«Дизельный скандал» вокруг Volkswagen, акт второй: плюс три литра

             Как мы уже знаем, 18 сентября американское Агентство по охране окружающей среды опубликовало уведомление о нарушении, в котором была обнародована информация о том, что автомобили Volkswagen, оснащенные двухлитровыми дизельными двигателями, несут в себе «хитрость». Разумеется, было бы наивным ожидать, что на этом все и закончится: масштабы проблемы были весьма серьезными, поскольку она подразумевала многолетние наработки в области фальсификации данных по содержанию вредных веществ в выхлопе, а также затрагивала немалое количество автомобилей. Автомобилей, но не двигателей, по состоянию на 18 сентября. Однако с тех пор было открыто еще несколько шкафов, из которых на свет извлекли еще несколько скелетов.
 

Подробное описание того, как именно Volkswagen «регулировал» свои дизельные выхлопы, есть в первом материале, так что на этом останавливаться уже не будем, хотя и упомянем новые подробности несколько позже. А вот на что стоит обратить внимание, так это на то, что нового услышал мир с того самого 18 сентября.

Усиление контроля

И первые обновления не заставили себя долго ждать: уже 25 сентября EPA (Агентство по охране окружающей среды) опубликовало дополнения к заявлению недельной давности, в которых появились прогнозируемые, но весьма важные нововведения. Поскольку Volkswagen фактически создал прецедент подобной фальсификации, на него необходимо было дать симметричный ответ. И ответ был дан: EPA разослало автопроизводителям письмо с уведомлением о том, что «агентство включает в свое тестирование дополнительные исследования, направленные на выявление потенциально наличествующих «обманных устройств».

Volkswagen-Touareg_2015_1600x1200_wallpaper_18.jpg


Подробных деталей того, как именно будут выявляться такие уловки, пока нет, но, очевидно, методика тестирования будет расширена как минимум за счет увеличения числа режимов, в которых она будет проводиться, чтобы избежать повторения фольксвагеновской схемы с благолепием на стенде и «выхлопной анархией» в дорожных условиях.

Кроме того, с инициативой о дополнительных проверках выступило не только американское агентство: немецкое Федеральное управление по вопросам транспортных средств заявило о проведении дополнительных тестов для автомобилей с дизельными двигателями, причем не только для Volkswagen, но и для всех остальных. Что ж, иначе и быть не могло: как заявила Синтия Джайлз из EPA, «все компании должны играть по одним правилам», а если правила нарушаются нестандартными способами, для этих способов нужна новая методика.

Три литра нарушений

Но это было только начало. 11 ноября EPA опубликовало второе уведомление о нарушении, отправленное немецкой компании, в котором указывалось, что «обманным устройством» оснащены еще и дизельные автомобили 2014-2016 модельного года с трехлитровым мотором V6, причем здесь под удар попали не только Volkswagen и Audi, но и Porsche: в число моделей, имеющих под капотом указанный двигатель, входят Volkswagen Touareg 2014 модельного года, Porsche Cayenne 2015-го, а также Audi A6, A7, A8, A8L и Q5 2016-го. Как выразилась Синтия Джайлз, «Volkswagen вновь не выполнил обязательства по соблюдению закона, защищающего чистый воздух для всех американцев».

К слову, эти события разыгрались не в одночасье: сообщения о том, что под подозрение попали трехлитровые дизели, появились уже в конце сентября – в тех же числах, когда было объявлено об ужесточении проверок. Двух недель оказалось достаточно, чтобы не только убедиться в наличии несоответствий, но и выявить алгоритм фальсификации.


volkswagen_touareg_v6_tdi_45.jpeg



Как и в предыдущем случае, речь идет о том, что в электронном блоке управления присутствует специальный программный алгоритм, который определяет, находится ли автомобиль на тестовом стенде или же в обычных дорожных условиях. Если выясняется, что авто тестируется на предмет соответствия стандартам EPA, «блок управления переводит систему в пониженный температурный режим, в котором транспортное средство удовлетворяет всем требованиям по содержанию вредных веществ в отработавших газах. Ровно через секунду после окончания начальных стадий стандартной процедуры тестирования транспортное средство меняет ряд рабочих параметров, которые увеличивают содержание оксидов азота в выхлопе и программное обеспечение получает сигнал о переходе в «обычный режим», в котором содержание оксидов азота в выхлопе до девяти раз выше значения, предписанного EPA. В других тестах, где транспортное средство не находится в условиях, схожих с началом процедуры федерального тестирования, выбросы вредных веществ выше с самого начала, соответствуя «обычному режиму».

По предварительным подсчетам, речь идет примерно о 10 тысячах проданных с 2014 года автомобилей, но это – цифры только для США, в глобальном масштабе они могут вырасти до 85 000 экземпляров.

Немецкие страдания

Но еще более серьезным выглядит заявление от самого концерна Volkswagen: «Было установлено, что для некоторых моделей при испытаниях были заявлены слишком низкие данные о выбросах CO₂, а, таким образом, и о расходе топлива. Большая часть упомянутых автомобилей оснащена дизельными двигателями». Слова «большая часть» красноречиво говорят о том, что в занижении показателей могут быть замешаны и бензиновые двигатели – 1,4-литровые четырехцилиндровые агрегаты.

Кстати говоря, в Volkswagen акцентировали внимание на том, что более новый двигатель EA288 – наследник EA189 – не имеет «обманного устройства» и соответствует заявленным цифрам. Если информация правдива, то это несколько облегчит жизнь концерну, поскольку иначе число автомобилей, вовлеченных в скандал, значительно возросло бы.


Volkswagen-Touareg_2015_1600x1200_wallpaper_2b.jpg



Тем не менее общее количество "дефектных" транспортных средств, выпущенных концерном под брендами Volkswagen, Audi, Skoda и Seat, составляет около 11 миллионов. Основную проблему для производителя на данный момент представляют машины, реализованные в США, но европейские подразделения концерна не остаются без внимания – в частности, серьезные санкции, в том числе уголовные, грозят английскому отделению.

Законодательство не обходит стороной и немецкое руководство. Через неделю после публикации уведомления о нарушении на сайте EPA глава Volkswagen Мартин Винтеркорн объявил о том, что покидает свой пост, прося о досрочной отставке. Он уточнил, что концерну «нужно начать всё с чистого листа – в том числе, в плане персонала». Спустя несколько дней место руководителя занял глава компании Porsche Маттиас Мюллер, пообещав «доскональное расследование и максимальную прозрачность», но история с господином Винтеркорном, возможно, еще не закончена. Он сам отрицает свою осведомленность о том, что некоторые автомобили были оснащены «обманными устройствами», но в случае, если будет доказано обратное, ему грозит наказание вплоть до тюремного заключения.

Volkswagen тем временем разрабатывает стратегии по выходу из сложившейся ситуации, причем большое внимание уделяется не только непосредственной ликвидации последствий, но и удержанию покупательской аудитории.


volkswagen_touareg_v6_tdi_us-spec_6.jpeg



Первые шаги, разумеется, будут связаны с устранением проблем в уже проданных автомобилях. Немцы подошли к этому педантично и создают отдельные веб-сайты по брендам и странам, на которых можно будет проверить свой автомобиль, а также будет даваться актуальная информация по ходу работы и списку действий, которые необходимо предпринять владельцам «нечестных» машин. Стоит отметить, что процесс устранения проблем может быть довольно непростым, поскольку одной только перепрошивки программного обеспечения блока управления может быть недостаточно – возможно, в ход пойдут и аппаратные методы в виде замены форсунок и даже замены или добавления в систему бака мочевины. Различия в методах могут быть связаны с национальной спецификой – например, в США «хитрые» авто продавались в рамках программы «Чистый дизель», что идет вразрез с произошедшим. В Европе же требования по составу выхлопных газов и другие нюансы могут несколько отличаться, поэтому приведение автомобилей в порядок, возможно, потребует меньших усилий.

Но раскошелиться немцам придется не только на это: в компании уже рассматривают возможность выкупать автомобили, попавшие под скандал, если владельцы пожелают их вернуть. Если расхождение между реальными данными и заявленными показателями выбросов превысит 10%, покупатели смогут воспользоваться своим правом вернуть «некондиционный» товар. Для Volkswagen это может означать еще более 10 миллиардов расходов, а ведь программа выкупа – не единственное затратное мероприятие. В США и Канаде Volkswagen запускает кампанию по выплате компенсаций покупателям, приобретавшим «Чистый дизель», а в Англии запускаются скидочные программы, нацеленные на сохранение и поддержание спроса: в зависимости от модели скидка на новый автомобиль может составить от 400 до 1 500 фунтов.

Отчасти это связано и просто с тем, что продажи новых автомобилей несколько снизились в октябре – не только у Volkswagen, но и на рынке в целом. Немецкий концерн тем не менее потерял недавно завоеванное лидерство по объему продаж, уступив его японцам из Toyota.


Volkswagen-Touareg_2015_1600x1200_wallpaper_11.jpg



Из последних новостей стоит упомянуть сокращение инвестиций в расширение производства и сопутствующую закупку оборудования, о котором заявил новый глава компании Маттиас Мюллер. По его словам, сумма, заложенная в бюджете на 2016 год, будет на миллиард меньше той, что обычно выделяется на эту статью расходов. Помимо этого, руководство намерено «жестко расставить приоритеты» для всех предстоящих затрат, отложив или даже отменив планы, не имеющие первоочередной важности. Так, например, под вопросом оказалась разработка электрической версии представительского седана Phaeton, а возможно и сборка текущего поколения автомобиля, которую могут перенести на другой завод с целью сокращения расходов.

Вместо заключения

Выводов мы по-прежнему делать не будем: во-первых, мы можем увидеть и дальнейшее развитие истории, а во-вторых, лишняя драма здесь пока ни к чему. Вновь отметим, что на фоне «публичной порки» Volkswagen никто не стремится выступить в лучшем свете, заявив о своей кристальной честности: с одной стороны, это излишняя дерзость, с другой – несколько подозрительная тишина.

В конце стоит упомянуть заявление, которое сделало руководство компании своим сотрудникам: те, кто пойдет на «сделку со следствием», не будут уволены. Да-да, дело, похоже, настолько запутанное, что без чистосердечных признаний и опроса «соучастников» не обойтись – иначе трактовать такое предложение нельзя. В Volkswagen пообещали, что те, кто был осведомлен о происходящей фальсификации результатов и разработке «обманных устройств», могут помочь следователям, рассказав все, что им известно. Взамен гарантируется сохранение трудоустройства, правда, в зависимости от «тяжести» признания работника могут перевести на другую должность.

Ситуация, откровенно говоря, диковатая, но она хорошо иллюстрирует происходящее: либо о «технологии обмана» знали многие, включая руководство, либо это была тонко спланированная стратегия, в детали которой были посвящены лишь непосредственные исполнители. Впрочем, и тот и другой вариант говорят о главном: или информация известна и тщательно скрывается, или… в компании произошло мощное расслоение, приведшее к тому, что руководство не знает, что в ней происходит. А уж какое из этих двух зол хуже – вопрос открытый...


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings