Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Очередные «капсулы времени», забытые на десятилетия на гаражных чердаках – в ретро-тесте «Колес»! Все, о чем мечтали рядовые автовладельцы СССР – автомобильная мини-мойка, компрессор и пылесос. Посмотрим, смогут ли автогаджеты, маркированные знаком качества и сделанные по ГОСТам, конкурировать с аналогичными современными аксессуарами!

Три автомобильных аксессуара из 80-х годов в коробках и в состоянии «минт» попали к нам на тест. Три устройства, отмеченные знаком качества, выглядят сегодня курьезно, но обладать ими в среде советских автовладельцев было модно и престижно.

Посмотрим, имеют ли «гости из прошлого» какие-то преимущества в плане работоспособности, устройства и комплектации перед многочисленными современными аналогами азиатского производства!

Портативный насос для мойки автомобилей – 1983 год

Самый забавный гаджет из наших сегодняшних «капсул времени». Устройство под названием «Насос для мойки автомобилей» дошло до наших дней нетронутым, пролежав на пыльной полке с 1983 года, в котором оно стоило 28 рублей.

007

Разумеется, это не аналог современной мойки высокого давления – сбивать грязь напором в сотню бар девайс не умеет. Это простой насос подачи воды для ведра – устройство опускается в емкость с мыльной водой и… плавает на её поверхности, выплевывая влагу через пятиметровый тоненький шланг. Напор, конечно же, слабенький – это же не «керхер»! Поэтому сперва воду с шампунем положено подавать через щетку-разбрызгиватель, которой водитель вручную смывает грязь с кузова, а потом щетку можно снять и надеть вместо неё насадку для струи – чтобы сбить мыльную пену чистой водой. Для контроля расхода воды в комплекте идет смешное приспособление, наподобие струбцинки, пережимающей шланг. Конечно, было бы удобнее управлять подачей воды вентилем в виде пистолетной рукоятки, но уж что имеем…

«Это СССР, детка!» (с)

Собственно, таких «моек» сегодня продается в автомагазинах великое множество: 20-литровая канистра, к которой подключен 12-вольтовый компактный насос и шланг со щеткой – суть ровно та же, что у нашего устройства родом из Союза. Но прелесть советского гаджета – в его конструкции! Благодаря пустотелому корпусу в форме «грибка» устройство плавает в ведре с водой, а после мойки все причиндалы (пятиметровый шланг, щетка, струйная насадка и трехметровый провод питания) прячутся в этот самый «грибок» под крышку с ручкой для переноски! Решение по-настоящему изящное и аккуратное (что, вообще-то, редкость для кондовых советских вещей) – нам понравилось!

Сравнивать с современными аналогами советский насос мы не станем – с технической точки зрения такие устройства, в общем-то, не эволюционировали: «эконом-лейка» – она и есть «эконом-лейка». Просто опробуем его в работе – насос зажужжит впервые спустя 33 года после выпуска...

Опции из Toyota Crown в ВАЗ-2101: эксклюзивные автомобильные гаджеты СССР В советских автомобилях было в лучшем случае всего два электронных устройства – коммутатор зажигания и радиоприемник, причем некоторые модели успешно обходились и без того, и без другого. А...

Устройство отработало честно – насос качает почти бесшумно, струя стабильная, компактность и мобильность на высоте. Впрочем, чтобы помыть этим советским девайсом даже относительно чистую машину, требуется минимум два ведра воды – и это если экономить. Да и пройтись круглой щеточкой размером с некрупное яблоко по всей площади кузова, не оставляя непромытых участков – работа еще та… Плюс, подобный способ мойки смотрится невыигрышно на фоне бюджетных аппаратов высокого давления. «Щеточный метод» сегодня не в почете – краска у современных автомобилей не та, что в 80-е – тоненькая, нежная… Тут правит бал бесконтактная мойка. В общем, 0:1 – первый раунд против современных технологий СССР проигрывает...

Электрический насос «Мустанг» – 1989 год

В 80-е годы электрический насос для шин был редкостью, если не «мажорством» – большинство советских владельцев Жигулей и Москвичей, не говоря уже о Запорожцах, качали колеса (машине) и грыжу (себе) штатными ручными Т-образными «качалками».

Насос, подобный этому «Мустангу», скорее, можно было встретить в багажнике номенклатурной Волги… Родом тестируемый нами экземпляр из 1989 года, в котором за него просили 35 рублей 20 копеек, хотя встретить в свободной продаже его было, как и любой дефицит, непросто!

015

Сделан насос невероятно солидно. Берешь в руки и чувствуешь гордость за ушедшую империю! Тяжелый металлический корпус и начинка, крепкая молотковая окраска, толстый шнур с проводами солидного сечения, знак качества и личная подпись контролера ОТК в паспорте... Интересный аксессуар идет с насосом – бутылочка-пульверизатор с комплектом сменных жиклеров-форсунок, которая навинчивается на «Мустанга» вместо шланга. В инструкции говорится, что предназначен пульвер для подкрашивания… повреждений кузова! Однако, современный автомобиль подкрашивать таким способом – варварство, а для покраски забора или сарая маловата емкость, да и насос не рассчитан на продолжительную работу… В принципе, сгодится, чтобы через трафарет нанести номер на двери гаража.

Открываем инструкцию, и в ней уже не все столь радужно – характеристики насоса из СССР в 2016 году заставляют крепко задуматься… По принципу действия он не поршневой, как все современные электронасосы, а мембранный: мотор, кривошип на валу, шатун – это все аналогично нынешним «качалкам», но венчает шатун не поршень, а мембрана. При этом, согласно инструкции, потребляемый «Мустангом» ток – аж 17 ампер, а вот максимальное давление – всего 2 атмосферы, и время работы до перегрева – не более 2,5 минуты! Тогда как многие недорогие современные поршневые насосы качают атмосфер 5, дорогие – 8–10, да и работают до перегрева заметно дольше… Честно говоря, с такими параметрами насос выглядит неважно… Так что, раз советское изделие не обещает выдающихся результатов, не станем выставлять его против крутых и дорогих современных моделей. Попробуем силами «сборной СССР» обыграть хотя бы дешевенький 300-рублевый «ашан-компрессор»! Итак, поехали – выкручиваем ниппель из 15-дюймового колеса и включаем компрессоры по таймеру на 2 минуты: сперва недорогой азиатский, затем замер давления, снова спуск в ноль, и под конец запрягаем советского «Мустанга»:

«Мустанг» вовсю брыкается в руке, оправдывая свое название, и вот результат – 1:0 в пользу СССР! За 120 секунд дешевенький китайский насос «надышал» всего 1 бар, а «Мустанг» за это же время «вдул» в шину 2,5 бара при необходимых двух!

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М» У автовладельцев Советского Союза не было такого огромного выбора средств и систем для противодействия Юрию Деточкину и его коллегами, какой имеем мы сегодня… Но иногда преступников в салоне...

Да, ток потребления великоват, а максимальное давление невысоко (на фоне обещанных инструкцией 2 «очков» мы сняли с насоса 2,5, но и три, думается, он бы осилил без повреждений), плюс бой был с заведомо хилым противником, но за общую железность, вес и бодрость работы – присуждается победа! Хотя и с натяжкой – из-за отсутствия манометра. Конечно, для того, чтобы доехать до дома или шиномонтажа со спустившимся баллоном, совершенно необязательно выставлять давление до десяток; надул на глазок – и ладно... Но вот подкачка всех четырех колес по кругу таким насосом – та еще задача! На каждом колесе вам придется как минимум пару-тройку раз снимать с ниппеля шланг «Мустанга» и проверять давление ручным манометром – не входящим в комплект, к слову. Такая мышиная возня явно некомфортна, хотя на фоне радикулитных ручных насосов прежних лет «Мустанг», безусловно, был мечтой автомобилиста…

Пылесос «Шмель-авто» – 1982 год

Сегодня автомобильные пылесосы стоят дешево, а выбор их велик. Хотя устройства эти в высшей степени спорные – полноценный домашний пылесос имеет мощность минимум ватт 800, что для автомобильного устройства, питающегося от 12 вольт, недостижимо.

По этой причине эффективность среднестатистического автопылесоса крайне низка, и многие используют его после покупки или получения в подарок один раз – первый и последний, чтобы убедиться в том, что очистить всерьез загрязнившееся покрытие пола с его помощью невозможно – разве что собрать легкие соринки...

019

Может быть, «игрок сборной СССР» по имени «Шмель», родом из 1983 года и ценой в 28 рублей, явит нам чудеса всасывания? В инструкции к «Шмелю», между прочим, указаны весьма солидные для автомобильного пылесоса параметры – мощность 90 ватт и создаваемое разрежение не менее 400 мм водяного столба. Это реально неплохо на фоне большинства современных беспородных автопылесосов азиатского происхождения, у которых создаваемое разрежение не превышает обычно 180–240 мм водяного столба, а мощность – 60–70 ватт.

Чтобы выяснить эффективность отечественного пылесоса, проделаем простой визуальный опыт. Равномерно рассеем на чистом автомобильном ворсовом полу горсть песка, разделим загрязненное место полоской бумажного скотча, чтобы «развести оппонентов по углам ринга», и проведем по полу плоской узкой насадкой – слева пылесосом производства СССР, а справа пылесосом азиатского происхождения. Поехали!

Увы, советский пылесос осрамился… Собственно, даже рукой ощущалась слабость всасывания в сравнении с китайским конкурентом, и на реальном загрязнении результат также вполне нагляден. Собирать остатки пришлось «китайцем», хотя и он тоже далеко не торт в сравнении с настоящим мощным бытовым пылесосом. Счет 1:0, и общий – 1:2.

Вместо заключения

В общем, в те времена мы, конечно, «делали ракеты и перекрывали Енисей», но советские автогаджеты, как видим, никакими особыми достоинствами не обладали – несмотря на размашисто-щедрое использование при их изготовлении стали, меди, пластика и прочих материалов, за тотальную экономию коих мы сейчас постоянно упрекаем азиатских производителей. Хотя в отсутствие нынешнего изобилия даже то, что удавалось достать (порой, с двойной-тройной переплатой!), безусловно, считалось у советских автовладельцев роскошью и весьма ценилось.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
6 комментариев
17.09.2016 11:06
old_tramp

Уважаемые, "эксперты", Вы сравниваете несравниваемое! Советские автомобильные принадлежности, которые были протестированы, произведены 30 лет тому назад. Почти треть века технологического прогресса для Вас не имеют значения? Сравните их с аналогичными "буржуинскими" приборами тех лет. Тогда выводы будут корректны. Сравните компьютеры 1989 и 2016 годов производства даже одной и той же фирмы. Как полагаете, будет заметно различие? А Ваш подход говорит лишь о непонимании весомости понятий "время", "прогресс". Видимо "эксперты" сами недавнего года производства, а выводы соответствуют их возрастному восприятию.

55

31.10.2016 15:43
pavel7766

смысл тут наверное в целесообразности использования случайно найденных дедушкиных артефактов из совка

1

17.09.2016 12:16
Михаил Ткаченко

У меня практически такой же компрессор Мустанг. Только уже Российского производства начала 2000-х годов. Качает средненько, шумит очень громко, тяжелый, первые два раза работал от прикуривателя, потом спалилась проводка идущая к прикуривателю ))), отец поставил крокодилы и теперь юзаем напрямую от аккумулятора. Ему уже лет 13, а он работает, причем первые 6-7 лет качал колеса размерностью 235/75/15.

14

17.10.2016 23:49

Неужели Ваш Мустанг был оснащён штеккером прикуривателя на заводе? К моему прилагалась специальная розетка, которую владельцу предлагалось установить рядом с акком.

2

25.11.2016 15:58

Ну вообще-то Мустанг - пожалуй, лучший компрессор по скорости накачки, с поршневыми и рядом не стоял. Качает гораздо быстрее Беркута-17, с ашановскими поделками можно и не сравнивать. Именно благодаря мембранной конструкции. Хотя шумит, конечно. У меня их было три, два до сих пор в машинах вожу, один лет 10 назад из ракушки украли. Все с манометрами (выпуска 90-х - 2000-х годов). Хотя манометры, надо признать, через некоторое время начинали врать. Очень жаль, что прекратили выпускать это оригинальное и полезное устройство. PS: от прикуривателя Мустанги никогда не работали, скорее всего перепутали с поршневым Муссоном от того же производителя (НПО Агат).

1

17.10.2016 23:46

Мустанг вам достался уже перестроечный. Мой Мустанг 1983 года выпуска снабжён манометром с завода. Вкручен в точно такую же насадку с курком, как на фото. Посмотрите на первое из трёх фото о ходе соревнования: Мустанг лежит на зелёной таре от бутылок, и там ясно видно место ввинчивания манометра со стандартной резьбой.

Компрессор до сих пор катается у меня в багажнике, наверное, шестой машины и позволяет своей мощью насаживать отлепившийся борт бескамерки на место, что далеко не каждому агрегату под силу. Ни манжеты, ни электродвигатель до сих пор не ломались и не разбирались. Утерян только чёрный пластиковый щиток с надписью "МУСТАНГ" - как выяснилось, он сделан из пластмассы, растворимой в бензине:-)

8

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings