Мультимедиа из СССР: автомобильная «музыка» прошлого века

9047 1 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Интересная история, как это порой бывает, началась неожиданно. Старое ателье телерадиоремонта освобождало помещение. Знакомый мастер позвонил со словами: «Тут полные закрома старых автомобильных радио- и прочих аппаратов – приезжай, может, что-то будет тебе интересно». Я приехал и понял, что интересно будет не только мне.

Долгие годы музыкальное сопровождение в автомобиле могло обеспечить только радио, впервые зазвучавшее для человека за рулем в 1920-е годы. Ни грампластинки, ни бобины с магнитной пленкой, которые крутились в домашних гостиных, элитных музсалонах и простецких барах, пристроить в кабину автомобиля долго не удавалось: мешала тряска, вибрации и неудобство пользования. То места в кузове не могли найти, то винила хватало на пять проигрываний, то пленку было неудобно заправлять через три ролика одной рукой. В конце концов «неживая» (сейчас бы сказали – оффлайн) музыка – не из эфира, а записанная на некий носитель – зазвучала в массовых авто только в 1960-е, с появлением нескольких видов аудиокассет. Но и по сей день автомобилисты слушают на ходу радио. Именно поэтому мы с таким интересом разбирались с запыленными сокровищами, полученными нами прямо из каморки старого телемастера. Некоторые, кстати, поначалу казались в ней совсем посторонними.

1.
Хромированный радиоприемник

Откровенно винтажная вещь, идентифицированная при помощи клуба москвичеводов как радиоприемник АТ-64. Такой ставился на Москвич-408 и похоже, что специально для него и проектировался; во всяком случае, год создания обоих один – 1964-й. Монументальная внешность, благодаря хромированной панели напоминающая радиатор правительственного ЗИСа, и немалая масса (взвесили – больше 2 кг!) объясняются не только дизайнерской модой того времени. Внутри приемника – мощное стальное шасси, пара трансформаторов и транзисторы на пластине-радиаторе. Да-да, аппарат целиком транзисторный (11 транзисторов!), от ламп его конструкторы отказались решительно и бесповоротно. Именно поэтому АТ-64 выполнен, как теперь говорят, в форм-факторе моноблока – все поместилось в одном, причем довольно компактном, корпусе. А ведь многие его предшественники – например, радио для Москвича-407 – представляли собой комплект из двух крупных блоков.

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Впрочем, в «поведении» АТ-64 кое-что старомодное все-таки есть: например, переключатель диапазонов СВ-ДВ щелкает так же сурово, как переключатель видов огня на автомате Калашникова. Ручки громкости, настройки и тембра при этом работают мягко и приятно. У нас была возможность сфотографировать АТ-64 на его рабочем месте – в интерьере Москвича-408, и смотрится он там весьма органично.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Янтарная подсветка шкалы добавляет салону домашнего уюта, горизонтальное членение лицевой панели перекликается с такой же рифленой планкой отделки торпедо. Кстати, достаточно необычный способ крепления – подвеска снизу под торпедо без какого-либо прикрытия – определил и наличие у приемника собственного декоративного корпуса из пластика. И подумать только: этому пластику и этому хрому более полувека, а выглядят – придраться не к чему.

2.
Ткань, дерево и магниты

Непонятное сооружение, обтянутое выгоревшей тканью и с резиновым штекером на проводе, оказалось штатным громкоговорителем от того же Москвича-408/412. Исследование показало, насколько серьезно в автопроме СССР относились к таким второстепенным вещам, как акустика. Широкополосный (80 – 12 500 Гц) двухваттный динамик 2ГД-19М (ГОСТ 1967 года!) и сам по себе неплох. У него диффузор из натурального материала – прессованной бумаги, как сейчас бы сказали, из нитроцеллюлозы, и центрирующее кольцо из пропитанной лаком тканой гофры.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Но более того, громкоговоритель еще и укреплен на основании из 5-миллиметровой фанеры – для устранения нежелательных колебаний и сглаживания вибраций. Именно через этот «подиум» акустика крепится к кузову автомобиля. Так вот почему из недр железного торпедо «четыреста восьмого» любая радиопередача звучит так мягко и ненавязчиво! Желтый тканый материал, которым закрыт диффузор с лицевой стороны, – это так называемая радиоткань, популярная в прошлом веке защита динамиков всех мастей от пыли и внешних повреждений. Считается, что она не препятствует прохождению звуковых волн и сама не добавляет каких-либо призвуков.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Заботливо обернут тканью и собственно громкоговоритель – отдельно от деревянного основания, также для защиты от пыли. Тканевый чехол затягивается с тыльной стороны суровой ниткой наподобие туристского рюкзака. Тоже – никаких источников призвуков и вибраций. Вспоминаю резино-пластиковые динамики на пластиковых подиумах в дверях современных иномарок и понимаю, почему у многих такое пластмассовое звучание – пусть даже и очень громкое…

3.
Гибридное радио

Появление этого интереснейшего с точки зрения радиотехники продукта обусловлено не только особенностями нашей общей вчерашней родины с ее плановой экономикой и всеобщим дефицитом. Подобные модели существовали тогда и в номенклатуре зарубежных производителей. Это «Урал Авто» образца 1969 года – шестидиапазонный радиоприемник, одновременно и бытовой, и автомобильный. При всем разбросе задач и заданных потребительских качеств этих двух категорий аппаратуры конструкторы Сарапульского радиозавода смогли создать удачную во многих смыслах модель.

Урал_Авто_IMG_5530

Во-первых, у него есть все, что должно быть у обычного портативного приемника: закрытый пластиковый корпус, отсек для батарей (4 штуки формата 373), магнитная и телескопическая антенны, громкоговоритель, ручка для переноски. Таким образом, в варианте, когда «Урал Авто» – не авто, им можно без ограничений пользоваться дома или, скажем, на природе. Подкупает функционал корпуса: приемник можно ставить как вертикально – тогда шкала будет вверху, так и под выбранным углом, упирая на четко фиксирующуюся ручку и обратив шкалой к себе.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Во-вторых, у приемника есть гнезда для подключения внешнего громкоговорителя и наружной автомобильной антенны, а также закрывающийся крышкой разъем внешнего питания – от бортовой сети автомобиля напряжением 12 вольт. Получается, что в режиме «Авто» аппарат работает как полноценное автомобильное радио.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

К слову сказать, специалисты по радиотехнике высоко оценивают этот аппарат на фоне зарубежных аналогов того времени – как по добротности изготовления, так и по функционалу (6 диапазонов!), чувствительности и прочим возможностям радиотракта. Доставшийся нам экземпляр «Урал Авто» мы зарядили четырьмя большими «круглыми» батарейками (недешевое нынче удовольствие, кстати!) и убедились, что ветеран и сегодня в строю – принимает несколько станций на УКВ, КВ и СВ. Увы, по сравнению с 1970-80 годами эфир почти пустой, в особенности в диапазоне ДВ.

4.
Музыкальная шкатулка

Непонятный ящик с пластиковой крышкой на шарнирах поначалу показался чем-то из «другой оперы»: то ли бардачок от автобуса, то ли корпус от чего-то утраченного… Ни в интернете, ни в памяти технарей-ветеранов, которым мы показывали этот предмет, ничего подобного не отобразилось. Но сзади висел на проводе корпус сугубо автомобильного предохранителя, а лицевая крышка-панель что-то до боли напоминала… К тому времени мы уже отсняли один из гаджетов в салоне Москвича-408 и заметили сходство панели на его торпедо с рифлением на крышке найденной шкатулки. Пара кронштейнов с крепежными винтами и резиновые буферы-упоры говорили о том, что данное изделие должно подвешиваться снизу под чем-то, наподобие того же радиоприемника…Наконец оформилась мысль: не шахта ли это для одной из моделей радио? Примерили имеющиеся у нас образцы радиораритетов отечественного производства, и – есть!

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Вышеописанный «Урал Авто» как раз и подошел: совпали и гнездо-разъем в глубине, и вырезы под крепление откидной ручки с боков. Осталось разобраться, что делать с болтающейся передней крышкой. Оказалось, она поджимается назад в горизонтальное положение и фиксируется там пружинными зажимами.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Позже нашлось правильное название этого артефакта: кассета-подвеска. Она, кстати, содержит в себе дополнительный усилитель мощности – для более громкого звучания радио в машине. Когда «Урал Авто» вставляется в стационарно закрепленную под торпедо кассету, 13-контактный разъем автоматически отключает внутренний усилитель приемника и подключает внешний, такой же «обмен» происходит и с динамиками. Разъем устроен таким образом, что при работе в автомобильном режиме отключает встроенную магнитную и выдвижную телескопическую антенны приемника и подключает к радиотракту особые колебательные контуры и наружную антенну автомобиля. Также этот разъем коммутирует подачу 12-вольтового питания на этот самый внешний «автомобильный» усилитель.

Честно говоря, анализ этой случайной коллекции вызвал некоторые ностальгические чувства. Сложилось впечатление, что в прежние времена производители автомобилей и допоборудования как-то больше заморачивались функциональностью и практичностью своих изделий. Не останавливались ни перед конструктивной сложностью, ни перед технологическими затратами. Конечно, нынешние каталоги автоаксессуаров полны всякой всячины. Но там все больше – что-то простенькое, незамысловатое, на манер пепельниц-подстаканников и сеточек для мелкой клади, ни в какое сравнение не идущее с многофункциональными «Урал Авто» или хромированным корпусом АТ-64… Или вам так не показалось?

Теги: История
Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Это только малая часть отечественной автомобильной радиотехники, немало интересных аппаратов появилось в 80х, в частности с электронной настройкой

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

35 0 0
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3197 1 0
Статьи / Шины и диски
Кувалдой и прессом: как отремонтировать или испортить колёсный диск

Интерес к колёсным дискам у нас обычно ограниченный: есть некрасивая штамповка и классное литьё. И ещё – ковка, но про неё вообще трудно что-то вспомнить. Давайте сегодня немного расширим свои знания в области дисков:…

970 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

4093 5 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2657 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: условно вечная подвеска и неудачный ЭУР

Шестой Аккорд – своеобразный рекордсмен: под одним именем скрываются сразу три машины, разные для разных стран. Хотя, например, в Японии Accord носил также имя Torneo и даже продавался как Isuzu Aska. Впрочем, разные…

2305 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21597 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24594 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15622 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8277 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10664 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7198 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19174 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

26741 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2772 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89622 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48429 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

38860 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?