О, дайте, дайте мне паяльник: автогаджеты, которые делали наши папы

15023 3 3
Поделиться: 0 1 0 2 0 0
Разбаловала нас китайская электронная промышленность! Любую игрушку или цацку для комфорта, удобства и безопасности автомобиля сегодня пошел и купил. Не то, что раньше… Однако, многие из современных электронных «прибамбасов» были знакомы и автомобилистам прошлого, «доАлиэкспрессного» поколения. Вот только они их не покупали, а… делали сами!

Не секрет, что в советский и постсоветский периоды любой рукастый мужик без особого труда делал для своего гаража как минимум зарядное устройство. Более продвинутые изготавливали бесконтактные системы зажигания, избавляясь от постоянно пригорающей контактной пары в трамблере. Но многие шли дальше и изготавливали куда более широкий спектр любопытных, порой полезных, порой наивных гаджетов для своего автомобиля, конструкции которых публиковались на страницах небезызвестного журнала «Радио» и разного рода радиолюбительских книгах и брошюрках.

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю – в первую очередь для молодого поколения – и посмотрим, что делали своими руками наши папы, которые не застали эпоху интернетов и разных «алиэкспрессов». Это не пошаговый мануал по изготовлению, тем более что многое сейчас действительно целесообразнее купить, а не делать на коленке, а просто любопытная ретроспективная подборка, демонстрирующая креативность и умения отечественных автолюбителей прошлых лет.

Итак, поехали!

Измеритель толщины лакокрасочного покрытия

Сегодня этот недорогой гаджет есть в кармане у любого автоперекупщика, а также у многих частных покупателей подержанных авто, которые целенаправленно ищут «небитое-некрашенное». Умные приборчики показывают на экране в долях миллиметра толщину слоя краски над металлом, и если она превышает типичные 80-150 микрон (0,08-0,15 мм), сигнализируют об этом.

Однако такой прибор любой желающий мог сделать самостоятельно и много лет назад, когда их не продавали на каждом шагу. При этом, хотя индикатором являлся стрелочный прибор, а не цифровой дисплей, самодельное устройство обладало вполне достаточной точностью, чтобы с уверенностью определить наличие шпатлевки под краской. Калибровался самодельный измеритель при помощи металлической пластинки (в качестве точки отсчета с нулевым слоем краски) и обычных листов бумаги А4, толщина которых, как принято считать, равняется 100 микронам или 0,1 миллиметра.

002

После чего работал этот измеритель вполне традиционным способом: его прислоняли вплотную к кузовной детали, и по стрелочной шкале выявлялась «шпакля».

Противоослепляющее устройство

Популярный шоферской миф гласит, что небольшой внутренний источник света в салоне авто, направленный в глаза водителю, помогает адаптировать зрение к бьющему свету фар встречных машин. На самом деле эффект от этого крайне малозаметный, хотя одна аж немецкая компания и производит якобы хитрые и недешевые приборы под названием ABL («AntiBlendLicht»), крепящиеся на противосолнечный козырек и зажигающие фоновый свет по сигналу фотоэлемента, на который попадают фары «встречки»…

003

Тем не менее, миф о «волшебной лампочке» существовал не одно десятилетие (отчасти жив он и поныне), и многие водители, дружащие с паяльником, делали для себя такие приборы. Бывали они разной степени совершенства: от простейшей лампочки с кнопкой (где экспериментировали со светофильтрами, потому что считалось, что лучше помогает синий или зеленый), до устройств с фотоэлементами, которые зажигали противоослепляющую лампочку не всегда, а только когда нужно. Схемы таких гаджетов публиковались в популярной литературе прошлых лет, тиражируются они в интернете и по сей день… Правда, реально эффективного устройства так никто и не видел.

Катодная защита от коррозии кузова

Советские машины всегда проигрывали в битве с коррозией, и отечественные автолюбители бесконечно подмазывали своих ржавеющих коней разными антикоррозийными составами, проявляя чудеса терпения и ловкости. Однако существовал и иной способ борьбы со ржой: не преграждать ей путь к железу мовилем и пушсалом, а подсунуть более «вкусную» добычу – укрепленные на днище цинковые пластины с поданным на них небольшим электрическим потенциалом. В 80-х годах в разделах «Это вы можете» научно-популярной литературы выходило множество публикаций по теме электрохимической борьбы с коррозией.

Эта технология, как ни странно, имеет вполне научную основу. Она работоспособна и применяется для защиты подземных трубопроводов. Устройства же автомобильной катодной защиты были достаточно примитивны: десяток цинковых пластин приклеивался снизу к кузову (изолированно от него), и от каждой из них шел провод, подключённый к плюсу аккумулятора через общий токоограничительный резистор. Конструкция, впрочем, не единственная, в жизни встречалось множество вариаций, вплоть до весьма заумных, собранных на микросхемах.

004

Результаты тоже были разными, от заметных до «никаких». Вокруг катодной защиты и по сей день затевается немало споров, поскольку применительно к автомобилям эта технология достаточно тонкая и требует индивидуальной подгонки. В противном случае автолюбитель рисковал не только не получить эффекта, но и ускорить процесс естественной коррозии…

Активная пиротехническая охрана

Газовый пиропатрон – одна из самых спорных технологий автосамодельщиков прошлых десятилетий, свидетельства эффективности которой фактически отсутствуют, но в разного рода околоавтомобильной болтовне «гаджет» всплывает и по сей день. Представляет он собой патрон от газового пистолета, установленный в специально изготовленный держатель из двух половинок, стянутых винтами, и обмотанный нихромовой проволокой. Нихромовая спираль — это нагреватель, который при подаче 12 вольт вызывал выстрел патрона с выбросом облака газа! Предполагалось, что устройство следует подключить к зажиганию автомобиля через секретную кнопку. Хозяин машины его отключал перед запуском, а угонщик, соответственно, о нём не догадывался…

005

Гаджеты
ТЭН для Жигулей: тест советских гаджетов для разморозки стекол

«Сапожники без сапог» Парадокс, но в СССР, в одной из самых «зимних» стран мира, обогреву стекол автомобилей долгое время уделялось явно недостаточное внимание… В то время, как иностранные производители уже начинали...

23353 0 0

Сия лихая конструкция лет пятнадцать назад предлагалась на полном серьезе в многотиражной литературе как эффективное средство активной защиты автомобиля. Сегодня ни один производитель подобных готовых решений не предлагает, да и раньше вряд ли нечто подобное можно было приобрести в магазинах. Ибо случайное по каким-то причинам срабатывание системы могло привести к непредсказуемым последствиям, из которых самым безобидным была бы полная замена кресел и отделки салона. Худшим последствием мог стать пожар.

Блокировка двигателя по мобильному телефону

Это уже типичный DIY двухтысячных годов, а не 80-90-х, однако в список ретро-авто-самоделок его смело можно включать, поскольку в общую канву нашей истории технология укладывается идеально.

Описания таких устройств массово появились в литературе для рукодельных автолюбителей на рубеже периодов, когда у населения стали скапливаться на полках первые вышедшие из моды и отработавшие ресурс, но еще исправные мобильные телефоны, меж тем как промышленные автосигнализации с управлением по GSM-каналу были еще диковинкой, встречались крайне редко и дешевизной не отличались.

Собственно, достаточно было элементарных радиотехнических навыков и умения держать паяльник, чтобы подключить к вибромоторчику телефона несложную электросхему с исполнительным реле, и спрятать все это в недрах салона машины. Позвонив на номер спрятанного телефона, можно было заглушить мотор исполнительным реле, контакты которого включались в разрыв цепей зажигания. Такая хитрость позволяла сохранить машину, если, к примеру, разбойники вышвырнули водителя из-за руля заведенного авто на парковке или перекрестке.
Потом, чуть позже, телефоны стали советовать использовать в качества GSM-маячков, позволяющих отследить положение уже угнанного автомобиля.

006

Конечно, хорошо, что сейчас мы можем купить для своей машины любую «цацку», иногда даже за сущие копейки. Но вот романтики жаль, её не осталось… Как и умения большинства автолюбителей спаять что-нибудь на досуге для своего железного друга. Такой вот получился прогресс.

Теги: Практика
Понравилась статья? 0 1 0 2 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Павел Елагин

Катодную защиту сам делал. Пришел как-то мой начальник и бросил на мой стол коробочку, сказал - Можешь разобрать, но должен сделать пару таких же + гарантирую что уже есть человек десять, которые купят... Расскреб эпоксидку с микрошемы, разобрался как и что, упростил с хему и продал начальнику пару десятков комплектов... Отец делал на свою Волгу прерыватель работы дворников - переменником можно было менять скорость работы от одного вжика в минуту до одного в секунду. Еще отец делал многоискровое зажигание - тут мне уже отвечали что ну не могла экономия с ним быть в пол-литра на 100 км, но отец был человек въедливый и проверял разницу на тысячах километрах. Сам делал звуковой сигнализатор заднего хода для пешеходов - схема электронного звонка на 36 мелодий + на выход поставил более мощный транзистор - народ иногда покупал ради понтов.

Сейчас никто ничего не паяет. Даже авторизованный сервис тупо выкидывает блоки и модули электроники просто заменяя их новыми...

bantha poodoo

Как и умения большинства автолюбителей спаять что-нибудь на досуге для своего железного друга.

Не соглашусь. На базе Arduino делают сигнализации, иммобилайзеры, даже целые ЭБУ.

Главная новость
Новости / Авторынок
Обновлен рейтинг самых востребованных машин в мире

Текущий год изменил расстановку сил в рейтинге самых популярных машин на планете. Японцы оккупируют ТОП-10, а Volkswagen теряет позиции.

3046 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Наоя Накамура, Mitsubishi Motors Rus: до конца года мы преподнесем большой сюрприз

Когда ждать появления ASX и Eclipse Cross в России? Будет ли маленький кроссовер Mitsubishi? Не мешают ли друг другу Pajero 4 и новый Pajero Sport? Чем обернётся покупка части Mitsubishi Motors альянсом Renault-Nissan?…

1074 0 0
Статьи / Практика
Проверяй, но доверяй: как диагностируют и ремонтируют форсунки дизелей

Когда-то дизельные автомобили покупали люди, которые хотели ездить экономно. Они мирились со специфическим запахом, с посредственной динамикой и характерным тарахтеньем мотора, но сейчас времена изменились. Современный…

3285 0 5
Статьи / Популярные вопросы
Можно ли велосипедистам ездить по дорогам, и за что их могут оштрафовать

Многих автовладельцев раздражают велосипедисты, передвигающиеся по проезжей части. Разрешено ли им выезжать на автодороги вообще, какие правила и запреты на них распространяются, и за что могут оштрафовать велосипедиста?

3666 5 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Range Rover P38 с пробегом: гниющий алюминий и ад для электрика

Наверняка многие из вас хохотали над анекдотами про Range Rover. Да, сочинили их немало. И знаете, что интересно? При тщательной проверке многие из них оказываются суровой правдой. И всё равно не переводится целая армия…

2578 0 3
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: неудачный полный привод и меганадёжные моторы

Для многих наших граждан Honda CR-V казалась недоступной сказкой, а кому-то она кажется таковой до сих пор. Почему так получилось? Правда ли, что этот японский кроссовер так хорош, как о нём многие думают? И почему он…

2879 3 3
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: электрика без изъяна и двери, которыми нельзя хлопать

Японский автомобиль до сих пор у многих в подсознании намертво связан с вечным двигателем, запчастями за пятак и сервисом раз в пятьдесят тысяч километров за две копейки. А кроссовер ассоциируется со статусом и…

4056 1 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

21447 9 21
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

18203 3 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

15693 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

63510 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

52751 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

25094 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

55772 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

28910 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

17854 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

103242 4 3
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

25782 4 2
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

18873 5 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?