Перед законом все равны: как наказывают автопроизводителей в США

Скандал вокруг Toyota, скандал вокруг GM, скандал вокруг Volkswagen, интриги, расследования и гигантские штрафы. Что объединяет все эти факты? Правильно: страна, в которой все это происходит – США. Давайте вместе взглянем на некоторые выкладки, из которых можно сделать для себя какие-то новые выводы. А речь пойдет именно о скандалах: как и за какие провинности наказывают автопроизводителей в США.

Volkswagen буквально всколыхнул переполненные Авгиевы конюшни: масштабные расследования, массовые проверки, суровые наказания. Но так ли страшно то, что он натворил, и только ли немцы попадают под длань американского «правосудия»? Оказывается, нет. Да и вообще, если пристально вглядеться в суть и количество претензий от всевозможных «ассоциаций» и «обществ», может показаться, что это просто порка неугодных и средство пополнения национальной казны. Но не будем забегать вперед…

На 5 лет назад

Чтобы полнее и объективнее оценить происходящее, вспомним еще пару инцидентов, которые закончились для автопроизводителей штрафами и головной болью. И первое, что приходит в голову при произнесении фразы «масштабные отзывы, связанные с опасной проблемой», – это слово «Toyota».

В теперь уже довольно далеком 2009 году в США вдруг появились зафиксированные случаи самопроизвольного ускорения автомобилей этого японского бренда. Детали всем известны: коварный коврик, «залипающая» педаль газа – пять лет назад все это обсуждалось живее, чем новая прическа Джастина Бибера. Но главными во всей этой истории были заявления о том, что дефект представлял реальную угрозу жизни автовладельцев – по разным данным, из-за самопроизвольного ускорения автомобиля в США погибло от 5 до 19 человек, количество пострадавших исчислялось сотнями.


Последствия были масштабными. В 2010 году министр транспорта США Рэймонд Ла Худ безапелляционно заявил о том, что автомобили Toyota опасны. Более того, он уточнил: «Мой совет таков: если у кого-то есть такой автомобиль, не ездите на нем». Для Toyota все это обернулось одним из крупнейших отзывов за всю историю: суммарное число автомобилей, попавших под отзывы, достигло 8 миллионов, расходы на исправление дефекта были на три порядка больше, но кроме этих прямых убытков был и еще один: сумма штрафа, выплаченного японской компанией в США, составила 1,2 миллиарда долларов.

Глава компании Акидо Тойода лично принес извинения за произошедшие инциденты, сказав, что «для Toyota в приоритете всегда была безопасность, затем качество и лишь потом объемы продаж, но в последнее время приоритеты, похоже, сместились». Отметив, что компания, возможно, росла слишком высокими темпами, он пообещал, что приложит все усилия к тому, чтобы подобных трагедий больше никогда не произошло.

Опустим отдельные подробности расследования, показавшие, например, что некоторая часть аварий, связанных с «неконтролируемым ускорением», произошла по вине самих водителей, банально перепутавших педали, – пусть это не отменяет факта того, что дефект имел место. Японцы взяли на себя всю ответственность за случившееся, справедливо рассуждая, что, допустив ошибку, проще будет признать ее, исправить и двигаться дальше.



Кстати, небезынтересна реакция других автопроизводителей в США на произошедшие события. Сразу же после объявления японцами о приостановке продаж для выяснения обстоятельств GM объявил о дополнительной скидке в $1 000 для владельцев автомобилей Toyota. Агрессивный маркетинг? Пожалуй, даже слишком. Вдохновленные этим примером, аналогичные акции ввели Chrysler, Ford и Hyundai. Удивительно, но, например, в 2015 году еще никто не попытался подправить свое положение за счет оступившегося Volkswagen. Но о нем чуть позже.

А пока – о GM

Более 10 лет назад концерн General Motors выпустил на рынок ряд новых автомобилей. Они были хороши практически во всем, но имели один дефект, больно «аукнувшийся» компании в этом году. По заявлениям NHTSA – Национального управления безопасностью движения на трассах, – замок зажигания при случайных обстоятельствах вроде толчка или вибрации мог перевести ключ в режим простоя, заглушая двигатель прямо во время движения. Что может произойти с автомобилем, внезапно заглохшим во время движения по оживленному шоссе, подробно объяснять не нужно: безжизненная машина без гидроусилителя руля, с неработающим усилителем тормозов и отключенными подушками безопасности на скорости в 90 километров в час – не то место, где хотелось бы оказаться.

Расследование, инициированное тем самым NHTSA, выявило, что инженеры GM даже были осведомлены о потенциальной проблеме, но не стали придавать ей не только огласку, но даже сколь-нибудь большое значение, рассудив, что раз ключ остается в замке и руль не блокируется, для водителя не составит большого труда остановиться и стартовать заново. Но, по всей видимости, это удалось не всем автовладельцам, столкнувшимся с проблемой: число погибших во внезапно «погасших» на дороге машинах, по разным оценкам, составило от 124 до 174 человек. На волне всеобщей истерики выяснить, не был ли замешан в части этих аварий человеческий фактор, подобный перепутанным педалям у Toyota, не представляется возможным – да это и не нужно: в GM тоже решили, что проще заплатить, чем что-то доказывать. Сумма штрафа, озвученная для корпорации около месяца назад, составила 900 миллионов долларов.


6a38df032eb7547eb307db152e156b74-995x0-90.jpg



Интересно, что среди активистов в США еще ведутся споры о том, стоит ли штрафовать GM, «отбирая у них деньги, которые могли пойти на улучшение безопасности автомобилей», и куда было бы справедливее направить 900 миллионов, которые «осядут в госструктурах, не попав к семьям погибших и пострадавших». Но все это – уже вторичные последствия, а факт провинности автопроизводителя ни у кого сомнений не вызывает – ведь это же официальные заявления NHTSA.

Дизельгейт, или Как лишиться миллиардов, никого не убив

Современная история с Volkswagen уже стала не менее известной, чем отзывы Toyota пятилетней давности, а по масштабам последствий переросла ее более чем на порядок. Мы уже посвятили этой теме два материала, с которыми можно ознакомиться здесь и здесь, но вкратце повторимся, чтобы получить наглядную сравнительную картину.

Итак, суть проблемы для Volkswagen в том, что компанию обвиняют в обмане и мошенничестве. Причем обвиняют небеспочвенно: начиная с 2007 года в электронные блоки управления автомобилей немецкого концерна внедрялось «хитрое» программное обеспечение, которое позволяло изменять рабочие параметры двигателя. Цель, в отличие от средств ее достижения, была проста: иметь возможность регулировать концентрацию вредных веществ в выхлопе, таких как оксиды азота и углекислый газ. Это позволяло автомобилям пройти сертификацию в США, удовлетворяя нормам Евро-5, а в свободное от сертификационных тестов время невозбранно выбрасывать в атмосферу в 9–40 раз больше окислов, чем было заявлено.


4fb763552a1b55f76d0d6520eb31adbd-995x0-90.jpg



Вопрос несоответствия параметров выхлопа в тестовом и дорожном режимах муссировался уже довольно давно, но до сих пор в Volkswagen отказывались признавать проблему, мотивируя это всяческими «нестандартными условиями эксплуатации». Пока EPA (американское Агентство по охране окружающей среды) доподлинно не выявило причину такой разницы, вопрос оставался открытым. Зато теперь, когда все подробности вскрылись, Volkswagen стали валтузить с непрерывной регулярностью и регулярной непрерывностью.

Сначала 18 сентября компании было выслано уведомление о нарушении, в котором указывалось, что двухлитровые дизельные моторы серии EA 189 имеют «обманное устройство», определяющее, находится ли автомобиль на тестовом стенде, и в зависимости от этого запускающее один из двух алгоритмов работы двигателя: «тестовый» или «стандартный». Первый, разумеется, доказывал, что все хорошо, а второй, автоматически запускаемый в обычных дорожных условиях, «снимал удавку с горла» мотора и облегчал его работу, попутно снижая требовательность к выхлопу.

25 сентября EPA опубликовало дополнительную информацию о том, что оно разослало всем автопроизводителям уведомление о расширении программы тестирования, направленном на выявление потенциально присутствующих «обманных устройств» в их автомобилях. Это стало логичным ответом на прецедент, созданный Volkswagen, и само по себе удивительной новостью не является. Но для самого Volkswagen это был еще не финальный акт драмы.




11 ноября Агентство по охране окружающей среды опубликовало второе уведомление о нарушении. В нем миру поведали о том, что двухлитровые дизели – не единственные «хитрые» моторы концерна, и есть еще трехлитровые V6, который имеют тот же алгоритм «прилежного экологичного поведения». Это означало, что общее количество автомобилей, замешанных в «дизельгейте», как окрестили скандал в англоязычном интернете, достигло 11 миллионов штук. Под удар попали Volkswagen Golf, Jetta, Beetle и Passat, а также Audi A3, оснащенные рядной «четверкой» и Volkswagen Touareg 2014 модельного года, Porsche Cayenne 2015-го и Audi A6, A7, A8, A8L и Q5 2016-го, которые имеют под капотом V6 на «тяжелом топливе».

Тем не менее даже в заявлении, опубликованном EPA, ясно декларируется крайне важный факт: «Несмотря на то, что данные транспортные средства имеют показатели выбросов, превышающие установленные стандарты, эти нарушения не представляют угрозы безопасности владельцев и водителей, и данные автомобили можно водить и перепродавать на законных основаниях. Владельцам автомобилей указанных моделей и годов выпуска не нужно предпринимать никаких немедленных мер».

Иными словами, все происходящее – не смертельно. Не опасно. Не привело к гибели или даже травмам ни одного человека. И вообще не сопряжено ни с какими потенциальными рисками для водителей и автовладельцев. Тем не менее разбирательства продолжаются, их масштабы растут и распространяются за пределы США, причем уже есть конкретные люди, испытавшие на себе их последствия. Так, в конце сентября Мартин Винтеркорн, бывший глава Volkswagen, попросил об отставке, которая, впрочем, может стать не конечной точкой в его участии: если будет доказана его осведомленность о разработке «обманных устройств», ему грозит наказание вплоть до 10 лет тюрьмы. Кроме того, запущено независимое расследование, целью которого является выявление участников и наказание виновных. Серьезные штрафы и даже тюремные сроки грозят и руководству европейских филиалов немецкой компании – об этом, например, идет речь в Великобритании.




Объемы же материальных убытков и затрат для немецкого концерна достигают одиннадцатизначных сумм. По предварительным оценкам, речь может идти о 18 миллиардах евро, не считая косвенных убытков вроде снижения капитализации компании за счет падения стоимости ее акций. И памятуя о том, что дело происходит в США, суммы штрафов могут быть весьма и весьма серьезными. И вновь вопрос не столько справедливости, сколько оправданности подобной «порки» даже не выносится на обсуждение – ведь в роли прокурора выступает EPA. Да кто они такие, все эти NHTSA, EPA и иже с ними?!

Я и есть закон

А разгадка проста: и первая, и вторая – не просто какие-то частные или общественные конторки, занимающиеся защитой мира во всем мире и «чистого воздуха для всех американцев», а государственные организации, подведомственные правительству Соединенных Штатов. NHTSA – подразделение министерства транспорта, а основная его цель – «спасать жизни, предотвращать травмы и снижать экономический ущерб от дорожных аварий посредством просвещения, исследований, стандартов безопасности и контроля за их соблюдением».

Однако это управление занимается не только развитием дорожной безопасности, что логично проистекает из названия, и исследованиями безопасности автомобильной, что является общеизвестным фактом. Кроме этого, в сферу интересов этой организации входят, например, стандарты регулирования расхода топлива и повышение экономичности автомобилей. Да-да, вот такое это разнопрофильное ведомство – и манекены для краш-тестов разрабатывает, и за расходом топлива не забывает следить. Ну а за выхлопами, из этого самого топлива получающимися, следит уже второй депертамент – EPA.



Агентство по охране окружающей среды – уже организация, непосредственно подчиняющаяся федеральному правительству США. Его высокая миссия – «защищать здоровье человека и окружающую среду», для чего члены агентства денно и нощно разрабатывают и внедряют регламенты, нормативы и правила, изучают проблемы окружающей среды и обучают население правильно себя вести. Разумеется, для EPA автомобили – лишь одно из направлений деятельности, но, как мы уже знаем, внимания этому направлению уделяется весьма и весьма много.

Штрафовать во имя добра и порядка

Такой неофициальный девиз, наверное, можно было бы взять обоим этим правительственным ведомствам, тем более что их отчеты это наглядно подтверждают. Например, Национальное управление безопасностью в пресс-релизе от 8 января 2015 года прямо заявило, что «за один только 2014 год NHTSA выписало постановлений об административных нарушениях более чем на 126 миллионов долларов, что превышает общую сумму, взысканную Управлением за всю его сорокатрехлетнюю историю». Причем то, что на слуху и известно даже нам – это лишь верхушка айсберга.

Слышали ли вы, например, о том, что в 2014 году была оштрафована Honda? А Hyundai? А сама великая Ferrari? А меж тем это так, и даже известны суммы штрафов, предъявленные этим и другим компаниям. Для полноты картины приведем крупные – свыше миллиона долларов:

  • Honda оштрафована на 70 миллионов долларов за непредставление своевременных предупреждений и отчетов по гарантийным претензиям;
  • Ferrari S.p.A. и Ferrari North America, Inc оштрафованы на 3,5 миллиона долларов за непредставление своевременных предупреждений;
  • Hyundai Motor America оштрафована на $17 350 000 за отсутствие своевременно проведенной отзывной кампании из-за проблем с тормозной системой у модели Genesis;
  • General Motors оштрафована на 35 миллионов за отсутствие своевременно проведенной отзывной кампании.

Кроме того, «по мелочи» были оштрафованы подразделения Volvo, Nissan и той же Honda – причины схожи с теми, что упомянуты выше. До этого, в 2012 году, штраф в 3 миллиона заплатила BMW, а Toyota отдала в казну США еще 17 с небольшим миллионов. А 2 июля 2015 года прошли очередные открытые судебные слушания по делу Fiat Chrysler, посвященные не устраненным в ходе 20 отзывных кампаний дефектам, касающимся безопасности…



Какой вывод можно сделать из вышеприведенных данных? Штрафы и наказания стали практически рутиной, обычным делом для автопроизводителей в Соединенных Штатах. Но вот норма ли это?

Вряд ли

Все эти примеры отчасти являются признаком не только чрезвычайной озабоченности правительства вопросами безопасности и экологии, но подчас банальной потребительской безграмотности и низкой водительской квалификации, доходящих чуть ли не до потребительского экстремизма – каждая мало-мальски звучная проблема, случившаяся у пары-тройки автовладельцев, становится поводом для исследований и расследований, порой приобретающих немыслимые масштабы.

Нет, мы не пытаемся защищать автопроизводителей – речь идет о том, что водитель, садящийся за руль автомобиля, будь то современная Toyota Camry или престарелый Volkswagen Golf, должен иметь хотя бы базовые навыки решения внезапных проблем и выхода из нештатных, потенциально аварийных ситуаций. К сожалению, изрядная доля владельцев водительского удостоверения не только по ту, но и по эту сторону океана, такими навыками не обладает, превратившись в среднестатистического потребителя – на этом фоне совершенно неудивительна и закономерна тенденция развития автомобилей, управляемых автопилотом.



Мнения, прения, заявления

Разумеется, как и почти любая проблема, данный вопрос вызывает полярные мнения. Для одних (легко предположить, что это, например, официальные лица) безопасность стала притчей во языцех, мифическим Граалем, к которому нужно стремиться, а любой несчастный случай рассматривается буквально как угроза нации и вызов контролирующим организациям. Другие же тем временем смотрят на происходящее с долей здравых скепсиса и логики, понимая, что и автопроизводители, гоняющиеся за прибылью и зажимаемые всевозможными рамками и стандартами, и контролирующие их органы, и потребители – одинаково не святые, а потому ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Например, Энтони Фокс, министр транспорта США, безапелляционно заявил: «Безопасность для нас – задача первостепенной важности, и все автопроизводители должны понимать, что не может быть никаких оправданий факту непредставления данных о дефекте, связанном с безопасностью. Администрация будет реагировать на подобные действия агрессивно, привлекая автопроизводителей к ответственности, если они подвергнут американцев риску». Это заявление, впрочем, находится в одной папке с ежегодным отчетом о снижении числа аварий, вызванных тем, что водители путают педали…



Высказался Энтони Фокс и по поводу беспрецедентных рекордных штрафов, выписанных за 2014 год: «Эти штрафы отражают жесткую позицию, которую мы займем против тех, кто нарушает закон и не выполняет свою роль в общей миссии – оберегать американцев на дорогах».

«Недостаточно обнаруживать дефекты, – поддерживает его руководитель NHTSA Марк Роузкайнд. – Производители должны их исправлять». Комментируя ситуацию с дефектными замками зажигания в автомобилях концерна General Motors, он отметил: «Автопроизводители могут вынести для себя урок из того, что произошло с GM. Следуйте правилам, несите ответственность за свою продукцию, заботьтесь как следует о своих покупателях и всегда придавайте безопасности первостепенное значение». Да и кто не стал бы, выплачивая миллиарды за некоторое количество аварий…

Тем не менее все не так плохо, успокаивает всех Расс Рейдер, представитель IIHS (Страхового института дорожной безопасности), в интервью для Edmunds.com: все эти массовые отзывы «не означают, что автомобили становятся менее безопасными, как раз наоборот – они никогда не были более безопасны».

Кларенс Дитлоу, исполнительный директор Центра по автомобильной безопасности, подтверждает его позицию, попутно отмечая, что рост числа отзывных кампаний связан как раз с тем, что правительство усиливает давление на автопроизводителей с тем, чтобы они уделяли больше внимания потенциальным дефектам, обнаруживали их и оперативно устраняли. Иными словами, обильно штрафуя всех подряд, правительство стимулирует их ответственность.

Вместо заключения

Что стимулируют у автопроизводителей гигантские штрафы – вопрос открытый. Это наглядно видно, с одной стороны, как по тому, каковы объемы отзывных кампаний, а с другой – по тому, как долго они скрывают свои промахи и на какие уловки идут, чтобы усидеть на двух стульях, как это произошло, например, с Volkswagen. Отрицать технологический прогресс в автомобильной отрасли так же странно, как под шумок подавать в суд на изготовителя автомобиля, перепутав педали на шоссе. Ну а ответ на вопрос, к чему мы идем, нам даст обозримое будущее – либо 2015 и 2016 годы побьют штрафные рекорды, поставленные в 2014-м, либо у кого-то просто лопнет терпение…



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
01.12.2015 10:22
Тимур Гусейнов

Сложно сделать однозначное умозаключение.

С одно стороны, вся истерия показательно подтверждает мысль "Я - и есть закон", мысль, которую США насаживает достаточно давно, и только сейчас многие страны, в том числе союзники и сателлиты США поняли, в какую ловушку они попали. И начинают внедрять собственные подзаконные акты, ставящие внутреннее законодательство выше международного и тем более законодательства США ( а зачастую тут знак равенства).

С другой стороны, мне не известны другие способы добиться качественного выполнения услуг, кроме как контроль и образцово-показательные порки провинившихся. Как говорится, только массовые расстрелы спасут родину :)


01.12.2015 12:42
Андрей Чепелев

Зачем расстрелы? Штрафы вполне себе работают :)


05.12.2015 19:33
Алексей

Когда у нас начнут штрафовать недобросовестных дилеров и автопроизводителей?!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings