От авторов «ядерного щита»: сравнительный тест советских автосигнализаций

8761 1 3
Поделиться: 0 1 0 1 0 1
Судя по десяткам тысяч просмотров прошлых обзоров «капсул времени», тема эта не теряет актуальности. Что ж, тогда продолжаем! Сегодня в испытательной лаборатории «Колес» мы исследуем три советские автосигнализации, выпущенные на стыке далеких уже 80-х и 90-х. Посмотрим, какие охранные и сервисные функции предлагали автовладельцам СССР оборонные и научно-экспериментальные предприятия, для которых гражданская продукция была явно побочной и второстепенной.

Защита «по-советски»

На нашем сегодняшнем ретро-тесте – советские автосигнализации под названием «Дубна-3», «Гарант» и «Набат». Такие устройства в свои годы, как правило, выпускались малосерийно побочными опытными производствами при крайне серьезных оборонных и научно-исследовательских организациях.

С одной стороны, это означало, что к ним прикладывали руку люди, пафосно выражаясь, ковавшие ядерный щит державы, проектировавшие космические аппараты и гигантские субмарины… А с другой – отечественная потребительская электроника, делавшаяся по конверсии, редко когда была «юзерфрендли», как сегодня говорят…

Так или иначе, нюхнем «пыль веков» — рассмотрим свойства этих систем, а также подключим их все, чтобы вживую, а не по инструкции, проверить работоспособность и то самое «юзерфрендли»! Итак, поехали.

002

Автосигнализация «Дубна-3»

Для затравки — самый простой из героев ретро-теста! Название приборного завода «Тензор» сегодня мало что скажет кому-то, окромя его сотрудников, однако в советское время у автовладельцев было весьма популярно и ценилось выпускаемое «Тензором» пускозарядное устройство «Дубна-М», позволяющее не только заряжать подсевшие автомобильные аккумуляторы, но и «прикуривать» полумертвые. Автосторож «Дубна-3» — несколько менее известный продукт того же предприятия и той же эпохи…

003

Статьи / Практика
Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

«Сигналка от Сергея Ненашева» Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991...

37989 1 16

«Дубна-3» — несложная сигнализация с минимумом сервисно-охранных функций. Центральный электронный блок — крупный металлический «кирпич», монтировать который, по замыслу создателей, было положено в салоне машины не скрытно, как принято сейчас, а в легкодоступном месте на виду, поскольку обращаться к нему автовладельцу необходимо постоянно — во-первых, на блоке находится разъем, в который вставляется кодовый ключ для снятия/постановки на охрану, а во-вторых, на нем же находятся три кнопки регулировки уровня чувствительности датчика удара.

Разработчики сочли, что водителю будет полезно простое и наглядное управление чувствительностью – в зависимости от обстоятельств, в которых приходится отставлять машину. Первая нажатая кнопка – это высокий уровень чувствительности, с реакцией на покачивание от ветра и прыжки кошек, вторая рассчитана на явные попытки взлома, а третья – на разбивание стекла. Собственно, при пробном включении «Дубна» реагировала именно так.

В комплекте прибора идут те самые два кодовых ключа, вставляемые в электронный блок, чтобы идентифицировать хозяина. Ключи и гнездо, в которое они вставляются, сделаны с использованием брутального военного разъема.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Логика работы прибора – простая: после извлечения ключа из гнезда начинается минутный отсчет времени, по истечении которого устройство переходит в режим охраны, отслеживая удары по кузову и вскрытие дверей. После открытия водительской двери ключом хозяина сигнализация также отсчитывает тайминг (20 секунд), за который владелец должен успеть вставить в гнездо кодовую «фишку», предотвратив срабатывание клаксона в прерывистом режиме.

Блокировка двигателя есть – в разрыв провода, штатно идущего от трамблера к катушке зажигания, ставится реле, которым с помощью минусового сигнала управляет «Дубна», включая это реле только при наличии кодового ключа. Замеренное потребление тока сигнализацией в режиме ожидания не превысило 12 миллиампер, что в пределах нормы и сегодня.

Резюмируем!

Сигнализация примитивна, как и машины, на которые её предполагал устанавливать производитель. Хотя, благодаря датчику удара, устройство все же было способно поднять шум при откровенном растаскивании автомобиля на запчасти… Но поскольку защитные функции сигнализации сводятся к управлению минусом блокировочным реле, угонщику, знающему схему подключения «Дубны», потребуется совсем немного времени, чтобы выдернуть из установленного на виду центрального блока провод канала блокировки и «законтачить» его на массу. Все, «Дубна» обезврежена, можно заводить мотор!

Автосигнализация «Гарант»

Гаджет под названием «Гарант» — куда более любопытное устройство, нежели незамысловатая и дубовая «Дубна»! Полное имя «Гаранта» — «Ультразвуковая система охраны с автономным источником питания». Производило её в самом начале 90-х московское «СНПО Элерон» — так, на минуточку, и по сей день одно из крупнейших в стране НИИ по созданию систем безопасности для важных государственных объектов в рамках Росатома…

007

Согласно инструкции, предназначен «Гарант» для защиты автомобиля, гаража или даже дома. Состоит столь универсальная система из трех модулей — собственно, центрального электронного блока с ультразвуковыми датчиками обнаружения движения, выносной сирены-«колокольчика», а также блока питания в виде отсека, куда устанавливаются шесть батарей «тип 373» — в советское время также известных, как «большие круглые», а сегодня именуемые «тип D». Соответственно, напряжение питания «Гаранта» составляет  9 вольт, а главное достоинство автономного питания – возможность установить сигнализацию своими руками даже крайне далекому от автоэлектрики гражданину. Ведь никакого подключения к электрическим цепям машины у «Гаранта» нет – система самодостаточна!

1 / 3
2 / 3
3 / 3
Гаджеты
Опции из Toyota Crown в ВАЗ-2101: эксклюзивные автомобильные гаджеты СССР

Когда в японских автомобилях уже имелись все мыслимые для своего времени достижения электроники для комфорта и безопасности, в советских авто за редким исключением можно было встретить всего два электронных...

20292 2 55

Алгоритм работы прибора несложен. Центральный блок с ультразвуковыми датчиками инструкция предлагала монтировать … над зеркалом заднего вида! От центрального блока провод должен идти к сирене, а также к батарейному блоку, размещенному в бардачке. На батарейном же блоке располагается и тумблер включения «Гаранта» — единственный орган управления охранной системой. Нажимаем его – и начинается отсчет времени, за которое нам нужно покинуть автомобиль. По истечении этого времени система сама встает на охрану. Чтобы деактивировать прибор, водителю дается точно такая же временная задержка – открыл дверь, сел в салон и отключил тумблер на батарейной коробке.

Перед использованием, правда, требовалось провести две регулировки — под резиновыми пробочками центрального блока прячутся два подстроечных резистора, которые нужно крутить тонкой отверткой: «чувствительность» и «время задержки». Потребление тока гаджетом в дежурном режиме – 5 мА, это весьма экономно даже по современным меркам – от одного комплекта батарей прибор будет работать очень долго, полгода-год – запросто.

Резюмируем!

Устройство любопытно в первую очередь тем, что оно – совершенно автономное, поскольку работает на собственных батарейках. Пьезосирена в особом резонирующем корпусе - очень громкая, буквально рвет барабанные перепонки. А вот охранные свойства системы – практически никакие... Дело в том, что блокировок двигателя «Гарант» не осуществляет, единственная его защитная функция – визг сирены, да и та легко выключается… штатной кнопкой на блоке батарей! Собственно, роль «охранки» «Гарант» мог выполнять разве что в эпоху, когда сигнализация была редкостью, а угонщика можно было спугнуть неожиданным шумом. Ну, или если установку осуществлял бы опытный электрик, который сумел бы запитать «Гаранта» через стабилизатор с 12 до 9 вольт от автомобильного аккумулятора, выкинув батарейный блок, а управление повесив на секретную кнопку.

Автосигнализация «Набат»

Сигнализация «Набат» производства калининградского НИИ измерительной техники, занимающегося и по сей день разработкой телеметрического оборудования для космических ракет, – наверное, самый интересный экспонат в нашем ретро-обзоре. Ибо у этой советской противоугонки имелась любопытная функция – снятие с охраны бесконтактным брелком-«транспондером», который, к тому же, был БЕЗБАТАРЕЕЧНЫМ! Транспондер работал по принципу RFID, как билет метро!

011

Гаджеты
Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

Музейные работники, археологи и историки в целом хорошо знают, как в предметах прошлого отражается жизнь целых поколений. Мы с вами, собравшиеся здесь, в большинстве своем — представители других профессий, но, как...

36181 5 0

Центральный блок сигнализации ощетинился клеммами, как ежик иглами – на его корпусе расположились аж 20 контактов в два ряда. Почему использовано столь нелепое решение, вместо того чтобы вывести все контакты на удобный разъем, расположенный по одной из граней – неясно. Отечественный индустриальный дизайн, бессмысленный и беспощадный, видимо…

Так или иначе, к этим двум десяткам контактов подключаются концевики дверей, капота и багажника, реле клаксона и управляемое «минусом» реле блокировки катушки зажигания, кнопка постановки на охрану, а также самое интересное — приемный блок беспроводного управления!

Выносной радиоблок закрепляется внутри салона под лобовым стеклом – в нем имеется пластмассовый «язычок», который положено туго засунуть под уплотнитель стекла или под обшивку стойки – примерно там же, где сейчас располагают выносной радиомодуль современных сигнализаций.

Перед тем, как выйти из машины, владелец нажимает кнопочку включения охраны, и начинается полуминутный отсчет времени, в течение которого нужно закрыть все двери и багажник. После чего «Набат» переходит в рабочий режим и ожидает вторжения через двери, вскрытия багажника или капота. Соответственно, чтобы снять машину с охраны, владельцу нужно перед открытием двери поднести к стеклу напротив приемника кодового сигнала беспроводную метку-брелок. По нему «охранка» распознает хозяина и позволит открыть двери и завести мотор, не поднимая тревоги.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Грешным делом, делая поправку на отечественное происхождение «Набата» и его преклонные годы, мы заподозрили, что в блоке приемника стоит примитивный геркон, а в бесконтактном брелке-метке – магнит… Таким образом, конечно, система начисто дискредитировалась бы, но отлично объяснялось бы отсутствие необходимости менять батарейки в брелке…

Однако после того, как метка была в исследовательских целях вскрыта, выяснилось, что все «по-взрослому»! Брелок – настоящий беспроводной транспондер! Приемник на стекле машины непрерывно излучает короткие импульсы, чередуя их с ожиданием ответного сигнала. Импульсы эти принимает антенна-катушка брелка, получая от них энергию. Получив «плевок электричества», брелок использует его для отправки на той же частоте кодовой посылки на приемный блок. При этом даже с учетом непрерывной отправки посылок радиомодулем потребляемый сигнализацией ток не превышает 10 миллиампер!

015 016
Резюмируем!

Сигнализация любопытная, с интересным для своего времени функционалом. Конечно, статический код брелока незашифрован, его можно перехватить, но доступных грабберов, способных это проделать (тем более с учетом малого радиуса действия), у угонщиков в то время не было.

Однако, как и у «Дубны», защитные функции системы сводятся к управлению минусом блокировочным реле, и, зная схему подключения «Набата», угонщику потребуется несколько секунд, чтобы по приемному модулю найти центральный блок, сдернуть провод с контакта канала управления блокировочным реле и законтачить его на массу. «Набат» обезврежен без всякого перехвата кодов, можно ехать!

Гаджеты
Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Три автомобильных аксессуара из 80-х годов в коробках и в состоянии «минт» попали к нам на тест. Три устройства, отмеченные знаком качества, выглядят сегодня курьезно, но обладать ими в среде советских автовладельцев...

33138 6 0

Впрочем, пыле- и влагозащищенная конструкция центрального блока «Набата» позволяет разместить его под капотом. И если сам капот защитить дополнительным замком, система, как ни странно, может неплохо использоваться в охранных целях даже сегодня! Алгоритм и кодировка забыты в тумане десятилетий, современные технические средства угонщиков, скорее всего, окажутся несовместимы с «Набатом», и угон окажется не проще, чем угон автомобиля, оснащенного аналогичным образом установленной современной сигнализацией со сложным диалоговым кодом.

Итоги

Все перечисленные в этом ретро-обзоре охранные системы – типичные дети своей эпохи, рассчитанные на карбюраторные Москвичи, Жигули и Волги. Их техническая ущербность налицо, поскольку для запуска карбюраторного двигателя совершенно не нужно искать секретные блокировки. Требуется лишь заранее заготовленная пара проводков с крокодильчиками, которыми подается напряжение на катушку и трамблер, отвертка, которой тычут в контакты стартера… Да в самом тяжелом случае еще и бутылка с бензином, если хозяин авто вдруг установил под днищем топливный электроклапан.

В классических карбюраторных моторах, по большому счету, нечего всерьез блокировать – все слишком просто, все на виду, и любые «хитрушки» элементарно устраняются. Впрочем, даже простейший мотор легко защитить от легкого запуска чужими руками, если блокировку зажигания запереть крышкой капота с дополнительным нестандартным замком. Но это уже современный подход к концепции охраны автомобиля, бывший в те годы не в ходу…

Эпоха накладывала свои правила игры и на угонщиков, поскольку машин имелось не так уж много, а люди были более отзывчивы и менее равнодушны. Орущий клаксон (и тем более – сирена с нестандартным звуком) не натыкался на безразличие граждан, каждый второй выглядывал в окно или выскакивал из подъезда, и поэтому даже элементарный сигнал тревоги спасал автомобиль. Сегодня такие простые методы защиты четырехколесного имущества, конечно, неработоспособны… Увы.

Понравилась статья? 0 1 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Присоединяюсь к десяткам тысяч просмотров - весьма занятный материал...Никогда не думал, что в СССР вообще выпускали более менее изощренные сигнализации.... Впрочем, ведь и в сегодняшний век технологий сигнализация не панацея, а самым надежным способом от угона, да и то в тот период, пока вы делаете покупки в магазине, считаю блокиратор рулевого вала, вроде популярного в середине 2000 х изделия "Гарант", уж извините за рекламу ) Ну, а против силового угона авто на эвакуаторе ни один гарант не спасет....Да и угнать можно все что угодно при наличии желания...

Главная новость
Новости / В России
Прайс-лист нового Volvo XC60 для РФ: в «базе» дешевле, чем планировалось

Дилеры Volvo начали принимать заказы на все версии кроссовера XC60 нового поколения.

1730 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

304 0 0
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

1074 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

7068 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3057 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2959 2 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

46529 16 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33681 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18484 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17914 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10193 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9703 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5118 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27226 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

15004 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7413 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121642 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

36013 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22565 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?