-то похожее встречается лишь в Фермерском дворце Петергофа. Так же отлично сохранилась чугунная дверца с рельефным узором.




В холле стоит огромный майоликовый камин в стиле германского ренессанса, с шатровым дымоходом, геральдической символикой и богатым рельефным декором, покрытым разноцветной глазурью. Центральное панно изображает людей в средневековых костюмах с алебардами, а на боковых панно можно увидеть образы людей с оружием на поясе и флагами. К сожалению, в 2008 году в доме обрушилась балка, частично повредив этот прекрасный камин.




В глубине дома находится еще один камин – большой белый с пятью панно, красивым рельефным декором и кобальтовой росписью. Примечательно, что кафельную облицовку для него по заказу сделал гончарный завод в поселке Раккола — Rakkolanjoen Kaakelitehdas Oy, который был ведущим поставщиком изразцов для Петербурга, Выборга и окрестностей. Ныне населенный пункт прозаично называется Заречье, и завода давно нет.


(Координаты: 60.19042 29.69485)


Что в итоге?

Заброшенные дачи – зрелище красивое, но весьма печальное. Увы, надежды на их восстановление мало. Внутренний туризм в России развит плохо, финансировать сохранение памятников архитектуры государство не спешит, поэтому, скорее всего, еще через несколько лет дачи окончательно превратятся в руины. Так что если вы заинтересовались описанными объектами, самое время съездить и посмотреть на них – времени осталось немного.


Читайте также:



Теги: История
Понравилась статья? 0 53 0 3 0 6

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Колосов

Отдали бы безвозмездно такие здания энтузиастам под контролем за памятниками архитектуры. Под предлогом того, что люди их востановят до первозданного состояния, не внося изменений в былую архитектуру и могут использовать по своему усмотрению, согласованному с фондом охраны памятников. Так бы многие усадьбы были бы восстановленны и проданы более обеспеченным людям. На мой взгляд это куда лучше чем полная утрата памятника архитектуры...

Александр Федоров

моя бедная Россия с безрадостной судьбой и убогим народом -расскажите про усадьбу В В Набокова на реке Оредежь

Богатые они только в заголовке. Печальное зрелище...

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

1128 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

565 0 0
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

1825 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4172 5 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

332 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2266 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: скрытая коррозия кузова и скачки напряжения

Цена этого автомобиля на вторичном рынке традиционно для Honda высока. Ровесники теряют в цене заметно быстрее, даже при том, что у них тоже есть и надежные моторы, и коробки, да и железо у многих так же не ржавеет.…

3965 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14351 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13807 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10167 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35395 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6610 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

7984 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23218 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11878 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18502 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29394 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6538 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7782 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?